Как сделать отмостку своими руками: Отмостка своими руками — пошаговая инструкция заливки

Содержание

инструкция изготовления конструкции и её монтажа, исправление и избежание ошибок

Содержание

  • Для чего нужна конструкция: техническое предназначение
  • Что и как: этапы работы
  • Технология монтажа: особенности
  • Работа над ошибками
  • Профилактика неудач

Если вести речь о том, как надежно защитить дом от негативного влияния на него внешних факторов, например, таких как талая вода, стекающая после дождя влага, то трудно обойти вниманием обсуждение вопроса о том, как же конструируется отмостка фундамента своими руками.

к содержанию ↑

Для чего нужна конструкция: техническое предназначение

Именно благодаря этой нехитрой структуре блокируется потенциальная возможность попадания лишней жидкости в почву и, соответственно, ее последующее размытие и проседание. Понятно, что все это имеет крайне негативное последствие для дома – его строительное основание может проседать. Именно этому, по сути, и препятствует пресловутая отмостка вокруг фундамента.

Ниже будет рассмотрен интересующий многих людей вопрос о том, как же самостоятельно сконструировать качественную защитную строительную систему, какого рода исходные ресурсы изначально потребуются для осуществления этой цели, а также остановимся на обсуждении того факта, каким образом можно добиться того, чтобы нововозведенное хозяином сооружение прослужило ему значительно дольше.

Тема о предназначении отмостки как таковой особых противоречивых вопросов не вызывает, без нее не обойтись в любом случае, с каким бы зданием мы не имели дело. То ли это будет капитальное сооружение, то ли времянка, все равно придется самому сделать отмостку фундамента.

к содержанию ↑

Что и как: этапы работы

Техника и последовательность изготовления указанной конструкции носит следующий характер. Во-первых, система защиты должна обязательно выступать над поверхностью почвы, а также быть погруженной в нее не меньше, чем на 10-15 см. Зачем это нужно? А затем, что:

  • Прежде всего, проложенный толстым слоем бетон изначально препятствует процессам деструкции – растрескиванию и дальнейшему разрушению – значительно дольше; 
  • Помимо этого, именно такой избранный подход к организации работы позволяет предотвратить существенное промокание грунта под самой отмосткой после того, как выпало значительное количество природных осадков.

Как вывод – стоит вырыть котлован вокруг дома, которому свойственны такие размерные параметры: 10 см – глубина конструкции, 0, 4 м и больше – ширина.

Говоря о последнем параметре, необходимо остановиться на конкретизации нескольких фактов:

  1. Так, чем больше будет величина отмостки – точнее, ее ширина – тем более затрудненным будет путь воды, движущейся по направлению к фундаменту;
  2. Следует учитывать тот факт, что зачастую отмостка выступает неким инструментом, который позволяет хозяевам подобраться к самому дому – об этом стоит подумать тогда, когда строитель будет заниматься ее конструированием.

В любом из указанных случаев отмостка фундамента своими руками возводится под наклоном от дома с небольшим углом. Делается это для того, чтобы лишняя вода стекала в почву. Именно поэтому для того, чтобы конструкция была полноценной, стоит еще и соорудить специальную опалубку. Для идеального результата необходимо добиться целостности сооружения, избегая всякого рода соединительных линий, стыков и дополнительных вставок в промежутках системы.

к содержанию ↑

Технология монтажа: особенности

Чтобы сама опалубка была максимально ровной, стоит дополнительно установить маяки. Их расположение должно быть сконцентрировано исключительно вокруг возводимого здания. Для того чтобы соорудить одну из этих установок, можно взять один край от деревянной опалубки, а для второго применим конструкционный профиль, выполненный из гипсокартона типа ud с направляющими свойствами.

Предварительно, перед тем, как монтировать маяки, следует провести ряд подготовительных мероприятий. К основным из них относятся следующие:

  • Необходимо осуществить засыпание мощным слоем щебенки вырытого вручную либо же с применением специальной техники котлована, полученную массу хорошо и плотно утрамбовать.
  • Произвести надежное армирование. С этой целью можно использовать железобетон – он и трескается реже, и грунт не будет проседать.

Процесс осуществляется при помощи сетки из металла с ячейками размером 100х100 мм либо же непосредственно арматурой. Первый стройматериал имеет значительно меньшую цену, да и подлежит боле удобной эксплуатации. Лишь после того, как сам армирующий пояс уложен, можно приступать к тому, чтобы устанавливать структурные маяки и отливать саму конструкцию. 

к содержанию ↑

Работа над ошибками

Важно помнить о том, что правильная отмостка фундамента предполагает надежное укрепление ее «проблемных мест», а именно стыков – зон прилегания защитной конструкции к стенам здания. Часто уже сразу после высыхания строительного бетона возникает немаленькая трещина, через которую тут же начинает протекать в помещение талая или дождевая вода. Именно поэтому стоит усилить этот «пробел». Сделать это можно при помощи перфоратора, создав конструкцию так, чтобы бетон чуть-чуть – не более чем на 35 см – прошел вглубь стены.

К сожалению, этой процедуры не достаточно. Стоит дополнительно просверлить несколько отверстий, в которые будет вбита арматура. Только такая технология помогает максимально защитить соединение самой отмостки фундамента и стены строительного сооружения. Именно этим методом можно навсегда предотвратить возникновение трещин любой величины в этом месте строения.

Загвоздка для большинства мастеров состоит в том, чтобы перед началом работы правильно изготовить раствор, смешав ингредиенты в нужных для оптимального результата пропорциях.

Большая ошибка – делать смесь аналогичную той, которая является пригодной для монтажа стяжки. В большинстве случаев даже интенсивное армирование не поможет цементной технологии смешанного раствора в условиях крайне агрессивной внешней среды либо же открытого пространства, поэтому технология подобного рода в данной ситуации не применима, не надежна.

На помощь в данной ситуации приходят строительный бетон, а также дополнительные ингредиенты, оснащенные морозостойкими свойствами. Непосредственно бетонная смесь готовится исходя из пропорции ингредиентов 3 на 1 (на одну часть цемента добавляется три части песка со щебнем), а вот жидкость заливается до тех пор, пока создаваемый раствор не приобретет такой уровень плотности, чтобы не возникала возможность его стекания по склону.

Добавки термостойкого свойства добавляются исходя из рекомендаций на их упаковке. Далее бетонная смесь выливается вглубь опалубки. В этой ситуации, по факту, нет ничего сложного, стоит лишь правильно приготовить раствор. Далее качественно выровняете его с использованием специальной линейки и оставьте на некоторое время до последующего застывания.

к содержанию ↑

Профилактика неудач

В вопросе, как сделать отмостку фундамента своими руками, важен механизм процесса качественного застывания бетона. Его обязательно стоит проконтролировать. Важно осознавать, что для осуществления процесса монтажа сооружения конструкционный раствор не должен избавляться от влаги очень быстро.

Если же это все-таки произойдет, то бетон потеряет свои строительные свойства, начнет растрескиваться, потеряет свою форму. Соответственно, вся проделанная ранее работа, направленная на то, чтобы утепленная отмостка фундамента была надежной, пойдет насмарку.

Как же предотвратить подобную ситуацию? Сделать это можно двумя основными способами:

  1. Выложить под арматуру слой уплотнителя из рубероида либо же мощного полиэтилена.
  2. Подливать в бетон воду во время его застывания.

По большому счету, поливать строительный материал придется в любой ситуации.

На конечном этапе работы проводится утепление фундамента и отмостки при помощи дополнительных конструкций. По большому счету, в целом, работа несложная, но, как видно, обязательно потребуется бетономешалка.

Несколько слов о ремонтных работах по восстановлению уже сконструированной отмостки для фундамента. Так, бывают ситуации, когда уже готовое сооружение начинает давать трещины, которые необходимо в обязательном порядке расшивать, а также заливать с использованием специального раствора цемента. Самые большие неприятности, как уже говорилось выше, подстерегают хозяев в зоне стыка возведенной конструкции и защитного сооружения. Для их заделки чаще всего применимы специальные герметики либо порозаполнители с гидроизоляционными функциональными характеристиками.  Если же щель стала уже очень большого размера, нужно ее устранить, залив бетоном. Вот так и обстоит дело с устройством отмостки для фундамента своими руками.

ОТМОСТКА своими руками — фото и чертежи | Своими руками

  1. Нужно определиться с шириной отмостки. Лучше сделать ее не меньше метра: и расстояние, на которое отступает крыша от стен, перекрыто, и ходить удобно.
  2. Теперь нужно узнать, на какой глубине залегают грунтовые воды. Многие этим пренебрегают, а зря: отмостку может зимой порвать.
  3. Нужно узнать глубину промерзания грунта. Эти данные для каждого региона содержатся в Строительных нормах и правилах – СНиП 2.02.01-83.

Если грунтовые воды расположены выше глубины промерзания грунта, то отмостку делаем так: снимаем на два штыка лопаты грунт вокруг дома, засыпаем в траншею слой щебенки толщиной 10 см, трамбуем ее торцом небольшого бревна. Дальше засыпаем слой увлажненного песка – тоже 10 см (это нужно, чтобы он самоуплотнился), на него кладем гидроизоляцию (например, еврорубероид) с нахлестом на фундамент дома.

Будущая отмостка не должна соприкасаться с фундаментом дома, иначе она отойдет от него, и пропадет весь смысл работы.

Потом укладываем утеплитель (например, полистирол). Он нужен для того, чтобы грунтовая вода не замерзала и не рвала бетон.

На этом этапе можно подумать про уклон отмостки. Многие дачники делают это на глазок, а по-моему, он должен быть в пределах от 1 до 10°. Но как это определить в полевых условиях? Да очень просто: если со стороны фундамента дома отмостка будет выше противоположного края на 1 см, то вот вам и Г. Сделаете 5 см -будет 5° (см. схему 1). И так далее.

Еще один важный момент: отмостка не должна быть залита сплошной лентой, потому что бетон хорошо воспринимает нагрузку на сжатие, а на растяжение он слаб. И если ленту соорудить без деформационных швов, то она обязательно потом растрескается (фото 1).

Швы эти делаем так: по всей длине ставим на ребро доски на расстоянии 2,5 м друг от друга и перпендикулярно полотну отмостки (если собираетесь оставить их после заливки на месте, надо заранее обмазать дерево со всех сторон битумной мастикой, если решили убрать – тогда образовавшиеся зазоры надо залить жидким стеклом).


ВСЕ ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ЭТОЙ СТАТЬИ НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ >>>

Теперь выставляем опалубку: доски надежно крепим либо забитыми в землю кольями, либо упорами.

Перед тем как приступить к армированию, рекомендую постелить на утеплитель полиэтиленовую пленку с нахлестами на опалубку. Она при заливке не даст вытечь цементному «молочку» через щели между досками. Да и сами доски не будут прилипать бетону.

Для армирования лучше всего подходят ребристые металлические пруты диаметром 8-10 мм. Если вы разделили отмостку на прямоугольники 1×2,5 м, то длина одних стержней должна быть 2,4 м, а других – 0,9 м.


Ссылка по теме: Устройство отмостки вокруг дома


Сначала укладываем параллельно фундаменту длинную арматуру, отступая от опалубки 5 см (расстояние между стержнями – 10 см).

При этом арматура не должна лежать на пленке! Под нее можно положить деревянные бруски толщиной 5 см или пластиковые подрозетники. Потом укладываем короткие стержни перпендикулярно фундаменту. Можно вместо металлической арматуры применить пластиковую (у нее тоже хорошие характеристики, весит она меньше, а стоит дешевле). Каждое пересечение стержней связываем проволокой диаметром 0,8-1,5 мм (продается на базах вместе с арматурой).

Толщина отмостки должна быть 10-15 см. Бетон лучше брать марки М300-М350. Заливать его надо очень аккуратно (ваша жена ведь не бросает сметану в борщ, а аккуратно ее кладет). Следите, чтобы под действием массы раствора арматурная сетка не съехала с подпорок. После заливки бетон нужно провибрировать, чтобы вышел воздух.

И вообще, после заливки за бетоном нужно ухаживать, как за любимой женой. Да, да, многие этим пренебрегают, а ведь это тоже влияет на прочность отмостки. Ее нужно укрыть, чтобы влага в бетоне не сильно испарялась. Если этого не сделать, то на поверхности бетона могут появиться трещины. Если погода стоит солнечная, то ежедневно, два раза в сутки, бетон нужно обильно поливать из шланга водой (а потом опять укрывать пленкой).

Опалубку можно снимать не раньше через семь дней (фото 2). На этом многие заканчивают работу, но по правилам необходимо сделать еще желобок для отвода дождевой воды. Можно вылить его тоже из бетона, а можно распилить вдоль пластиковые трубы, уложить их внахлест и закопать в землю у отмостки под уклоном. А можно рядом с отмосткой закопать швеллер, предварительно покрасив его битумной мастикой. На четырех углах дома находим самый низкий уровень земли и в этот угол и отводим воду (схема 2).


Читайте также: Как с делать отмостку своими руками – варианты


Там от угла отмостки делаем в виде желобка отвод на 1,5 м, выкапываем лунку глубиной 50 см и засыпаем ее щебенкой. В процессе эксплуатации отмостки следим, чтобы желоб был пустой и не забивался землей, иначе сток не будет работать.

■ Схема 1. Устройство отмостки (если грунтовые воды расположены ниже глубины промерзания грунта)

©А. ЛЕВА г. Новосибирск

ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ МАСТЕРОВ И МАСТЕРИЦ, И ТОВАРЫ ДЛЯ ДОМА ОЧЕНЬ ДЕШЕВО. БЕСПЛАТНАЯ ДОСТАВКА. ЕСТЬ ОТЗЫВЫ.

Ниже другие записи по теме «Как сделать своими руками — домохозяину!»

Подпишитесь на обновления в наших группах и поделитесь.

Будем друзьями!

в поддержку слепоглухих учащихся | n2y Blog

Представьте, что вы не видите и не слышите, а ваше окружение состоит только из вещей, которые находятся в пределах досягаемости. Как бы вы себя чувствовали и как бы вы общались? Что может случиться с вашим чувством безопасности?

Для тех, кто живет без зрения и слуха, мир может показаться уединенным и запутанным местом. Их обоняние, осязание, вкус и равновесие становятся мостом к внешнему миру.

Что такое слепоглухота?

«Слепоглухие» — это название категории инвалидности, включенной в Закон об образовании лиц с ограниченными возможностями (IDEA). IDEA определяет слепоглухих детей как детей с нарушениями слуха и зрения, которые вместе «создают такие серьезные потребности в общении и другие потребности в развитии и обучении, что [учащиеся] не могут получить надлежащее образование без специального образования и сопутствующих услуг, помимо тех, которые предоставляются исключительно детям. с нарушениями слуха, нарушениями зрения или тяжелыми формами инвалидности». Слепоглухота встречается редко; на самом деле, по данным 2019 г.Согласно Национальному подсчету глухих и слепых детей, в Соединенных Штатах только около 11 000 детей с диагнозом получают специальные образовательные услуги.

Некоторые слепоглухие люди могут потерять одно или оба чувства в результате несчастного случая или болезни, но большинство рождаются с этим заболеванием из-за наследственных синдромов, внутриутробных осложнений или недоношенности. Почти 90% слепоглухих детей имеют одно или несколько дополнительных нарушений, наиболее распространенными из которых являются когнитивные нарушения, физические нарушения и сложные медицинские потребности, которые часто приводят к слабости здоровья.

Потеря зрения

У некоторых слепоглухих наблюдается полная потеря зрения. Другие могут считаться «юридически слепыми», что означает, что их зрение не может быть скорректировано лучше, чем 20/200 в их лучшем глазу, или их поле зрения составляет 20 градусов или меньше в их лучшем глазу. У некоторых других может быть корковое нарушение зрения (CVI), которое представляет собой неврологическое расстройство, которое влияет на визуальную обработку и не является органической проблемой глаз.

Потеря слуха

Не все слепоглухие люди имеют полную потерю слуха. У некоторых слух улучшается с помощью слуховых аппаратов или кохлеарных имплантов. Но даже при наличии этих опор слух никогда не восстанавливается полностью.

У некоторых слепоглухих людей имеется центральное расстройство слуховой обработки, которое возникает при отсутствии потери звуковой чувствительности, но сенсорная информация не обрабатывается адекватно в головном мозге.

Жизнь со слепоглухими

Для слепоглухих потеря слуха и зрения имеет большое значение, а в сочетании они представляют собой уникальные и непреодолимые барьеры.

Развитие

Проблемы развития обычно начинаются в младенчестве и продолжаются во взрослом возрасте.

Визуальное обучение

Когда большинство младенцев познают окружающий мир, они делают это в основном глазами. Когда младенцы начинают переворачиваться и ползать, визуальные объекты привлекают их внимание и способствуют подвижности и исследованию окружающей среды. Это, в свою очередь, способствует развитию когнитивных, социальных, двигательных и языковых навыков. Слепоглухие младенцы пользуются руками; их обоняние, вкус и равновесие; и осознание тела, чтобы узнать об окружающей среде. Они учатся и развиваются, но совершенно иначе, чем их сверстники со зрением и слухом.

Функциональный язык

К тому времени, когда ребенок развивает речевую речь, он уже слышит тысячи произнесенных слов и предложений и имеет довольно большой рецептивный словарный запас. Родители глухих детей часто используют американский язык жестов (ASL), и эти дети изучают язык с той же скоростью, что и слышащие дети. В младенчестве они начинают имитировать язык жестов так же, как слышащие дети начинают лепетать. Дети, которые не слышат и не видят язык, пропускают эту важную часть изучения языка, поэтому они сильно отстают от сверстников в развитии функционального языка.

Случайное обучение

Случалось ли вам когда-нибудь наблюдать за кем-то или слушать кого-то и вдруг осознавать, что у вас было большое неправильное представление о чем-то? Может быть, это было знание того, что надеть на определенное мероприятие, или понимание определенной концепции. Этот вид случайного обучения часто отсутствует у слепоглухих детей, что вызывает дефицит социальных, функциональных и академических навыков. В результате этим навыкам необходимо обучать в явном виде, а их изучение зависит от функционального метода общения.

Изоляция

Изоляция — это реальность для многих слепоглухих. Хелен Келлер сказала: «Слепота отделяет человека от вещей, а глухота отделяет его от людей». Если личное взаимодействие ограничено областью, определяемой досягаемостью руки, это взаимодействие прекращается, когда человек выходит за пределы этой сферы. Дополнительная проблема заключается в том, что многим людям не нравится физический контакт, а в эпоху COVID-19 физическая близость часто запрещена. Когда во время пандемии дистанционное обучение стало нормой, учащиеся со сложными потребностями, такими как слепоглухота, часто оставались без внимания.

Связь

Некоторые слепоглухие люди читают и пишут шрифтом Брайля. Другие могут использовать тактильный язык жестов, на котором знаки, подобные тем, которые используются в ASL, наносятся на тело или руку человека. А некоторые могут использовать тактильные или визуальные символы или объекты или даже простое физическое прикосновение для общения. Поведение также функционирует как общение, особенно когда нет других вариантов. Часто при анализе проблемного поведения обнаруживается, что оно функционирует как сообщение о желаниях или потребностях людей, у которых нет других средств для передачи этих сообщений. Иногда требуется функциональная поведенческая оценка, чтобы выяснить, какое сообщение передается поведением. Важно следить за попытками общения нетрадиционными способами и превращать эти попытки в функциональное общение.

Подсказка «рука-под-рукой»

Память о важности рук у слепых детей может помочь нам понять, почему важно использовать подсказку «рука-под-рукой» для поддержки и обучения слепоглухих учащихся. Подсказка «рука под рукой» означает, что ученик кладет свою руку поверх руки учителя, после чего учитель выполняет задание или направляет ученика к определенному месту, объекту или тактильному символу. Думайте об этом как о ребенке, который слушает и смотрит.

Когда рука ребенка лежит поверх чужой, ребенок контролирует то, что он делает, точно так же, как обычный человек отвечает за то, куда смотрят его глаза или что они слушают. Хотя от суфлера может потребоваться больше терпения, это более уважительно по отношению к человеку, которому подсказывают.

Например, вы бы не стали брать в руки лицо другого человека, чтобы заставить его смотреть на определенную вещь; это будет считаться навязчивым и неуместным. Тем не менее, это похоже на предотвращение того, чтобы человек «смотрел» руками, используя подсказку «рука-за-руку» вместо «рука-под-рукой».

Пример подсказки «рука-под-рукой»

В классе подсказка «рука-под-рукой» может выглядеть следующим образом: к ящику с манипуляторами, а затем высвободила свои руки из-под его. В качестве альтернативы, у студента будет возможность убрать свои руки с рук вмешавшегося в любое время, при этом вмешивающийся уважает выбор студента и ждет, чтобы взять на себя инициативу.

Команда

Те, кто учит, заботится и любит слепоглухих, знают, что они могут стать спасательным кругом для внешнего мира. Хотя есть много типов людей, которые составляют сплоченную команду для слепоглухих, следующие люди особенно полезны.

Семья

Семья ребенка должна участвовать в формировании образовательной и коммуникативной программы на каждом этапе пути.

Вмешательство

Эти люди проходят специальную подготовку для облегчения и поддержки общения, социального и функционального развития. Во время COVID‑19пандемии, когда во многих школах обучение было дистанционным, наличие личного помощника для слепоглухих учеников было необходимо.

Специалисты по ориентации и мобильности

Эти специалисты работают один на один с учащимися, чтобы помочь им развить навыки ориентироваться в школьной, домашней и общественной среде.

Учителя для слабовидящих и для слабослышащих

Эти сертифицированные учителя специализируются на поддержке учащихся с нарушением зрения или слуха. Оба обеспечивают обучение и поддержку отдельных учащихся в коммуникативных навыках, связанных с инвалидностью, таких как шрифт Брайля и ASL. Они предлагают стратегии и вмешательства, которые помогают устранить барьеры, чтобы учащиеся могли получить доступ к учебной программе, учебным материалам и физическому окружению. Для слепоглухих учащихся важно, чтобы эти преподаватели сотрудничали друг с другом и вносили свой вклад в IEP.

Чем вы можете быть полезны

В целом

  1. Помогите найти подходящего специалиста, знакомого со слепоглухими, для проведения комплексного когнитивного, медицинского, социального и физического обследования и отчета о нем.
  2. Предполагается, что компетентность способствует росту и независимости.
  3. Носите одежду, контрастирующую с цветом вашей кожи, чтобы помочь учащимся с остаточным зрением различать жесты, язык тела и язык жестов.
  4. Следите за полем зрения и ограничивайте зрительный ввод этой областью.
  5. Идентифицируйте себя при входе в помещение и сообщайте, когда уходите, с помощью голосовых подсказок, если у учащегося есть остаточный слух, или тактильных подсказок, если нет.
  6. Осознайте свои тревоги, предубеждения и страхи.

В классе

  1. Обозначьте области класса с помощью этикеток Брайля и самоклеящихся точек. Для детей, которые не используют шрифт Брайля, попробуйте тактильные символы.
  2. Обеспечьте достаточное время ответа после того, как зададите вопрос, дадите указание или поручите задание.
  3. Используйте тактильные маркеры для важных областей, лестниц и даже людей. Подумайте о том, чтобы сотрудники носили ремешки или браслеты с тактильным символом, который поможет учащимся узнавать их.
  4. Используйте тактильные расписания и анализ задач (может помочь 3-D принтер).
  5. Создайте систему тактильных сигналов, чтобы помочь учащимся воспринимать неожиданные события. Например, если проводится пожарная тревога, попытка резко оказать физическую помощь слепоглухому учащемуся может вызвать замешательство, страх или агрессивную реакцию. Преподаватели, сотрудники и учащиеся должны спланировать индивидуальную систему оповещения, например, нарисовать пальцем большой крестик на спине учащегося.
  6. Создайте удобную зону, обставленную сенсорными предметами и доступными материалами для чтения, чтобы учащиеся могли отдохнуть от рутинной работы в классе или сесть где-нибудь, кроме инвалидной коляски.
  7. Уменьшите беспорядок в классе, на стенах и в коридорах.
  8. Используйте мягкий равномерный свет и по возможности избегайте флуоресцентного света. Помните о бликах и уменьшайте их, используя шторы или движущиеся сиденья.
  9. Увеличьте контраст, чтобы выделить важные области в классе. Например, двери должны контрастировать со стенами и не оставаться приоткрытыми. Поэкспериментируйте с цветовыми сочетаниями, например с черным на желтом фоне, и цветовыми наложениями, которые могут помочь некоторым учащимся лучше видеть.
  10. Создавайте тактильные книги и адаптированные книги с мультисенсорными компонентами.
  11. Тщательно организуйте уроки и занятия для учащихся и используйте тактильные, визуальные или слуховые подсказки или процедуры, чтобы определить начало, середину и конец каждого урока.
  12. Используйте световой короб для слабовидящих учащихся. Он обеспечит необходимый контраст и может служить для определения рабочего пространства и подсказки учащемуся, когда пора приступить к учебному заданию.

Хотите узнать больше?

Дополнительную информацию см. в этих ресурсах: