Дорожки из брусчатки на даче своими руками: Как сделать садовую дорожку из брусчатки по всем правилам
Укладка тротуарной плитки своими руками: 5 советов
В последнее время популярно стало делать на участке садовые дорожки, выложенные из тротуарной плитки.
В принципе, оно и понятно почему — ведь ничего сложного здесь особо нет: подготовил основание, уложил сверху заранее купленную брусчатку, и все дела. Дорожка получается симпатичной и аккуратной.
Однако в этой кажущейся простоте скрывается подвох, который незаметен невооруженным взглядом, но при этом способен доставить немало хлопот.
Дело в том, что пренебрегая правильной подготовкой основания, можно попросту провозиться зря, потому что через некоторое время плитка просядет и тогда придется все переделывать. А оно вам надо?
Чтобы этого избежать, важно ответственно подойти к тому, как именно вы подготавливаете основание под брусчатку. А также поделимся другими полезными советами.
Содержание
Как правильно подготовить основание под тротуарную плитку
В сегодняшней статье рассмотрим один из способов подготовки, которым поделился автор YouTube канала «Дачный период».
Основные этапы работ
Первым делом необходимо разметить участок и выкопать траншею нужного размера. После этого насыпаем на дно траншеи щебень и утрамбовываем его.
На этом этапе, прежде чем мы приступим к формированию дальнейшего «пирога», необходимо будет установить бордюры и забетонировать их.
Поверх слоя щебня укладывается геотекстильное полотно. А уже на сам геотекстиль насыпаем слой песка.
Обратите внимание: геотекстильное полотно стелят на щебень, а не на дно траншеи, с той целью, чтобы щебеночный и песчаный слой не смешивались друг с другом.
Последний слой основания под тротуарную плитку — это цементно-песчаная смесь, на которую будет укладываться брусчатка.
Выравниваем последний слой строго по уровню и приступаем к финальной части работ, ради чего все это вообще затевалось.
Видео
Подробно о том, как правильно подготовить основание под тротуарную плитку, можно посмотреть в авторском видеоролике ниже.
Дорожка на участке, делаем самиКак правильно укладывать тротуарную плитку: советы новичкам
Чтобы сэкономить, владельцы частных домов и дачных участков нередко принимают решение положить тротуарную плитку самостоятельно. Например, когда надо сделать садовую дорожку или площадку для зоны отдыха.
В принципе, желание вполне понятное. Да и работа не архисложная.
Однако, чтобы всё получилось чин чинарём, необходимо всё же придерживаться технологии работ.
В сегодняшней статье мы расскажем, как правильно укладывать тротуарную плитку. Надеемся, что эта информация будет вам полезна.
ПодготовкаПервым делом необходимо будет выкопать траншею в случае с садовой дорожкой или снять растительный слой грунта по периметру размеченного участка в случае с площадкой под зону отдыха.
Давайте рассмотрим подготовительные работы на примере садовой дорожки.
Выкапываем траншею и уплотняем грунт. Потом устанавливаем бордюры. На дно траншеи укладываем геотекстиль. Далее делаем подсыпку из щебня и песчаную подушку.
Обратите внимание: для уплотнения дна траншеи, а также для качественной трамбовки щебневой и песчаной подушки желательно использовать виброплиту.
Причём виброплиту совсем не обязательно покупать — её можно взять в аренду в магазине, который предоставляет подобные услуги.
Укладка тротуарной плиткиПрежде чем приступать к укладке плитки, необходимо выровнять верхний слой «пирога» — в данном случае это песок.
Для выравнивания используем деревянную рейку, ну а в качестве маяков выступают установленные на раствор бордюры.
Для укладки нам потребуется только резиновая киянка, с помощью которой выравниваются углы плитки, чтобы была единая ровная плоскость.
ВидеоПодробнее о том, как правильно укладывать тротуарную плитку, вы можете посмотреть в авторском видеоролике ниже. Своим личным опытом с нами поделился автор YouTube канала «Виктор Мараховский».
Как правильно укладывать тротуарную плиткуОсобенности подготовки основания под тротуарную плитку
Чтобы садовая дорожка или площадка из тротуарной плитки прослужила долго, необходимо правильно подготовить основание. В сегодняшней статье рассмотрим этот процесс подробно.
Своим личным опытом подготовки основания под брусчатку поделился с нами автор YouTube канала «Роман Зайцев».
Основные этапы работПервым делом необходимо выкопать плодородный слой земли на глубину около 20 см и уплотнить грунт.
Если вы планируете сделать садовую дорожку из тротуарной плитки, то ширину траншеи нужно сделать на 20-30 см больше ширины дорожки, чтобы можно было установить и зафиксировать бетонные бордюры.
Собственно, именно с установки бордюров мы и начинаем процесс создания садовой дорожки.
Бордюры устанавливаются на цементно-песчаный раствор (соотношение цемента и песка — 1:3). Предварительно нужно сделать подсыпку из щебня По бокам бордюры также обмазываем раствором.
Общая высота «боковых стенок» должна быть не более 22-23 см (причём высота самого бордюра составляет 20 см).
На следующем этапе необходимо будет засыпать подготовленную траншею песком слоем около 5 см. Расстояние от песчаной подушки до верха бордюра должно быть 20 см.
После того как засыпали траншею песком, надо утрамбовать его. Можно сделать это как вручную — с помощью самодельной трамбовкой, так и виброплитой.
Сверху песчаной подушки засыпаем щебень слоем около 10 см. Его также необходимо утрамбовать. Расстояние от щебня до верха бордюра должно быть примерно 9-12 см.
Поверх щебня нужно будет засыпать слой гарцовки — это смесь цемента и песка в соотношении 1:6. Толщина слоя — около 5 см.
Основание готово. Теперь можно смело приступать к укладке тротуарной плитки.
Самый удобный и быстрый способ укладки тротуарной плитки
Будем делать небольшую площадку возле уличной мангальной зоны и заодно поделимся быстрым и удобным способом укладки тротуарной плитки.
Необходимые материалы:
- песок;
- цемент;
- пластификатор;
- фиброволокно;
- пластиковая арматура;
- краситель для бордюра (по желанию).
Обратите внимание: в данном случае используется самодельная тротуарная плитка. Но если у вас нет времени на ее изготовление, то можно обойтись покупной.
Своим личным опытом укладки тротуарной плитки поделился с нами автор YouTube канала «Дачный Москит».
Основные этапы работСначала подготавливаем место под площадку возле мангальной зоны — удаляем верхний растительный слой (при его наличии) и уплотняем грунт ручной трамбовкой.
Далее надо будет приготовить гарцовку — смесь песка и цемента в соотношении 4:1.
Выставляем маяки из деревянных реек (если глаз — алмаз, можно обойтись и без них), и высыпаем на подготовленное основание гарцовку. Разравниваем её по уровню строительным правилом или ровной деревянной рейкой — как вам удобнее.
Далее приступаем к укладке тротуарной плитки. Кладём её на гарцовку и утапливаем резиновой киянкой. Периодически проверяем уровень.
После того как уложили всю плитку, проливаем её водой — можно из шланга (только напор не должен быть большим) или садовой лейки.
Когда поверхность высохнет — просыпаем межплиточные швы.
Можно использовать как обычный песок, так и гарцовку (соотношение песка и цемента — 5:1).
Далее проливаем межплиточные швы водой из бутылки, а потом из шланга или садовой лейки проливаем всю поверхность площадки.
В завершении останется только сделать бетонный бордюр. По периметру площадки устанавливаем опалубку и заливаем бетоном (цемент + песок + пластификатор + фиброволокно). Армируем пластиковой арматурой.
ВидеоПодробно о том, как сделать такую площадку из тротуарной плитки, рекомендуем посмотреть в авторском видеоролике.
Укладка тротуарной плитки своими руками в мангальной зонеПравильная технология укладки тротуарной плитки
В данном обзоре автор показывает технологию укладки тротуарной плитки. Возможно, эта информация кому-то окажется полезной.
Первым делом необходимо выкопать грунт по всей площади, где будет укладываться плитка, на глубину 20 см.
Из них 10 см — это будет «подушка», 4 см — полусухой бетон. Плитка имеет толщину 6 см (размеры — 15*15 см).
Основание нужно обязательно утрамбовать. Потом автор укладывает желоба для стока воды, выдерживая уклон в нужную сторону.
Основные этапы работ
На подготовленную «подушку» укладывается геотекстиль, а сверху — металлическая сетка из арматуры.
На следующем этапе распределяем полусухой бетон по всей площади небольшими кучками.
После этого разравниваем полусухой бетон и уплотняем его с помощью виброплиты. После трамбовки поливаем бетонное основание водой.
Далее равномерно распределяем по всей поверхности слой мелкого щебня (гравия), и уже после этого можно приступать непосредственно к укладке тротуарной плитки.
На последнем этапе останется только просыпать швы между плитками мелким кварцевым песком и утрамбовать плитку виброплитой.
Андрей Васильев
Задать вопрос
Как сделать дорожки на даче своими руками из тротуарной плитки?
Дата публикации: 04.08.2017 13:59
Для оформления дорожек в саду часто используют тротуарную плитку. Если ее правильно уложить, она прослужит вам много лет. Материал, которым мостят садовые дорожки, должен обладать безопасностью, быть устойчивым к износу, экологичным и внешне красивым. Тротуарная плитка соответствует всем этим параметрам, тем более, ее можно вполне уложить собственными силами.
Начните с планирования
Перед любой строительной работой необходимо иметь план, и укладка плитки не является исключением. Прежде всего, потребуется разметить дорожки по участку. Основная обычно ведет от входа на участок до дома, вспомогательные пройдут к мастерской, огороду, беседке.
Ширина дорожек обычно выдерживается в пределах 1 — 1,5 метра, при этом на ней смогут спокойно разойтись два человека. Редко используемые дорожки могут быть шириной 0,5 — 0,8 метра.
Важно также представлять себе, какие дорожки будут функциональными, подвергающимися большим нагрузкам, а какие декоративными, например, ведущими к клумбе или беседке, по которым ходят редко. Подумайте и о том, как ухаживать за дорожками в зимнее время. Убирая снег с дорожки, посыпанной гранитной крошкой, вы разбросаете ее по сторонам, а с тротуарной плитки будет легче убирать выпавший снег.
Надо правильно выбрать толщину тротуарной плитки. Она вполне может иметь толщину 40-50 миллиметров, если речи идет о дорожках в саду, куда не заезжает легковой автотранспорт. Дорожку, способную выдержать вес машины, надо выкладывать плиткой 60-миллиметровой толщины.
Как укладывается тротуарная плитка?
Чтобы покрытие из плитки длительное время оставалось красивым и функциональным, важно качественно ее уложить, соблюдая все технологические требования.
Плитка для тротуаров изготавливается из бетона и может иметь любую форму, а, значит, садовые дорожки легко выложить так, чтобы они вписались в любой дизайн ландшафта. Прослужить плитка может до 15 лет, если правильно изготовить основание под ее укладку.
После определения контура укладываемой площади и выставления контрольных маячков можно начинать готовить основание: выполнять планировку, устраивать несущий слой, устанавливать бордюры и выкладывать под плитку песчаный выравнивающий слой.
Устройство основания для дорожки
Основание дорожки гарантирует ее долговечное существование без проседания. Между плитками, даже уложенными с минимальными зазорами, просачивается вода, и в основании надо создать дренируемый слой щебня или гравия, чтобы вода проходила в почву. Этот несущий слой может иметь толщину 10-20 см для пешеходных дорожек и 20-30 см — для мест, где проезжают или паркуются легковые автомобили. Этот слой уплотняют катком, при повышенных нагрузках устраивается 2-3 слоя.
Следом укладывается слой геотекстиля, не позволяющий материалам слоев перемешиваться между собой. Особенно важен этот слой в заболоченной местности.
Завершающий слой — отсыпка из речного песка либо смеси песка и цемента. Выполняется эта работа после установки бордюров, исключающих осадку дорожки и ее смещение в поперечном направлении, песок выравнивается немного ниже их краев, утрамбовывается виброплитой. Когда подготовительные работы завершены, можно начинать укладывать плитку.
Укладка плитки
Начинать укладку дорожки необходимо от важных элементов — от парадного входа в здание, от крыльца, от важной границы. Выкладывается плитка «от себя», чтобы верхний, заранее подготовленный слой оставался нетронутым. Чтобы обеспечить правильное расположение швов, по всей длине дорожки протягивается шнур.
Укладывают плитку, утрамбовывая ее резиновой киянкой легкими ударами. Через каждые три ряда необходимо проверять прямолинейность полученных швов. Уложив 3-5 квадратных метров плитки, еще до ее уплотнения, необходимо проверить правильность полученной поверхности двухметровым правилом или уровнем.
Категорически запрещается укладывать плитку под открытым небом на цементный раствор. Дело в том, что монолитное, не пропускающее воду основание вызовет застаивание воды в межплиточных щелях. Замерзая, вода разрушит плитку: она является основным врагом плиточного покрытия. Если же плитка уложена на песок, вода будет проходить сквозь основание и уходить в землю.
Этикет велосипедных дорожек — Колеса уступают место каблукам
Многоцелевые дорожки появляются повсюду, и это хорошо, но вам нужно практиковать хороший этикет велосипедных дорожек. Для велосипедистов велосипедные дорожки, вероятно, являются одним из самых быстрых и удобных способов передвижения по оживленным городам. Они проходят над или под оживленными дорогами и другими медленными участками, не позволяя вам попасть в пробку. Однако они могут быть опасны и причинять боль, если пользователи не знают, как правильно их использовать. Как велосипедист, вы должны учитывать свою скорость, а также четко формулировать свои намерения. Эти несколько советов помогут вам правильно вести себя на велосипедной дорожке.
Этикет велосипедных дорожек — проявите уважение
Ничто не сравнится с ощущением стеклянного, гладкого тротуара, плоского и прямого с минимальными требованиями к остановке. Но это не значит, что вы должны двигаться так быстро, как только можете. В зависимости от способностей многие велосипедисты легко достигают максимальной скорости более 20 миль в час. Велосипедные дорожки предназначены для всех, однако, чтобы оставаться в безопасности, защищать окружающих и не раздражать всех остальных, вы должны проявлять уважение к другим велосипедистам, выгульщикам собак, бегунам, фотографам, наездникам и всем, кто использует велосипедные дорожки.
Не испытание на время
Откажитесь от своего отношения к гонке на время. Ехать быстро весело, но велосипедная дорожка — не место для установления рекордов. Можно немного ускориться, если у вас есть четкая линия обзора и нет пешеходов, но, как правило, держите свою скорость под контролем. Большинство велосипедных дорожек в городах имеют ограничения скорости, которые могут быть или не быть опубликованы. Однако более длинные велосипедные дорожки, которые тянутся на многие мили по сельской местности, могут быть разными, с неограниченными ограничениями скорости. Не стесняйтесь открывать его, если вы не видите другой подошвы и условия позволяют это сделать.
Скрытый режим
Кажется, что достаточно легко свернуть с пешехода или другого более медленного велосипедиста, но необходимо смотреть на это с точки зрения пешехода; велосипеды тихие, особенно на высоких скоростях. Когда велосипед появляется из ниоткуда сзади, он может сильно испугать кого-то, даже если вы не проезжаете так близко. Правильный этикет на велосипедной дорожке дает достаточно предупреждений о том, что вы проезжаете мимо задолго до того, как окажетесь рядом с ними.
Ездить как на машине
В условиях плотного движения по велосипедной дорожке не всегда возможно оставаться в обычной очереди, и иногда приходится маневрировать между людьми. Думайте об этом как о шоссе и применяйте те же принципы, как если бы вы были в машине. Ехать по правой стороне. Пройдите слева. Действуйте как автомобиль в таких ситуациях. Справа для проезда, слева для проезда. И подчиняться всем сигналам светофора.
Устное предупреждение
Обычно кричат: «Слева!» приближаясь к другим велосипедистам или пешеходам. Если они не переедут, кричите еще раз. Если они по-прежнему не двигаются или предпочитают игнорировать вас, снизьте скорость до ползания и пройдите мимо них, если это возможно, но только если они оставят вам достаточно места. Если вы регулярно ездите по пересеченной местности, установите на велосипед небольшой звонок или клаксон; это обязательно разбудит малоподвижного или упрямого пешехода.
Сигналы рукой
Оставайтесь на своей полосе. Не бродите по всей тропе. Другие велосипедисты, не соблюдающие правила поведения на велосипедной дорожке , могут приближаться к вам сзади; только потому, что вы делаете это правильно, не означает, что все остальные делают это правильно. Перед тем, как вы развернетесь, чтобы обгонять налево, или нажмете на тормоз, чтобы остановиться, подайте сигнал рукой и оглянитесь на встречные мотоциклы.
Перекрестки и пешеходы
Будьте особенно осторожны при пересечении проезжей части, перекрестка или пешеходной дорожки. На велосипеде вы автоматически не имеете преимущества перед транспортными средствами на дороге, которую вы переходите как пешеход. Если вы спешитесь и пойдете на велосипеде через перекресток, вы станете пешеходом и получите преимущественное право проезда. Ищите тонкие дорожки, которые пересекают путь, по которому вы едете, у некоторых есть маркеры, у некоторых нет. Всегда помните о пешеходах или других велосипедистах, приближающихся к вам сбоку.
Не останавливайся на полпути
Не останавливайся посреди пути и стой там, как будто он тебе принадлежит. Одно дело остановиться, чтобы сфотографироваться, выпить из бутылки с водой или просто полюбоваться пейзажем, но остановка на полпути только навредит вам. Вы бы не остановили свою машину посреди дороги, не так ли? Отойдите в сторону, когда делаете перерыв; не делай этого на велосипеде. Если возможно, сойдите с пути; но только тогда, когда это разрешено вашими локальными правилами пути. Это правильно.
Будьте готовы остановиться
Люди непредсказуемы; собаки и дети особенно. Любой может вмешаться в разговор или погрузиться в собственные мысли и резко остановиться перед вами, даже если они услышат, как вы приближаетесь. Сбавьте темп до пешеходного, объезжая трафик, и держите руки на тормозах.
Целостность велосипеда
При езде по пешеходным дорожкам у вас должен быть полностью исправный велосипед. Ничто не поможет вам, если ваши тормозные тросы оборвутся, или ваша цепь упадет в неподходящий момент, или острый край заденет одежду пешехода. Перед длительной поездкой убедитесь, что ваш велосипед в хорошем состоянии. Перед отъездом проверьте свои тормоза и давление в шинах, и если что-то не так, исправьте это прямо сейчас.
От заката до рассвета
Если вы чувствуете, что можете выйти на улицу после захода солнца, самым важным аспектом безопасности является видимость. Установите или держите на велосипеде или в седельной сумке дешевые магнитные фонари. Носите яркую светоотражающую экипировку или добавьте светоотражающую ленту на свой велосипед. Пешеходы кажутся тенями в ночи, если вы их не видите, возможно, они видят вас. Это важно не только для соблюдения этикета на велосипедной дорожке, но и для езды в целом в условиях низкой освещенности. Оставайтесь в безопасности; всегда.
Уступка каблукам
Велосипеды — большие машины на дорожках. Они быстрее, эффективнее, но также могут быть и самыми опасными. Всегда уступайте дорогу пешеходам независимо от обстоятельств. «Колеса уступают место каблукам» — невоспетый девиз велосипедистов по любой дорожке, тротуару или шоссе, если уж на то пошло. Следуйте поговорке и правильному этикету велосипедных дорожек, и вы не ошибетесь, когда едете на велосипеде по дорожкам. Идите и наслаждайтесь ими, они созданы для вас.
Гонка за возвращение на карту тысяч миль английских пешеходных троп
Вид на Киндер Скаут, самый высокий холм в Пик Дистрикт Англии. Саймон Харрод/Flickr/CC BY 2.0«Они стали полосами отвода, потому что обычные люди использовали эти маршруты на протяжении сотен и сотен лет», — говорит Джек Корниш, руководитель кампании «Не сбивайся с пути» британской благотворительной организации Ramblers, которая в настоящее время находится в миссии. чтобы записать эти обходы. Практика свободного передвижения на протяжении многих лет приводила к многочисленным столкновениям, обычно с землевладельцами, поэтому правительство решило, что к 2026 году необходимо нанести на карту каждый исторический переулок и улицу, иначе права на частную землю будут иметь приоритет над традиционной мобильностью.
Теперь люди роются в архивах и изучают старые карты в поисках пешеходных дорожек и представляют их в местные советы на рассмотрение, чтобы их можно было добавить к официальным национальным картам Службы боеприпасов. Но не любая старая тропа через вереск не подойдет. Пути могут быть добавлены в силу текущего использования, демонстрируя, например, свидетельство того, что люди обычно использовали маршрут, не встречая сопротивления за последние 20 лет. Или частный землевладелец может уступить право проезда на своей земле. Чаще всего дорога может стать общедоступной в силу истории — своего рода вариация всех собранных обычаев, с помощью которых на протяжении столетий пешеходы отстаивали свои права на то, чтобы добраться отсюда туда. Один из самых любопытных из этих исторических прецедентов известен как «Дорога трупов».
Мертвые не ходят и не разговаривают, но у них есть опыт прокладки путей в Англии.
«Расцвет дорог мертвецов, вероятно, пришелся на раннее средневековье», — говорит Алан Кливер, который подробно исследовал эти старые маршруты со своим партнером Лесли Парком для своей книги «Дороги трупов Камбрии
«Они стали полосами отвода, потому что обычные люди использовали эти маршруты на протяжении сотен и сотен лет».
Хотя нести тело до сих пор было неудобством для живых, эта ноша считалась своего рода подарком, последним путешествием для мертвых. Те, кто несли тело, поняли, что это путешествие было «последним прощанием этого человека», — говорит Кливер. «Мы пройдем через эту деревню и ту деревню, и пусть они отдают последний долг». По общему праву дорожки, по которым труп шел к своему последнему упокоению, становились общественными тропами, своего рода духовной мостовой, в которой народная традиция имела реальное функциональное значение. Описание одного решения о пути, по которому нести тело в церковь, относящегося к 1906 Генри Пенфолда, члена Камберлендского и Вестморлендского антикварного и археологического общества, иллюстрирует долговременное влияние такого выбора:
«Смерть произошла в 1905 году в деревушке Кривой Холм, всего в шести минутах ходьбы от Старой церкви. Между двумя местами есть общественный проезд для пешеходов, а также служебная [частная] дорога между фермами. Когда наступил день похорон, было решено объехать Лонгтаунскую дорогу, так как считалось, что кратчайший путь создаст общественный проезд для транспортных средств».
В Кривом Холме был выбран более длинный и трудный маршрут по дороге общего пользования, а не срез, чтобы предотвратить обнародование частной дороги — из-за простого акта использования с трупом. Предостережения похоронной группы были вполне оправданы. «Дело о пешеходных дорожках Иртона» стало знаменательным делом 1899 года, которое тянулось четыре года и окончательно закрепило обычай общественных мертвых дорог в качестве юридического прецедента.
Томас Броклбэнк, владелец Иртон Холла в зеленом озерном крае Англии, перегородил существовавшую ранее пешеходную дорожку, которая проходила прямо за окнами его поместья, к огорчению местного жителя Джона Томпсона, который утверждал, что он имел право ходить по этому пути, окна были закрыты.
Однако существовала лазейка — для похоронной процессии мог быть предоставлен частный путь, который оставался частным, если скорбящий платил символическую плату за признание прав владельца. В мартовском выпуске Somerset County Herald за март 1938 года некая Изабель Вятт рассказала, что если «с похоронной процессии [взималась пошлина, обычно уплачиваемая булавками или пенни]: над тропой, она не стала полосой отчуждения». Борьбу за то, чтобы пешеходные дорожки оставались доступными, продолжила современная организация Ramblers, возникшая в результате активности радикальных пешеходных движений конца XIX века.го века и 1930-х годов. Они выступали за Закон о сельской местности и правах проезда 2000 года, который обеспечивал общественный доступ к открытым пространствам и позволял представителям общественности указывать пути для включения на официальные карты. Доказательства публичного использования этих путей можно найти довольно давно; историческое время в Соединенном Королевстве начинается в 1160 году — прецедент, установленный с тех пор, может использоваться для определения политики сегодня. Единственный улов? Тикающие часы. Правительство решило, что все эти недостающие следы должны быть зарегистрированы и признаны историческими к 2026 году, что может оказаться недостаточным; примерно 10 000 миль путей все еще не задокументированы. Бродяги предполагают, что их как минимум в два раза больше. Избыток заявок на признание путей — более 5000 — ожидает обработки местными органами власти, а некоторые заявки уже десять лет находятся в бюрократическом чистилище.
В Соединенном Королевстве на карту поставлено больше, чем прогулка в парке. Десятки пешеходных клубов и обществ по сохранению троп боролись — иногда ожесточенно — за права, которые у них есть сейчас.
В 1932 году сотни пешеходов устроили массовое нарушение водораздела на Киндер-Скаут, самом высоком холме в Пик-Дистрикт Англии, что привело к дракам и арестам. В 1999 году домовладелец Николас Ван Хугстратен (который нанимал головорезов, чтобы наносить удары ножом, стрелять и подбрасывать зажигательные бомбы в бизнес-конкурентов) загородил проезд в своем поместье в Восточном Сассексе стеной из холодильников и колючей проволоки и назвал Рамблеров «отбросами общества». земля» и «кучка бесправных извращенцев».
«Акт 2000 года был своего рода компромиссом в то время, — говорит Корниш. «Лобби землевладельцев говорило: «Но нам нужна точка отсечки, когда вы можете добавить эти исторические права проезда на карту».
Старая материнская церковь в Бьюкасле. Предоставлено Аланом Дж. КливеромИтак, Бродяги и другие должны установить историческую запись об этих полузабытых правах проезда. Забытые тропы, такие как старые дороги мертвецов, являются хорошим дополнением, и документация для их установления может состоять из словесных описаний, а также картографии. Один гражданин представил на рассмотрение отчет о пешеходной дорожке на южном побережье Англии, взятый из дневников Вирджинии Вульф. Дорога вела от ее дома, Дома Монаха, к хижине под названием «Поп Маггери».
И Кливер недавно представил на рассмотрение описание старой дороги трупов. Хотя он не мог пройти по ней сам — она находится на частной земле, — он посетил ее пасмурным мартовским днем, чтобы почувствовать пейзаж, который она пересекает. Сквозь град и холодный ветер он мог видеть, что рельеф местности соответствовал описанию старой дороги трупов, другому предоставленному Генри Пенфолдом. На северо-западе Англии, недалеко от вала Адриана и границы с Шотландией, дорога ведет от Эллери Клю — старой деревушки, которой больше нет на современных картах, — к старой материнской церкви в Бьюкасле. Эта часть Англии «настолько удалена, насколько это вообще возможно», — говорит Кливер. Через вересковую пустошь, через деревни и фермы пролегают неровные пешеходные дорожки. Кливер не видел ни души, кроме одинокого фермера, работавшего, несмотря на зимнюю погоду.
«Для меня они так же важны, как большие соборы или замки».
Описание Пенфолда содержит ряд названий и путевых указателей — печи для обжига извести, фермы, поля, ручьи и перекрестки. «Это записано дословно, — сказал он в 1906 году в речи, обращенной к другим членам своего антикварного общества, — и является хорошим примером древней дороги-мёртвой дороги — дороги, которая была только дорогой-мёртвой, на которую не было никакого другого права. Существовали бездорожные захоронения, которые, превратившись в дорогу для трупов, превратились в общественную тропинку».
Если петиция Кливера будет одобрена, на пути, возможно, не будет больше движения, но это будет право проезда навечно — карта, вырезанная в ландшафте, начерченная проходом ног.