Толщина отмостки бетонной: 7 типичных ошибок при обустройстве отмостки — Реальное время

Содержание

Отмостка из бетона своими руками: пошаговая инструкция

Прочность и долговечность сооружения зависит от правильно выполненного фундамента. Для защиты фундамента от атмосферной влаги одной гидроизоляции недостаточно. Строительные нормы и правила предусматривают, что по периметру дома нужна отмостка из бетона.

Что собой представляет отмостка из бетона и как ее сделать вокруг дома

Отмостка часто выглядит как дорожка вокруг дома. Такая функция  является дополнительной для отмостки. Под покрытием, по которому ходят люди, расположена многослойная отсыпка, которая обеспечивает гидроизоляцию фундамента.

Также отмостка защищает почву вокруг фундамента от промерзания. Благодаря этому уменьшается вероятность вспучивания грунта и деформации фундамента. Отмостка с теплоизоляционным слоем обеспечивает дополнительное утепление фундамента и цокольных помещений.

Отмостка фундаментаустраивается по периметру, вплотную к цоколю. Для того чтобы отмостка выполняла свои основные функции, её конструкцию продумывают на стадии проекта.

Учитывается этажность здания, периметр, свойства грунта, на котором ведётся строительство и многие другие факторы, описанные в строительных нормах. На основании этих данных рассчитывается ширина, толщина отмостки и угол уклона в сторону свободного грунта.

Требования к отмостке и правила устройства

Устройство отмостки начинают, когда полностью завершена наружная отделка стен и цоколя. Чтобы отмостка эффективно справлялась со своими функциями, она должна быть выполнена в соответствии с технологическими требованиями. Необходимо придерживаться размеров конструкции и выдерживать угол уклона, предусмотренный нормативными документами.

Ширина


В зависимости от типа грунта, этажности и свеса карниза определяется ширина отмостки. На грунтах с хорошей несущей способностью и не подвергающимся деформации минимальная ширина может быть 60 см, на слабых грунтах отмостку надо делать 100 см и более.

Для грунтов, которые подвержены усадке не более 5 см при механическом воздействии, ширина отмостки должна быть 1,5 метра. Для грунтов, которые показывают усадку более 5 см, отмостка делается шириной 2 метра.

По поводу типа грунта можно проконсультироваться с геологической службой или отнести образец грунта на анализ.
Также ширина отмостки должна быть на 20-30 см больше длины свеса карниза, чтобы вода с крыши не размывала грунт, а попадала на отмостку.

Чем больше этажей в доме, тем больше должна быть разница между шириной отмостки и длиной свеса карниза.

Толщина

Толщина отмостки обусловлена количеством её слоёв и их толщиной. Особых требований к толщине отмостки не предъявляется. Нужно учесть толщину всех необходимых слоëв: песчаного основания, дренажного слоя из крупнофракционных материалов, слоя утеплителя при необходимости, верхнего бетонного слоя и декоративного покрытия (если предполагается такая отделка).

Внешний край покрытия должен быть выше прилегаемого грунта примерно на 5 см, чтобы не было застоя воды у края. Застой воды может привести к разрушению конструкции, особенно в зимнее время.

Угол наклона и железнение

По строительным нормам угол ската отмостки должен быть в пределах от 1 до 10° в сторону от дома. Такой уклон отмостки обеспечит нормальный водоотвод. Угол наклона зависит от ширины отмостки и от покрытия.

Для бетонной отмостки шириной 70-90 см оптимальный угол наклона составляет 3-5 °. Больший уклон делать нецелесообразно, потому что крутой скат будет усиливать скорость потока и разрушительную силу воды. Со временем это может привести к размытию грунта и повреждениям внешнего края конструкции.

Чем дольше отмостка будет сохранять целостность, тем лучше для всего дома. Для того чтобы максимально укрепить и защитить монолитную конструкцию отмостки, используют специальную технологию – железнение бетона. Железнение бетона – это нанесение на свежезалитый бетонный слой специальных сухих смесей, в состав которых входят специальные химические добавки.

После нанесения смесей делают затирку. Такая обработка обеспечивает улучшение эксплуатационных свойств бетона: повышает износостойкость, ударопрочность, водонепроницаемость. Железнение значительно увеличивает срок службы бетонной отмостки.

Приступаем к изготовлению отмостки своими руками

Самым распространённым вариантом устройства отмостки является конструкция с покрытием из бетона. Это проверенный временем, надёжный материал. Соблюдая технологический процесс, можно устроить качественную и красивую отмостку своими руками.
Рассмотрим подробнее, как делается отмостка вокруг дома своими руками из бетона.

Подготовка инструментов и материалов


Для производства работ по устройству отмостки используют следующие инструменты:

  • штыковая и совковая лопаты, лом, кирка;
  • ëмкости для смешивания составляющих бетона;
  • строительный миксер для приготовления бетонной смеси. Если у вас нет миксера, то можно его арендовать. Вручную сделать такой объем очень сложно, если делать порционно, это может привести к расслоению и снижению прочности;
  • приспособления для трамбовки – очень эффективны и удобны в использовании вибротрамбовки или виброплиты;
  • шпатели, мастерки, строительный уровень.

Нужно подготовить необходимое количество материалов для бетона и для подушки под бетон. Понадобится:

  • песок;
  • щебень;
  • цемент;
  • добавки для железнения, если это предусмотрено проектом;
  • доски для опалубки толщиной 30-40 мм;
  • гидроизоляционный рулонный материал;
  • теплоизоляционный материал, если есть необходимость дополнительного утепления.

Количество материала рассчитывается в зависимости от размеров отмостки.

Разметка

Начало работ начинается с разметки контуров траншеи. На чертеже отмостки должны быть указаны все данные: ширина, толщина, заглубление, состав. Линейные размеры отмостки с чертежа переносятся на местность.

По углам вбивают колышки — маяки, если стороны имеют большую длину, то ставят дополнительно промежуточные маяки. По колышкам натягивается леска или шнур для обозначения границы земляных работ.

По намеченному контуру роется траншея глубиной, которая указана в проекте. Глубина равна толщине отмостки, учитывая необходимое её возвышение над землёй в 5 см.

На этом этапе рекомендуется предусмотреть деформационный шов между фундаментом и отмосткой. Обычно для этого используется полиуретановый герметик и демпферная лента.

Деформационный шов нужен для правильной стыковки конструкций и их дальнейшей совместной работы. Если такой шов не предусмотреть, то при циклах промерзания — оттаивания грунта возможно появление трещин в местах примыкания, а также возможно разрушение конструкции отмостки.

Дно траншеи делают сразу с заданным уклоном от фундамента и тщательно трамбуют ручной трамбовкой или бревном. Бревно устанавливают вертикально, приподнимают и опускают вниз с усилием. Так дно траншеи хорошо уплотнится и дальнейшая осадка сведётся к минимуму.

Материалы для изготовления отмостки

Отмостка состоит из нескольких слоёв, каждый из которых важен для успешного выполнения функций всей конструкцией:

  • прочная основа из песка или глины;
  • дренажная прослойка из щебня, гравия или других материалов крупной фракции;
  • гидроизоляционная мембрана – рулонные материалы, обеспечивающие гидроизоляцию;
  • слой теплоизоляции делают не всегда. В сложных климатических условиях или при наличии цокольного этажа желательно предусматривать и теплоизоляционный слой;
  • арматурная сетка, если проектом предусмотрено армирование;
  • верхнее покрытие из бетона;
  • декоративная облицовка керамической или тротуарной плиткой. Часто оставляют отмостку из бетона без декоративной отделки. Это зависит от предпочтений хозяев.

Рассмотрим подробнее каждый слой и его устройство.

Создание и уплотнение песчаной подушки


Первый слой отмостки – песчаная подушка. Песок засыпают в траншею слоем 100-150 мм (после трамбовки). Песок берут мелкий речной. Песчаный слой необходимо также как и дно тщательно утрамбовать. Для лучшего уплотнения песок смачивают водой.

Гидроизоляция

Сверху песчаного слоя формируется насыпь из щебня. Лучше всего использовать щебень разных фракций, это обеспечит лучшую плотность подушки, так как пустоты заполнятся максимально. Этот слой предназначен для водоотведения.

Если строительство ведётся на участке с близким залеганием грунтовых вод, то между песком и щебнем прокладывают геотекстиль. Такая мера обеспечит дополнительную защиту фундамента от грунтовых вод.

Устраивая подушку из песка и щебня, важно контролировать уклон.

 Создание опалубки

Если проектом предусмотрена значительная толщина и ширина отмостки, то для заливки верхнего слоя бетоном необходимо устройство опалубки. Опалубка ставится на дно траншеи. Для этого берут доски толщиной 30-40 мм, ширину подбирают в зависимости от толщины отмостки.

На досках можно разметить высоту каждого слоя, это облегчит работу. По углам конструкция стягивается и укрепляется с помощью металлических уголков. Крепёж нужно ставить снаружи.

По периметру отмостки будут необходимы деформационные швы для предотвращения образования  трещин от неравномерной усадки. Для швов поперёк конструкции отмостки в опалубку ставятся доски толщиной не более 20 мм.

Армирование и заливка

Для придания отмостке дополнительной прочности и способности выдерживать значительные нагрузки (например, от автомобиля) проводят армирование бетона. Армирование также продлевает срок службы отмостки, следовательно, обеспечивает надежную защиту фундамента.

Для армирования рационально использовать арматурную сетку. Именно сетка эффективно выполнит необходимые требования. Иногда используют арматурный прут или хлыст. Такая конструкция менее надёжна, так как рассчитана только на продольную нагрузку.

Для армирования берётся стандартная арматурная сетка со средним размером ячеек (6-7 см), стержни в ней пересекаются под прямым углом. Сетка закрепляется в опалубке с отступом 3 см от щебня. Можно сетку укладывать на специальные стульчики под арматуру, чтобы приподнять её над щебнем и обеспечить лучшее сцепление бетона и сетки. Сначала армируются прямые участки, а затем углы. Армирование производится в один слой, нахлест допускается только на стыках.

Важно! Арматурную сетку нельзя крепить к фундаменту, так как в процессе эксплуатации при усадке будут образовываться трещины. Это обусловлено тем, что у здания и отмостки разный коэффициент усадки.

После армирования приступают к заливке бетона в опалубку. Из песка, цемента, щебня и воды готовят бетон. Смешивают в бетономешалке или с помощью миксера и заливают в опалубку. Заливается бетон до верхнего края досок опалубки. Обязательно контролируется уклон.

Выравнивание и сушка

После заливки делается выравнивание поверхности. Для этого через 2 часа после бетонирования отмостки сверху насыпают слой цемента толщиной 3 см.

Поверхность затирается, благодаря этому заполняются все поры и обеспечивается дополнительная прочность и устойчивость к воздействию влаги. После этого отмостку нужно прикрыть непрозрачным полиэтиленом для того, чтобы вода испарялась не слишком быстро, и правильно проходил процесс твердения и набора прочности бетона.

Поверхность затвердеет примерно через две недели (за это время бетон наберёт 70% прочности). Набор бетоном расчётной прочности происходит через 28 суток.

Защита бетонной отмостки от разрушения

Для защиты бетонной отмостки от разрушений предпринимают такие шаги:

  • устанавливают бордюр по периметру, он предотвращает сползание и увеличивает срок службы отмостки;
  • облицовывают отмостку декоративной плиткой. Облицовка укрепляет и защищает бетонную поверхность от разрушения, а также придаёт эстетичный вид;
  • покрывают специальными составами или красками. Такие составы обеспечивают дополнительную защиту от осадков и повышают сопротивляемость конструкции влаге.

Какой вариант применить, зависит от климата и особенностей грунта.

Покраска – наиболее простой способ отделки отмостки. Надо подобрать подходящую грунтовку и эмаль. Эмали устойствы к различным влияниям, они защищают бетон от влаги, ультрафиолета и от химического воздействия. Эмали представлены в разных цветах, их легко наносить, они хорошо сцепляются с основанием, срок службы эмалей составляет 10 лет.

Хорошо зарекомендовал себя защитный состав Элакор. Это раствор нового поколения, который просто наносится на основание. После нанесения раствор проникает вглубь бетона и образует на поверхности тонкую плёнку.

Таким образом, повышается прочность изнутри, обеспечивается гидроизоляция, достигается противоскользящий эффект.

Подводя итог: когда следует делать отмостку дома

Отмостка может иметь разное количество слоёв в зависимости от назначения. Делается отмостка для всех сооружений. Даже для небольших загородных домов и дач обустройство отмостки актуально. Отмостка обеспечивает дополнительную прочность фундамента и увеличивает срок службы всего сооружения.

Особо тщательно следует отнестись к устройству отмостки при строительстве на слабых грунтах и на участках с близким залеганием грунтовых вод, а также в сложных климатических условиях. Если в доме есть цокольное помещение, то конструкцию следует дополнить теплоизоляционным материалом.

Отмостку удобно использовать в качестве дорожки.  Декоративная отделка отмостки придаст дому и придомовому участку индивидуальность и эстетичность.

 

Как правильно сделать отмостку вокруг частного дома

У отмосток есть две функции — декоративная и защитная. Если в первой обычно не возникает трудностей, то вторую организовать не так легко. Чтобы бетонная отмостка оказалась хорошим дополнением к тепло- и гидроизоляции фундамента, защищала его от агрессивных веществ в почвах и плесени, ее нужно правильно сделать. Об этом рассказывается далее.

Зачем нужна отмостка вокруг дома?

По завершению строительства частного дома необходимо приступить к установке защитной отмостки – водонепроницаемого покрытия, предотвращающего замачивание грунта атмосферными осадками. Дело в том, что под действием влаги многие грунты размываются, их несущие свойства ослабевают и почва становится неспособной выдержать вес здания. Для предотвращения такого рода ситуации и нужна отмостка. К тому же, она не только сохраняет структуру почвы, но и служит надежным барьером для проникновения влаги в комнаты цокольного этажа. Для улучшения прочности дома и защиты от разрушающего воздействия грунтовых вод также нужно провести гидроизоляцию фундамента.

Отмостка выполняет ряд дополнительных функций – теплоизоляция (предотвращает сильное промерзание грунтов), защита от вспучивания почвы и разрушающего воздействия корневой системы деревьев. Конструкция выполняет и декоративную функцию, являясь яркой деталью экстерьера, придающей ему завершенный вид.

Формирование подушки

Эту несложную операцию выполняйте по следующему алгоритму:

  • Заполните основание приямка кирпичным боем, гравийной смесью или щебнем, обеспечив толщину массива 100 мм.

Как формируется подушка для отмостки дома

  • Засыпьте мелкий песок и уплотните его с одновременной проливкой водой до получения десятисантиметрового слоя.
  • Утрамбуйте подушку с уклоном во внешнюю сторону до получения заданного наклона подстилочной поверхности.

При выполнении работ на почвах с близко расположенными грунтовыми водами следует обустроить дренажную систему. Для этого приемные магистрали уложите под массивом щебенки с уклоном в нужную сторону.

Нормативные требования

На сегодняшний день нет отдельного стандарта или свода норм и правил, описывающих алгоритм установки отмостки. Но есть нормативные документы, в которых описаны некоторые важные моменты, связанные с отмосткой, в том числе и ее размеры. Согласно этому этим документам, величина отмостки не зависит от используемого материала, на ее значение влияет тип почвы и вылет карниза крыши. Если дом построен на сыпучих песчаных грунтах, то ширина отмостки вокруг дома должна быть, как минимум, 0,7 м, если на глинистых и суглинках – от 1 метра. Размер отмостки должен быть больше величины вылета карниза крыши на 20-30 см, либо 10 см при песчаном грунте. Это нужно для того, чтобы не допустить стекание атмосферных осадков с крыши на открытый грунт. Если почва, на которой идет строительство, является просадочной (лессы, лессовидные супеси), отмостку делают более широкой. Чем больше величина просадки, тем шире должна быть отмостка:

  • I тип просадочного грунта (величина просадки меньше 5 см) – ширина более 1,5 м;
  • II тип (просадка больше 5 см) – более 2 м.

Отмостка всегда должна быть выше уровня участка. Уклон конструкции должен быть направлен от здания, а его величина не должна превышать 10% и быть ниже 1%. Важно! Чрезмерно большой уклон будет способствовать быстрому разрушению покрытия, а также усложнит передвижение.

Особенности конструкции

Жесткая отмостка состоит из 3 слоев. В качестве первого подстилающего используется глина, обладающая водонепроницаемыми свойствами. Его толщина 10-15 см.

Отмостка изготавливается под наклоном

Второй слой – ПГС (смесь щебня и песка). Его толщина 15 см. При использовании тротуарной плитки, чтобы она ложилась ровно, поверх него засыпается и утрамбовывается песок. Использовать можно и гарцовку – смесь для приготовления кладочных растворов. Так как большой нагрузки на поверхность не предусматривается, толщина третьего защитного бетонного слоя составляет 5-10 см.

Для обеспечения стока воды отмостку делают под наклоном. Согласно нормам, он должен равняться не менее 5-10%. К примеру, при ширине полосы 1 м перепад высот должен составлять 10 см. Для отвода воды готовятся желоба (углубления в бетоне) или по периметру всего здания прокладываются трубы.

Определить вылет кровли несложно. К ее краю в любом месте крепится отвес в виде шнура с привязанным к нему грузиком. В месте его соприкосновения с грунтом вбивают колышек, а затем измеряют полученное расстояние от него до здания. Чтобы определить ширину отмостки, необходимо к полученной цифре приплюсовать 30 см.

Основные ошибки при монтаже

На любом этапа монтажа отмостки можно совершить просчеты, снижающие эффективность конструкции. Наиболее часто при строительстве допускаются такие ошибки:

  • плохо утрамбованная обратная засыпка почвы, в результате чего может нарушиться целостность покрытия. Еще один нюанс — не нужно добавлять строительный мусор в почву при обратной засыпке;
  • не соблюдение уровня дна ямы и его уклона. Частое явление при бетонировании – материал стекает и выравнивается в горизонтальной плоскости. Как результат – на отмостке будет оставаться вода;
  • использование бетонного раствора низкого качества. Неправильные пропорции материалов, нарушение технологии приготовления приводит к тому, что отмостка начинает быстро разрушаться.
  • плотное соединение отмостки и цоколя. Это чревато появлением трещин в результате возникновения силы внутреннего напряжения;
  • недостаточная ширина отмостки;
  • отсутствие слоя утеплителя.

Необходимые строительные инструменты и материалы

Заливать покрытие по периметру дома можно собственноручно. Для этого необходимы такие инструменты:

  • измерительная рулетка, карандаш и шнуры для нанесения разметки;
  • емкость для замешивания бетонного раствора;
  • строительный миксер или дрель со специальной насадкой;
  • штыковая лопата, деревянные колья;
  • молоток, гвозди, а также деревянные доски для обустройства опалубки.

Для изготовления отмостки потребуется щебень, песок, материалы для тепловой и гидроизоляции. Для выравнивания смеси используют шпатели. Для контроля горизонтали покрытия и соблюдения его уклона используют строительный уровень. Если бетонный слой будет декорирован краской, используются малярные кисти.

Толщина отмостки вокруг дома

Толщина покрытия отмостки – единственный параметр конструкции, который не регламентируется нормативами. Ширина полужесткой отмостки задается толщиной используемого облицовочного материала. А толщина отмостки вокруг дома из бетона и асфальтобетона надо вычислить, это необходимо для определения объема раствора, который будет использоваться в процессе монтажа.Чтобы точно просчитать толщину отмостки необходимо перемножить минимальную толщину армированного бетона (около 70 мм), величину уклона и ширину ленты, а затем разделить на 100. К полученному число нужно добавить толщину бровки – это и будет толщина у цоколя.

Функции отливов у здания

Это защитное сооружение выполняет множество полезных функций, обеспечивающих защиту здания от дождевых вод и паводков и длительную эксплуатацию строения в целом.

Перечислим главные задачи отмостки:

  1. Защита фундамента. Предупреждает просачивание дождевых и талых вод к основанию дома, содействуя сохранению целостности конструкции, которая может быть нарушена лишней влагой.
  2. Повышение теплоизоляции. Формирует вспомогательный изолирующий пласт, сокращающий влияние низких температур на грунт вокруг строения.
  3. Декоративность. Отлив дополняет сооружение, придавая ему законченность. Внешний вид отмостки должен гармонировать со зданием.
  4. Практичность. Часто используется в качестве пешеходной дорожки для удобства перемещения вокруг дома или между соседними строениями.

Качественная отмостка нужна каждому дому, будь то многоэтажка или дачная постройка. Отлив осуществляет отвод стекающих с крыши осадков от фундамента, а также оберегает основание от попадания под него талых вод. Без подобной конструкции стены здания быстро покроются трещинами, поскольку мокрый фундамент просядет от воздействия влаги.

Как делать отмостку вокруг дома из бетона?


Бетонная отмостка вокруг дома
Речь пойдет о монтаже отмостки из бетона, как самой распространенной. Конструкцию можно представить в виде слоеного «пирога». Алгоритм выполнения работ по установке отмостки:
  • Подготовка основания.
  • Разметка.
  • Создание песчано-щебневой подушки.
  • Гидроизоляция.
  • Утепление.
  • Опалубка.
  • Армирование.
  • Бетонирование.

Рассмотрим их более подробно.

Подготовка основания

На местности убирается плодородный слой земли (20-30 см), удаляются все корни, камни и сторонние предметы. Для устранения активности растений применяются гербициды. Подготавливается траншея, на дне которой размешают слой глины (глиняный замок).

Разметка отмостки

Для проведения разметки по углам забивают колья, между которыми натягивается веревка. Для избежания провисания веревки дополнительно устанавливают промежуточные колья через 1-1,5 метра.

Песчано-щебневая подушка для отмостки

В качестве основания, особенно если речь идет о слабых почвах, нужно создать щебеночный слой. Для этого нужно использовать щебень разных фракций, так как это позволит заполнить все пустоты и сделает подушку более плотной. Слой щебня обязательно выравнивают и трамбуют, а также поливают водой. После уплотнения щебня дно траншеи выстилают песком (желательно речным). Материал обильно увлажняется и трамбуется. Толщина песчаной подушки может достигать 20 см. В процессе формирования подушки не нужно соблюдать угол наклона.

Гидроизоляция отмостки вокруг дома

Для обеспечения дополнительной гидроизоляционной защиты между слоями песка и щебня нужно постелить слои гидроизоляции (геомембраны, полиэтиленовой пленки). Можно сделать один слой, но лучший эффект будет достигнут от двух.

Полужесткий вариант

Эта разновидность отмостки включает два слоя:

  • внутренний. Представляет собой уплотненную песчано-гравийную подушку;
  • внешний. Сформирован булыжниками, брусчаткой или керамической плиткой.

Плюсы:

  • простота сооружения;
  • отсутствие бетонных работ;
  • низкий уровень затрат.

Минусы:

  • невозможность сооружения на проблемных почвах;
  • сложность утепления многослойной подушки.

Застройщики широко применяют этот вариант благодаря низкой потребности в стройматериалах и простоте технологии.

Опалубка для отмостки вокруг дома

Ее делают из обрезной доски и бруска, которые параллельно сбиваются в щиты по паре досок 20х100 мм и соединяются перемычками через 50–60 см. Чем толще слой бетона, тем выше опалубка. Данная деревянная конструкция, ограждающая место заливки бетона, укрепляется прочными колышками. Отмостка не должна плотно соединяться с цоколем дома. Поэтому на данном этапе через 1,5 – 2 м закладывают рейки для поперечных температурных швов. Такие швы нужны для предотвращения изменения геометрических размеров бетона от перепада температур.

Нужно ли утепление?

Теплоизоляционный слой способствует повышению температуры в подвальных помещениях, что не даст замерзнуть закруткам, фруктам и овощам, которые там находятся в зимний период.

В целом, утепление – это не обязательная мера, но многие домовладельцы, которые сталкиваются с промерзанием продуктов в подвале, предпочитают делать отливы с термоизоляцией. Также его применяют для зданий с мелкозаглубленными фундаментами, а также для пучинистых грунтов.

В процессе работы лучше применять экструдированный пенополистирол, который отличается высокой плотностью и простотой монтажа.

Последовательность действий по сооружению утепленной отмостки:

  1. Создайте опалубку по аналогии с бетонным вариантом.
  2. Траншею на 15 см засыпьте сухим песком.
  3. Песок покройте рубероидом с заходом на стены.
  4. Листовой утеплитель порежьте в соответствии с нужными размерами и уложите поверх рубероида.
  5. Зафиксируйте пенополистирол, чтобы он не двигался при помощи более мелких кусочков материала. Утеплитель должен быть одинаковой толщины и одной структуры.
  6. На утеплитель сверху уложите армирующую сетку.
  7. В последнюю очередь залейте слой бетона.

Утепление отлива экструдированным пенополистиролом по внешним признакам ничем не отличается от обыкновенной бетонной заливки.

Бетонирование

Низкое качество бетона – одна из основных причин появления трещин на поверхности отмостки. Поэтому требования к характеристикам строительного материала достаточно высокие. Желаемый класс бетона по прочности — В25 или выше. В процессе заливки бетона нужно следить за тем, чтобы смесь идеально ровно заполняла пространство и не возникали разнообразные неровности, в которых может скапливаться воздух и застаиваться вода. Если в течение нескольких дней после заливки будут наблюдаться неблагоприятные погодные явления, бетон необходимо укрыть пленкой из полиэтилена. Увлажнять бетон нужно последующие 2 недели.

Дополнительная защита

После заливки бетона, отмостку нужно защитить от деструктивного воздействия атмосферных явлений. Есть несколько способов защиты:

  • железнение;
  • эмалирование;
  • нанесение раствора жидкого стекла;
  • грунтовка;
  • облицовка плиткой, камнями, галькой.

Железнение, наиболее популярный способ защиты бетона, может быть мокрым и сухим. При сухом способе только что залитый бетон посыпают слоем сухого цемента с фракциями 2 мм, а затем затирают. При мокром железнении нужно сначала дождаться полного высыхания бетона, а это около 2 недель, а затем на поверхность отмостки нанести слой специального раствора, выровнять строительной лопаткой.

Ремонт бетонной отмостки

По истечению времени может возникнуть необходимость ремонта отмостки. К наиболее частым проблемам, возникающим в процессе эксплуатации конструкции, относятся:

Расширение компенсационного шва, потеря его герметичности. Такая проблема возникает по причине использования бетонной смеси низкого качества, а также экстремальных температурно-влажностных условий. Исправить проблему можно с помощью герметиков и порозаполнителей. Появление трещин. Технология восстановления зависит от степени ущерба. Если глубина повреждения не более 1 мм, то такая трещина обычно затирается естественным путем, в результате трения в процессе хождения. Если от 1 до 3 мм – дефект заполняют «цементным тестом» (не путать с цементом). Для приготовления цементного теста нужно смешать воду с цементом в соотношении 0,5 воды к сухому веществу. В зависимости от типа цемента это соотношение может быть изменено. Если же трещина имеет глубину до 30 мм, их устраняют специальным герметиком или свежим раствором бетона. Такие глубокие трещины нужно сначала расширить так, чтобы в разрезе она напоминала конус. Только потом можно наносить грунтовку и заливать раствор. При значительном расколе конструкции, когда глубина трещин превышает 30 мм, проводится новая заливка бетона. Расслоение. Причина появления – низкое качество бетона, его неравномерное застывание, большая толщина отмостки. Для исправления ситуации необходимо зачистить слабые участки, а затем провести по всему периметру дома заливку нового слоя стяжки. Крошение. Если процесс был замечен на начальном этапе, то поверхность следует покрыть «цементным тестом» или составом, приготовленным на основе жидкого стекла. При значительных повреждениях необходимо вырубить раскрошенную часть бетона и нанести новый слой раствора.

Важно! Все работы по восстановлению отмостки необходимо проводить весной и осенью. Если же устранение дефектов выполняются летом, то все нужно делать утром, пока температура воздуха не слишком высокая.

В особо тяжелых случаях, когда повреждена большая площадь отмостки, проводить восстановительные работы нецелесообразно. Гораздо проще полностью демонтировать всю конструкцию и залить новую.

PCC Pavement – ​​Pavement Interactive

Жесткие покрытия названы так потому, что конструкция покрытия очень мало прогибается под нагрузкой из-за высокого модуля упругости их поверхностного слоя. Жесткая конструкция дорожного покрытия обычно состоит из поверхностного слоя PCC, построенного поверх либо (1) грунтового основания, либо (2) нижележащего слоя основания. Из-за своей относительной жесткости конструкция дорожного покрытия распределяет нагрузки по большой площади только с одним или максимум двумя структурными слоями (см. рис. 1).

Рисунок 1. Распределение нагрузки на жесткое покрытие

В этом разделе описывается типичная конструкция жесткого покрытия, состоящая из:

Поверхностного слоя: это верхний слой, состоящий из плиты PCC.
Базовый слой: это слой непосредственно под слоем PCC, обычно состоящий из заполнителя или стабилизированного грунтового основания.
Базовый слой: это слой (или слои) под базовым слоем. Подбаза не всегда нужна и поэтому часто может быть опущена.

Конструктивные элементы

Типичная конструкция жесткого покрытия (см. рис. 2) состоит из верхнего слоя и нижележащего основания и слоев подстилающего слоя (если они используются). Поверхностный слой (из PCC) является самым жестким (измеряемым по модулю упругости) и обеспечивает наибольшую прочность. Нижние слои на несколько порядков менее жесткие, но все же вносят важный вклад в прочность дорожного покрытия, а также в дренаж и защиту от замерзания.

Рис. 2. Базовая жесткая конструкция дорожного покрытия.

Поверхностный слой

Поверхностный слой представляет собой слой, находящийся в контакте с транспортными нагрузками и изготовленный из РСС. Он обеспечивает такие характеристики, как трение (см. рис. 3), плавность хода, контроль шума и дренаж. Кроме того, он служит гидроизоляционным слоем для нижележащего основания, подстилающего слоя и земляного полотна. Поверхностный слой может различаться по толщине, но обычно составляет от 150 мм (6 дюймов) (для легких нагрузок) до 300 мм (12 дюймов) (для тяжелых грузов и интенсивного движения). На рис. 4 показан поверхностный слой шириной 300 мм (12 дюймов).

Рис. 3. Поверхность PCC

Рисунок 4. Толщина жесткой дорожной плиты

Базовый слой

Базовый слой находится непосредственно под поверхностным слоем. Он обеспечивает (1) дополнительное распределение нагрузки, (2) способствует дренажу и морозостойкости, (3) равномерную опору для дорожного покрытия и (4) устойчивую платформу для строительной техники (ACPA, 2001).

Основания также помогают предотвратить движение грунта земляного полотна из-за перекачки плиты. Базовые курсы обычно строятся из:

  1. Совокупная база . Простой базовый слой из дробленого заполнителя был обычным вариантом с начала 1900-х годов и до сих пор подходит во многих ситуациях.
  2. Стабилизированный заполнитель или грунт (см. рисунок 5) . Стабилизирующие агенты используются для связывания несвязных частиц друг с другом, обеспечивая прочность и сцепление. Основания, обработанные цементом (CTB), могут быть построены с прочностью до 20–25 процентов от прочности поверхностного слоя (FHWA, 1999). Однако основания, обработанные цементом (ЦТБ), используемые в 19В 50-х и начале 1960-х годов наблюдалась тенденция потери чрезмерного количества материала, что приводило к растрескиванию и оседанию панелей.
  3. HMA с плотным гранулированием . В ситуациях, когда желательна высокая жесткость основания, базовые слои могут быть построены с использованием плотного градуированного слоя HMA.
  4. Проницаемый HMA . В определенных ситуациях, когда желательна высокая жесткость основания и отличный дренаж, базовые слои могут быть построены с использованием HMA с открытым уклоном. Недавние исследования могут указать на некоторые серьезные проблемы с использованием ATPB.
  5. Тощий бетон (см. рис. 6) . Содержит меньше пасты портландцемента, чем типичный PCC, и прочнее, чем стабилизированный заполнитель. Основания из тощего бетона (LCB) могут быть построены с прочностью до 25–50 процентов прочности поверхностного слоя (FHWA, 1999). Тощее бетонное основание функционирует так же, как обычный поверхностный слой PCC, поэтому оно требует строительных швов и со временем растрескивается. Эти стыки и трещины потенциально могут вызвать отражающие трещины в поверхностном слое, если они не будут тщательно подобраны.

Рис. 5. Завершенный CTB с затвердевающим уплотнением

Рис.

6. Материал основания из тощего бетона

Подстилающий слой

Подстилающий слой представляет собой часть конструкции дорожного покрытия между подстилающим слоем и земляным полотном. Он функционирует в первую очередь как структурная опора, но также может:

  1. Сводить к минимуму проникновение мелких частиц грунтового основания в структуру дорожного покрытия.
  2. Улучшить дренаж.
  3. Минимизация урона от мороза.
  4. Обеспечить рабочую платформу для строительства.

Подстилающее основание обычно состоит из материалов более низкого качества, чем основание, но лучшего качества, чем грунт земляного полотна. Подходящими материалами являются заполнитель и высококачественный структурный заполнитель. Базовый курс не всегда необходим или используется.

Типы

Почти все жесткие покрытия изготавливаются из бетона на основе портландцемента (PCC). Жесткие покрытия подразделяются на три основные категории по способу борьбы с трещинами:

Шовное гладкое бетонное покрытие (JPCP)
Это самый распространенный тип жесткого покрытия. JPCP контролирует трещины, разделяя дорожное покрытие на отдельные плиты, разделенные деформационными швами. Плиты обычно имеют ширину в одну полосу и длину от 3,7 м (12 футов) до 6,1 м (20 футов). JPCP не использует арматурную сталь, но использует дюбели и стяжки.
Шовное железобетонное покрытие (JRCP)
Как и JPCP, JRCP контролирует трещины, разделяя дорожное покрытие на отдельные плиты, разделенные деформационными швами. Однако эти плиты намного длиннее (до 15 м (50 футов)), чем плиты JPCP, поэтому JRCP использует арматурную сталь в каждой плите для предотвращения растрескивания внутри плиты. Этот тип покрытия больше не строится в США из-за некоторых долгосрочных проблем с производительностью.
Непрерывно железобетонное покрытие (CRCP)
В этом типе жесткого дорожного покрытия для контроля трещин используется арматурная сталь, а не компенсационные швы. Трещины обычно появляются через 1,1–2,4 м (3,5–8 футов) и плотно скрепляются лежащей под ними арматурной сталью.
Техническое описание FHWA.

Состав и структура жесткого покрытия

🕑 Время чтения: 1 минута

Содержание:

  • Состав и структура жесткого покрытия
  • Композиция жесткого тротуара
  • Структура жесткого покрытия
    • Бетонная плита
    • Гранулярное основание или стабилизированный базовый курс
    • Гранулярная подбаза или стабилизированный подбаза
    • Охрана мороза
    • или стабилизированный суббаза
    • Охрана мороза
    • или стабилизированный суббаза
    • Охрана мороза
    • или стабилизированный суббаза
    • Охрана мороза
    • или стабилизированный суббаза
    • от мороза. Жесткое покрытие

      Жесткие покрытия воспринимают нагрузки за счет жесткости и высокого модуля упругости бетонной плиты. Нагрузки будут распределяться на естественный слой грунта через разные слои жесткого покрытия. Состав и структура жесткого покрытия говорят нам о функции каждого слоя жесткого покрытия, как описано ниже.

      Состав жесткого покрытия

      Как правило, бетон на портландцементе используется в качестве основного структурного элемента жесткого дорожного покрытия. Армирование предусмотрено в плите в зависимости от прочности грунта и условий нагрузки. Предварительно напряженные бетонные плиты также могут использоваться в качестве поверхностного слоя. Бетонная плита обычно лежит на уплотненном гранулированном или обработанном основании, которое, в свою очередь, опирается на уплотненное земляное полотно. Наилучшие результаты укладки покрытия получаются, когда опорные слои под покрытием однородны. Прочность жесткого покрытия. Жесткое покрытие в основном зависит от бетонной плиты, поэтому его следует укладывать прочно, а нижние слои изготавливать из недорогих материалов, чтобы сделать его экономичным.

      Рис. 1. Передача нагрузки от колес на грунтовое основание в жестком покрытии

      Структура жесткого покрытия

      Структура жесткой дорожной одежды состоит из следующих слоев.

      • Бетонная плита или поверхностный слой
      • Гранулированное основание или стабилизированное основание
      • Гранулированное основание или стабилизированный слой основания
      • Слой защиты от замерзания
      • Земля земляного полотна

      Рис. 2: Типичная конструкция жесткого покрытия

      Бетонная плита

      Бетонная плита — это самый верхний слой жесткого покрытия, который находится в непосредственном контакте с автомобильными нагрузками. Это также называется поверхностным курсом. Он водостойкий и предотвращает проникновение воды в базовый слой. Он обеспечивает трение транспортных средств, чтобы обеспечить сопротивление скольжению. Толщина бетонной плиты поддерживается в пределах от 150 мм до 300 мм.

      Рис. 3: Укладка бетонной плиты

      Гранулированное основание или стабилизированное основание

      Базовый слой или гранулированное основание или стабилизированное основание является вторым слоем сверху и строится с использованием дробленых заполнителей. Этот курс помогает поверхностному курсу принимать дополнительные нагрузки. Он обеспечивает стабильную платформу для строительства жесткого покрытия. Также полезно предусмотреть подземную дренажную систему. В морозных районах воздействие мороза можно контролировать с помощью стабилизированного базового слоя. Это помогает контролировать набухание грунта земляного полотна. Толщина слоя основания должна быть не менее 100 мм.

      Рис. 4. Обеспечение базового слоя

      Гранулированное основание или стабилизированное основание

      Это третий слой сверху, он находится в контакте с грунтом земляного полотна и базовым слоем. Он построен с использованием заполнителей более низкого качества, чем базовый слой, но они должны быть лучшего качества, чем земляное полотно. Как правило, слой подстилающего слоя не требуется при небольшой транспортной нагрузке. Когда нагрузка превышает 100 000 фунтов, она должна быть построена. Его основная функция заключается в обеспечении поддержки верхних слоев, а также в качестве регулятора воздействия замерзания и предотвращения проникновения мелких частиц из грунтового основания в верхние слои. Дренаж также улучшится, если будет подстилающий слой.

      Рис. 5: Укладка подстилающего слоя

      Слой защиты от замерзания

      В регионах с низкими температурами существует проблема обледенения дорожных покрытий. Если в грунте высокий уровень грунтовых вод, то при низких температурах вода будет замерзать, и под земляным полотном будут образовываться морозные пучения, что приведет к подъему дорожного покрытия из-за неравномерного образования кристаллов льда. Точно так же при таянии льда дорожное покрытие проникает в земляное полотно, когда на него воздействует нагрузка. Для преодоления этого необходимо предусмотреть слой защиты от замерзания. Как правило, хороший базовый слой и подстилающий слой сами по себе действуют как слои защиты от замерзания.

      Рис. 6. Формирование кристаллов льда в морозостойком грунте

      Грунт основания

      Земляное полотно представляет собой не что иное, как существующий слой грунта, который уплотняется с помощью оборудования, чтобы обеспечить устойчивую платформу для жесткого покрытия.

LEAVE A REPLY

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *