Постановка звуков при дизартрии: эффективные методы коррекции речи
Особенности дизартрии и ее влияние на речь
Дизартрия представляет собой нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата. При этом расстройстве страдает не только звукопроизношение, но и просодическая сторона речи — темп, ритм, интонация.
Основные признаки дизартрии:
- Нарушение артикуляции звуков
- Нечеткая, смазанная речь
- Назальный оттенок голоса
- Нарушение речевого дыхания
- Изменение тембра голоса
- Трудности с произвольными движениями языка и губ
Тяжесть дизартрии может варьироваться от легкой (стертой) до тяжелой степени. При стертой дизартрии нарушения речи выражены нерезко и проявляются в основном в нечеткости произношения. При тяжелой форме речь может быть практически невозможной.
Принципы коррекционной работы при дизартрии
Коррекция речи при дизартрии основывается на следующих принципах:
- Раннее начало коррекционной работы
- Комплексный подход (логопедическая работа сочетается с медикаментозным лечением и физиотерапией)
- Систематичность занятий
- Индивидуальный подход с учетом формы и степени тяжести дизартрии
- Опора на сохранные анализаторы и психические функции
- Поэтапность коррекционной работы
При построении занятий учитывается, что постановка звуков при дизартрии требует длительной и систематической работы. Важно не форсировать процесс, а двигаться от простого к сложному.
Подготовительный этап коррекционной работы
Перед непосредственной постановкой звуков необходима подготовительная работа, которая включает:
- Нормализацию мышечного тонуса артикуляционного аппарата (массаж, гимнастика)
- Развитие моторики артикуляционного аппарата
- Развитие дыхания и голоса
- Развитие фонематического слуха и восприятия
Особое внимание уделяется артикуляционной гимнастике. Она помогает улучшить подвижность органов артикуляции, увеличить объем и точность движений.
Последовательность постановки звуков при дизартрии
Обычно при дизартрии придерживаются следующей последовательности в постановке звуков:
- Гласные звуки ([а], [о], [у], [э], [и], [ы])
- Губно-губные согласные ([м], [п], [б])
- Губно-зубные ([в], [ф])
- Переднеязычные ([т], [д], [н])
- Свистящие ([с], [з], [ц])
- Шипящие ([ш], [ж], [ч], [щ])
- Сонорные ([л], [р])
Однако эта последовательность может меняться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Логопед ориентируется на то, какие звуки нарушены и какие из них легче поддаются коррекции в каждом конкретном случае.
Методы постановки звуков при дизартрии
При постановке звуков логопеды используют различные методы:
- По подражанию
- От артикуляционной гимнастики
- Механический способ
- Смешанный способ
Выбор метода зависит от формы дизартрии, возраста ребенка, его индивидуальных особенностей. Часто используется смешанный способ, сочетающий различные приемы.
Особенности постановки отдельных звуков
Постановка свистящих звуков ([с], [з], [ц])
При постановке свистящих звуков важно добиться правильного положения языка. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута. Губы растянуты в улыбке. Струя воздуха должна быть узкой и холодной.
Для звука [с] можно использовать следующий прием:
- Улыбнуться, показать зубы
- Кончик языка упереть в нижние зубы
- Спинку языка выгнуть
- Подуть на кончик языка
Постановка шипящих звуков ([ш], [ж], [ч], [щ])
При постановке шипящих звуков язык принимает форму «чашечки». Кончик языка поднят к альвеолам, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Губы округлены и слегка выдвинуты вперед.
Для звука [ш] можно использовать такой прием:
- Улыбнуться, показать зубы
- Сделать язык «чашечкой»
- Поднять язык за верхние зубы
- Подуть на кончик языка
Постановка звука [л]
При произнесении звука [л] кончик языка поднят и упирается в верхние зубы или альвеолы. Важно добиться, чтобы боковые края языка были опущены, образуя проход для воздушной струи.
Можно использовать следующий прием:
- Улыбнуться, показать зубы
- Кончик языка поставить на «бугорки» за верхними зубами
- Пропеть звук [а], не опуская язык
Постановка звука [р]
Звук [р] обычно ставится в последнюю очередь, так как требует хорошо развитой моторики языка. Кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует под напором выдыхаемой струи воздуха.
Один из приемов постановки:
- Широко открыть рот
- Кончик языка поднять к нёбу
- Сильно подуть на кончик языка
Автоматизация и дифференциация поставленных звуков
После того как звук поставлен, начинается этап автоматизации — закрепления правильного произношения в слогах, словах, предложениях и связной речи. Это длительный процесс, требующий систематических занятий.
Схема автоматизации обычно такова:
- Изолированное произнесение звука
- В слогах (прямых, обратных, со стечением согласных)
- В словах (в начале, середине, конце)
- В словосочетаниях
- В предложениях
- В чистоговорках, скороговорках
- В связной речи
На этапе дифференциации происходит различение поставленного звука от близких по артикуляции или звучанию фонем. Например, [с]-[ш], [л]-[р].
Комплексный подход к лечению дизартрии
- Медикаментозное лечение (по назначению невролога)
- Физиотерапевтические процедуры
- Лечебная физкультура
- Массаж
- Психологическая помощь
Только при сочетании всех этих методов можно добиться наилучших результатов в преодолении дизартрии и нормализации речи.
Рекомендации родителям детей с дизартрией
Родители играют важную роль в коррекции речи ребенка с дизартрией. Вот несколько рекомендаций:
- Регулярно выполняйте домашние задания логопеда
- Создайте в семье правильную речевую среду
- Развивайте мелкую моторику ребенка
- Занимайтесь артикуляционной гимнастикой
- Играйте в речевые игры
- Читайте ребенку вслух, разучивайте стихи
- Не заостряйте внимание на речевых неудачах ребенка
Помните, что коррекция дизартрии — длительный процесс, требующий терпения и настойчивости. Поддержка семьи очень важна для успешного преодоления речевых нарушений.