Постановка звуков при дизартрии: эффективные методы коррекции речи

Как проводится постановка звуков при дизартрии. Какие упражнения помогают в коррекции речи. Какова последовательность постановки звуков. Какие методы используют логопеды для устранения дефектов произношения.

Особенности дизартрии и ее влияние на речь

Дизартрия представляет собой нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата. При этом расстройстве страдает не только звукопроизношение, но и просодическая сторона речи — темп, ритм, интонация.

Основные признаки дизартрии:

  • Нарушение артикуляции звуков
  • Нечеткая, смазанная речь
  • Назальный оттенок голоса
  • Нарушение речевого дыхания
  • Изменение тембра голоса
  • Трудности с произвольными движениями языка и губ

Тяжесть дизартрии может варьироваться от легкой (стертой) до тяжелой степени. При стертой дизартрии нарушения речи выражены нерезко и проявляются в основном в нечеткости произношения. При тяжелой форме речь может быть практически невозможной.


Принципы коррекционной работы при дизартрии

Коррекция речи при дизартрии основывается на следующих принципах:

  1. Раннее начало коррекционной работы
  2. Комплексный подход (логопедическая работа сочетается с медикаментозным лечением и физиотерапией)
  3. Систематичность занятий
  4. Индивидуальный подход с учетом формы и степени тяжести дизартрии
  5. Опора на сохранные анализаторы и психические функции
  6. Поэтапность коррекционной работы

При построении занятий учитывается, что постановка звуков при дизартрии требует длительной и систематической работы. Важно не форсировать процесс, а двигаться от простого к сложному.

Подготовительный этап коррекционной работы

Перед непосредственной постановкой звуков необходима подготовительная работа, которая включает:

  • Нормализацию мышечного тонуса артикуляционного аппарата (массаж, гимнастика)
  • Развитие моторики артикуляционного аппарата
  • Развитие дыхания и голоса
  • Развитие фонематического слуха и восприятия

Особое внимание уделяется артикуляционной гимнастике. Она помогает улучшить подвижность органов артикуляции, увеличить объем и точность движений.


Последовательность постановки звуков при дизартрии

Обычно при дизартрии придерживаются следующей последовательности в постановке звуков:

  1. Гласные звуки ([а], [о], [у], [э], [и], [ы])
  2. Губно-губные согласные ([м], [п], [б])
  3. Губно-зубные ([в], [ф])
  4. Переднеязычные ([т], [д], [н])
  5. Свистящие ([с], [з], [ц])
  6. Шипящие ([ш], [ж], [ч], [щ])
  7. Сонорные ([л], [р])

Однако эта последовательность может меняться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Логопед ориентируется на то, какие звуки нарушены и какие из них легче поддаются коррекции в каждом конкретном случае.

Методы постановки звуков при дизартрии

При постановке звуков логопеды используют различные методы:

  • По подражанию
  • От артикуляционной гимнастики
  • Механический способ
  • Смешанный способ

Выбор метода зависит от формы дизартрии, возраста ребенка, его индивидуальных особенностей. Часто используется смешанный способ, сочетающий различные приемы.

Особенности постановки отдельных звуков

Постановка свистящих звуков ([с], [з], [ц])

При постановке свистящих звуков важно добиться правильного положения языка. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута. Губы растянуты в улыбке. Струя воздуха должна быть узкой и холодной.


Для звука [с] можно использовать следующий прием:

  1. Улыбнуться, показать зубы
  2. Кончик языка упереть в нижние зубы
  3. Спинку языка выгнуть
  4. Подуть на кончик языка

Постановка шипящих звуков ([ш], [ж], [ч], [щ])

При постановке шипящих звуков язык принимает форму «чашечки». Кончик языка поднят к альвеолам, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Губы округлены и слегка выдвинуты вперед.

Для звука [ш] можно использовать такой прием:

  1. Улыбнуться, показать зубы
  2. Сделать язык «чашечкой»
  3. Поднять язык за верхние зубы
  4. Подуть на кончик языка

Постановка звука [л]

При произнесении звука [л] кончик языка поднят и упирается в верхние зубы или альвеолы. Важно добиться, чтобы боковые края языка были опущены, образуя проход для воздушной струи.

Можно использовать следующий прием:

  1. Улыбнуться, показать зубы
  2. Кончик языка поставить на «бугорки» за верхними зубами
  3. Пропеть звук [а], не опуская язык

Постановка звука [р]

Звук [р] обычно ставится в последнюю очередь, так как требует хорошо развитой моторики языка. Кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует под напором выдыхаемой струи воздуха.


Один из приемов постановки:

  1. Широко открыть рот
  2. Кончик языка поднять к нёбу
  3. Сильно подуть на кончик языка

Автоматизация и дифференциация поставленных звуков

После того как звук поставлен, начинается этап автоматизации — закрепления правильного произношения в слогах, словах, предложениях и связной речи. Это длительный процесс, требующий систематических занятий.

Схема автоматизации обычно такова:

  1. Изолированное произнесение звука
  2. В слогах (прямых, обратных, со стечением согласных)
  3. В словах (в начале, середине, конце)
  4. В словосочетаниях
  5. В предложениях
  6. В чистоговорках, скороговорках
  7. В связной речи

На этапе дифференциации происходит различение поставленного звука от близких по артикуляции или звучанию фонем. Например, [с]-[ш], [л]-[р].

Комплексный подход к лечению дизартрии

Коррекция дизартрии требует комплексного подхода. Помимо логопедических занятий, важную роль играют:

  • Медикаментозное лечение (по назначению невролога)
  • Физиотерапевтические процедуры
  • Лечебная физкультура
  • Массаж
  • Психологическая помощь

Только при сочетании всех этих методов можно добиться наилучших результатов в преодолении дизартрии и нормализации речи.


Рекомендации родителям детей с дизартрией

Родители играют важную роль в коррекции речи ребенка с дизартрией. Вот несколько рекомендаций:

  • Регулярно выполняйте домашние задания логопеда
  • Создайте в семье правильную речевую среду
  • Развивайте мелкую моторику ребенка
  • Занимайтесь артикуляционной гимнастикой
  • Играйте в речевые игры
  • Читайте ребенку вслух, разучивайте стихи
  • Не заостряйте внимание на речевых неудачах ребенка

Помните, что коррекция дизартрии — длительный процесс, требующий терпения и настойчивости. Поддержка семьи очень важна для успешного преодоления речевых нарушений.

LEAVE A REPLY

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *