Пропорции цпс: Цементно-песчаная смесь (ЦПС) своими руками
Стяжка из ЦПС — простая, надежная, дешевая технология
Наряду с простотой и надежностью, обычная стяжка из цементно-песчаной смеси (далее ЦПС) обладает очень низкой себестоимостью, в сравнение с другими черновыми основаниями. Наряду с дешевыми материалами, выполнение работ так же обладает достаточной простотой. Стяжка совместима со всеми напольными покрытиями. Благодаря этому, данное устройство пола самое популярное при ремонте. Рассмотрим процесс устройства чернового пола с помощью ЦПС поэтапно.
Необходимые замеры
Первым делом следует замерить горизонтальные перепады всего помещения, всех комнат. От результата зависит
окончательное решение об использовании тех или иных материалов. Наша задача — составить карту полов
помещения, это высота от условной точки до чернового основания во всех комнатах, во всех четырех углах
плюс середина.
В процессе промеров нужно найти самые высокие и самые низкие точки на основании, так же найти более преобладающую высоту, которая встречается чаще всего.
Далее нужно определиться с высотой стяжки, до какого уровня будет залит черновой пол. Следует
отталкиваться от самой высокой точки плюс три сантиметра (минимальный слой ЦПС). Здесь нужно обратить
внимание на самый толстый слой в самой низкой точке — нагрузка на плиты перекрытия не должна превышать
заложенные в проекте здания. Вот здесь не все так просто.
Так как проектов зданий великое множество, как новых, так и советской постройки, универсальной цифры нет. Придется искать и изучать документацию по своему зданию или воспользоваться простым правилом, которым пользуюсь сам. Для полнотелых перекрытий 100 мм, это перекрытия большинства панельных домов толщина стяжки из ЦПС не должна превышать 5 см. Для пустотелых плит перекрытия (кирпичные постройки) толщина не должна превышать 7 см.
Пользуясь этим правилом не трудно рассчитать, что максимальный перепад на панельных перекрытиях не
должен превышать 2 см (минимальный слой 3 см + перепад = 5 см на самых низких точках). Но это редкий
случай, когда перепад по всей квартире не более 2 см.
И даже заливая от нуля, бывает, в самой низкой точке вылазит под 10 см. Здесь проблему можно решить использованием керамзитобетона. Объемный вес керамзитобетона примерно 500-800кг/м3 против 1700кг/м3 — примерно в два раза легче. Из этого можно сделать вывод, что с керамзитом можно заливать слои в два раза толще. Это при условии, что в замесы керамзит будет добавляться в достаточном количестве, я бы даже сказал максимально возможном.
Расчет материалов
Прежде, чем рассчитывать количество песка и цемента, следует определить объем будущей стяжки. Сделать
это возможно только приблизительно: площадь в метрах квадратных умножить на среднюю толщину так же в
местах, например 40м2 при средней толщине 4см — 40Х0,04=1,6м3. Ориентируясь на объемный вес пескобетона
1700кг/м3 рассчитываем общий вес пескобетона: 1,6м3 Х 1700кг = 2720кг готовой смеси. Если применять
готовый пескобетон, фасованный в мешки по 30 кг, все просто: 2720:30= 90,6 — девяносто мешков.
Более дешевым решением будет покупка песка и цемента по отдельности. Принципы расчетов остаются прежние, но следует учесть, что фасованный песок может иметь совершенно разную влажность, соответственно и соотношение вес/объем. Так же имеет значение пропорции замесов. По своему опыту могу заявить: ЦПС в пропорциях цемента к песку 1 к 3, 1 к 4 обладает достаточной прочностью, удовлетворяющей всем напольным покрытиям. Рассчитаем для пропорции 1 к 4: 2720:5 (5 частей — 1 цемент, 4 песок) = 544кг цемента (11 мешков) + 2176кг песка (44 мешка по 50кг).
Для более тонких слоев принцип расчетов тот же, с той разницей, что смесь нужно выбирать готовую,
рассчитаную именно для нужных слоев, производитель всегда указывает диапазон рекомендуемых слоев.
Расчет керамзитобетона следует производить из расчета 35-40 процентов объема занимает пескобетон,
остальное керамзит (зависит от фракции керамзита). Объемный вес керамзита около 400кг/м3. Для тех же
40м2 и толщине 4 см расчет будет примерно такой: 1,6м3 Х 0,7 (70%)= 1,12м3 керамзита, 1,12 Х 400кг/м3
= 448кг — в пересчете на мешки примерно по 30 кг — 448:30 = 14,9 мешков керамзита. Далее находим объем
пескобетона: 1,6 Х 0,4 (40%)= 0,64м3, 0,64 Х 1700= 1088 — 36 мешков пескобетона по 30кг. Обратите
внимание, что в расчетах вылезли лишние 10% (70%+40%=110%), дело в том, что во время заливки все
промежутки в керамзите заполняются пескобетоном. Хочу отметить, что расчет очень примерный и количество
керамзита может сильно отличаться, это зависит как от сырья, так и от пропорций замесов.
Калькулятор цементной стяжки
Внимание! Для работы калькулятора необходимо включить поддержку JavaScript в вашем браузере!
Заливаемая площадь, м²Средняя толщина стяжки, см
Соотношение цемент:песок (марка раствора)
при использовании цемента М400 (32,5)
1:3 (М300)1:3,8 (М200)1:4,9 (М150)1:6,7 (М100)1:8,5 (М75)
Объем раствора, м³
Количество готового пескобетона, кг
Количество цемента,
Количество песка, кг
Вес стяжки на 1 м², кг
Помимо песка, цемента и др. , потребуется грунт глубокого проникновения, демпферная лента (желательно),
маяки, саморезы. Очень полезным будет жидкое моющее средство.
Демпферная лента предназначена для отделения стяжки от стен, так как во время высыхания она уменьшается в объеме. В процессе усадки здания так же происходят различные подвижки, которые могут сломать стяжку. В качестве демпфера можно использовать вспененный полиэтилен 2-5 мм. По своему опыту скажу: не замечал негативных последствий из-за отсутствия ленты, но данное решение рекомендуют современные понятия в строительстве, поэтому лишней она не будет.
По поводу «фери» в растворе: моющее средство играет роль пластификатора, позволяет разравнивать раствор
с меньшими усилиями, удерживает воду внутри ЦПС, не позволяя ей быстро выдавливаться на поверхность.
Существует мнение, что «фери» в ЦПС ухудшает ее прочность — может быть и так, но ухудшения эти
незначительны и ими можно пренебречь.
Установка маяков
В качестве маяков можно использовать множество конструкций, способов. Рассмотрим три, самые практичные на мой взгляд. Первая конструкция — это стандартный маячковый профиль, уложеный на островки раствора. Второй — из направляющего ПП-профиля, он не требует засыхания раствора и заливать стяжку можно сразу после монтажа. Третий — формирование маяка из самого раствора, способ актуален на очень тонких слоях 0-10мм.
Маячковый профиль
Самые распространеные маячковые профили, удобные для использования в стяжке бывают 6 или 10 мм толщиной.
Для этих целей совершенно не важно, аллюминиевые или стальные. Маяки 10 мм более практичные — они более
жесткие и требуют меньшего количества точек крепления. В большинстве случаев можно обойтись именно этим
профилем.
Установка заключается в выставлении контрольных саморезов на нужную высоту стяжки минус 10 мм (-6 мм) через 60-70 см. Саморезы не дают профилю сползти ниже заданного уровня и существенно упрощают установку, так же повышается точность.
Не зависимо от типа маяков сначала размечаются линии, где пройдут профили. Расстояние между маяками береться немногим меньше длинны правила, чтобы в любой точке пола правило лежало минимум на двух профилях. Стандартные профили 3 м можно наращивать в длинну, если это требуется. Удобнее всего пользоваться 1,5 м правилом, с расстоянием между маяками 1-1,2 м.
Когда линии маяков размечены, вдоль линий сверлятся отверстия под дюбеля с саморезами. Саморезы закручиваются
на нужную высоту, с учетом толщины профиля. Выставлением саморезов лучше заниматься при помощи лазерного уровня.
При отсутствии лазера выставляются крайние саморезы на линии любыми доступными способами, между ними
натягивается нитка и остальные саморезы уже выставляются по нити.
Когда все саморезы выставлены, на них накладываются лепешки раствора и маячковый профиль утапливается в раствор до упора в саморезы. Раствор, выступающий выще профиля аккуратно удаляют. Установка завершена, заливка производится на следующий день.
Существует альтернатива «мокрой» установки маячкового профиля — установка на клипсы. Профиль устанавливается на специальные пластиковые крепления без закрепления раствором. Недостаток такой установки — крепеж не обладает должной прочностью и его нужно устанавливать гораздо чаще, в идеале, через каждые 30 см. И тем не менее, маячки получаются «жиденькие».
Первым делом устанавливаются саморезы, как в «мокром» варианте, только чаще. При установке саморезов, аналогично
первому варианту, нужно учитывать толщину самого профиля, но теперь нужно учитывать еще и толщину пластиковой
клипсы — 1-2 мм. Затем на саморезы надеваются основные части крепежа, сам профиль и весь результат фиксируется второй
частью клипсы.
Быстрый монтаж на ПП-профили
Метод используется, когда нет времени ждать схватывания маяков. К недостаткам относится минимальный слой 30 мм и необходимость демонтировать профиль после заливки, с последующей заделкой швов. Так же следует учесть, что раствор будет разделен маяками и швы являются слабым местом. Метод неприменим в плавающих стяжках.
Процесс выставления саморезов идентичен вышеописанному, с той разницей, что шляпки устанавливают на всю высоту
заливаемой стяжки, без учета толщины маяков. В добавок, рядом с выставляемыми саморезами сверлится по одному
отвестию под фиксирующий саморез. Когда ограничивающие саморезы ваставленны, потолочный ПП-профиль
укладывается на шляпки, сверху профиль закрепляется фиксирующими саморезами. Заливать стяжку можно сразу же.
На следующий день профиль удаляется, швы заделываются.
Маяки из раствора
Если быть точнее, из плиточного клея или густо наведенного наливного пола, обычный раствор слишком слаб к истиранию. Материал выбирается из соображения быстроты схватывания и наличия под рукой. Маяки из раствора актуальны при слоях 0-10 мм, когда маячковый профиль слишком толстый.
Для работ понадобятся все те же ПП-потолочные профили. Алгоритм работ такой же, с той разницей, что профиль устанавливается в виде перевернутой буквы «П». В образовавшийся зазор профиля и основания набивается раствор. После схватывания профили удаляют и производят заливку.
Маяки для толстых слоев
При заливании керамзитобетоном слоев, более 10 см, ограничивающие саморезы нужны слишком длинные,
лепешки раствора огромные. Выйти из положения можно воспользовавшись кирпичами, выложив их в местах
креплений маяков.
Так как кирпичи необходимо класть на раствор, для экономии времени на схватывание, саморезы можно исключить. Однако без саморезов точность может значительно ухудшиться, все зависит от сноровки мастера.
Заливка
Для уменьшения водопоглощения основания и слишком быстрого высыхания, основание тщательно грунтуется.
Заливание не требует каких-то специальных умений, главное соблюдать несколько постых правил. Первое: не нужно добавлять много воды в замес. Воды должно быть столько, чтобы раствор удобно ровнялся правилом. Для большей пластичности можно добавлять жидкое мыло (фери) — 1-2 столовые ложки на ведро воды.
При разравнивании раствора следует избегать пустот, пустых труднодоступных мест. Для удаления воздуха
пользоваться мастерком, кельмой, протыкая толщу раствора. Следует избегать перерывов между замесами более
30 минут, стык старого и нового раствора получится слабым.
Не стоит забывать: там где слой менее 30 мм, нужно использовать специальные смеси, наливные полы, которые заявлены производителем для более тонких слоев.
Места «лепешек» от маяков будет не лишним смазать клеем ПВА. Вообще следует понимать: во всех стыках свежего и засохшего или схватывающегося раствора могут образовываться расслоения. Данные швы нужно по возможности свести к минимуму.
При заливке керамзотобетоном, сначала в воду добавляется цемент, а потом керамзит. Только после пропитывания
керамзита в раствор вводится песок. Первым слоем укладывается основная масса, не достающая до уровня маяков 1-2
сантиметра, вторым слоем без керамзита укладывается недостающий раствор. Между слоями так же не должно быть
перерывов более 30 мин. При укладке верхнего слоя камни керамзита могут всплывать, чтобы ничего не испортить,
не стоит обращать на них внимания. После схватывания выступающие камни срезаются правилом.
На следующий день, когда стяжка схватилась, правилом срезаются все мелкие неровности, наплывы. Стяжка выметается и грунтуется. Будет не лишним в течение нескольких дней поливать поверхность небольшим количеством воды.
Высыхание и последующая отделка
Обычная стяжка из ЦПС высыхает и набирает прочность в течение месяца. Поэтому стяжка — один из первых этапов ремонта. Различные смеси могут иметь сроки высыхания и последующей отделки гораздо меньшие. Существуют смеси, с последующей отделкой через несколько часов! Данную информацию можно подчерпнуть из информации производителя смеси.
Для заделки мелких выбоин и неровностей не следует использовать обычный раствор, он
с легкостью отслоиться. Если поверхность слишком шершавая, с множеством мелких выбоин и не устраивает под
укладку, например линолеума, проблема решается протягиванием наливным полом. Смесь наливного пола
протягивается по стяжке широким шпателем или правилом. Важно застать момент схватывания смеси и срезать
выпирающие участки, из-за своей тягучести, смесь наливного пола имеет свойство вспучиваться. По моему опыту,
для использования наливного пола не обязательно дожидаться полного просыхания стяжки, работы можно производить
на следующий день после заливки. Хотя, возможно, многое зависит от производителя «наливайки».
Категорически не рекомендую надеяться на «самовыравнивание» смеси наливного пола, даже если производитель указывает обратное! Как сказал один человек на уважаемом форуме — наливные полы самонивелируются исключительно на страницах рекламных каталогов!
Могу добавить, что линолеум можно укладывать как только просохнет поверхность. Для укладки плитки и
ламината лучше подождать полного высыхания. Ламинат чувствителен к излишней влаге, а плитка может отойти из-за
усадки стяжки в процессе высыхания.
Помимо классической стяжки существуют полусухие, плавающие и другие разновидности выравнивания основания, их мы рассмотрим в других обзорах.
Смотрите также другие статьи
Раствор ЦПС М300 — как приготовить, характеристики
Цемент высоких марок, песок без примесей и с превосходными показателями прочности, качественная вода — всё это входит в состав раствора монтажного М300 В 22,5. Повышенные показатели прочности, водонепроницаемости, морозостойкости обуславливают применение раствора этой марки на строительстве объектов с повышенными требованиями эксплуатации:
- интенсивность нагрузок;
- повышенная влажность;
- большое динамическое напряжение;
- подверженность механическому воздействию;
- влияние агрессивных сред.
Предлагая купить цементный раствор М300 В 22,5 с доставкой от производителя, группа компаний BESTO гарантирует и подтверждает документально высокое качество и идеальное соответствие заявленной марки раствора.
Раствор цементный марки м300 (В 22,5) редко применим в классических видах работ, где обычно используются цементные растворы: кладочные, штукатурные и т.д. Основная область применения раствора м300 — изготовление высокопрочных стяжек полов и устройство монолитных перекрытий. В большинстве случаев подобная марка цементного раствора используется в конструкциях с повышенными требованиями к прочности и долговечности.
Целесообразно применять раствор м-300 при устройстве монолитных перекрытий из легкого бетона, где в качестве крупного заполнителя используется керамзит, а связующим элементом выступает раствор 300.
Главное отличие раствора м300 от товарного бетона этой же марки — это отсутствие в составе смеси крупных заполнителей (щебня, гравия). Основной состав и пропорции цемента и песка тоже иные. В монтажном цементном растворе роль крупных заполнителей также выполняет песок.
Купить цементный раствор м300 по низкой цене за куб и заказать доставку по привлекательным ценам и на самых выгодных условиях в компании Бесто.
Марка прочности | М-300 |
Класс прочности | В-22,5 |
Подвижность | П2-П4 |
Морозостойкость | F200 |
Водонепроницаемость | W6 |
Средний вес 1 куб.м | 2100 кг |
Технические характеристики
Цементно-песчаная смесь предполагает несколько алгоритмов приготовления, на что влияет сфера использования. Так, для штукатурки используют раствор с известью, для общестроительных и кладочных смесей берут М150/М200. Для бетонирования, заливки монолитов, выравнивания фундаментов лучше всего выбирать М300. Именно эта марка обозначается на упаковке как пескобетон.
Основные свойства и параметры пескобетона М300:
- Прочность на сжатие по марке – 30 МПа через месяц после заливки (то есть, по истечении полного срока набора прочности). Проверяют данный параметр в лаборатории. Тут важными являются такие факторы, как дозировка, качество материалов, правильность приготовления.
- Нагрузка – пескобетон выдерживает нагрузку в 300 кг/см2.
- Максимальная величина наполнителя – выбирается в соответствии с назначением раствора. Гравий фракции 5-8 миллиметров актуален для заливки ЖБИ, блоков и плит. Отсев фракции 2-5 миллиметров подходит для стяжки, создания разных бетонных изделий (тротуарная плитка, бордюры, заборы). Самые мелкие фракции наполнителя используются при приготовлении раствора для штукатурки или другого типа декоративной отделки.
- Уровень водонепроницаемости – почти нулевой: после того, как бетон набрал прочность, влаги в монолите остается меньше 1%. Благодаря введению в состав специальных добавок можно добиться еще меньших показателей, актуальных при возведении подводных/подземных конструкций.
- Морозостойкость – число циклов замораживания/оттаивания (которое можно условно сопоставлять с годами службы в северных и центральных районах России) составляет F35-F50.
- Способность удерживать воду – данный показатель важен при укладке, ведь если раствор теряет воду быстро, монолит может покрываться трещинами и терять прочность. Качественные смеси предполагают значение в пределах 95% и более.
- Рабочие температуры – цементно-песчаный раствор может укладываться при температуре +5-30 градусов, если в состав введены специальные добавки, можно работать при -5С.
- Скорость схватывания – обозначает время, в течение которого бетон нужно использовать и равен 2 часам (от замеса до запуска реакции). Но значение может существенно меняться под воздействием температуры, постоянного смешивания, при добавлении разных присадок.
- Адгезия – состав надежно сцепляется с основанием и для отрыва необходимо усилие, равное или больше 4кг/см2.
- Хорошие звуко/теплоизоляционные характеристики.
- Стойкость к резким перепадам температур и коррозии.
В таблице представлены более детальные технические характеристики:
CPS3 отображается с неправильным соотношением сторон
тэтанбанан
- #1
Привет, мой CPS3 отображался (как мне кажется) с неправильным соотношением сторон. Он не заполняет весь мой ЭЛТ, как мой CPS2, вместо этого я просто получаю несколько маленьких черных полос с игрой внутри. Я приложил фотографии, чтобы показать, как это выглядит.
Это продолжалось все время, пока я владел CPS3, просто до сих пор я не удосужился вникнуть в это. Я использую суперпушку для подключения к ЭЛТ через компонентное соединение. К сожалению, у меня нет специального кабинета для тестирования.
Я знаю, что это не суперпушка, не телевизор и не игра. Я пробовал 4/6 игр, все делают то же самое. Это также произошло до мода дарксофта. Моя аналоговая карта захвата, кажется, делает то же самое и отображает эти черные полосы по бокам, а мой CPS2 правильно заполняет все соотношение сторон 4: 3 как на ЭЛТ, так и на карте захвата.
В любом случае, это то, с чем я могу смириться, если это невозможно исправить, но мне было любопытно, сталкивался ли кто-нибудь здесь с чем-то подобным или у кого есть какие-либо идеи, как я мог бы попытаться это исправить. Вы также намного лучше разбираетесь в электронике, чем я, лол.
Мы будем очень признательны за любую помощь (:
скейт323k137
- #2
Я всегда просто регулировал ширину H на моем шкафу. Очевидно, это не супер простой вариант для потребительских телевизоров. Все доски Jamma различаются, например, F3, к которому все придирчиво, кажется, что H сдвинута на добрый дюйм на трубе 29 дюймов.
С PVM я запомнил сервисные меню, чтобы изменить размер H / V. некоторые потребительские телевизоры.
Мэтьюбилл
- #3
Да, каждая система немного отличается, поэтому вам, возможно, придется настроить ширину по вертикали и горизонтали. У меня на работе есть шкаф, в который я все время кладу разные платы, и мне всегда приходится подгонять геометрию экрана новой платой.
матовый
незвуковой
- #4
Какой модели телевизор? С сервисным меню скорее всего можно растянуть.
ДжиДи
- #5
несоник сказал:
Какая модель телевизора? С сервисным меню скорее всего можно растянуть.
Нажмите, чтобы развернуть…
Присоединяюсь к этому. У вас есть более новый потребитель Trinitron, который считает его плоским; они довольно хорошо задокументированы в отношении сохранения руководств по обслуживанию, поэтому, если у вас есть пульт дистанционного управления, вы, вероятно, можете открыть экранное меню заводских настроек. Попробуйте найти точный номер модели на задней панели, погуглите это с «руководством по обслуживанию xyzmodelnumber» и посмотрите, что вы можете найти.
скейт323k137
- #6
Это может помочь (информация о настройке потребительского wegas) https://www.neo-geo. com/forums/inde…-tips-tricks-and-settings-suggestions.235099/
Я помню, что в основном максимизировал ширина H для CPS3 в моем взрывном городе, но это не было чем-то неправильным ни с тем, ни с другим. Как это было.
тэтанбанан
- #7
Все это имеет смысл, и я подумал, что это что-то в этом духе. К сожалению, я не знаю точную модель телевизора, это 32-дюймовый Trinitron 2001 года выпуска? Думаю, это один из телевизоров с плоским экраном, но я не знаю точную модель.0018
Я не слишком уверен, стоит ли много возиться в сервисном меню, я много использовал свой CPS2 и свои домашние консоли, и у него правильные настройки для них, есть небольшие проблемы с геометрией в угол, но в остальном он был идеальным, и я не знаю, хочу ли я возиться с ним каждый раз, когда переключаюсь между cps3 и другими, это мой единственный ЭЛТ прямо сейчас.
Я больше надеялся на что-то на стороне печатной платы, но это действительно nbd, и я определенно могу жить с этим как есть
ДжиДи
- #8
тэтанбанан сказал:
К сожалению, я не знаю точную модель телевизора
Нажмите, чтобы развернуть…
ДжиДи сказал:
Попробуйте найти точный номер модели на задней панели , погуглите это с «руководством по обслуживанию xyzmodelnumber» и посмотрите, что вы можете найти.
Нажмите, чтобы развернуть…
но все равно:
тэтанбанан сказал:
Я не знаю, хочу ли я возиться с этим каждый раз, когда я переключаюсь между cps3 и другими, это мой единственный ЭЛТ прямо сейчас.
Я больше надеялся на что-то на стороне печатной платы, но это действительно nbd, и я определенно могу жить с этим как есть
Нажмите, чтобы развернуть…
Да, в значительной степени. Такова жизнь пользователя супероружия; мы все были там. Хорошая вещь в переходе к использованию только кабин — это легкодоступные настройки монитора, но с ружьем иногда приходится идти на некоторые уступки. Бывает.
незвуковой
- #9
Я бы попробовал настроить ширину по горизонтали.
Если вы решите коснуться каких-либо других настроек, а я имею в виду вообще любых, запишите исходное значение . Вы можете очень легко спуститься в кроличью нору в погоне за идеальной геометрией в одном месте и понять, что все остальное теперь выглядит ужасно.
великий прыгун
- #10
Да, CPS3 намного уже, чем CPS2, и всегда нуждался в растяжке на моих кабинах. Ничего плохого в вашей доске или супергане.
Призрак
- #11
Я начал документировать оптимальные настройки экрана сервисного меню всех своих консолей и игровых автоматов на листе бумаги. У меня ЭЛТ JVC серии D. Вы будете удивлены, насколько отличается это от, скажем, дуэта движка ПК с модификацией rgb до Super Nintendo. В частности, Cps3 требует МНОГО настроек и, вероятно, является самым большим отклонением в моей коллекции.
тэтанбанан
- #12
Я искренне рад слышать все это, лол, я уже давно думал, что у моего CPS3 могут быть проблемы, но я рад слышать, что это довольно распространенное явление.
Спасибо за помощь/предложения, я загляну за телевизор, чтобы узнать номер модели, когда у меня будет кто-то, кто поможет мне немного передвинуть его, так как он такой тяжелый и прямо сейчас стоит прямо у стены. После этого я, надеюсь, смогу найти некоторую информацию о сервисном меню. Я постараюсь посмотреть, что мне удастся сделать, чтобы починить экран, пока я не найду для него подходящий шкаф.
Призрак
- №13
тэтанбанан сказал:
Я искренне рад слышать все это, лол, я уже давно думал, что у моего CPS3 могут быть проблемы, но я рад слышать, что это довольно распространенное явление.
Спасибо за помощь/предложения, я загляну за телевизор, чтобы узнать номер модели, когда у меня будет кто-то, кто поможет мне немного передвинуть его, так как он такой тяжелый и прямо сейчас стоит прямо у стены. После этого я, надеюсь, смогу найти некоторую информацию о сервисном меню. Я постараюсь посмотреть, что мне удастся сделать, чтобы починить экран, пока я не найду для него подходящий шкаф.
Нажмите, чтобы развернуть…
Просто сначала запишите настройки по умолчанию или сделайте много фотографий на телефон, прежде чем вносить изменения, чтобы иметь возможность вернуться к ним.
Вы должны войти или зарегистрироваться, чтобы ответить здесь.
Street Fighter II, бумажные следы
Street Fighter II, бумажные следы ВЕБ-САЙТ FABIEN SANGLARD
22 декабря 2021 г.
Street Fighter II, бумажные следы
В конце 90-х в мире игровых автоматов появилась Capcom. Компания из Осаки, казалось, выпускала один хит за другим с Ghouls’n Ghosts в 1919 году.88, Final Fight в 1989 году и Street Fighter II в 1991 году среди множества других отличных игр.
В то время энтузиаст видеоигр не мог зайти в зал игровых автоматов, не увидев несколько автоматов Capcom, что доказывало их популярность как среди игроков, так и среди операторов.
В течение последних шести месяцев я проводил свободное время, изучая истории успеха Capcom и, в частности, генезис Street Fighter II. Если знакомство с разработкой CPS-1 было увлекательным, я нашел не менее интересной побочную историю о том, как разработчики отслеживали бюджет ПЗУ с помощью бумаги и ножниц.
CP-система 101
Представленная в 1988 году CPS-1 (в то время известная как CP-System) была унифицированной аркадной платформой Capcom. Среди множества нововведений был мощный конвейер рендеринга графики.
Если он по-прежнему придерживался концепции слоев, CPS-1 отказался от ограничений прямоугольных спрайтов. Слой OBJ построен с помощью блоков 16×16, называемых «тайлами». В Street Fighter II плитки объединяются для создания поз персонажей. Этот подход дал значительную свободу художникам, которые приступили к созданию «объектов» произвольных размеров и форм.
Победная поза Рю (29 плиток) | Поза Сагата «Апперкот тигра» (30 плиток) | Прыжковая поза Хонды (45 плиток) | Чун-ли в удивительной позе (25 плиток) |
Помимо нескольких основных операций, таких как горизонтальное и вертикальное отражение, CPS-1 не может изменять плитки. Он не имеет возможности вращения или масштабирования. Что выделяло машину, так это огромный объем плиток, которые она могла обрабатывать за кадр, который, по сообщениям, составлял около 256.
В то время было настоящим прорывом заставить так много двигаться на экране. Фактор «вау» в огромной степени способствовал успеху игр. В такой игре, как «The Punisher», финальный босс вора в законе состоит из поз, достигающих 80 плиток.
ПЗУ Бюджет
Если возможности CPS-1 были благословением для художников, то для менеджеров проектов это было проблемой. В эпоху, когда чипы ПЗУ были очень дорогими, в начале игры выделялся бюджет ПЗУ, который она не могла превышать.
До СПС-1 уложиться в бюджет было делом простого дивизиона. Количество спрайтов, разрешенных команде художников, равнялось размеру ПЗУ/размеру прямоугольного спрайта. Но свободный форм-фактор создал проблему с отслеживанием.
Листовая система
Решение пришло в виде бумажных листов и ножниц.
Чтобы наилучшим образом использовать имеющуюся у нас емкость, мы записали емкость ПЗУ на доске, а затем вырезали и вставляли пиксельные символы на доску.Чистый листЕсли на плате осталось место, значит в ПЗУ была свободная емкость. Итак, оттуда мы начали заполнять пробелы, как головоломку.
Произошла одна довольно интересная вещь: мы оставили финал напоследок, и к тому времени, когда мы туда добрались, у нас все закончилось. Мы думали, что делать, когда нашли пропавшую доску под столом.
Мы назвали это «Чудесной памятью».
— Акира Нишитани, интервью о разработке SF2
Поскольку CPS-1 использует 16 индексированных цветов (4 бита на пиксель), лист тайлов 16×16 представляет собой 16x16x16x16/2 = 32 КиБ. Для такой игры, как Street Fighter II: World Warrior, команда выделила 4,6 МБ из своего бюджета в 6 МБ ПЗУ на спрайты и, следовательно, напечатала 144 бумажных листа.
Листы археологии
Эта система — прекрасная возможность для археолога программного обеспечения. Помимо прочего, можно увидеть, какие функции были добавлены позже (они будут реализованы с использованием оставшегося пространства и, следовательно, будут менее элегантно вырезаны).
К сожалению, мне удалось найти только два из них. Я нашел Далсима в статье «Интервью с разработчиком Final Fight» [1] и Рю в книге «Как сделать боевых персонажей Capcom» [2] .
Лист 0x3300 | Лист 0x4500 |
Обратите внимание на систему адресации тайлов в верхнем левом углу каждого листа (Dhalsim 0x3300
и Рю 0x4500
). Первые два шестнадцатеричных символа дают значение [0-255], которое является идентификатором листа, а два оставшихся — идентификатором плитки на этом листе.
Также обратите внимание на то, что плитки листа прямоугольные, а не квадратные. В системе CP используется разрешение 384×224, соотношение сторон которого отличается от соотношения сторон 4:3 ЭЛТ. Если бы дизайнеры рисовали квадратами, результат был бы сжат на экране. Рисуя прямоугольники, они, по сути, растягивали визуальные ресурсы в обратном направлении, чтобы плитки отображались так, как они были нарисованы. Эта система неквадратных пикселей была кошмаром для команды художников.
Когда я работал над Forgotten Worlds, я заметил проблему соотношения сторон. «Пиксели не квадратные!» Я сказал своему боссу.«Невозможно, я приказал сделать их квадратными!» он ответил и вызвал оборудование на месте.
«Пиксели квадратные!» он ответил.
Позже я снова протестовал, на что мой начальник ответил, что это ошибка в расчетах.
— Акира Ясуда, продюсер SF2 [3] )
Было неприятно видеть, что вышли только два листа, но их можно было реконструировать по отпечатку, оставленному в ПЗУ. Благодаря mame и sf2platinium, предоставляющим формат GFX-ROM, инструмент [4] был написан для автоматизации процесса. Когда все листы были реконструированы, настало время анализа и выдвижения гипотез.
Изучение листов
CPS-1 работает с четырьмя слоями. Слой OBJ Street Fighter II состоит из 144 листов общим объемом 4,6 МБ. Остальные 1,4 МБ используются для фонового и переднего слоев, называемых SCROL1 (16 листов), SCROL2 (8 листов) и SCROL3 (23 листа).
Самыми байтовыми персонажами являются Зангиев (19), за ним следуют Хонда (15), Дхалсим (14, он стройный, но сильно тянется!), Бланка (15), Рю (13,5), Гайл (11), Чун- ли (10), диктатор (9, его плащ занимает целый лист!), Сагат (6), Боксер (6), Коготь (6) и Кен (3).
На первом листе, что неудивительно, изображен главный герой Рю.
Обратите внимание, что верхние волосы Рю для 0x69
/ 0x6A
были размещены по адресу 0x6F
/ 0x9F
, чтобы не нарушать макет. Почему волосы верхней левой позы смещены, неизвестно. Может ли быть так, что адрес GFX ROM 0x0000
нельзя использовать? Анализ других игр также показал, что тайл 0x0000
никогда не использовался.
Кен — патч
Палитра Рю |
Палитра Кена |
Глядя на круговую диаграмму, мы видим, что персонаж Кен потребляет невероятно маленькое количество листов — три листа.
Это потому, что Кен — это заплатка поверх плиток Рю. Палитра Ryu специально разработана, чтобы соответствовать оттенку кожи Кена. Отличаются только одежда и цвет лица.
Исправление очевидно на листе 0x0100
, где выигрышная поза Рю 0x76
находится рядом с патчем Кена 2×2 по адресу 0x70
.
Поза победы Кена начинается с позы Рю. Палитра изменена, и используются только разные тайлы. Обратите внимание, что белый цвет зубов Рю исходит от его одежды. Для Кена художникам пришлось повторно использовать часть цвета кожи, потому что кимоно Кена красное.
Охотничьи крошки
В листе 0x4700
(раздел «Ken is patch») мы видим портрет 2×2 по адресу 0xC0
, который не является бойцом. На самом деле это картина команды разработчиков. Они указаны в титрах в конце игры. Обратите внимание, что в нем нет ни точных изображений, ни настоящих имен. Вероятно, это сделано для того, чтобы избежать переманивания талантов.
Забавный факт: «NIN» — это псевдоним Акиры Нишитани, который был продюсером в Capcom. Он использовался для всех рекордов во всех играх, над которыми он работал, включая Forgotten Worlds, Final Fight и Street Fighter 2.
Немалая экономия
У разработчиков, похоже, было так мало ПЗУ, что они даже использовали частичную симметрию позы. В 0x4E00
левая нога Сагата отсутствует по адресу 0xBA
. Чтобы нарисовать его, CPS-1 предлагается использовать плитки правой ноги и перевернуть их по горизонтали.
Различия листов Dhalsim (0x3300)
Реконструированный лист Dhalsim почти идеально подходит. Хотя мы видим, что поза, обведенная красным, не попала в кадр. Он был принесен в жертву «Сотне разорванных ног» Чун-ли, что указывает на то, что это было более позднее дополнение. В
0x4C
мы можем видеть, что место для крошки было выделено для Blanka.
Ryu (0x4500) различия листов
Подобные различия можно увидеть в листе Рю. Две позы (по адресу 0xC2
и 0xCC
) были удалены перед отправкой, чтобы приспособить Чун-ли «Удар вращающейся птицы» (ход также добавлен в конце разработки?) и портреты команды.
Как долго использовалась листовая система?
Имея в то время мощные рабочие станции, такие как X68000, я всегда задавался вопросом, как долго использовалась система листов, прежде чем был написан инструмент для компиляции ресурсов GFX. Имея возможность посмотреть другие игровые листы, можно было сделать приблизительную оценку.
Первым пунктом назначения было посетить все игры, созданные одной и той же командой, начиная с игр, выпущенных до SF2, Forgotten World и Final Fight. Хотя я не тратил время на поиск палитр и использовал оттенки серого по умолчанию, все же можно было отчетливо видеть формы.
Лист забытого мира (1988) | Протокол финального боя (1989) |
Неудивительно, что такая же структура была найдена. Также были проверены более поздние игры, такие как Street Fighter 2: Champion Edition и Street Fighter 2: Hyper Fighting. GFX получил минимальные улучшения [5] и структура листа осталась неизменной.
Street Fighter 2: Champion Edition (1992) | Street Fighter 2: Лист Hyper Fighting (1992) |
Другие команды Capcom
У Capcom было несколько игр, созданных параллельно разными командами. Проверка работы других команд, ответственных за Ghouls ‘n Ghosts и Strider, снова показала тот же процесс, хотя и менее забитый.
Листок Ghouls ‘n Ghosts (1988) | Защитный чехол (1989 г.![]() |
Игры других производителей
Некоторые игры CPS-1 не производились Capcom. Так было с Pang-3 от Mitchell Corporation. Еще раз, никаких изменений.
CPS-2 и Super Street Fighter 2
Похоже, что система листов действовала в большинстве, если не во всех играх CPS-1. Смотреть на игры CPS-2 было немного сложнее, поскольку Capcom добавила много механизмов защиты. В то время как инструкции 68000 и инструкции Z-80 были зашифрованы, ПЗУ GFX просто перемешаны и легко просматриваются.
В первом названии CPS-2, Super Street Fighter 2 (1993), четыре новых персонажа были добавлены к существующему списку из двенадцати. Существующие листы персонажей не изменились.
Лист Super Street Fighter 2 Ryu (1993) | Лист Cammy Super Street Fighter 2 (1993) |
Но если мы посмотрим на листы Cammy ( 0x9000
) макет явно сделан не вручную. Похоже, вместо этого использовалась система распределения сверху вниз и слева направо. Похоже, что Capcom начала использовать инструменты для создания новых ПЗУ GFX для SSF2 примерно в 1992 году. Остается неизвестным, использовались ли рабочие станции x68000.
Уличный боец Альфа
Двигаясь вперед с названиями CPS-2, Street Fighter Alpha (1995) и Street Fighter Alpha 3 (1998) демонстрируют один и тот же тип структуры, указывающий на инструмент. Все листы выглядят как картофельное пюре без лишнего пространства. Вполне вероятно, что ни в одном из названий CPS-2 не использовалась система листов.
Альфа-лист Street Fighter (1995) | Лист Street Fighter Alpha 3 (1998) |
Звонок на собеседование
Я предпринял несколько попыток поговорить с разработчиками, работавшими над системами СУЗ-1/СУЗ-2. Все они потерпели неудачу до сих пор.