Размостка плитных тротуаров это: Разборка тротуаров и дорожек
ТЕРр 2001-68 «Благоустройство»
ТЕРр 81-04-68-2001
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЕДИНИЧНЫЕ РАСЦЕНКИ
НА РЕМОНТНО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
ТЕРр-2001
СБОРНИК № 68
БЛАГОУСТРОЙСТВО
ТЕРр-2001-68
1. Общие указания
1.1. Сборник содержит территориальные единичные расценки (ТЕРр), предназначенные для определения стоимости работ по благоустройству территорий.
1.2. В расценках учтено выполнение всего комплекса основных, вспомогательных и сопутствующих работ, включая: разбивку, визирование, установку маяков и другие вспомогательные, подготовительные операции и уход за покрытиями; уборку материалов, отходов и мусора и т.п.
1.3. Стоимость работ по ремонту дорожных оснований и покрытий в условиях непрекращающегося движения транспорта определяется по расценкам соответствующих таблиц с учетом коэффициента 1,2 к нормам затрат труда и оплате рабочих-строителей и стоимости эксплуатации строительных машин и механизмов (в том числе оплате труда машинистов).
1.4. Возврат ресурсов от разборки конструкций, изделий и материалов определяется по фактическому выходу годных для дальнейшего использования материалов, который и оформляется двусторонним актом между подрядчиком и заказчиком.
1.5. Процент выхода годного камня для определения возвратной его стоимости по расценкам графы 1 таблицы 12 рекомендуется принимать в размере не более 60%. Фактический выход годного камня для дальнейшего использования определяется на месте и оформляется соответствующим актом.
2.1. Объем работ по ремонту дорожных покрытий и оснований определяется по размеру намечаемой к ремонту (отремонтированной) площади.
ГЭСНр-2001-68. Сборник 68 благоустройство (31057)
ГЭСНр-2001-68. Сборник 68 благоустройство
Таблица ГЭСНр 68-16 |
Ремонт тротуаров из литого асфальта |
Состав работ:
01. Разломка и обрубка краев асфальтобетона на поврежденных площадках. 02. Россыпь дополнительного слоя щебня и высевок с разравниванием и уплотнением. 03. Укладка с разравниванием асфальтобетонной смеси с уплотнением. 04. Посыпка отремонтированных мест песком. 05. Затирка трамбовкой.
Измеритель: 100 м2
68-16-1 |
Ремонт тротуаров из литого асфальта |
Шифр ресурса |
Наименование элемента затрат |
Ед. измер. |
68-16-1 |
1 |
Затраты труда рабочих-строителей |
чел.-ч |
114,0 |
1.1 |
Средний разряд работы |
2,4 |
|
2 |
Затраты труда машинистов |
чел.-ч |
5,6 |
3 |
МАШИНЫ И МЕХАНИЗМЫ |
||
050101 |
Компрессоры передвижные с двигателем внутреннего сгорания |
маш.-ч |
5,6 |
330804 |
Молотки отбойные пневматические |
маш.-ч |
3,2 |
331101 |
Трамбовки пневматические |
маш.-ч |
2,4 |
4 |
МАТЕРИАЛЫ |
||
410-9059 |
Асфальт литой для покрытий тротуаров |
м3 |
5,9 |
408-9020 |
Песок |
м3 |
0,5 |
408-9080 |
Щебень |
м3 |
6,3 |
999-9900 |
Строительный мусор |
т |
16,06 |
Таблица ГЭСНр 68-17 |
Ремонт бордюров |
Состав работ:
01. Разломка покрытий тротуаров из асфальтовой смеси вдоль борта. 02. Рыхление и разломка материалов основания борта. 03. Выравнивание бордюрных камней по отметке с подбивкой основания. 04. Засыпка пазух с трамбованием. 05. Заливка швов раствором.
Измеритель: 100 м бордюров
68-17-1 |
Ремонт бордюров с внутренней обшивкой |
Шифр ресурса |
Наименование элемента затрат |
Ед. измер. |
68-17-1 |
1 |
Затраты труда рабочих-строителей |
чел.-ч |
75,6 |
1.1 |
Средний разряд работы |
2,7 |
|
2 |
Затраты труда машинистов |
чел.-ч |
7,9 |
3 |
МАШИНЫ И МЕХАНИЗМЫ |
||
050101 |
Компрессоры передвижные с двигателем внутреннего сгорания |
маш.-ч |
7,9 |
330804 |
Молотки отбойные пневматические |
маш.-ч |
4,1 |
331101 |
Трамбовки пневматические |
маш.-ч |
3,8 |
4 |
МАТЕРИАЛЫ |
||
402-9050 |
Раствор цементный |
м3 |
0,1 |
Таблица ГЭСНр 68-18 |
Заделка швов цементным раствором в существующих бордюрах |
Состав работ:
01. Очистка шва. 02. Заделка швов цементным раствором в существующих бордюрах.
Измеритель: 1 м шва
68-18-1 |
Заделка швов цементным раствором в существующих бордюрах |
Шифр ресурса |
Наименование элемента затрат |
Ед. измер. |
68-18-1 |
1 |
Затраты труда рабочих-строителей |
чел.-ч |
0,16 |
1.1 |
Средний разряд работы |
1,8 |
|
4 |
МАТЕРИАЛЫ |
||
402-9050 |
Раствор цементный |
м3 |
|
Таблица ГЭСНр 68-19 |
Заделка трещин в асфальтобетонных покрытиях вручную битумом с очисткой трещин и засыпкой поверхности песком с уплотнением |
Состав работ:
01. Очистка трещин. 02. Заделка трещин битумом. 03. Засыпка поверхности песком с уплотнением.
Измеритель: 100 м трещин
68-19-1 |
Заделка трещин в асфальтобетонных покрытиях вручную битумом с очисткой трещин и засыпкой поверхности песком с уплотнением |
|
Наименование элемента затрат |
Ед. измер. |
68-19-1 |
1 |
Затраты труда рабочих-строителей |
чел.-ч |
7,4 |
1.1 |
Средний разряд работы |
2,4 |
|
2 |
Затраты труда машинистов |
чел.-ч |
1,4 |
3 |
МАШИНЫ И МЕХАНИЗМЫ |
||
120101 |
Автогудронаторы |
маш.-ч |
0,7 |
4 |
МАТЕРИАЛЫ |
||
101-1561 |
Битумы дорожные жидкие |
т |
0,09 |
408-9020 |
Песок |
м3 |
0,05 |
Таблица ГЭСНр 68-20 |
Разборка тротуаров и дорожек из плит с их отноской и укладкой в штабель |
Состав работ:
01. Разборка покрытия. 02. Очистка плит. 03. Относка плит на расстояние до 10 м. 04. Складирование плит в штабель.
Измеритель: 100 м2 основания
68-20-1 |
Разборка тротуаров и дорожек из плит с их отноской и укладкой в штабель |
Шифр ресурса |
Наименование элемента затрат |
Ед. измер. |
68-20-1 |
1 |
Затраты труда рабочих-строителей |
чел.-ч |
18,68 |
1.1 |
Средний разряд работы |
1,7 |
Таблица ГЭСНр 68-21 |
Размостка плитных тротуаров и дорожек с разборкой |
Состав работ:
01. Разборка покрытия из плит. 02. Планировка земляного полотна. 03. Устройство песчаного основания. 04. Укладка плит с подноской до 20 м, подбивкой и заполнением швов песком.
Измеритель: 100 м2 покрытия
68-21-1 |
Размостка плитных тротуаров и дорожек с разборкой |
Шифр ресурса |
Наименование элемента затрат |
Ед. измер. |
68-21-1 |
1 |
Затраты труда рабочих-строителей |
чел.-ч |
122,1 |
1.1 |
Средний разряд работы |
2,3 |
|
4 |
МАТЕРИАЛЫ |
||
408-9020 |
Песок |
м3 |
4,0 |
Таблица ГЭСНр 68-22 |
Восстановление профиля канав вручную с очисткой от кустарника, отрывкой грунта с разравниванием и планировкой откосов |
Состав работ:
01. Восстановление профиля канав вручную с очисткой от кустарника, отрывкой грунта с разравниванием и планировкой откосов.
Измеритель:1 м канавы
68-22-1 |
Полное восстановление профиля |
68-22-2 |
Частичное восстановление профиля |
Шифр ресурса |
Наименование элемента затрат |
Ед. измер. |
68-22-1 |
68-22-2 |
1 |
Затраты труда рабочих-строителей |
чел.-ч |
0,91 |
0,62 |
1.1 |
Средний разряд работы |
1,6 |
1,6 |
Таблица ГЭСНр 68-23 |
Ремонт металлических ограждений |
Состав работ:
01. Выправка на месте погнутых элементов. 02. Скрепление деталей электросваркой. 03. Вырезка отдельных негодных деталей (норма 2). 04. Заготовка и установка новых деталей (норма 2).
Измеритель: 1 м2
Ремонт металлических ограждений:
68-23-1 |
мелкий |
68-23-2 |
средний |
Шифр ресурса |
Наименование элемента затрат |
Ед. измер. |
68-23-1 |
68-23-2 |
1 |
Затраты труда рабочих-строителей |
чел.-ч |
1,88 |
9,61 |
1.1 |
Средний разряд работы |
3,1 |
3,3 |
|
3 |
МАШИНЫ И МЕХАНИЗМЫ |
|||
040502 |
Установки для сварки ручной дуговой |
маш.-ч |
0,45 |
0,78 |
4 |
МАТЕРИАЛЫ |
|||
201-9014 |
Металлические изделия |
т |
— |
П |
101-1515 |
Электроды |
т |
0,0002 |
0,0003 |
Таблица ГЭСНр 68-24 |
Смена отдельных участков металлического ограждения газонов |
Состав работ:
01. Удаление негодных частей. 02. Установка новых частей с заготовкой. 03. Исправление опор.
Измеритель: 1 м сменяемого ограждения
Смена отдельных участков металлического ограждения газонов из труб диаметром до:
68-24-1 |
25 мм |
68-24-2 |
40 мм |
Шифр ресурса |
Наименование элемента затрат |
Ед. измер. |
68-24-1 |
68-24-2 |
1 |
Затраты труда рабочих-строителей |
чел.-ч |
0,33 |
0,41 |
1.1 |
Средний разряд работы |
3,1 |
3,1 |
|
3 |
МАШИНЫ И МЕХАНИЗМЫ |
|||
040502 |
Установки для сварки ручной дуговой |
маш.-ч |
0,09 |
0,09 |
4 |
МАТЕРИАЛЫ |
|||
103-9210 |
Трубы водогазопроводные |
м |
1,02 |
1,02 |
101-1515 |
Электроды |
т |
0,0005 |
0,0005 |
Таблица ГЭСНр 68-25 |
Смена отдельных частей металлического ограждения спортивных площадок |
Состав работ:
01. Удаление негодной сетки (норма 1). 02. Укрепление новой сетки (норма 1). 03. Удаление негодной стойки с отсоединением пожилин и сетки, откопкой и разбивкой фундамента (норма 2). 04. Установка стойки из трубы с бетонированием фундамента (норма 2). 05. Присоединение пожилин и сетки (норма 2). 06. Удаление негодной пожилины с отсоединением от стоек и сетки (норма 3). 07. Установка пожилины с присоединением к стойкам и сетке (норма 3).
Измеритель: 1 м2 сетки, 1 стойка, пожилина
Смена отдельных частей металлического ограждения спортивных площадок:
68-25-1 |
сетки |
68-25-2 |
стойки |
68-25-3 |
пожилина |
Шифр ресурса |
Наименование элемента затрат |
Ед. измер. |
68-25-1 |
68-25-2 |
68-25-3 |
1 |
Затраты труда рабочих-строителей |
чел.-ч |
0,73 |
9,48 |
1,27 |
1.1 |
Средний разряд работы |
3,1 |
3,1 |
3,1 |
|
2 |
Затраты труда машинистов |
чел.-ч |
— |
0,05 |
0,02 |
3 |
МАШИНЫ И МЕХАНИЗМЫ |
||||
040502 |
Установки для сварки ручной дуговой |
маш.-ч |
— |
0,07 |
0,05 |
400001 |
Автомобиль бортовой |
маш.-ч |
— |
0,05 |
0,02 |
4 |
МАТЕРИАЛЫ |
||||
103-9011 |
Трубы стальные |
м |
— |
П |
— |
101-9390 |
Сталь угловая |
т |
— |
— |
П |
101-9070 |
Сетка стальная плетеная |
м2 |
1,02 |
— |
— |
101-9266 |
Проволока вязальная |
кг |
0,032 |
0,13 |
0,11 |
401-0033 |
Бетон тяжелый |
м3 |
— |
0,163 |
— |
202-9080 |
Щиты опалубки |
м2 |
— |
0,16 |
— |
101-1805 |
Гвозди строительные |
т |
— |
0,0001 |
— |
101-1515 |
Электроды |
т |
— |
0,0001 |
0,0001 |
ТР-158-04 Технические рекомендации по устройству тротуаров из бетонных плит, ТР (Технические рекомендации) от 27 декабря 2004 года №158-04
ТР-158-04
Дата введения 2005-03-09
РАЗРАБОТАНЫ ГУП
«НИИМосстрой»
УТВЕРЖДЕНЫ Начальником
Управления научно-технической политики в строительной отрасли
А.Н.Дмитриевым 27 декабря 2004 г.
ВВОДЯТСЯ ВЗАМЕН
ВСН-15-95
Технические рекомендании
разработаны на основе результатов научно-исследовательских и
опытно-производственных работ, выполненных лабораторией дорожного
строительства ГУП «НИИМосстрой», опытно-конструкторских и
производственных работ ЗАО «СБМ Запчасть-Сервис», ЗАО «СДМ
Гидропривод», а также на основе анализа отечественного и
зарубежного опыта строительства.
Рекомендации направлены
на повышение долговечности сборных покрытий тротуаров, площадок,
садово-парковых и пешеходных дорожек, пешеходных улиц.
В
работе над документом принимали участие: к.т.н. Л.В.Городецкий,
к.т.н. Р.И.Бега, В.Ф.Демин (ГУП «НИИМосстрой»), С.М.Аракельянц,
к.т.н. И.И.Давитнидзе (ЗАО «СБМ Запчасть-Сервис»), В.Н.Аракельянц
(ЗАО «СДМ Гидропривод»).
Технические рекомендации
согласованы с ОАО «Инждорстрой», ОАО «Гордорстрой».
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие
рекомендации распространяются на строительство в летний и зимний
периоды в г.Москве экологически чистых тротуаров, пешеходных и
садово-парковых дорожек, пешеходных улиц, автостоянок, входов в
жилые и общественные здания, покрытий на территориях соцкультбыта
(больницы, поликлиники, школы, детские сады, ясли), на
автозаправочных станциях и площадках различного назначения из
сборных покрытий.
Для устройства сборных
покрытий применяют плиты и мелкоразмерные фигурные элементы
мощения, выполненные из тяжелого и песчаного бетонов, а также
бетонов с использованием продуктов переработки различных
промышленных отходов, из армированных металлическими и базальтовыми
фибрами.
Тротуарными плитами
являются изделия с отношением их длины к толщине больше 4, при меньших значениях 4 — мелкоразмерными элементами.
1.2. Зимним периодом
считается время года между датой наступления нулевой среднесуточной
устойчивой температуры осенью и датой наступления той же
температуры весной.
1.3. Для решения
эстетических, архитектурных и функциональных задач в современном
городском строительстве бетонные плиты и мелкоразмерные элементы
мощения могут иметь различные формы и размеры, которые не всегда
являются кратными ширине полосы пешеходного движения (0,75 см),
принятыми в ГОСТ 17608-91*.
1.4. Для расширения
номенклатуры изделий НИИМосстроем разработаны конструкции
решетчатых плит. Отверстия плит могут быть заполнены
мелкоразмерными элементами, которые могут использоваться и
самостоятельно (приложения 1, 2, 3). Отверстия в решетчатых плитах
можно заполнять каменными материалами (щебнем, гравием, щебеночными
высевками, песком и др.), а также почвой с семенами газонных
трав.
1.5. Плиты и элементы
мощения для устройства сборных покрытий (в том числе с декоративной
и цветной поверхностью) могут быть изготовлены по различным
технологиям, обеспечивающим получение физико-механических свойств,
соответствующих требованиям ГОСТ
17608-91*.
1.6. Толщина тротуарных
плит и мелкоразмерных элементов выбирается в соответствии с
проектом. Ориентировочная толщина сборных изделий для различных
конструкций может быть принята следующей: на участках, где
ожидается только пешеходное движение — 4-6 см; если допускается
движение легковых автомобилей -6-8 см; в случае если возможен заезд
грузовых автомобилей -8-10 см.
1.7. Конструктивные
элементы тротуаров включают: песчаный подстилающий слой, основание
из песка, песчано-цементной смеси, щебня и малоцементного бетона;
покрытие из бетонных, в т.ч. модифицированных, изделий.
Технологическая последовательность работ по строительству сборных
покрытий включает следующие этапы: рытье и уплотнение земляного
корыта; устройство подстилающего слоя; установка бортового камня;
устройство основания и покрытия из плит или мелкоразмерных
элементов мощения с последующим заполнением швов. В зависимости от
гидрологических особенностей территории и требований проекта в
конструктивных слоях тротуаров, площадок и др. возможно
использование пленочных и геотекстильных материалов.
1.8. Основные варианты конструкций из сборных бетонных изделий представлены на рис.1.
Рис.1. Конструкции из тротуарных плит и мелкоразмерных элементов
Рис.1. Конструкции из тротуарных плит и мелкоразмерных
элементов
1 — плиты; 2 — рыхлый песок или песчано-цементная смесь; 3
— основания из песчано-цементной смеси,
бетона В7,5, песка, щебня,
битумоминеральной смеси; 4 — песчаный морозозащитный слой;
5 — мелкоразмерные элементы мощения; 6, 7 — полиэтиленовая пленка
или геотекстиль типа дорнита;
8
— базальтовая сетка.
2. ПОДГОТОВКА ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА И УСТРОЙСТВО ДРЕНАЖЕЙ МЕЛКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ
2.1. Сооружение земляного
полотна должно производиться согласно требованиям СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги» и в
соответствии с техническим проектом производства работ после
окончания работ по вертикальной планировке, прокладке новых и
перекладке старых подземных инженерных сетей, засыпке траншей и
разрытий с послойным уплотнением.
2.2. Для производства
земляных работ следует использовать экскаваторы с ковшом емкостью
от 0,25 м до 1,0 м, бульдозеры мощностью 80-250 л.с., мелкие и
среднего веса автогрейдеры. Для уплотнения используют катки на
пневмошинах типа ДУ-30, ДУ-31, вибрационные катки типа ДУ-10,
ДУ-10А, ДУ-14, катки статического действия с гладкими вальцами типа
ДУ-1, ДУ-11А и др. Тип катка выбирается в зависимости от группы
грунта земляного полотна и ширины тротуара, пешеходной улицы,
дорожки и др.
2.3. Ширина корыта
земляного полотна с учетом установки бортовых камней должна быть
больше ширины покрытий на 0,5 м.
2.4. Возведение земляного
полотна должно осуществляться послойно. Отсыпка, разравнивание и
уплотнение каждого слоя производятся с соблюдением продольных и
поперечных уклонов.
Толщину слоя отсыпки
следует назначать с учетом коэффициента запаса на уплотнение грунта
в зависимости от его вида при влажности, близкой к оптимальной
(табл.1).
Таблица 1
Зависимость коэффициента запаса на уплотнение от вида грунта при
оптимальной влажности
Наименование грунта | Оптимальная влажность, % | Коэффициент
запаса на уплотнение |
Песок крупный и гравелистый | 6 | 1,25 |
Песок средней крупности | 8 | 1,25 |
Песок мелкий и пылеватый | 10 | 1,30 |
Супесь легкая | 9-11 | 1,20 |
Супесь пылеватая | 9-13 | 1,25 |
Суглинок легкий | 14-16 | 1,15 |
Суглинок тяжелый | 16-18 | 1,15 |
Глина | 18-20 | 1,1 |
2.5. Уплотнение грунтов
земляного полотна, включая засыпку траншей и котлованов, необходимо
производить при оптимальной влажности до требуемой плотности,
которая соответствует коэффициенту уплотнения не менее 0,98 при его
замере через 25 м в точках по поперечному сечению. Уплотняющая
техника выбирается в зависимости от вида грунта и толщины
отсыпанного слоя (табл.2).
Таблица 2
Машины для уплотнения грунтов
Марки катков | Тип катков | Масса, т | Глубина уплотнения, м | |
связный грунт | несвязный
грунт | |||
ДУ-31 | Самоходный, на пневматических
шинах | 16 | 0,20 | 0,25 |
ДУ-29 | Статический | 30 | 0,30 | 0,35 |
ДУ-52 | Самоходный, комбинированный, с
самоходными вальцами | 10-11 | 0,40 | 0,60 |
А-8 | Прицепной вибрационный | 9 | 0,30 | 0,50 |
Примечание: Связный грунт
— грунт, содержащий глинистых частиц 12%.
Несвязный грунт — грунт,
содержащий глинистых частиц 3%.
Ориентировочно
необходимое число проходов уплотняющей техники по одному следу для
связных грунтов должно быть не менее 12, для несвязных — 8.
2.6. Поверхность
земляного полотна планируется так, чтобы просвет под трехметровой
рейкой, характеризующий ровность поверхности, не превышал 1 см.
2.7. Для осушения верхней
части земляного полотна и дорожной одежды устраивают дренаж мелкого
заложения. Работы по устройству дренажа выполняются непосредственно
перед распределением песчаного подстилающего слоя.
2.8. В качестве дренажа
мелкого заложения могут быть использованы керамзитобетонные
трубофильтры, перфорированные асбоцементные, керамические и
полимерные дренажные трубы, стыки и водоприемные отверстия дрен
защищают от заиливания муфтами и фильтрами, в качестве последних
могут быть использованы каменные, нетканые синтетические
материалы.
2.9. Технологический
процесс устройства дренажей мелкого заложения включает: рытье
ровика, устройство в нем подушки под трубы, укладку труб с
фильтрами, сопряжение трубчатых дрен с водоприемниками, заполнение
ровика песком и его уплотнение. Трубы с раструбами или
трубофильтрами обращены против уклона.
2.10. Выпуск воды из
дрены осуществляют в водоприемные колодцы, причем конец трубы
должен выступать на 5 см относительно стенки колодца.
2.11. Зазоры между
трубчатыми дренажами и стенками колодцев должны быть тщательно
заделаны цементно-песчаным раствором 1:3 или герметиком.
2.12. При неблагоприятных
гидрологических условиях для повышения несущей способности
земляного полотна по нему могут укладываться различные
геотекстильные материалы в соответствии с ТР 128-01 «Технические рекомендации по
технологии строительства дорог с применением дорнита и других
геотекстильных материалов и геосеток» (ГУП «НИИМосстрой»).
3. УСТРОЙСТВО ПЕСЧАНОГО ПОДСТИЛАЮЩЕГО СЛОЯ
3.1. Устройство песчаного
подстилающего слоя должно производиться в соответствии с
требованиями СНиП 3.06.03-85*
«Автомобильные дороги» и проектом производства работ.
3.2. Толщина песчаного
подстилающего слоя должна соответствовать проекту или назначаться в
зависимости от вида грунта земляного полотна и гидрогеологических
условий согласно альбому СК 6101-91, разработанному институтами ГУП
«Мосинжпроект» и ГУП «НИИМосстрой», и составлять 10-30 см (±1
см).
3.3. Для устройства
подстилающего слоя должны применяться пески с коэффициентом
фильтрации не менее 3 м/сут.
3.4. В зимнее время к
устройству подстилающего слоя приступают после предварительной
очистки земляного полотна от снега и наледи.
3.5. Для предотвращения
смерзания песка в зимнее время его транспортировку необходимо
осуществлять в большегрузных автосамосвалах.
3.6. Разравнивание песка
производят способом «от себя» бульдозерами и автогрейдерами, а на
узких тротуарах и пешеходных дорожках — автопогрузчиками с навесным
оборудованием.
3.7. В летнее время
песчаный подстилающий слой в увлажненном состоянии уплотняют
катками, применяемыми для уплотнения земляного полотна
(табл.2).
3.8. Для предотвращения
смерзания песка в зимнее время рекомендуется его пропитка 2%-ным
раствором хлористого кальция (СаСl). Необходимое количество хлористого кальция
на 1 м поверхности подстилающего слоя при объемной
массе песка 1700 кг/м приведено в табл.3.
Таблица 3
Зависимость требуемого количества хлористого кальция от глубины
пропитки подстилающего слоя
Содержание
безводного CaCl в 1 л раствора, % | Глубина пропитки, см | Количество CaCl, кг/м |
2 | 15 | 5 |
2 | 30 | 10 |
3.9. Устройство
подстилающего слоя следует производить с учетом завершения
уплотнения песка до начала его смерзания. Допустимые промежутки
времени с момента начала распределения песка по земляному полотну
до требуемой нормами степени уплотнения приведены в табл.4.
Таблица 4
Допустимое время устройства песчаного слоя в зависимости от
температуры воздуха
Температура воздуха, °С | Допустимое
время, час | ||
от | до | без добавки CaCl | с добавкой 2%
CaCl |
-2 | -10 | 1,5-2 | 2-3 |
-10 | -15 | 1-1,5 | 1,5-2 |
ниже -15 | — | не более 1 | не более
1,5 |
Примечание: В ветреную
погоду указанное время должно быть сокращено в 1,5-2,0 раза.
3.10. Коэффициент
уплотнения песчаного подстилающего слоя должен быть не менее 0,98.
Отметки поверхности подстилающего слоя должны соответствовать
проектным с точностью ±5 мм.
3.11. Движение транспорта
по готовому песчаному подстилающему слою запрещено.
3.12. В зимнее время
после устройства подстилающего слоя последующие работы по
строительству основания и покрытия следует производить без
значительного разрыва во времени.
4. УСТАНОВКА БОРТОВОГО КАМНЯ
4.1. При устройстве
тротуаров, дорожек, различных площадок и площадей и т.п. можно
применять бортовые камни из горных пород (ГОСТ 6666-81*), бетона (ГОСТ 6665-91), а также из пластбетона и
бетонов, модифицированных продуктами переработки бетонных и
железобетонных изделий, изношенных автопокрышек и армированных
металлическими и базальтовыми фибрами, конструкции и технология
изготовления которых разработаны НИИМосстроем.
Для улучшения
эстетического вида покрытий из сборных элементов и повышения их
долговечности в условиях эксплуатации в дополнение к ГОСТ 6665-91 «Камни бетонные бортовые»
НИИМосстроем разработаны прямолинейные и криволинейные бортовые
камни различных размеров и конструкций.
4.2. Номенклатура
криволинейных бортовых камней и общий вид криволинейных бортовых
камней приведены в приложении 3 и на рис.2.
Рис.2. Общий вид криволинейных бортовых камней
Рис.2. Общий вид криволинейных бортовых камней
Примечание. Криволинейные бортовые камни для тротуаров, пешеходных
улиц могут изготавливаться
также со скосами только с
внутренней стороны или без них.
4.3. Бортовой камень
должен быть установлен до начала работ по устройству сборного
покрытия.
4.4. Бетонные бортовые
камни, в т.ч. криволинейные, устанавливаются, как правило, вручную,
с помощью клещевых или П-образных приспособлений (рис.3). Бортовые
камни всех типоразмеров устанавливаются на бетонное основание
толщиной 10 см, уложенное на выровненный и уплотненный подстилающий
слой. После его установки устраивается бетонная обойма в опалубке
на высоту 10 см. В зимнее время бетонную обойму необходимо
предохранять от промерзания. Обеспечение проектного положения
камней в плане и профиле достигается установкой их по шнуру и
осадкой деревянной трамбовкой.
Рис.3. Ручное оборудование для установки бортовых камней
Рис.3. Ручное оборудование для установки бортовых камней
4.5. Ширина швов между
бортовыми камнями, в т.ч. и на закруглениях, не должна превышать 5
мм. Заполнение швов производят цементно-песчаным раствором состава
3:1, после чего расшивают раствором состава 1:2.
4.6. Бортовой камень
должен быть установлен не позже, чем за три дня до начала работ по
строительству сборного покрытия с тем, чтобы бетонная обойма и
раствор в швах между бортовыми камнями набрали достаточную
прочность.
5. УСТРОЙСТВО ОСНОВАНИЯ
5.1. Основания под
покрытия из сборных изделий устраивают из песка, песчано-цементной
смеси, щебня и малоцементного бетона толщиной в зависимости от
проектных решений или ориентировочно в соответствии с табл.5.
Таблица 5
Основные виды оснований и рекомендуемая их толщина для сборных
покрытий тротуаров
NN п/п | Основания | Толщина
основания, см |
1. | Песчаные и
цементно-песчаные | 10-12 |
2. | Битумоминеральные смеси | 9-10 |
3. | Металлургические шлаки | 12-14 |
4. | Щебень из известняков фракций до 8 мм | 13-15 |
5. | Малоцементный укатываемый бетон В7,5 | 9-10 |
Примечание. Песок для
устройства основания под плиты рекомендуется применять с 1,8.
5.2. При укладке плит
непосредственно на песчаный подстилающий слой или песчаное
основание верхний слой толщиной 3 см должен устраиваться из рыхлого
песка или сухой песчано-цементной смеси для окончательной посадки
плит до заданной отметки.
5.3. В случае устройства
основания из песчано-цементной смеси нижняя его часть выполняется
из песчано-цементного раствора, а верхняя толщиной 3 см — из сухой
смеси.
Песчано-цементный раствор
применяют марки не ниже «50» и приготавливают его в заводских
условиях. Ориентировочный состав на 1 м раствора марки «50»: портландцемент марки
«400» До — 155 кг, воды — 170 л, песка — 1650 кг. Сухая
песчано-цементная смесь приготавливается также, но без добавления
воды при естественной влажности песка 5-6%.
5.4. В зимнее время
песчано-цементную смесь, приготовленную в заводских условиях на
подогретых материалах, рекомендуется укладывать при температуре
наружного воздуха не ниже -15 °С.
Не допускается разрыв во
времени при укладке песчано-цементного раствора и сухой смеси.
5.5. Уплотнение
песчано-цементного раствора производится виброрейками и
виброплощадками.
5.6. Основания из
уплотняемых щебеночных смесей выполняют из приготовленных в
заводских условиях путем смешения требуемого количества различных
фракций известнякового щебня или гравия до получения однородного
материала с добавлением оптимального количества воды.
Марка щебня по дробимости
в цилиндре не должна быть ниже 400, по морозостойкости не ниже
25.
5.7. Для оснований под
сборные покрытия тротуаров, площадок и др. следует использовать
среднезернистый тип щебеночных смесей (табл.6).
Таблица 6
Зерновой состав щебеночных смесей для оснований тротуаров
Тип смеси | Содержание в
смеси частиц, % массы, |
Е68-1 | КОРЧЕВКА ПНЕЙ ВРУЧНУЮ ДАВНОСТЬЮ РУБКИ ДО ТРЕХ ЛЕТ |
Е68-2 | ФОРМОВОЧНАЯ ОБРЕЗКА ДЕРЕВЬЕВ |
Е68-3 | ВАЛКА ДЕРЕВЬЕВ В ГОРОДСКИХ УСЛОВИЯХ |
Е68-4 | ВЫКАШИВАНИЕ ГАЗОНОВ |
Е68-5 | ВЫРЕЗКА СУХИХ ВЕТВЕЙ |
Е68-6 | ОМОЛОЖЕНИЕ ЖИВЫХ ИЗГОРОДЕЙ И КУСТАРНИКОВ |
Е68-7 | ШТЫКОВКА ПОЧВЫ ПРИ ОМОЛОЖЕНИИ РАСТЕНИЙ |
Е68-8 | РЕМОНТ САДОВЫХ ДОРОЖЕК |
Е68-10 | УСТРОЙСТВО ВЫРАВНИВАЮЩЕГО СЛОЯ ИЗ АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ СМЕСИ ОТДЕЛЬНЫМИ МЕСТАМИ |
Е68-11 | ПЕРЕМОЩЕНИЕ МОСТОВОЙ ОТДЕЛЬНЫМИ МЕСТАМИ |
Е68-12 | РАЗБОРКА ПОКРЫТИЙ И ОСНОВАНИЙ ОТДЕЛЬНЫМИ МЕСТАМИ |
Е68-13 | РАЗБОРКА АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ ТРОТУАРОВ ТОЛЩИНОЙ ДО 4 СМ |
Е68-14 | РАЗБОРКА БОРТОВЫХ КАМНЕЙ |
Е68-15 | РЕМОНТ АСФАЛЬТОБЕТОННОГО ПОКРЫТИЯ ДОРОГ |
Е68-16 | РЕМОНТ ТРОТУАРОВ ИЗ ЛИТОГО АСФАЛЬТА |
Е68-17 | РЕМОНТ БОРДЮРОВ |
Е68-18 | ЗАДЕЛКА ШВОВ ЦЕМЕНТНЫМ РАСТВОРОМ В СУЩЕСТВУЮЩИХ БОРДЮРАХ |
Е68-19 | ЗАДЕЛКА ТРЕЩИН В АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЯХ ВРУЧНУЮ БИТУМОМ С ОЧИСТКОЙ ТРЕЩИН И ЗАСЫПКОЙ ПОВЕРХНОСТИ ПЕСКОМ С УПЛОТНЕНИЕМ |
Е68-20 | РАЗБОРКА ТРОТУАРОВ И ДОРОЖЕК ИЗ ПЛИТ С ИХ ОТНОСКОЙ И УКЛАДКОЙ В ШТАБЕЛЬ |
Е68-21 | РАЗМОСТКА ПЛИТНЫХ ТРОТУАРОВ И ДОРОЖЕК С РАЗБОРКОЙ |
Е68-22 | ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРОФИЛЯ КАНАВ ВРУЧНУЮ С ОЧИСТКОЙ ОТ КУСТАРНИКА, ОТРЫВКОЙ ГРУНТА С РАЗРАВНИВАНИЕМ И ПЛАНИРОВКОЙ ОТКОСОВ |
Е68-23 | РЕМОНТ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ОГРАЖДЕНИЙ |
Е68-24 | СМЕНА ОТДЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ МЕТАЛЛИЧЕСКОГО ОГРАЖДЕНИЯ ГАЗОНОВ |
Е68-25 | СМЕНА ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ МЕТАЛЛИЧЕСКОГО ОГРАЖДЕНИЯ СПОРТИВНЫХ ПЛОЩАДОК |
Е68-26 | СМЕНА ДЕРЕВЯННЫХ СТОЛБОВ ВОРОТ |
Е68-27 | СМЕНА ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ СТОЕК СБОРНЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ОГРАД БЕЗ ВЫРАВНИВАНИЯ БАШМАКОВ |
Е68-28 | СМЕНА ВЕРХНИХ СПЛОШНЫХ ПАНЕЛЕЙ В СБОРНЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ОГРАДАХ |
Е68-29 | РАЗБОРКА ДЕРЕВЯННЫХ САРАЕВ |
Е68-30 | РАЗБОРКА ДЕРЕВЯННЫХ ЗАБОРОВ |
Е68-31 | РАЗБОРКА ДВОРОВЫХ ДЕРЕВЯННЫХ УБОРНЫХ С ВЫГРЕБОМ |
Е68-32 | РЕМОНТ ДЕРЕВЯННЫХ ВОРОТ И КАЛИТОК |
Е68-33 | РЕМОНТ ДЕРЕВЯННЫХ ЗАБОРОВ |
Е68-34 | РЕМОНТ ИЗГОРОДИ БРУСКОВОЙ |
Е68-35 | УСТРОЙСТВО ДЕРЕВЯННЫХ САРАЕВ |
Е68-36 | УСТРОЙСТВО ДЕРЕВЯННЫХ ЗАБОРОВ |
Е68-37 | УСТРОЙСТВО ДВОРОВЫХ ДЕРЕВЯННЫХ УБОРНЫХ |
Е68-38 | УСТРОЙСТВО МУСОРОСБОРНИКОВ |
Е68-39 | УДАЛЕНИЕ ПОРОСЛИ У ДЕРЕВЬЕВ |
Е68-40 | СТРИЖКА ЖИВОЙ ИЗГОРОДИ ВРУЧНУЮ |
Е68-41 | ТЕКУЩИЙ (ЯМОЧНЫЙ) РЕМОНТ ПОКРЫТИЙ ЛИТЫМИ ГОРЯЧИМИ БИТУМОМИНЕРАЛЬНЫМИ СМЕСЯМИ |
Е68-42 | ПОГРУЗО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ РАБОТЫ |
Е68-43 | ЗАДЕЛКА ТРЕЩИН И ЯМОЧНЫЙ РЕМОНТ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ БИТУМНОЙ ЭМУЛЬСИЕЙ И ЩЕБНЕМ С ПРИМЕНЕНИЕМ УСТАНОВКИ «НОРД Р-310М» |
Е68-44 | ЗАЩИТА ПОВЕРХНОСТЕЙ БЕТОННЫХ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ ПРИ РЕМОНТЕ МОСТОВ И ПУТЕПРОВОДОВ |
Е68-45 | РЕМОНТ БЕТОННЫХ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ МОСТОВ И ПУТЕПРОВОДОВ СУХИМИ СМЕСЯМИ «ЭМАКО» (ТИКСОТРОПНЫЙ ТИП) |
Е68-46 | РЕМОНТ БЕТОННЫХ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ, МОСТОВ И ПУТЕПРОВОДОВ СУХИМИ СМЕСЯМИ «ЭМАКО» (НАЛИВНОЙ ТИП) |
Е68-47 | ОМОЛОЖЕНИЕ ДЕРЕВЬЕВ ЛИСТВЕННЫХ ПОРОД С ПРИМЕНЕНИЕМ АВТОГИДРОПОДЪЕМНИКА В ГОРОДСКИХ УСЛОВИЯХ |
Е68-48 | ВАЛКА ДЕРЕВЬЕВ ПИЛОЙ БЕНЗОМОТОРНОЙ «ХУСКВАРНА» С ПРИМЕНЕНИЕМ АВТОГИДРОПОДЪЕМНИКА В ГОРОДСКИХ УСЛОВИЯХ |
Е68-49 | СНЯТИЕ АСФАЛЬТОБЕТОННОГО ПОКРЫТИЯ РЕСАЙКЛЕРОМ 2200CR С ШИРИНОЙ ФРЕЗЕРОВАНИЯ СВЫШЕ 2,0 М С ПОГРУЗКОЙ В АВТОСАМОСВАЛ |
Е68-50 | УСТРОЙСТВО ОСНОВАНИЙ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ ГОРОДСКИХ ДОРОГ И УЛИЦ С УКРЕПЛЕНИЕМ ОРГАНОГИДРАВЛИЧЕСКИМИ ВЯЖУЩИМИ МЕТОДОМ СМЕШЕНИЯ НА МЕСТЕ РЕСАЙКЛЕРОМ 2200CR С МОБИЛЬНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ WM1000 |
Е68-51 | МОДИФИКАЦИЯ ВЕРХНЕЙ ЧАСТИ ГРУНТОВЫХ ДОРОГ С УКРЕПЛЕНИЕМ НЕОРГАНИЧЕСКИМИ ВЯЖУЩИМИ МЕТОДОМ СМЕШЕНИЯ НА МЕСТЕ РЕСАЙКЛЕРОМ 2200CR С МОБИЛЬНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ WM1000 ТОЛЩИНОЙ 200 ММ |
Е68-52 | УСТРОЙСТВО СЛОЯ СЦЕПЛЕНИЯ МЕЖДУ ОСНОВАНИЕМ (РЕМОНТИРУЕМОЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ) И НОВЫМ (ВЕРХНИМ) СЛОЕМ ИЗ ГОРЯЧИХ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СМЕСЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОРОШКОВ ОРГАНОМИНЕРАЛЬНЫХ ВТОРИЧНЫХ |
Е68-53 | ГЕРМЕТИЗАЦИЯ ТРЕЩИН АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ |
Е68-54 | УСТРОЙСТВО ИСКУССТВЕННЫХ НЕРОВНОСТЕЙ ИЗ ГОРЯЧИХ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СМЕСЕЙ НА ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ УЛИЧНО-ДОРОЖНОЙ СЕТИ |
Е68-55 | РАЗБОРКА ПОКРЫТИЙ ИЗ ТРОТУАРНОЙ МЕЛКОШТУЧНОЙ ПЛИТКИ |
ВСН 15-95 «Инструкция на устройство тротуаров из бетонных плит»
КОМПЛЕКС ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА
УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ГЕНПЛАНА
МОССТРОЙЛИЦЕНЗИЯ
ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
ИНСТРУКЦИЯ
НА
УСТРОЙСТВО ТРОТУАРОВ
ИЗ БЕТОННЫХ ПЛИТ
ВСН 15-95
МОСКВА — 1998
Инструкция на устройство тротуаров из бетонных плит (взамен ВСН 6-76) разработана кандидатами технических наук В. М. Гольдиным, Л. В. Городецким, Р. И. Бега (НИИМосстрой) при участии Ю. И. Столярова, к. т. н. В. Д. Фельдмана (Мосстройлицензия).
Инструкция обобщает накопленный за период с 1976 по 1995 гг. опыт службы тротуаров на эксплуатируемых улицах.
Инструкция составлена с учетом нового ГОСТа на тротуарные плиты, разработанного НИИМосстроем, Мосинжпроектом и Академией коммунального хозяйства.
Инструкция согласована с институтом Мосинжпроект, трестом Гордорстрой, муниципальным предприятием Мосинжстрой.
Комплекс перспективного развития города Управление развития Генплана Мосстройлицензия |
Ведомственные строительные нормы |
ВСН 15-95 Департамент строительства (Мосстройкомитет) |
Инструкция на устройство тротуаров из бетонных плит |
Взамен Технических указаний на устройство
тротуаров из бетонных плит |
1.1. Настоящая инструкция распространяется на устройство в летний и зимний периоды в г. Москве тротуаров, садово-парковых, пешеходных дорожек и площадок из бетонных плит, выпускаемых заводами МПХК Моспромстройматериалы и удовлетворяющих ГОСТ 17608-91.
1.2. Конструкции тротуаров следует принимать по альбому СК 6101-85 «Конструкции дорожных одежд для г. Москвы». Строительство тротуаров производят с учетом действующих норм.
1.3. Тротуары и пешеходные дорожки должны располагаться между проезжей частью и застройкой; между проезжей частью и газоном; между газонами, в полосе зеленых насаждений.
Расчетная ширина одной полосы пешеходного движения принята 0,75 м.
1.4. Приняты конструктивные элементы тротуаров: песчаный подстилающий слой; основания из песка, песчано-цементной смеси, щебня и бетона; покрытие из плит.
Технологическая последовательность работ по строительству сборных покрытий тротуаров включает следующие этапы: рытье и уплотнение корыта, установка бортового камня, устройство подстилающего слоя, устройство основания и покрытия, в том числе и заполнение швов.
Внесены Научно-исследовательским институтом московского строительства (НИИМосстрой) |
Утверждены: Научно-техническим управлением Департамента строительства «15» мая 1995 г |
Дата введения в действие «1» июля 1995 г |
1.5. Покрытие тротуаров, садово-парковых дорожек и площадок осуществляют из сборных квадратных (К), прямоугольных (П), шестиугольных (Ш), фигурных бетонных плит и элементов мощения (Ф) и
Брак тротуарной плитки и брусчатки: 5 показателей некачественной продукции
Что такое брак? Какая тротуарная плитка является бракованной? По каким показателям производители контролируют соответствие брусчатки требованиям ГОСТа? На эти вопросы мы отвечаем в статье.
Перед тем как рассматривать критерии некачественной тротуарной плитки, определимся с терминологией:
- брак — продукция, которую не допускается передавать покупателю из-за наличия дефектов;
- дефект — каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям.
При этом наличие и допустимое количество дефектных изделий в партии регламентируется требованиями ГОСТа 17608-2017 «Плиты бетонные тротуарные. Технические условия». Если количество дефектных изделий при выборочном контроле больше установленного ГОСТом, то партию бракуют.
ВАЖНО: согласно п. 6.7 ГОСТа: партия плит, которую не приняли по результатам выборочного контроля, подлежит поштучной приемке. При этом проверяют те показатели тротуарной плитки, по которым партия не была принята. Это называется разбраковкой продукции, то есть исключение из партии всех бракованных изделий.
2185 вариантов тротуарной плитки в нашем шоу-руме от 12 заводов
Отсутствие дефектов и технические характеристики бетонной тротуарной плитки проверяют сначала на технологической линии, а потом в испытательной лаборатории. Каждая поставляемая на объект партия изделий должна сопровождаться паспортом качества.
Крупные заводы, такие как Braer, Выбор, Steingot, Фабрика Готика, Каменный Век имеют собственную испытательную лабораторию. Контроль качества изготавливаемой тротуарной плитки осуществляется в несколько ступеней. Вероятность появления брака продукции сведена к минимуму.
Испытательный пресс в лаборатории на заводе ВЫБОР
Небольшие заводы и производители вибролитой тротуарной плитки, как правило, лаборатории не имеют. Поэтому следует внимательно принимать продукцию, приобретаемую у таких поставщиков.
Рассмотрим 5 основных показателей некачественной тротуарной плитки.
1. Отклонения размеров тротуарной плитки больше допустимых.
Значения допустимых отклонений геометрии плит
Вид отклонения |
Параметр и его значение |
Допустимое отклонение, мм |
|
Для дорог |
Для тротуаров |
||
Отклонение линейного размера |
Длина, ширина до 120 мм |
± 3 |
± 2 |
Длина, ширина от 120 мм до 250 мм |
± 4 |
± 2 |
|
Толщина |
± 4 |
± 3 |
|
Отклонение толщины фактурного слоя |
Толщина слоя, до 8 мм |
— 1 |
— 1 |
Толщина слоя, свыше 8 мм |
— 2 |
— 2 |
Разрез тротуарной плитки БРАЕР
Профессиональная укладка брусчатки
Технология производства вибропрессованнной тротуарной плитки такова, что отклонения линейных размеров изделий: длины и ширины – фактически исключены. Это связано с тем, что формование плитки производится в массивных металлических и недеформируемых матрицах.
Вибролитая плитка, напротив, изготавливается в резиновых или пластиковых формах, которые легко деформируются при уплотнении и вибрировании бетонной смеси. После набора прочности плитка довольно часто имеет отклонения геометрических размеров.
2. Наличие раковин, наплывов и сколов на поверхности тротуарной плитки.
Размеры допустимых дефектов на бетонных поверхностях плит
Поверхность изделия |
Лицевая |
Нелицевая |
Диаметр или наибольший размер раковин, мм |
10 |
15 |
Высота местного наплыва (выступа) или глубина впадины*, мм |
5 |
10 |
Количество раковин или наплывов на 1 кв. м изделий, не более, шт. |
5 |
Не регламентируется |
Глубина окола бетона на ребре или на поверхности изделия, мм |
5 |
10 |
Суммарная длина околов ребер не более, мм/м |
30 |
Не регламентируется |
* Для плит с дополнительной обработкой фактурного слоя высота местного наплыва (выступа) или глубина впадины не регламентируются. |
Дефект на лицевой поверхности тротуарной плитки
- Для контроля точности геометрии и качества поверхности из партии отбирается 32 изделия. Число изделий с дефектами должно быть не больше 3-х.
ВАЖНО: согласно п. 8.11 ГОСТа при приемке покупателем тротуарной плитки на объекте, поставщик не несет ответственности за дефекты (потертости, трещины, сколы) в количестве до 3% от числа изделий.
3. Наличие на лицевой поверхности жировых пятен или пятен ржавчины.
Наличие жировых пятен актуально для производства вибролитой тротуарной плитки. Для того чтобы не повредить поверхность и края плитки при извлечении, формы, в которые укладывают бетонную смесь, предварительно смазывают маслами. Неправильно подобранное масло может остаться на лицевой поверхности готового изделия.
ВАЖНО: согласно п. 4.6.4 ГОСТа допускаются высолы, которые не влияют на прочность, морозостойкость и истираемость изделий. Подробно о высолах на тротуарной плитке мы рассказывали в этой статье.
4. Разнотонность. Несоответствие внешнего вида, цвета и рельефа лицевой поверхности эталонам завода-производителя.
Эталонные образцы цветов тротуарной плитки на производстве
Однотонность и качество лицевого слоя тротуарной плитки определяют визуально, сравнивая отобранные из партии изделия с двумя эталонными образцами. Один образец имеет менее насыщенный тон, а второй образец более насыщенный тон. Цвет и тон тротуарной плитки должны быть в допустимых пределах, установленных эталонными образцами.
Читайте также
Тон тротуарной плитки из разных партий может отличаться. Для того чтобы избежать разнотона продукции, рекомендуем покупать весь объем тротуарной плитки из одной партии.
Тротуарная плитка из разных партий
- Внешний вид, соответствие эталонным образцам, наличие жировых и ржавых загрязнений на поверхности тротуарной плитки проверяют путем сплошного контроля. То есть осматривают все изделия.
5. Характеристики прочности, морозостойкости или истираемости ниже требуемых.
Требования к характеристикам тротуарной плитки
Характеристика |
Плиты бетонные тротуарные |
|||
Группа А* |
Группа Б* |
Группа В* |
Группа Г* |
|
Класс (марка) бетона по прочности на сжатие, не менее |
В22,5 (М 300) |
В25 (М 350) |
В30 (М400) |
В40 (М500) |
Класс бетона по прочности на растяжение при изгибе, не менее |
3,2 |
3,6 |
4,0 |
4,4 |
Марка по истираемости, не более |
G3 |
G2 |
G1 |
G1 |
Минимальная толщина изделий, мм |
40 |
60 |
80 |
100 |
* — подробнее о группах эксплуатации покрытий читайте в статье.
Водопоглощение бетонной тротуарной плитки должно быть не больше 6 %. Морозойстойкость — не меньше F 200.
- Для контроля прочности из партии отбирается серия из 4 образцов. Прочность должна быть не ниже требуемой.
- Испытания плит на морозостойкость, истираемость, водопоглощение проводят не реже одного раза в 6 месяцев.
ВАЖНО: согласно п. 6.10 ГОСТа покупатель может проводить контрольную проверку тротуарной плитки, применяя при этом методы испытаний, которые предусмотрены ГОСТом. Количество изделий должно обеспечивать проведение испытаний по всем необходимым характеристикам.
С полным ассортиментом вы можете ознакомиться в соответствующем разделе: Тротуарная брусчатка.
Читайте такжеInfogalactic: ядро планетарных знаний
Эта статья о пешеходных дорожках рядом с дорогами. Информацию о пешеходных дорожках, не находящихся рядом с дорогами, см. В разделе «Пешеходные дорожки». Чтобы узнать о других значениях этого термина, см. Тротуар (значения). Поднятые тротуары у асфальтированной дороги, которой уже 2000 лет, Помпеи, ИталияТротуар (американский английский) — также известный как пешеходная дорожка , пешеходная дорожка или тротуар на австралийском, новозеландском, ирландском английском, южноафриканском английском и британском английском — это путь вдоль дороги. .Тротуар может выдерживать умеренные изменения уклона (высоты) и обычно отделен от автомобильной части бордюром . Также может быть срединная полоса или обочина дороги (полоса растительности, травы, кустов или деревьев или их комбинация, называемая обочиной или природной полосой в Австралии и островом ). в некоторых частях США) либо между тротуаром и проезжей частью , либо между тротуаром и границей.
В некоторых местах этот же термин может также использоваться для обозначения мощеной дороги, тропы или пешеходной дорожки, которая не находится рядом с дорогой, например, дорожка через парк.
Терминология
Термин тротуар обычно используется в Северной Америке, а также во многих других странах мира, не являющихся членами Содружества Наций. Термин дорожное покрытие используется в Соединенном Королевстве в отличие от дорожного покрытия , [1] , тогда как в других странах Содружества Наций используется термин пешеходная дорожка .Профессиональный, гражданский и юридический термин для этого в Америке — , тротуар, , а в Соединенном Королевстве — , пешеходный переход, . [2]
В США термин тротуар используется для обозначения пешеходной дорожки у дороги. Путь общего пользования или многоцелевой путь доступны как для пешеходов, так и для велосипедистов. [3] Проход — это более полный термин, который включает лестницы, пандусы, проходы и связанные с ними конструкции, которые облегчают использование тропы, а также тротуара. [4]
В Великобритании термин пешеходная дорожка в основном используется для обозначения троп, не примыкающих к проезжей части. [5] Термин путь общего пользования используется там, где велосипедисты также могут использовать тот же участок пути, что и пешеходы. [6]
История
Есть свидетельства того, что тротуары строили в древности. Утверждалось, что греческий город Коринф был заасфальтирован в 4 веке, и римляне были особенно плодовитыми строителями тротуаров — они назвали их семитами . [7]
Однако к средневековью узкие дороги снова стали использоваться пешеходами и фургонами одновременно без какого-либо формального разделения между этими двумя категориями. Часто предпринимались первые попытки обеспечить надлежащее содержание пешеходных дорожек или тротуаров, например, Закон 1623 года для Колчестера, хотя они, как правило, были не очень эффективными. [8]
После Великого пожара в Лондоне в 1666 году постепенно предпринимались попытки навести порядок в разрастающемся городе.В 1671 году были сформулированы «Определенные приказы, правила и указания, касающиеся мощения и очистки улиц, переулков и общих проездов в пределах лондонского Сити», в которых содержался призыв к тому, чтобы все улицы были надлежащим образом вымощены брусчаткой для пешеходов. Камень Пурбек широко использовался как прочный материал для мощения. Также были установлены болларды для защиты пешеходов от уличного движения посреди дороги.
Серия актов о дорожных покрытиях, принятых Палатой общин в 18 веке, особенно Закон о дорожных покрытиях и освещении 1766 года, уполномочила Лондонский Сити построить пешеходные дорожки на всех улицах Лондона, чтобы вымостить их камнем Пурбек ( проспект посередине, как правило, был булыжником) и поднять их над уровнем улицы с бордюрами, образующими разделение. [9] Корпорация также отвечала за регулярное содержание дорог, в том числе за их очистку и ремонт, за который они взимали налог с 1766 года. [10] К концу 19 века большие и просторные тротуары были обычно строились в европейских столицах и ассоциировались с городской изысканностью.
В Соединенных Штатах владельцы прилегающей собственности должны в большинстве случаев финансировать все или часть затрат на строительство тротуара. В судебном деле 1917 года с участием Э.Л. Стюарт, бывший член Палаты представителей Луизианы и юрист из Миндена в округе Вебстер, Верховный суд Луизианы постановил, что владельцы должны платить независимо от того, хотят они построить тротуар или нет. [11]
Преимущества
Транспорт
Пешеходное движение по тротуару в Лондоне.Тротуары играют важную роль в транспортировке, поскольку они обеспечивают безопасный путь для пешеходов, отделенный от моторизованного движения.Они способствуют безопасности дорожного движения, сводя к минимуму взаимодействие пешеходов и моторизованного транспорта. Тротуары обычно парные, по одному с каждой стороны дороги, с центральным участком дороги для моторизованных транспортных средств.
На сельских дорогах тротуары могут отсутствовать, поскольку интенсивность движения (пешеходное или моторизованное) может быть недостаточным для разделения этих двух дорог. В пригородных и городских районах чаще встречаются тротуары. В городах и городских центрах (известных как центр в Северной Америке) количество пешеходов может превышать моторизованное движение, и в этом случае тротуары могут занимать более половины ширины дороги, или вся дорога может быть зарезервирована для пешеходов. см. Пешеходная зона.
Окружающая среда
Тротуары могут иметь небольшое влияние на сокращение пробега транспортных средств и сокращение выбросов углекислого газа. Исследование инвестиций в тротуары и транзит в районах Сиэтла показало сокращение проезда транспортных средств на 6–8% и сокращение выбросов CO 2 на 1,3–2,2% [12]
Безопасность дорожного движения
Исследование, проведенное по заказу Министерства транспорта Флориды, опубликованное в 2005 году, показало, что во Флориде коэффициент снижения аварийности (используемый для оценки ожидаемого сокращения аварий в течение определенного периода) в результате установки тротуаров в среднем составляет 74%. [13] Исследование, проведенное в Университете Северной Каролины для Министерства транспорта США, показало, что наличие или отсутствие тротуара и ограничение скорости являются значительными факторами вероятности аварии транспортного средства / пешехода. Присутствие на тротуаре имело коэффициент риска 0,118, что означает, что вероятность аварии на дороге с твердым покрытием была на 88,2 процента ниже, чем вероятность аварии без тротуара. «Это не следует истолковывать как означающее, что установка тротуаров обязательно снизит вероятность дорожно-транспортных происшествий с пешеходами / автомобилями на 88.2 процента во всех ситуациях. Однако наличие тротуара явно оказывает сильное положительное влияние на снижение риска столкновения пешехода / автомашины «идущий по проезжей части» ». В исследовании не учитываются аварии, происходящие при переходе проезжей части. Коэффициент риска ограничения скорости составлял 1,116, что означает, что увеличение предела на 16,1 км / ч (10 миль / ч) дает коэффициент (1,116) 10 или 3. [14]
Наличие или отсутствие тротуаров было одним из трех факторов, которые побуждали водителей выбирать более низкие и безопасные скорости. [15]
С другой стороны, реализация схем, предусматривающих удаление тротуаров, таких как схемы совместного использования пространства, также приводит к резкому сокращению аварий и заторов, что указывает на то, что ряд других факторов, таких как местная скорость Окружающая среда также играет важную роль в том, обязательно ли тротуары являются лучшим местным решением для безопасности пешеходов. [16]
В холодную погоду гололед — обычная проблема на несоленых тротуарах.Лед образует тонкую прозрачную пленку на поверхности, которую практически невозможно увидеть, и поэтому пешеходы могут поскользнуться.
Езда на велосипеде по тротуарам не рекомендуется, поскольку некоторые исследования показывают, что это более опасно, чем езда по улице. [17] В некоторых юрисдикциях запрещено ездить по тротуару, кроме детей. Помимо риска столкновения велосипедиста с пешеходом, велосипедисты сталкиваются с повышенным риском столкновения с автотранспортными средствами на перекрестках улиц и проездах.Особенно рискованно ехать в направлении, противоположном движению по соседней полосе. [18]
Здоровье
Поскольку жители кварталов с тротуарами чаще ходят пешком, у них, как правило, ниже показатели сердечно-сосудистых заболеваний, ожирения и других проблем со здоровьем, связанных с малоподвижным образом жизни. [19] Также было показано, что дети, которые ходят в школу пешком, обладают большей концентрацией внимания. [20]
Использование в социальных сетях
Некоторые тротуары можно использовать в качестве общественных мест с уличными кафе, рынками или уличными музыкантами, а также для парковки различных транспортных средств, включая автомобили, мотоциклы и велосипеды.
Строительство
Современные тротуары чаще всего делают из бетона в Соединенных Штатах и Канаде, в то время как в Европе чаще встречаются гудронированное покрытие, асфальт, кирпич, камень, плиты и (все чаще) резина. [21] Различные материалы более или менее безвредны для окружающей среды: например, трасса на основе пемзы при использовании в качестве наполнителя менее энергоемка, чем бетон на портландцементе или материалы на нефтяной основе, такие как асфальт или щебень с пропиткой гудроном) . Многофункциональные дорожки вдоль дорог иногда делают из материалов, которые мягче бетона, например из асфальта.
Дерево
В XIX и начале XX века деревянные тротуары были обычным явлением в некоторых местах Северной Америки. Их все еще можно найти на исторических пляжах и в заповедных зонах, чтобы защитить землю под ними и вокруг, так называемых дощатых тротуарах.
Кирпич
Тротуары из кирпича встречаются в некоторых городских районах, как правило, в эстетических целях. Строительство тротуаров из кирпича обычно включает использование механического вибратора для фиксации кирпичей на месте после их укладки (и / или для подготовки почвы перед укладкой).Хотя это также можно сделать с помощью других инструментов (таких как обычные молотки и тяжелые валки), для ускорения процесса часто используется вибратор.
Камень
Каменные плиты, называемые плитками или флажками , иногда используются там, где требуется привлекательный внешний вид, например, в исторических центрах городов. В других местах используются сборные бетонные плиты (называемые тротуарной плиткой или, что менее правильно, брусчаткой ). Они могут быть цветными или текстурированными, чтобы напоминать камень.
Устройство щебня для дренажа
Монтаж брусчатки
Четыре типа кладки тротуаров. Каждый тип тесселяции
Бетон
Свежеуложенный бетонный тротуар со слабо заметными горизонтальными бороздками для снятия натяженияВ Соединенных Штатах и Канаде наиболее распространенный тип тротуара состоит из налитой бетонной ленты, образцы которой еще с 1860-х годов можно найти в исправном ремонте в Сан-Франциско, и на ней проставлено имя подрядчика и дата. установки. [ необходима цитата ] Когда количество портландцемента было впервые импортировано в Соединенные Штаты в 1880-х годах, его основное применение было в строительстве тротуаров. [22]
Сегодня большинство тротуарных лент имеют поперечные канавки для снятия натяжения, расположенные или пропиленные через равные промежутки времени, обычно на расстоянии 5 футов (1,5 м) друг от друга. Это разделение, усовершенствованное по сравнению с непрерывной плитой, было запатентовано в 1924 году Артуром Уэсли Холлом и Уильямом Александром Маквеем, которые хотели минимизировать повреждение бетона от воздействия тектонических и температурных колебаний, которые могут привести к растрескиванию более длинных сегментов. [23] Метод не идеален, так как циклы замораживания-оттаивания (в регионах с холодной погодой) и рост корней деревьев могут в конечном итоге привести к повреждению, которое требует ремонта.
В сильно изменчивом климате, который подвергается многократным циклам замораживания-оттаивания, бетонные блоки будут разделены компенсационными швами для обеспечения теплового расширения без разрушения. Использование компенсационных швов на тротуарах может не потребоваться, поскольку бетон при схватывании будет давать усадку. [24]
Гудрон и асфальт
В Великобритании, Австралии и Франции пригородные тротуары чаще всего строятся из асфальта, который, однако, не является более экологически чистым.В городских или городских районах тротуары чаще всего строятся из плит, камня или кирпича в зависимости от окружающей уличной архитектуры и мебели.
Галерея
Знак «Тротуар закрыт» в Майами-Бич призывает перейти улицу на другой тротуар
См. Также
Список литературы
- ↑ «Парковка на тротуарах».Совет Льюишема. Проверено 29 октября 2010.
Почему проблема с парковкой на тротуаре? Тротуары построены и предназначены для пешеходов. Транспортные средства, припаркованные на тротуарах, представляют собой: опасность для пешеходов, создающих препятствие, которое может привести к тому, что им придется сойти с тротуара на шоссе, что подвергнет себя опасности …
- ↑ «Закон о шоссе 1980 года — статья 329 толкования».
«пешеходная дорожка» означает дорогу, входящую в состав автомагистрали, которая также включает проезжую часть, являясь дорогой, по которой люди имеют преимущественное право только пешком.
- ↑ Пути общего пользования, Административный департамент США
- ↑ «Дорожка». Компактный оксфордский словарь английского языка .
- ↑ «Инклюзивная мобильность».Департамент транспорта. Проверено 2 апреля 2010.
Различие между пешеходной дорожкой и пешеходной дорожкой заключается в том, что пешеходная дорожка — это часть шоссе, примыкающая к проезжей части или примыкающая к ней, по которой есть пешеходная зона общественного пользования. Тропинка не примыкает к проезжей части общего пользования. Ссылка на один из них обычно может рассматриваться как относящаяся к другой в целях проектирования.
- ↑ «Закон о шоссе 1980 года — статья 329 толкования».
«Велодорожка» означает дорогу, составляющую или входящую в состав шоссе, являющуюся дорогой, по которой общественность имеет следующие, но не другие права проезда, то есть право проезда на велосипедных велосипедах [F3 (другие чем велосипеды с педалями, которые являются автотранспортными средствами по смыслу F4 Закона о дорожном движении 1988 г. с полосой отвода или без нее
- ↑ Анастасия Лукаиту-Сидерис, Рения Эренфойхт (2009). Тротуары: конфликты и переговоры в общественных местах . MIT Press. п. 15.
- ↑ «Джорджиан Колчестер». Британская история . Проверено 5 апреля 2010.
Судьям часто сообщали о плохом покрытии и препятствиях в соответствии с Законом о дорожном покрытии от 1623 года, но городской камергер, корпорация работных домов и приходские чиновники не выполнили свои обязанности, и небольшие штрафы за пренебрежение были неэффективными.Применение закона районными судьями прекратилось, когда срок действия устава истек в 1741 году, и к 1750 году улицы стали настолько разрушительными, что был принят новый закон, который увековечил ответственность судей за соблюдение правил. /CS1/styles.css «>
- ↑ Линда Кларк (2002). Строительный капитализм (Возрождение Рутледжа): исторические изменения и трудовой процесс в производстве искусственной среды .Рутледж. п. 115.
- ↑ «Учебное пособие по уличным сценам города» (PDF). Проверено 17 декабря 2012.
- ↑ Город Минден против Стюарта и др. . Южный репортер, Vol. 77. 26 ноября 1917. С. 118–121. Получено 13 марта 2015 г.
- ↑ «Исследовательская записка: оценка городской формы и улучшения пешеходных и транзитных зон как комплексная стратегия сокращения выбросов парниковых газов» (PDF).Департамент транспорта штата Вашингтон. Апрель 2011 г.
- ↑ Ган, Альберт; Джоан Шен; Адриана Родрикес (2005). «Обновленная информация о факторах снижения аварийности во Флориде и мерах противодействия для улучшения разработки районных проектов по повышению безопасности» (PDF). DOT штата Флорида. БД015-04. Проверено 24 марта 2008.
- ↑ МакМахон, Патрик Дж.; Чарльз В. Зегеер; Чендлер Дункан; Ричард Л. Кноблаух; Дж. Ричард Стюарт; Асад Дж. Хаттак (2002). «АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, УЧАСТВУЮЩИХ В ДЕФЕКТАХ« ХОДЬБЫ ПО ДОРОГЕ », ИССЛЕДОВАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ТРОПОВ И МУЛЬТФИЛЬМОВ» (PDF). Федеральное управление автомобильных дорог. FHWA-RD-01-101. Проверено 24 марта 2008.
- ↑ Джон Н. Иван, Норман У. Гаррик и Гилберт Хэнсон (ноябрь 2009 г.). ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОРОГ, КОТОРЫЕ УПРАВЛЯЮТ ВОДИТЕЛЕЙ ВЫБРАТЬ БЕЗОПАСНУЮ СКОРОСТЬ .Институт транспорта Коннектикута.
- ↑ «Вы рискуете за рулем?». Который?. 2011-01-05. Проверено 27 января 2011.
В городе Драхтен в 2003 году была удалена большая часть уличной мебели, знаков и разметки, в результате чего резко сократилось количество аварий и дорожных заторов.
templatestyles> - ↑ Лиза Олтман-Холл и Майкл Ф.Адамс-младший (1998). «Проблемы безопасности велосипедного движения по тротуару». Отчет о транспортных исследованиях (1636).
- ↑ «Велосипедные дорожки: риски аварии и ответственность: данные из исследовательской литературы». 8 декабря 2010 г. Проверено 17 сентября 2011 г.
- ↑ «Преступления сердца». Дневной зверь .Проверено 06.02.2013.
- ↑ «Связь между детьми, которые ходят в школу пешком или на велосипеде, и концентрацией». Города Атлантики . Проверено 06.02.2013.
- ↑ Хэмпсон, Рик (20 сентября 2006 г.). «Тротуары приходят в норму». США сегодня .
- ↑ Роберт У. Лесли. «Что потребители цемента должны перед обществом». Цементный век: журнал, посвященный применению цемента. . 2 (9): 652.
- ↑ Марио Терио, Great Maritime Inventions — 1833-1950 , Goose Lane Editions, 2001, стр. 73
- ↑ http://www.concreteconstruction.net/concrete-construction/expansion-joints-not-needed-in-sidewalk.aspx
Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с тротуарами . |
сотка: رصيف
.Строительство нового тротуара из тротуарной плитки Стоковое Фото
Мы жертвуем 10% дополнительных гонораров нашим вкладчикам в качестве стимула для борьбы с COVID-19
Дизайнеры также выбрали эти стоковые фото
Новая кухня
Пристройка к зданию
Кухня высокого класса
Строительство: веселый строитель
Зеленая трава с утренней росой
Химик держит подоконник с пробами растений
Промышленные стальные кондиционеры
Евроремонт раздвижная дверь на балкон.Комфортная и эргономичная система остекления. Ламинированный профиль.
Залитый балкон современной архитектуры
Очистка дороги от снега
Дом энергоэффективности
Строительная площадка
Фотоэлектрические панели
Энергия зарядки электромобилей на станции
Похожие изображения
Строительство нового покрытия из тротуарной плитки крупным планом, деталь.Брусчатка препятствует строительству дорожек, дорог или тротуаров.
Устройство нового покрытия из тротуарной плитки
Строительство нового покрытия из тротуарной плитки крупным планом
Знак дорожных работ — Строительство нового тротуара из тротуарной плитки крупным планом.
Тротуарная плитка. Строительство пешеходной дороги.Новый тротуар в городе
Новое покрытие тротуарной плитки, асфальтирование новой улицы
Подрядчик строит новый бетонный фундамент в саду. Устройство фундамента под мощение дорожки
Линейка строительного уровня на новой тротуарной плитке
Новая укладка тротуарной плитки прямоугольной формы серого, синего и красного цветов
Деревянный поддон с новыми плитами из песчаника, готовый к установке в новое покрытие на городской строительной площадке
Строительство нового покрытия из тротуарной плитки
Строительство новой дорожной одежды
Строительство новой дороги из бетонных плит.Установка нового маршрута в лесу
Брусчатка желтая, строительная.
.стек плит тротуара Стоковое Фото
Мы жертвуем 10% дополнительных гонораров нашим вкладчикам в качестве стимула для борьбы с COVID-19
Похожие изображения
Тротуарная брусчатка в штабеле на ул. Бетонные или гранитные серые квадратные тротуарные плиты для тротуаров
Стек бетонной тротуарной плитки готов к укладке тротуарной плитки.
Холм песчаной почвы стоит перед стопкой тротуарной плитки на фоне бригады рабочих в размытом свете
Укладка тротуарной плитки
Тротуарная плитка или камень для пола,
Ремонт тротуарной плитки и тротуарной плитки по ул.
Большая куча разобранной тротуарной плитки.Много квадратных камней до реконструкции тротуара сидят
Тротуарная плитка и тротуарная плитка на траве
Стек тротуарной плитки.
Стек серой тротуарной плитки. Строительство тротуаров. Строительные материалы для строительства тротуара.
Стек старой бетонной тротуарной плитки
Бетонные или гранитные серые квадратные тротуарные плиты или камни для пола, стен или дорожек, уложенных друг на друга.Промышленность производства или строительства
Стопка тротуарной плитки и поддоны из нее деревянные
Камни, фон строительные материалы, штабель тротуара ул.
.стопок тротуарной плитки готовы к использованию размещены на Constru Stock Image
Похожие изображения
Стопка брусчатки
Стопка цветных кубиков натурального камня для изготовления уличной тротуарной плитки
Стек бетонной тротуарной плитки готов к укладке тротуарной плитки.
Белые стулья и стол на тротуаре с узором стопки
Тротуарная брусчатка, кирпичи.текстура, конструкция.
Камни, фон строительные материалы, штабель тротуара ул.
Брусчатка для декоративного покрытия
Стопка тротуарной плитки серого цвета на деревянной основе. Бетонная каменная плитка для мощения. на белом
Стопка плитки на тротуаре, тротуарная плитка на поддоне на улице.
Стопка красных брусчатки на месте дорожных работ. Строительство и ремонт тротуара. Благоустройство улиц города
Стек гранитного покрытия
Стопка упругих брусчатки из синтетического каучука EPDM
Небольшая строительная площадка с грязным штукатурным смесителем, кучей песка, стопкой тротуарной плитки для пешеходов тротуар в городе
Тротуарная брусчатка в штабеле на ул.Бетонные или гранитные серые квадратные тротуарные плиты для тротуаров
.