Зазор между отмосткой и цоколем: что такое узел (шов), каким должно быть расстояние, чем заполнить или залить зазор между, как заделать щель сопряжения?

Как сделать отмостку и цоколь для свайного фундамента ТИСЭ

Самый популярный вопрос, на который приходится постоянно отвечать, звучит так: как исполнить отмостку, если дом стоит на свайно ленточном фундаменте по технологии ТИСЭ,  там же остается зазор между ростверком и землей?

Вариантов сделать отмостку на самом деле несколько, в рамках этой статьи попробую описать самый распространенный из них. Для того, чтобы правильно подобрать и исполнить отмостку, необходимо понимать и знать свойства грунтов. В Подмосковье это в основном, конечно же, пучинистые грунты: супесь, глина, суглинок. Эти виды грунтов подвержены, как известно, воздействию сил морозного пучения, а дом на фундаменте ТИСЭ стоит жестко и неподвижно за счет нижнего расширения сваи, она, как якорь, держит фундамент, опираясь на нижние, более плотные слои грунта, а замерзающий и поднимающийся грунт просто соскальзывает со сваи, опять же, благодаря этому расширению.

И, если удержать дом на месте можно благодаря сваям с расширением, воздушному зазору под ростверком, а также существенному весу дома, то отмостку оградить от воздействия сил морозного пучения нет никакой возможности.

Сваи делать под ней не имеет смысла, зазор соответственно не получится, да и веса почти нет никакого.

Поэтому, главная задача при исполнении отмостки вокруг фундамента ТИСЭ – это обеспечить скольжение между  отмосткой и ростверком фундамента. Можно еще, конечно, ее утеплить и тем самым уменьшить силу морозного пучения, но особого смысла в этом нет, так как утепление это все-таки полумера и проблему не решает, поскольку полностью пучение не исключает. Пучение все равно произойдет, хотя и с задержкой во времени и меньше по объему.

На представленном здесь рисунке схематично показано, как можно сделать отмостку при постановке дома на фундамент ТИСЭ. Есть разные варианты финишной отделки, можно бетонировать основание, можно использовать простую цементно-песчаную подсыпку, как я уже говорил, можно утеплять, а можно и не тратить на это деньги, можно отделать цоколь сайдингом, а можно натуральным или искусственным камнем. Самое главное во всем этом — при помощи подходящего влагостойкого листового материала обеспечить скольжение поднимающейся зимой отмостки без разрушения отделки цоколя.

В качестве листового материала можно использовать плиты ЦСП (цементно-стружечные плиты), прямой шифер, старую плитку из керамогранита или любой другой влагостойкий материал. Он будет подниматься вместе с отмосткой, скользя по ростверку,  и закроет зазор между лентой ростверка и грунтом. Уровень верха отмостки можно делать на пару сантиметров выше низа ростверка, а можно поднять и повыше, смотря какой рельеф на вашем участке, и какой высоты нужен цоколь.

Конечно же, наши мастера сделают вам отмостку по всем правилам, а также выложат площадки и дорожки из камня или тротуарной плитки на участке. Эта же статья написана скорее ради удовлетворения любопытства наших заказчиков, чтобы не тратить раз за разом массу времени на разъяснение подобных деталей, а заниматься строительством ваших домов.

Если вам нужен фундамент для дома, звоните: 8-(495)-928-74-74

Каким способом планируете построить загородный дом?
Самостоятельно с помощью друзей и родственников
Хозспособом — нанять бригаду строителей и самостоятельно ей руководить
Нанять строительную фирму с гарантией и заключением договора

 

что такое узел (шов), каким должно быть расстояние, чем заполнить или залить зазор между, как заделать щель сопряжения?

Цоколь к отмостке никогда жестко не примыкает. Это связано с тем, что при минусовых температурах воздуха возникает пучение грунта, из-за чего на стыке примыкания появляется трещина, которая с течением времени только увеличивается.
Для того чтобы воспрепятствовать этому разрушительному процессу для всего дома, создается узел примыкания отмостки к конструкции цоколя фундамента.

Его задача — защита от повреждений строительных конструкций и обеспечение надежной гидроизоляции соединения. Узел выполняется с применением современных стройматериалов: демпферной ленты и герметиков из однокомпонентного полиуретана.

Что собой представляет деформационный шов?

Это специально выполненный деформационный шов, исполняющий защитную роль, и дает возможность отмостке выдерживать значительные температурные колебания грунта. Такие защитные элементы считаются обязательными к установке в сейсмоактивных районах и в домах, возведенных на ленточных фундаментах.

Категории деформационных швов по типу защиты:

  • осадочные, от воздействия дождевых и паводковых вод;
  • температурные, от скачков температур и морозного пучения;
  • усадочные, от просадки конструкции;
  • сейсмические.

Конструкции узла примыкания зависит от типа грунта, климатического района строительства и выполненного пирога отмостки.

Деформационные швы раньше выполнялись только из промазанных битумом досок шириною до 20 мм, сегодня стали применяться искусственные материалы в виде специальных лент и герметиков.

Каким должно быть это расстояние?

Размер деформационного шва определяют на проектной стадии, чтобы создать узел примыкания максимально надежным и долговечным. Шов выполняют во время монтажа отмостки до стадии заливки бетона, для этого по всему периметру закладывают на всю глубину бетонного пирога демпфирующий материал, который по технологии может оставаться там или выниматься для проведения гидроизоляционных работ.

Наименьшая ширина швов 6 мм, она устанавливается расчетным путем и зависит от ширины завершающего слоя пирога отмостки, по высоте шов равняется высоте бетонной заливки. По конструкции швы выполняются совершенно прямыми, разрешается их пересечение только под 90 градусов. Стыки рассечений не могут в плане создавать букву «Т».

Основное назначение

Зачем же эксперты компании Орион Строй, которая занимается строительством и ремонтом в Киеве, советуют сделать отмостку, в том числе с применением плитки, и периодически проводить ее ремонт?

Главное, для чего она нужна – это защита стен от переувлажнения и отведение дождевой воды от фундамента.

Благодаря данному элементу, слой гидроизоляции, которую устраивают под основанием дома, не испытывает излишние нагрузки. Если грунтовой пол отсутствует, на дом негативно воздействует грунтовая влага, и фундаменту очень скоро потребуется ремонт.

Схема стандартного варианта отмостки.

Вместе с тем данный элемент из бетона или плитки делается не только для усиления гидроизоляции. Отмостка является важной составляющей благоустройства придомовой территории. Создавая грунтовой пол, строители применяют самые разные покрытия – из насыпного щебня, бетонную и каменную брусчатку; на эти цели идут также различные декоративные плиты и тротуарная плитка. Правильно устроенная отмостка, на которой выложены плиты из красивого природного камня или искусственная керамическая плитка – это не только надежно защищенная конструкция, но и гармоничный внешний вид всего здания.

Пол по грунту из бетона – один из самых дешевых вариантов, при этом его устройство достаточно простое и не требует специального опыта. Благодаря особенностям основного компонента (для этого применяется бетон класса В15 и выше), такая отмостка обладает высокой степенью водонепроницаемости. Иногда для придания поверхности дополнительной крепости и влагостойкости бетон рекомендуется зажелезнить.

Кроме того, бетон обеспечивает монолитность поверхности и отсутствие щелей, что особенно важно в случаях, когда у строителей, делающих ремонт цокольной части дома, нет полной уверенности в надежности гидроизоляции. Даже высококачественные керамические и каменные плитки без бетонного основания не гарантируют от просачивания воды под фундамент.

Почему важно сделать щель герметичной?

Отсутствие герметичного примыкания отмостки к стенам ведет к формированию щелей через которые в последствие будет проникать к фундаменту вода. Она создает влажный режим, разрушающий строение.

При отрицательных температурах вода замерзает, в результате станет деформироваться фундамент, что создаст реальную угрозу обвала дома или отдельных его конструкций.

Заделка таких швов специальными гибкими материалами позволяет остановить развития таких негативных процессов. Варианты гидрозащиты выбирают исходя из конструкции цоколя и отмостки, среднестатистических объемов выпадающих осадков и предельной деформационной нагрузки.

Это могут быть:

  1. Применение полимерных либо резиновых уплотнителей.
  2. Вставка в шов гернитового жгута.
  3. Защита разреза гидрошпонкой.
  4. Установка профильных конструкций, изготовленных специально для такой цели.

Самым недорогим вариантом считается использование компенсаторов из рубероида или вспененного полиэтилена, имеющего повышенную эластичность, в связи, с чем могут легко и многократно сжиматься.

На бетонной отмостке такие швы пропитывают мастикой, которая после затвердевания, приобретает свойства резины. Для выравнивания смеси применяют мягкий шпатель.

Причины негерметичности

Главной причиной образования деформаций в отмостке с нарушением герметичности узла примыкания является неравномерная осадка дома.

Кроме того, негерметичность проявляется в следующих случаях:

  1. В старых конструкциях при многократных процессах температурного расширения и сжатия.
  2. Просадка отмостки из-за нарушения технологии возведения защитной конструкции.
  3. Пучение грунта при минусовых температурах.
  4. Тепловое воздействие на цементную стяжку дает удлинение 0.5 мм/м, в связи, с чем бетон нажимает на цоколь фундамента, с нагрузкой достаточной для образования трещин.

Какие инструменты потребуются для монтажа?

Лучше всего если узел примыкания будет выполняться вместе с устройством отмостки. В таком случае домашнему мастеру потребуется иметь набор инструментов для выполнения бетонных работ. Поскольку бетон никого ждать не будет, правильно подготовить инструментарий заранее.

Большинство необходимых инструментов и материалов являются стандартными и не потребуют значительных вложений:

  1. Защитная одежда: костюм, перчатки, очки, респиратор, резиновые сапоги.
  2. Строительное правило, шнур, колышки и уровень.
  3. Тачка для перевозки раствора.
  4. Миксер, лопаты и ведро.
  5. Молоток.
  6. Доски для опалубки
  7. Крепеж.
  8. Демпферная лента или другой изолятор.

Устройство отмостки разных видов

Все виды отмостки различаются по материалу, который используется для их создания. Каждый имеет свои особенности.

Бетонная и асфальтная конструкция

Это наиболее популярный вариант, который используется повсеместно. Востребованность объясняется некоторыми преимуществами:

  • Доступность. Материал можно изготовить в домашних условиях. Сократить расходы удается при выполнении общего комплекса работ по постройке здания, внутренней черновой отделке и созданию отмостки.
  • Простота монтажа. Для заливки не потребуется сложное оборудование или кропотливая подгонка деталей.


В технологическом плане обустройство железобетонной отмостки несложное, но эта работа грязная и тяжелая, кроме того, внешний вид такой дорожки не всех устраивает
Но именно этот вариант имеет больше всего недостатков:

  • Неэстетичный внешний вид. Даже окрашивание бетонной поверхности не исправит ситуацию.
  • При неточном выполнении работ велика вероятность появления трещин.
  • Длительный период застывания и необходимость предварительной подготовки. Для заливки используется опалубка, которая создает контур и удерживает раствор от растекания. Для набора прочности и окончательного схватывания потребуется не менее 3–4 недель.

Как заделать?

Наиболее современным вариантом устройства узел примыкания фундамента является применение демпферной ленты, укладываемой в шов в линии сопряжения вдоль периметра дома, до момента установки цементно-песчаного пирога.

Если по периметру будут присутствовать архитектурные элементы в виде колонн или других выступов, то ее выполняют и около них. Компенсатор кладут без разрывов. При необходимости кромки ленты соединяют внахлестку.

Алгоритм устройства узла примыкания с помощью демпферной ленты:


  1. Перед началом наклейки тщательно готовится место, чтобы клеящая сторона ленты смогла капитально зафиксироваться.

  2. Основание, на которое будет укладываться лента, хорошо высушивают и обезжиривают.
  3. По окончанию наклейки по ней необходимо пройти валиком, чтобы усилить надежность склеивания и сгладить незначительные дефекты.
  4. Лента идет в рулонах, ее разматывают по мере необходимости, при этом снимая защитный слой и закрепляя на стенку.
  5. По СНиП допускаемая предельная площадь одноразовой стяжки равняется 10 м2, если она больше, ее делят на участки. Это согласуется с требованиями установки поперечных термических швов в отмостки через 2 м.
  6. Ленту размещают немного выше точки заливки цементного раствора на 2 см.
  7. После ее схватывания, ненужную часть ленты отрезают либо, отрывают по технологическим надрезам.
  8. Монтаж начинают с угла опалубки отмостки дома. Отрезной угол должен быть ровным.
  9. При установке нельзя натягивать ленту.
  10. Толщина ленты применяется равной по всей конструкции.
  11. Если лента не имеет клеящей основы, закрепляют ее жидкими гвоздями либо скотчем двухстороннего действия, что более предпочтительно, поскольку такой вариант обеспечит сплошной прижим.

Если по проекту отмостки предусматривается выполнение отделочного покрытия и установка планки, в таком случае выступающую часть ленты лучше не обрезать, поскольку она будет закрыта планкой.

Герметизация шва между отмосткой и цоколем дома герметиком, видео-инструкция:

Причины неправильной герметизации

Случаются ситуации, когда, несмотря на то, что узел примыкания установлен, вода все равно проникает к фундаменту. Это, прежде всего, происходит из-за того, что неправильно выполнен расчет конструкции узла, ширина и глубина шва, в связи с чем он не способен компенсировать реальное движение бетона.

При этом толщина бетонного слоя отмостки не имеет значения, поскольку бетон равномерно реагирует только на линейное расширение.

Второй ведущий фактор, вызывающий растрескивание компенсирующих швов бетона, — это плохой выбор материала для самих швов. Материалы для узлов примыкания должны быть совместимы с типом бетона, с которым они соединены. Шовные материалы также должны выдерживать условия окружающей среды, для которых они предназначены.

Третий, не менее важный фактор работы узла примыкания, — правильный уход за компенсаторами. Профилактическое обслуживание продлевает межремонтный восстановительный период шва, который рано или поздно придется выполнять.

Для того чтобы поддерживать узел примыкания отмостки в рабочем состоянии, владельцу дома необходимо предпринимать следующие шаги:


  1. Очистка: нельзя допускать попадания грязи и мусора в шов. Мусор может способствовать проникновению влаги в компенсаторы, вызывая их растрескивание.

  2. Сушка: нельзя позволять стоячей воде оставаться на компенсационных швах слишком долго.
  3. Сорняки и растения: если замечено, что в компенсационных швах растут сорняки и растения, немедленно их удаляют, поскольку корни быстро повредят узел примыкания и станут источником попадания влаги к фундаменту дома.

Много важной и полезной информации об устройстве отмостки представлено в данном разделе.

Защита от разрушения и ремонт

Бетон склонен к разрушению под воздействием влаги и давления грунта. Сделать его поверхность прочнее и герметичнее можно с помощью пропитки глубокого проникновения, гидрофобизатора и жидкого стекла. Хороший эффект дает процедура железнения, но для этого нужно арендовать специальное оборудование. Для защиты краев ленты от сколов целесообразно устанавливать бетонные или каменные бордюры. Деревянные компенсационные швы лучше сразу заменить на каучуковые прокладки, обладающие лучшей эластичностью. Иногда на отмостку кладут керамическую плитку, что защищает ее от влаги и истирания.

Чаще всего на ленте появляются трещины. Мелкие дефекты просто затираются герметиками и порозаполнителями. Более крупные щели расширяются, обрабатываются грунтовкой и заполняются цементным раствором. Большие сколы и раковины очищаются от пыли и мусора и заливаются бетоном с последующим выравниванием и грунтовкой. Расслоение ликвидируется смесью из воды, цемента и жидкого стекла. После укрепления поверхности она выравнивается раствором или отделывается плиткой.

Новая скульптура на краю Мейер-Грин встречает прохожих

Созданная по образцу древнегреческой колонны, но с изюминкой, Hello международного художника Сюй Чжэня знакома и удивительна.

Автор: Робин Вандер

Похожая на древнегреческую колонна, увенчанная коринфской капителью, стоит свернувшись кольцом на чаше Мейер-Грин. Hello , созданный международным художником-концептуалистом Сюй Чжэнем, является новейшим произведением искусства на открытом воздухе в кампусе Стэнфорда и первым заказом для проекта Стэнфордского постамента.

Перейдите на веб-сайт для просмотра видео.

Kurt Hickman

Hello , международного художника-концептуалиста Сюй Чжэня, представляет собой новейшее произведение искусства на открытом воздухе в кампусе Стэнфорда и первую комиссию для проекта Стэнфордского постамента.

Художник создал 15-футовую скульптуру специально для Мейер Грин, открытого пространства площадью 2,45 акра, расположенного недалеко от нескольких достопримечательностей университета, включая Зеленую библиотеку, Юридическую школу и Высшую педагогическую школу. Он объединил традиционные техники бронзы с новейшими технологиями цифровой скульптуры, чтобы создать что-то, что выглядит одновременно древним и современным. Его форма основана на колоннах греческой архитектуры, символизирующих происхождение и краеугольный камень западной цивилизации. Когда зрители подойдут ближе, они заметят, что возвышающаяся колонна искривлена ​​в виде увеличенной и мутировавшей змеи, наблюдающей за своим окружением со своего насеста на постаменте, окруженном парящими кедрами.

Работа сочетает в себе классическую форму греческой колонны и агрессивное биологическое отношение змеи, чтобы стимулировать восприятие и опыт зрителей классической цивилизации. Момент, когда взгляд зрителя сталкивается с коринфской столицей, также представляет собой столкновение с глубиной истории и культуры. В условиях все более частого смешения и воздействия глобальных цивилизаций работа представляет собой как реальность, так и метафору встречи цивилизаций разных времен и пространств. «Трудно определить художника как человека, который просто создает произведения искусства», — сказал Сюй Чжэнь в интервью 2017 года. «Возможно, он тот, кто меняет образ мышления людей».

В 2019 году Комитет по общественному искусству Стэнфорда выбрал Сюй Чжэня для создания произведения искусства на открытом воздухе для проекта «Плинтус». В рамках этой новой инициативы ряд временных заказных общественных произведений искусства размещается в центральном районе кампуса Мейер-Грин, где с 1966 по 2015 год находилась библиотека Мейера. Работа должна была быть установлена ​​​​в следующем году, но из-за пандемии установка была отложена. Сюй Чжэнь был выбран отчасти за то, что он представляет глобальные перспективы и занимается вопросами, имеющими отношение к университету. В своем заявлении о создании Hello , он пишет: «Стэнфордский университет, расположенный в Силиконовой долине, играет важную роль с точки зрения инноваций, разработок и открытия новых талантов. У сотрудников этого выдающегося университета есть общие качества с современными художниками: способность видеть новые возможности и смелость исследовать возможности, даже если результаты остаются неопределенными».

Инсталляция работ Сюй Чжэня основывается на стратегии комитета в отношении паблик-арта, которая приносит больше временного и постоянного паблик-арта в кампус. Примеры недавнего уличного искусства включают постоянное произведение Алисии Кваде из 12 частей 9.0007 Pars pro Toto  в Квадрате науки и техники; Временная итерация Кияна Уильямса Reaching Towards Towards Warmer Suns на территории коллекции Андерсона в 2021 году; и Дерево из 40 плодов Сэма Ван Акена, укоренившееся между зданием Макмертри и Садом скульптур Родена в Центре искусств Кантора. В новой больнице Стэнфорда и в кампусе Стэнфорд Редвуд-Сити есть обширные художественные программы для конкретных мест, которые дополняют более 80 общедоступных произведений искусства в главном кампусе.

Проект «Стэнфордский постамент» является ключевым компонентом нового видения паблик-арта, который связан с академической миссией университета и отражает его динамичный дух. Созданные по образцу четвертого постамента на Трафальгарской площади в Лондоне, комиссии Стэнфордского постамента позволяют вносить инновации в выбранные работы и лучше отражать текущий культурный момент, а также предоставляют значимые возможности для участия в кампусе. Hello  будет доступен для просмотра в течение двух лет.

Hello  – захватывающая скульптура, а концепция вращающегося «плинтуса» является ключевой частью стратегии динамизма Комитета по общественному искусству. Работы привлекут общественность и оживят эту центральную часть кампуса, которая включает в себя как Мейер-Грин, так и Кэнфилд-Корт», — сказал Мэтью Тьюс, исполняющий обязанности старшего помощника вице-президента по искусству и заместитель вице-президента по взаимодействию с кампусом, который возглавляет комитет.

Изабель Бенак, старший специалист по истории искусства и современным языкам, работающая в Общественном комитете по искусству, согласилась с Тьюзом. «Паблик-арт — такая большая часть духа нашего кампуса, и возможность увидеть эту монументальную работу лично после столь долгого отсутствия в кампусе невероятно увлекательна. Такое ощущение, что кампус снова ожил», — сказал Бенак. «Я думаю, что эта скульптура появляется в важное для Стэнфорда время, когда студенты возвращаются и кампус восстанавливает свой дух, а также время, когда студенты и преподаватели переосмысливают важность западной цивилизации во многих наших исследованиях».

Художественные инсталляторы Джефф Шварц, Тейлор Гуд и Эстебан Гранадос из Agile Fine Arts перемещают последнюю часть Hello Сюй Чжэня с бортового грузовика. Кран поднимает одну из пяти секций Hello Сюй Чжэня на место. 54 Сюй Чжэня на место. Дэвид Мартин, Джефф Шварц, Эстебан Гранадос и Тайлор Лэмбсон работают над установкой Hello Сюй Чжэня. Художественный установщик Тайлор Лэмбсон из Agile Fine Arts проверяет выравнивание Hello от Xu Zhen. Деталь изогнутого основания Hello от Xu Zhen на постаменте Meyer Green. Деталь Hello от Xu Zhen из бронзы, нержавеющей стали и краски. Hello Сюй Чжэнь на постаменте Мейер-Грин с Зеленой библиотекой и Башней Гувера на заднем плане. Hello от Xu Zhen, установленный на постаменте Meyer Green.
Изображение предоставлено: Instillation by Xu Zhen; изображение Эндрю Бродхеда

Полноэкранный режим

Пространство между вещами

Пространство между вещами

Поделиться этой статьей

Фиби Босуэлл повсюду. Ее тело, ее лицо, ее дыхание окружают меня, полностью заполняя светящуюся комнату, которая является первой галереей «Пространства между вещами» (автограф до 30 марта). Как ни странно, воспоминания о том, что мне было пять лет, мелькают в моей голове: я внутри грудной клетки на выставке «Человеческое тело» в Куполе Тысячелетия — стою под раздутыми легкими, бьющимся сердцем и выгнутыми ребрами, похожий висцеральный опыт имитируется еще в Босуэлле.

Женственность порождает силу и сводится к самосохранению; окулярно одаренные героини художницы как бы компенсируют ее собственную полуслепоту.

Фиби Босуэлл, кадр из фильма «Восторг» [фрагмент], 2018 г. Одноканальное видео. Предоставлено художником и Sapar Contemporary, Нью-Йорк.

Звук ее ритмичного скрежета, входящего и выходящего, входящего и выходящего, успокаивает — самый знакомый звук из всех, и слегка сбивает с толку. Это слишком личное — слышать дыхание незнакомца так громко в своих ушах. Нас всех напугала давка тяжело дышащих пассажиров в час пик в метро, ​​интимность анонимной близости и безликих тел. Однако когда дело доходит до Босуэлла, ее искусство — само определение личного; в конце концов, ее тело является его источником.

История личности художника раскрывается передо мной во фресках, эскизах и фильмах. Во-первых, это рассказ о страданиях. Физическая и эмоциональная травма Босуэлла, ставшей жертвой частичной слепоты на правый глаз и разрывом артериальной ткани сердца, служит стимулом для творчества. Среди ее работ — кадры операции на глазах в глазной больнице Мурфилдс (ой!) и ангиограмма ее сердца. За каждым ее изображением (их больше двадцати, да и не так уж и много) полустрочки и частичные подчистки говорят о многом — в «На линии» 2018 года физическая хрупкость Босуэлл находится в центре внимания. Мягкий уголь кажется подходящим инструментом: черные формы, легко стираемые и размазанные, кажется, рифмуются с представлениями Босуэлл о себе как о чем-то непостоянном; изменчивый.

Фиби Босуэлл, «Для наших душ парят там», 2018 г. Предоставлено художником и Sapar Contemporary, Нью-Йорк.

Во всем этом есть что-то от Фриды Кало: (женская) художественная практика, воплощенная как за, так и против. Выход Босуэлла, однако, скорее лечебный, чем болезненный — здесь не нужно ухмыляться и терпеть это. Свободный от мучительного символизма Фриды, Босуэлл вместо этого создает арену, которая кажется целостной, спокойной. Ее неотразимая эстетика, основанная на мастерском владении анатомическими линиями, окрыленная четким инстинктом позиционирования работ в пространстве, а для ее зрителя — стремлением к личному телесному осознанию. Выставка — это опыт всего тела: посмотрите на фреску с автопортретами, зарегистрируйте ее голос в своих ушах, двигайтесь по каналам, созданным шестью экранами на полу. Встаньте на сенсорную панель, и голос Босуэлла взорвется, смешивая настойчивость с воодушевляющей командой: «Отведи меня к маяку». Это голос Вульфа? Убежище или смотровая башня?

Сила приходит в виде неожиданного подкрепления; 34 рисунка обнаженных женщин, пышные тела, каждое из которых увенчано одним сферическим глазным яблоком на стебле, охватывают воплощения от танцовщицы до бабушки и ребенка.

Что поражает в She Summons an Army, 2018, так это жизнерадостная ловкость, подчеркивающая позу каждой фигуры. Женственность порождает силу и здесь сводится к самосохранению; окулярно одаренные героини художницы как бы компенсируют ее собственную полуслепоту. Тип Леди Годивы, выпрямившейся и гордой на своем коне, олицетворяет тело, протестующее против собственных страданий; искусство как противоядие от горя.

Фиби Босуэлл, Без названия 13 из серии «Она призывает армию», 2018 г. Предоставлено художником и Sapar Contemporary, Нью-Йорк.

Чрево воды обеспечивает постоянное разрушение и обновление, тело растворяется в море, как маленький ребенок на руках у матери – тонет или дрейфует? Включенный или возникающий?

Глядя вниз на Итлаф, 2018 г. — кадры с беспилотника, на которых Босуэлл плывет в Индийском океане у берегов Занзибара — наши чувства к ее приливам и отливам меняются вместе с приливами. Мы перешли от страданий к наблюдению за своего рода выздоровлением, пока она лежит на мелководье. Ее фигура кажется крошечной и уязвимой для нашей воздушной перспективы. Чрево воды обеспечивает постоянное разрушение и обновление, тело растворяется в море, как маленький ребенок на руках у матери — тонет или дрейфует? Включенный или возникающий? Вопросы теряются в бесконечной мраморности моря и песка на теле Босуэлла. Повторение есть лекарство, а регулярность рождает разрешение. Боль, преодоленная. Целостность, восстановлена.

Фиби Босуэлл, кадр из фильма Итлаф, 2018 г. Одноканальное видео со звуком. Предоставлено художником и Sapar Contemporary, Нью-Йорк

Выйдя из воды, я хрустлю по рыхлому песку — толстая белая корка под моими кроссовками. Хрупкий, но прочный, сам песок внезапно кажется промежуточным материалом: движущейся субстанцией, переносимой ветром из одного места в другое. Каждое зерно несет в себе свою крошечную историю создания, эрозии и рассеивания — так же, как личная история Босуэлла или кого-либо еще. Песок также является демаркационной зоной – эта узнаваемая полоса между сушей и морем, влажным и сухим, безопасностью и опасностью.

LEAVE A REPLY

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *