Марка бетона для крыльца: Как сделать крыльцо из бетона?

Содержание

Бетон для крыльца: марка, состав и пропорции

Крыльцо является обязательным элементом входной группы дома. Оно защищает жилье от уличной пыли, грязи и осадков, а также выполняет декоративную функцию. Существует множество материалов, из которых можно сделать крыльцо: это и доски, и металл, и кирпич, и даже деревянные поддоны. Однако самым надежным и долговечным будет крыльцо из бетона.

  • Бетон для крыльца: марка, состав и пропорции
  • Марка бетона для крыльца
  • Марка и класс прочности – в чем разница?
  • Какие марки (классы) бетона подходят для крыльца?
  • Состав бетона для крыльца
  • Пропорции бетона для крыльца
  • Рецепты для получения разных марок бетона
  • Почему не следует отмерять компоненты в килограммах?

В этой статье вы узнаете, какой бетон можно использовать для устройства крыльца и ступеней лестницы на улице. Мы разберем основные марки, состав и пропорции бетонной смеси, а также расскажем о нюансах, которые помогут вам избежать ошибок при выборе компонентов.

Если же вас интересует технология монтажа бетонного крыльца, рекомендуем ознакомиться со статьей Крыльцо для частного дома из бетона своими руками.

Марка бетона для крыльца

Под термином «марка» подразумевают прочность бетона – то, какую нагрузку он сможет выдержать, сохраняя свою структуру. Измеряют этот показатель в килограммах на квадратный сантиметр. В общей сложности насчитывается 20 марок – от М50 до М1000. Цифра рядом с буквой «М» как раз и указывает на предельную нагрузку. Например, бетон М200 разрушается при давлении примерно в 200 кг/см2.

Почему примерно? Дело в том, что присвоение бетону марок используется лишь для сбора статистических данных и дает лишь приблизительное понимание о реальной прочности материала. К тому же, данный метод является устаревшим, и сегодня на смену ему пришла более точная система.

Марка и класс прочности – в чем разница?

На бетонных заводах, в лабораториях, а также в среде профессиональных строителей прочность бетона обозначается не марками, а классами. Класс говорит о том, какую нагрузку (в мегапаскалях) выдерживает бетон. При этом, проводится серия испытаний, а за результат принимается минимальный показатель, которому соответствовал бетон в 95% опытов.

Таким образом, класс указывает на обеспеченную прочность бетона. На самом деле, она может быть и выше, но здесь не так важно предельное значение.

Но если есть настолько точный способ определения прочности, тогда зачем же до сих пор используются марки? Все просто: определить класс бетона можно только в лабораторных условиях. Но когда вы готовите смесь своими руками, нужно ориентироваться хотя бы на какие-то цифры. Вот здесь и приходят на выручку марки.

Смешав компоненты бетона в нужных пропорциях, вы сможете добиться примерного соответствия той или иной марке прочности. К примеру, чтобы приготовить бетон М200, вам нужно взять одну часть цемента, 3,5 части песка, а также 5,7 частей щебня.

Чуть позже мы еще остановимся подробнее на конкретных рецептах для разных марок. А пока лишь скажем, что даже без лабораторного оборудования вы можете примерно спрогнозировать прочность будущего бетона.

Товарный же бетон (то есть, тот, который производится на заводах) не всегда имеет обозначение марки. Поэтому будет нелишним разбираться и в классах прочности. К счастью, в этом нет ничего сложного, и ниже вы можете увидеть таблицу перевода марок в классы.

Марка бетона
Наиболее близкий ей класс бетона
М50В3,5
М100В7,5
М150В10
М200В15
М250В20
М300В22,5
М350В27,5
М400В30
М450В35
М500В40
М600В45
М700В50
М750В55
М800В60
М850В65
М900В70
М950В75
М1000В80

Вы также можете произвести расчеты самостоятельно. Для этого нужно знать, что:

1 МПа – это 10.197162 кг/см2

1 кг/см2 – это 0.098067 МПа

Например, если бетон способен выдержать нагрузку в 80 кг/см2, то это эквивалентно 7,84 МПа. В этом диапазоне находятся классы В7,5 и В10. Но, как мы уже говорили выше, для присвоения класса берется не максимальный, а минимальный показатель прочности. Поэтому в данном случае бетон будет иметь класс В7,5.

Собственное производство бетона и своя лаборатория, а также большой парк техники гарантируют высокое качество продукции и точные сроки поставки

Подробнее о нас читайте здесь

7 904 179–31–56

Валентин Юрьевич Швец

Директор «БетонСтрой»

Какие марки (классы) бетона подходят для крыльца?

Чаще всего в интернете можно встретить информацию о том, что для этих целей следует использовать марку М150 (В10) или М200 (В15). На первый взгляд, это логично. Обе разновидности обладают достаточной прочностью, чтобы выдержать вес одного-двух человек (а по лестнице и крыльцу в основном передвигаются только люди).

И тут важно брать в расчет такой показатель как плотность бетона. У марки М200 она достигает 2 400 кг/м3. Предположим, что мы заливаем данной смесью крыльцо с длиной 2 метра, шириной 3 метра и высотой 0,3 метра. Перемножив эти значения, получаем объем – почти 2 куба. Такое крыльцо будет весить более 4 тонн. Если мы установим его на ленточный фундамент, то конструкция просто не выдержит и разрушится под собственным весом.

Поэтому само крыльцо можно залить бетоном М200. В регионах с теплым климатом подойдет даже марка М150. Но вот фундамент под крыльцом нужно делать из более прочного материала. Оптимальным вариантом для размещения на стабильных грунтах с низким УГВ будет бетон М250 (В20). Если же на участке высоко стоят грунтовые воды, тогда фундамент заливается бетоном М300 (В22,5).

Марки М50 (В3,5) и М100 (В7,5) из-за низкой водостойкости и прочности в наружных работах не применяются, поэтому для заливки крыльца не подойдут. При этом и все, что выше марки М300, также не используется: это тяжелые бетоны с отличными показателями прочности и морозостойкости. Из них строят фундаменты многоэтажных домов, мосты и различные инженерные сооружения. Обычное крыльцо частного дома никогда не будет испытывать столь высокие нагрузки, да и стоит высокомарочный бетон слишком дорого, чтобы применять его для таких примитивных работ.

Состав бетона для крыльца

Обязательными компонентами бетонной смеси являются:

  • Вяжущее вещество
  • Крупный заполнитель
  • Мелкий заполнитель
  • Затворитель

Надо сказать, что крыльцо относится к конструкциям, постоянно находящимся в контакте с окружающей средой. Атмосферные осадки и грязь подвергают бетон воздействию различных солей, кислот и прочих веществ, негативно влияющих на свойства материала. К тому же, крыльцо является местом повышенной проходимости, что ускоряет его износ.

Учитывая все эти факторы, бетон требует дополнительной защиты. Поэтому в состав добавляются специальные пластификаторы и присадки, улучшающие его характеристики.

А теперь давайте подробно разберем каждый из компонентов смеси.

Вяжущее вещество

Как следует из названия, его задача – связать компоненты раствора в единое целое. Лучше всего с этим справляется портландцемент. Это рассыпчатый материал серого цвета, обычно продающийся в мешках или банках. При покупке следует обращать внимание на маркировку. Для заливки крыльца подойдет цемент ЦЕМ I 32,5 Н (марка М400) или ЦЕМ I 42,5 Н (марка М500).

Учтите, что у цемента очень ограниченный срок годности. Уже спустя два месяца с момента производства он начинает терять первоначальные свойства. Поэтому покупать его нужно перед началом работ по возведению крыльца. Даже если у вас где-то завалялся целый мешок старого цемента, использовать его не стоит – бетон получится некачественным.

Вступая в реакцию с водой, цемент моментально начинает схватываться. Уже через час он превращается в камень. Главное – чтобы это не произошло до приготовления бетонной смеси. Обратите внимание на внешний вид материала. Если в нем присутствуют твердые комки, значит он уже схватился.

Готовить бетон из такого цемента нельзя.

Крупный заполнитель

Именно благодаря ему готовая смесь имеет право называться бетоном. В противном случае будет просто цементно-песчаный раствор. Это тоже неплохой строительный материал, но для устройства крыльца не подойдет.

В качестве крупного заполнителя желательно купить щебень фракции 5-10. Есть еще фракция 5-20, но она содержит достаточно крупные зерна, из-за которых будет сложно выровнять поверхность ступеней.

Большое значение имеет то, из какой породы был произведен щебень. Наиболее качественными являются гранитная, амфиболитовая и серпентинитовая разновидности. Они позволят вам приготовить прочный и износостойкий бетон. Мраморный, кварцевый и диоритовый щебень, а также габбро брать не стоит.

Если нет возможности приобрести щебень (такое часто бывает в регионах, где нет плотных горных пород), можно обойтись гравием. Только не покупайте природный гравий: при очень низкой стоимости этот материал обладает столь же низкой прочностью и содержит много глины, ила и прочих посторонних включений.

Гравий должен быть обязательно дробленым. Лучшим вариантом будет колотая галька. Она уступает по характеристикам щебню, но для данных работ сгодится.

Заливка монолитного крыльца требует больших объемов бетона, а это может серьезно ударить по бюджету. И тут народные умельцы придумывают разные хитрости. Например, добавляют в бетон битый кирпич, шифер, бетон и другой строительный мусор. Логика такая: материал твердый, не стоит ни копейки и позволяет заполнить объем, сэкономив на дорогих компонентах. Некоторые даже утверждают, что бетон на выходе получается более прочным.

Тут нужно понимать две вещи. Во-первых, из мусора никогда не получится качественный бетон. Продемонстрируем это на примере битого кирпича. По сути, это обожженная глина; пока кирпич сохраняет товарный вид, он отлично справляется со своими задачами. Но если в его структуру попадает вода, материал начинает крошиться и превращается в кашу. Добавьте такой заполнитель в бетонный раствор – и уже на следующий сезон ваше крыльцо покроется трещинами, которые невозможно будет отремонтировать.

И второй момент: чем более однородной получится бетонная смесь, тем лучше она будет переносить нагрузки. Именно поэтому в состав добавляются мелкозернистые фракционные компоненты, имеющие частицы почти одинаковых размеров. Битый кирпич и бетон могут содержать крупные куски, которые будут иметь гораздо более низкое сцепление с цементом и заполнителями. То же самое касается и шифера: он обладает высокой лещадностью – иначе говоря содержит плоские куски. Именно по ним начнется образование трещин в бетоне.

Мелкий заполнитель

Он позволяет снизить расход цемента и делает смесь более однородной. Чаще всего рекомендуют использовать речной песок. Да, это хороший материал: во время добычи он промывается водой, благодаря чему устраняются примеси глины. Но есть у такого песка и небольшой недостаток. Его зерна десятки и сотни лет находились на дне реки. За это время они окатались и приобрели гладкую поверхность. В бетонном растворе речной песок будет иметь низкое сцепление с другими компонентами.

Гораздо лучшим выбором будет карьерная разновидность. Но и здесь нужно сделать одно уточнение. Карьерный песок может добываться открытым способом. В таком случае он просто собирается с поверхности земли и сразу отправляется на продажу. Такой материал может содержать глину, плодородный слой земли, останки растительности и даже бытовой мусор. Для бетона он, конечно же, не подойдет.

Вам нужен карьерный намывной песок. Принцип его добычи схож с речной разновидностью. Для этого сырье погружается в искусственный водоем, а затем поднимается обратно, попутно проходя очистку от посторонних включений. Преимуществом данного песка является то, что его зерна имеют шероховатую поверхность, поэтому отлично сцепляются с цементом и крупным заполнителем.

Кстати, если в вашем регионе производится качественный щебень, не торопитесь покупать песок. Обратите внимание на отсев. Это побочный продукт дробления щебня, который представляет собой мелкие зерна, не попавшие ни в одну из стандартных фракций. По своим характеристикам он превосходит даже промытый карьерный песок, а стоит зачастую дешевле.

Что касается размера зерен, то для песка оптимальным будет диаметр 2-3 мм. Отсев следует покупать фракции 0-5 или 0-10.

Затворитель

Под этим странным термином кроется обычная вода. Она необходима для запуска процесса схватывания цемента. Вода должна быть обязательно чистой, без каких-либо примесей и запахов. В остальном особых требований к этому компоненту нет.

Пластификаторы и добавки

Поскольку бетон – это пористый материал, а крыльцо почти никак не защищено от воздействия влаги (дождей, снега), имеет смысл в бетонный раствор добавить водоотталкивающую присадку. Это важно, потому что вода, попадая в микропоры бетона и замерзая, начинает расширяться в объеме. Внутри бетона создается избыточная нагрузка, из-за чего он в итоге разрушается. Специальная присадка обладает гидрофобным эффектом: она защищает конструкцию от проникновения влаги, тем самым повышая срок службы крыльца.

Крыльцо будет регулярно испытывать нагрузки от проходящих по нему людей. Со временем бетон начнет истираться и крошиться. Чтобы это не произошло слишком быстро, в смесь можно добавить армирующее фиброволокно. Оно способно снизить истираемость бетона на 50% и даже более. К тому же, фибра повышает устойчивость бетона к механическим повреждениям (например, ударам) и препятствует образованию трещин в крыльце.

При заливке бетона в опалубку очень важна его подвижность. Чем выше этот параметр, тем лучше уплотняется раствор. Для крыльца рекомендуют готовить бетон с маркой подвижности П3 (оседание конуса на 10-15 см). Однако укладывается такая смесь тяжело: внутри могут остаться пустоты, которые серьезно понизят прочность конструкции. Выхода два: либо использовать глубинный вибратор, либо добавить в раствор пластификатор, повышающий подвижность смеси до марки П5 (оседание конуса более 20 см). В таком случае для уплотнения смеси достаточно провести обычное штыкование. Такой пластификатор позволяет снизить расход цемента на 10%, а также повысить прочность бетона до 20%.

Все эти присадки не являются обязательными компонентами бетона. Но в случае с устройством крыльца их настоятельно рекомендуется добавить в раствор. Они не только значительно облегчают работу с бетоном, но и защищают конструкцию от вредного воздействия окружающей среды.

Пропорции бетона для крыльца

Открыв любой строительный форум, вы найдете сотни рецептов для приготовления бетона. Кто-то добавляет больше песка, другие – наоборот – щебня, третьи вообще смешивают компоненты «на глаз». Как мы уже говорили выше, от правильности пропорций зависит соответствие бетона требуемой марке. Поэтому нужно четко соблюдать соотношение цемента, заполнителей и воды.

Рецепты для получения разных марок бетона

Ниже мы приведем таблицу пропорций, используя которую, вы сможете приготовить бетон нужной прочности.

Пропорции для приготовления бетона М150 (В10) на цементе М400

КомпонентыПропорции (в частях)
Цемент1
Песок3,5
Щебень5,7
ВодаНе более 1

Пропорции для приготовления бетона М150 (В10) на цементе М500

КомпонентыПропорции (в частях)
Цемент1
Песок4,5
Щебень6,6
ВодаНе более 1

Пропорции для приготовления бетона М200 (В15) на цементе М400

КомпонентыПропорции (в частях)
Цемент1
Песок3,5
Щебень5,7
ВодаНе более 1

Пропорции для приготовления бетона М200 (В15) на цементе М500

КомпонентыПропорции (в частях)
Цемент1
Песок3,5
Щебень5,6
ВодаНе более 1

Пропорции для приготовления бетона М250 (В20) на цементе М400

КомпонентыПропорции (в частях)
Цемент1
Песок2,1
Щебень3,9
ВодаНе более 1

Пропорции для приготовления бетона М250 (В20) на цементе М500

КомпонентыПропорции (в частях)
Цемент1
Песок2,6
Щебень4,5
ВодаНе более 1

Пропорции для приготовления бетона М300 (В22,5) на цементе М400

КомпонентыПропорции (в частях)
Цемент1
Песок1,9
Щебень3,7
ВодаНе более 1

Пропорции для приготовления бетона М300 (В22,5) на цементе М500

КомпонентыПропорции (в частях)
Цемент1
Песок2,4
Щебень4,3
ВодаНе более 1

Как видите, чем выше марка, тем больше в бетоне цемента. Вода добавляется в смесь постепенно, небольшими порциями. Ее соотношение с цементом не должно превысить 1:1. Вообще, считается, что чем меньше воды, тем лучше. Однако это затрудняет укладку: бетон становится малоподвижным и тяжело уплотняется.

В идеале смесь должна быть такой, чтобы она не прилипала к лопате «намертво», но при этом и не растекалась. Нужно добиться консистенции густой сметаны или теста. Все компоненты должны быть тщательно перемешаны.

Почему не следует отмерять компоненты в килограммах?

В таблицах выше мы указали пропорции в частях. Это сделано не случайно. На многих строительных сайтах и форумах пишут, что для получения одного куба бетона М200 нужно примерно 330 кг цемента, 1 250 кг щебня, 600 кг песка и 200 литров воды. С одной стороны, все понятно, но давайте обратим внимание на такой показатель, как насыпная плотность.

Например, у щебня она может колебаться от 1 170 до 1 650 кг/м3. А это значит, что в первом случае вам нужно будет взять 0,93 куба щебня (93 ведра по 10 литров), а во втором — 1,24 куба (124 ведра по 10 литров). Разница — 31 ведро щебня. Аналогичная ситуация и с песком. Он, кстати, еще может иметь повышенную влажность после дождей, что тоже увеличит его плотность, а значит и вес. Чтобы рекомендовать настолько точные пропорции, нужно знать, из каких пород будет ваш щебень и песок, какой у них размер зерен и влажность.

Поэтому правильнее ориентироваться не на килограммы, а на части. Возьмите несколько одинаковых емкостей, чтобы отмерять компоненты. Например, это могут быть 10-литровые ведра. Одно вы будете использовать для сухих материалов (цемент, щебень и песок), другое – для воды. Так вы сможете соблюсти нужные пропорции и получите наиболее качественный бетон.

Подводя итог, еще раз повторим, что бетон является самым надежным и прочным материалом для установки крыльца в частном доме. Он не гниет, не скрипит и не ржавеет, имеет высокую устойчивость к нагрузкам и пожаробезопасен. С помощью опалубки вы можете придать смеси любую форму, а после застывания бетон можно оформить плиткой, керамогранитом, террасной доской, натуральным камнем и многими другими материалами.

При выборе компонентов для раствора нельзя экономить на цементе и заполнителях. Если вы не готовы тратить деньги на мощную конструкцию, сделайте небольшое и легкое крыльцо на ленточном фундаменте. Но если вы заливаете именно монолитное крыльцо, то нужно быть готовым к достаточно большим затратам. С другой стороны, правильно приготовленный бетон прослужит вам десятки лет и будет требовать лишь косметического ремонта.

    СНК 15-3,5-6 по стандарту: Серия 1.255.1-1

    увеличить изображение

    Стандарт изготовления изделия: Серия 1.255.1-1

    Ступени наружных крылец СНК 15-3,5-6 представляют собой армированные железобетонные изделия, прямоугольной формы с гладкой рабочей поверхностью, покрытой мраморной шлифованной крошкой или цементным раствором. Эстетичный вид торцов и верхней части ступеней позволяет быстро и аккуратно выполнять монтаж без дополнительных обработок строительных элементов. Тяжелый бетон с высокими показателями прочности и морозостойкости обеспечивает ступеням свойства, позволяющие устанавливать их снаружи зданий в разных климатических условиях. Ступени изготавливаются в двух вариантах длины – 150 и 210 см с соответствующими различиями в армировании, используются для строительства наружных крылец общественных зданий.

    1. Варианты маркировки

    В Серии 1.255.1-1 разработаны и спроектированы несколько марок ступеней (расшифровка маркировки приводится ниже), отличающихся как размерами, так и свойствами. Производителем представлены следующие варианты ступеней железобетонных:

    1. СНК 15-3,5-6;

    2. СНК 15-3,5-6 с.

    2. Основная сфера применения

    Ступени наружных крылец СНК 15-3,5-6 разработаны и используются для строительства крылец зданий, административно-бытового, общественного или промышленного назначения. Точность геометрических форм и размеров готовых ступеней позволяет выполнять строительство крыльца в короткие сроки. Прочная арматура каркасной сетки, защищенная от внутренней коррозии, вместе с высококачественным тяжелым бетоном представляют собой долговечные ступени, выполняющие свои функции в условиях высоких нагрузок. Ступени могут иметь предусмотренные гнезда для установки ограждения, что делает их еще более универсальными. В случаях, когда крыльцо предполагает наличие ограждений, оптимально использовать ступени с такими гнездами. Такой вариант монтажа ограждений выполняется более надежно и быстро, сохраняется эстетичный внешний вид крыльца. Отделка ступеней придает им не только эстетичный вид, но и дополнительную прочность, надежность, стойкость к образованию трещин.

    3. Обозначение маркировки

    Комбинация из групп букв и цифр, наносимая на ступени изготовителем, отображает тип изделия и его основные характеристики. На примере ступеней наружных крылец СНК 15-3,5-6, группы имеют следующие значения:

    1. СНК – ступени наружных крылец;

    2. 15 – длина ступеней в дм;

    3. 3,5 – ширина ступеней в дм;

    4. 6 – допускаемая расчетная нагрузка на крыльцо, изготовленное с применением ступеней этой марки.

    Ступени, имеющие гнезда для установки ограждений, маркируются так же, с дополнительным индексом «С» (его можно увидеть в конце маркировки).

    Габаритные размеры ступеней наружных крылец СНК 15-3,5-6:

    Длина = 1500;

    Ширина = 350;

    Высота = 140;

    Вес = 175;

    Объем бетона = 0,07;

    Геометрический объем = 0,0735.

    4. Материалы изготовления и характеристики изделия

    Для производства ступеней наружных крылец СНК 15-3,5-6 используют тяжелый бетон марки М 200, армирование выполняется сварными сетками, изготовленными из арматуры марки Вр-1 методом точечной контактной сварки. Ступени поставляются заказчику с ровной аккуратной рабочей поверхностью и гладкими торцевыми гранями, причем верхняя часть ступеней отделывается мозаичным слоем из шлифованной мраморной крошки или цементным раствором без добавления песка. Вид отделки рабочей поверхности предварительно согласовывается с заказчиком. После достижения бетоном отпускной прочности, ступени проходят испытательные процедуры, подтверждающие соответствие требуемым характеристикам, маркируются и документируются. Только после этого высококачественные ступени наружных крылецСНК 15-3,5-6 поставляются заказчику. Для того, чтобы свойства, полученные продукцией на производстве, сохранились до момента монтажа и во время эксплуатирования, необходимо обеспечить аккуратное обращение и соблюдение правил транспортирования и хранения изделий из железобетона.

    5. Складирование, транспортировка и хранение

    Складирование и транспортировка ступеней наружных крылец СНК 15-3,5-6 производится в рабочем положении. Для этого ступени, сортируя по маркам, устанавливают на деревянные подкладки в штабели. При этом, подкладки толщиной 30 мм устанавливают на расстоянии 100 мм от торцов, строго одну над другой в каждом следующем вертикальном ряду, высота штабеля не должна превышать 150 см. Погрузочные работы выполняются специализированной техникой с помощью строповочных тросов, захватывающих ступени в двух местах (тросы располагают в предусмотренные для этих целей вырезы у торцов). Для перевозки необходимо надежное закрепление ступеней по отношению друг друга и транспортного средства. Важно обеспечить аккуратное и бережное обращение с изделиями, исключить удары, ведущие к деформированию, появлению сколов, так как это отрицательно влияет на свойства продукции, возможность применения в местах монтажа.

    Уважаемые покупатели! Сайт носит информационный характер. Указанные на сайте информация не являются публичной офертой (ст.435 ГК РФ). Стоимость и наличие товара просьба уточнять в офисе продаж или по телефону 8 (800) 500-22-52

    Марка бетона для фундамента частного дома: какую лучше использовать

    Содержание статьи

    • 1 На что следует обращать внимание при выборе
      • 1. 1 Выбор по прочности материала
      • 1.2 Назначение каждой марки
      • 1.3 Выбор по морозостойкости
      • 1.4 Выбор по водонепроницаемости
      • 1.5 Подвижность смеси

    Для возведения надежного фундамента для частного дома необходимо обращать особое внимание на материал для изготовления. В разновидностях бетона легко потеряться, но если тщательно подготовиться, определить, какой бетон нужен для заливки фундамента, не составит проблем.

    Марка бетона дает информацию об основных его характеристиках при проектировании и покупке необходимо выяснять следующие характеристики:

    • класс или марка (устаревшее обозначение) бетона по прочности на сжатие;
    • марка по морозостойкости;
    • марка по влагоустойчивости;
    • марка по подвижности.

    Все эти характеристики указываются производителем бетонной смеси. К каждому из этих пунктов необходимо отнестись со всей серьезностью, поскольку они вместе и по отдельности влияют на долговечность и надежность конструкции. Далее по порядку.

    Выбор по прочности материала

    Для непрофессионала большую путаницу вызывает наличие двух способов классификации бетонов по прочности. Из-за нее сложно определить, какой раствор нужен для возведения фундамента частного дома. Здесь случай схож со стальной арматурой. Строители «старой закалки» используют одно обозначение, а молодым специалистам в образовательных учреждениях преподают другое. Отсюда возникает непонимание. Чтобы определить какую смесь лучше использовать для фундамента, необходимо разобраться с понятиями класс и марка.

    Испытание бетона на прочность.

    Марка бетона обозначается буквой М. Цифра после маркировки — средняя прочность на сжатие готовой конструкции в кгс/см². Испытания на прочность проводят на бетонных кубиках с ребром 15 см. Проводить опыты можно спустя 28 дней после изготовления образца при условии, что его твердение происходило при среднесуточной температуре 20ᵒС. Кубики давят под прессом и определяют среднюю прочность. Знать марку бетона необходимо, чтобы заказать его на заводе, поскольку там до сих пор часто пользуются устаревшими обозначениями.

    Класс бетона обозначают буквой В. После маркировки ставится значение гарантированной прочности в МПа. Гарантия составляет 95%. Это означает, что если взять 100 образцов, то 95 или более из них выдержат указанную в марке нагрузку. Именно класс бетона приводится как характеристика прочности на сжатие в новых (актуализированных) нормативных документах.

    Сопоставление различных обозначений приводится в ГОСТ «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия» таблица 6, приложение 1.

    Класс по прочностиБлижайшая марка по прочностиОтклонение прочностных характеристик для марки по сравнению с классом
    В 7,5М 100+1,8%
    В 10М 150+14,5%
    В 12,5М 150-8,4%
    В 15М 200+1,8%
    В 20М 250-4,5%
    В 22,5М 300+1,8%
    В 25М 350+6,9%
    В 27,5М 350-2,8%

    Если расчеты ведутся с применением маркировки из первого столбика, а заказ на заводе выполняется по второму, то отклонение со знаком плюс значит, что заказывается бетон большей прочности, чем необходимо (обеспечит большую надежность).

    В таблице приведены только те значения, которые лучше использовать для заливки фундамента. Применение более высоких классов допустимо, но экономически необоснованно. Классы ниже В 7,5 для несущих конструкций не используют. Фундамент — элемент, который работает преимущественно на сжатие. Прочность при вертикальной нагрузке в этом случае у бетона высока, поэтому нет оснований применять особо прочные бетоны, растяжение компенсирует арматура.

    Назначение каждой марки

    Классы В 7,5, В 10, В 12, 5 (М 100, М 150) относят к «тощим» бетонам. Их применяют для изготовления бетонных стяжек или подготовок. В 12,5 можно применять для легких небольших строений подсобного назначения или фундаментов крылец, более низкие классы не рассчитаны на существенные нагрузки. Основная роль, которую играют такие смеси при строительстве — выравнивание и подготовка.

    Класс В 15 (М 200) имеет большую прочность. Может применяться для подпорных стенок, бетонных подготовок под фундаменты, оснований небольших зданий и сооружений, имеющих малую массу.

    Класс В 20 (М 250) один из самых распространенных для заливки опорных конструкций индивидуального дома. Использовать можно для изготовления фундаментных плит под деревянные или каркасные дома, в качестве фундаментов для крылец и входных групп. Характеристики грунта при этом должны быть достаточно хорошими.

    Класс В 25 (М 350) занимает первое место по популярности. Подойдет для заливки любого типа фундамента для двухэтажного дома из массивных материалов (кирпич, бетон). Класс отличается высокой прочностью. Его также применяют для устройства перекрытий или ступеней крылец. Подойдет для оснований на слабых пучинистых грунтах.

    Если планируется возведение особо ответственного объекта с высоким нагрузками, ответом на вопрос, какой нужен бетон для фундамента, станет В 27,5 и выше. Для частного домостроение применение этих марок не рекомендуется из-за высокого запаса по несущей способности и сильного увеличения финансовых затрат на материалы.

    Выбор по морозостойкости

    Какая нужна марка фундамента по морозостойкости зависит от климатических условий местности и области применения. Морозостойкость — это способность выдерживать определенное количество циклов попеременного оттаивания и замораживания. Маркировка выполняется буквой F. Цифра после нее означает минимальное количество циклов. В среднем количество циклов замерзания-оттаивания равняется количеству лет. То есть бетон F50 рассчитан на 50 смен сезонов с теплого на холодный (50 лет). Определение числа морозостойкости выполняют по ГОСТ «Бетоны. Методы определения морозостойкости».

    Область применения бетонов в зависимости от количества циклов замораживания-оттаивания можно свести в таблицу.

    МорозостойкостьОбласть использования
    <F50Ограниченная область применения: для конструкций, защищенных от контакта с наружной средой
    F50-F150Оптимальный вариант для частного и массового домостроения. Лучше выбрать среднее значение F100
    F150-F300Применяется в суровых климатических условиях (например, районы Крайнего Севера)
    F300-F500Используется для возведения конструкций, эксплуатируемых во влажных условиях, для частного домостроения непопулярна
    >F500Для строительства частных домов не применяется, подходит для особо ответственных сооружений с долгим расчетным сроком эксплуатации

    Важно! Для любых конструкций, контактирующих с наружной средой по нормативным документам морозостойкость должна составлять не менее F50.

    Выбор по водонепроницаемости

    Определение этой характеристики выполняют по ГОСТ «Бетоны. Методы определения водонепроницаемости». Согласно ГОСТ «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия» имеется 10 марок бетонной смеси для фундамента дома от W2 до W20  с шагом 2 (W4,W6 и так далее).

    Буква в маркировке обозначает классификацию по водонепроницаемости. Цифра характеризует устойчивость к давлению воды. Например, марка W4 способна выдерживать водяное давление до 4 атмосфер, что составляет 0,4 МПа.

    Чтобы ответить, какой раствор необходим для фундамента дома, необходимо рассмотреть климатические особенности местности и водонасыщенность грунтов. Универсальным вариантом станет состав с обозначением W4.

    Подвижность смеси

    Зависит от технологии выполнения фундаментных работ. Существует три варианта развития событий:

    • Доступ бетономешалки к участку под фундамент ограничен. Если доступ ограничен полностью, подачу раствора выполняют ведрами (для небольших объектов), предварительно сливая его в подготовленные емкости. В этом случае лучше выбрать раствор с подвижностью не менее П3.
    • Если бетонный раствор подается в опалубку насосом, то подвижность смеси выбирают не менее П4.
    • Если доступ для миксеров свободный со всех сторон, достаточно П2.

    Помните, что нужно уложить бетон в опалубку не позднее 2-х часов с момента приготовления раствора на заводе. А лучше в течение 1,5 часов, чтобы потом не задавать вопросов на форуме – почему потрескался фундамент.

    Зная марки (класс) и другие характеристики бетона (морозостойкость, водонепроницаемость, подвижность), можно смело обращаться на завод и заказывать бетонный раствор для выполнения монолитных работ.

    Как залить крыльцо

    Содержание

    • Особенности создания крыльца из бетона
    • Подготовка территории
    • Создание опалубки
    • Процесс создания крыльца из бетона
    • Как выбрать плитку и оформить крыльцо
    • Облицовка камнем
    • Использование бетонной и тротуарной плитки
    • Керамическая и клинкерная плитка
    • Керамогранит

    Если цоколь дома находится высоко, около входа необходимо обустроить полноценное крыльцо. Если хочется сделать долговечную конструкцию, лучше всего использовать в качестве основного материала бетон. Но перед тем как залить крыльцо, стоит подробно узнать обо всех этапах работы.

    Особенности создания крыльца из бетона

    Чтобы избежать многих проблем при строительстве крыльца, его лучше создавать во время возведения дома. В таком случае конструкция будет иметь общее основание и гидроизоляцию с домом. Создание изоляционного слоя является одним из важных этапов работ, ведь после их проведения крыльцо может прослужить десятки лет и не деформироваться. Если одновременное строительство с домом невозможно, стоит устанавливать конструкцию ниже уровня двери примерно на 5 см.

    Для создания крыльца нужно брать цемент марки М400. Если марка будет ниже, материал может не выдержать постоянной нагрузки. Создание крыльца происходит в несколько этапов:

    1. Подготовка. На данном этапе происходит подготовка площадки под крыльцо, а также расчет размеров.
    2. Основной этап. На данной стадии происходит установка деревянной опалубки и заливка бетона.
    3. Завершающий этап. После затвердевания бетона происходит отделка материала.

    Посмотрев видео о процессе строительства, вы сможете узнать не только о том, что нужно делать, но еще и о некоторых важных нюансах такой деятельности.

    Подготовка территории

    Если перед домом было старое крыльцо, его необходимо полностью убрать, оставив свободное пространство. После того как поверхность земли очищена от строительного мусора, происходит создание ямы под фундамент. Ее глубина должна составлять около 30 см. Ширина ямы должна быть на 3 см больше площадки крыльца.

    Во время подготовки территории нужно полностью удалить растения на участке. А также выкорчевать остатки корней деревьев, если они расположены близко к крыльцу. После очистки территории и выкапывания ямы для основания происходит засыпание щебня, а затем песка. Во время этого процесса нужно следить за тем, чтобы все пустоты в щебне были заполнены песком.

    Создание опалубки

    После произведения расчетов происходит создание опалубки. Ее высота должна превышать высоту крыльца на 30 см, так как доски именно на это расстояние уйдут в грунт.

    Боковые части опалубки укрепляются ребрами жесткости, чтобы они не разошлись под давлением бетона. В итоге получается деревянная конструкция. Которая имеет подступенки и боковые стороны. Чтобы не тратить большое количество бетона на заливку крыльца, многие наполняют пространство внутри опалубки газобетонными блоками и другими подобными материалами. Это делается таким образом, чтобы между блоками имелось пространство, которое будет залито раствором.

    Если крыльцо уже имеет боковые ограждения из камня или кирпича. Опалубка представляет собой только подступенки. Стоит помнить, что перед закреплением опалубки устанавливается армирующий металлический каркас, который необходим для сохранения формы степеней после заливки.

    Процесс создания крыльца из бетона

    Чтобы правильно залить крыльцо бетоном, стоит подробно рассмотреть каждый этап работы:

    1. Определение вида ступенек. На данном этапе происходит определение размеров и конфигурации ступеней. Именно от этого и зависит удобство крыльца. Ступени стоит делать достаточно широкими для того, чтобы на них помещалась нога. Но если сделать их слишком широкими, подниматься на крыльцо будет неудобно. Вся конструкция может иметь прямоугольную, квадратную или трапециевидную форму. Если количество ступеней составляет больше трех, необходимо установить перила.
    2. Армирование. Внутри опалубки создается каркас из металлических прутьев, который повторяет контуры лестницы и пронизывает все пространство, заливаемое бетоном.
    3. Заливка. Так как бетона для крыльца нужно достаточно много, для замешивания лучше использовать электрическую бетономешалку. Раствор приготавливается в следующей пропорции: 1 часть цемента и по 2 части щебня и песка. Вода добавляется до того момента, пока раствор не будет иметь тестообразную консистенцию.
    4. Созревание бетона. Снятие опалубки происходит примерно после 5 дней. Но перед тем как начать использовать конструкцию, стоит вспомнить о том, что бетон набирает прочность около месяца.
    5. Завершающий этап. На данной стадии происходит облицовка крыльца из бетона. Обычно бетонную конструкцию отделывают искусственным или натуральным камнем. Если дом выполнен из дерева, для облицовки лучше использовать древесину или композитные материалы.

    Чтобы крыльцо получилось надежным, каждое действие стоит выполнять правильно, не пренебрегая правилами. Если вы не уверены в том, что сделаете все верно, стоит внимательно изучить видео, на котором показан процесс совершения работ.

    Как выбрать плитку и оформить крыльцо

    Одним из лучших материалов, устанавливаемых на бетонном крыльце, является плитка, имеющая шероховатую поверхность. Она не подвержена возникновению грибка и выдерживает изменения температуры.

    Если хочется сделать крыльцо оригинальным, можно выбрать плитку разных цветов, создав оригинальный рисунок. Также при выборе плитки можно приобрести материал для степеней одного цвета, а для подступенков выбрать другой оттенок.

    Отделка плиткой происходит следующим образом:

    1. Сначала с поверхности бетонного крыльца сметается пыль и удаляются загрязнения.
    2. После этого наносится клей на бетон и на плитку. Стоит помнить, что слой не должен быть толстым.
    3. Затем плитка прижимается к бетону.
    4. Между всеми материалами устанавливаются распорные пластиковые крестики, которые не дают плитке сместиться.
    5. На следующий день после выполнения данных работ происходит затирка швов специальным составом, который должен быть подобран под цвет отделочного материала.

    Облицовка камнем

    Камень в качестве отделки крыльца может использоваться при создании кирпичного и деревянного дома. Обычно выбирают следующие материалы:

    • мрамор;
    • кварц;
    • гранит.

    Такие материалы не только имеют привлекательный вид, но еще и выдерживают большие нагрузки и могут прослужить десятилетия. Самым популярным камнем является гранит, так как он позволяет создать экстерьер как в классическом стиле, так и в современном. Для отделки крыльца можно выбрать уже готовые плиты или приобрести необработанный материал и подождать, пока его распилят.

    Многие владельцы загородных домов выбирают бутовый камень. Такая облицовка внешне сильно отличается от гранитной, но она отлично подходит для оформления дачных домов. Такой материал выбирают те, кто желает получить качественные материалы по боле низкой цене, чем гранит.

    Использование бетонной и тротуарной плитки

    Бетонная плитка является недорогим материалом, который можно использовать для создания ступеней. Различные наполнители позволяют создавать отделочные материалы разных цветов и фактуры. Наиболее популярной является тротуарная плитка, которая имитирует камень.

    Недостатком данного материала является скользкая поверхность, поэтому после проведения отделочных работ необходимо установить накладки. Такая плитка позволяет стереть границу между дорожками в саду и крыльцом.

    Керамическая и клинкерная плитка

    Отличительная особенность керамической плитки – наличие множества цветов и фактур. Она может быть:

    • глянцевой;
    • матовой;
    • рельефной.

    Но в отличие от остальных подобных материалов такая плитка хрупкая и не предназначена для больших физических нагрузок.

    Клинкерная плитка изготавливается из сланцевой глины и может иметь различную форму. Такой облицовочный материал устойчив к морозам и не портится от воздействия агрессивных химических веществ. Поверхность плитки является шероховатой, поэтому она идеально подходит для облицовки крыльца.

    Керамогранит

    При производстве этого материала используются следующие составляющие:

    • глина;
    • минералы;
    • кварц;
    • полевой шпат.

    Несмотря на то что эти же материалы применяются и при создании керамической плитки, керамогранит намного надежнее, так как он производится по другой технологии. Плитка обладает устойчивостью к воздействию влаги и может использоваться в качестве отделочного материала для бетонной террасы или крыльца. Но стоит учитывать, что данный материал имеет высокую стоимость.

    Если все описанные действия будут выполнены правильно, крыльцо станет не только надежной и долговечной конструкцией, но еще и красивым элементом дома. Для получения дополнительной информации стоит посмотреть представленное видео.

    • Опалубка для лестницы из бетона
    • Крыльцо для частного дома
    • Монтаж чердачных лестниц с видео
    • Лестницы для дачи и частного дома с фото

    пошаговая технология, фото и видео инструкция, схемы

    Бетонное крыльцо является одним из самых прочных. Благодаря бетону оно способно выдерживать большие нагрузки и устойчиво к истиранию. Сделать его можно самостоятельно, главное – провести точные расчеты и правильно начертить проект. Чертежи помогут быстрее и без ошибок построить опалубку. Заливать крыльцо своими силами лучше еще на этапе строительства частного дома, так как для него тоже нужен фундамент. Если же пристраивается к отстроенному зданию, то потребуется обустройство основания и его соединение арматурой с фундаментом дома.

    Оглавление:

    1. Что учесть, делая чертеж?
    2. Пошаговая инструкция по монтажу
    3. Как возвести крыльцо полукруглой формы?
    4. Способы отделки

    Составление плана

    Проводя расчеты и делая чертеж, нужно учитывать следующие факторы:

    • Высота крыльца – это расстояние от грунта и до нижней линии порога входной двери.
    • Ширина подбирается в зависимости от количества человек в доме, и будут ли через нее переноситься тяжелые и крупногабаритные вещи (мебель). Для одного человека достаточно ширины 80 см, для одновременного прохождения двух понадобится минимум 100 см.
    • Для комфортного подъема и спуска рекомендуется построить непарное количество ступенек. Ширина – 25 см, высота подбирается от 12 до 20 см, в зависимости от общего их числа и высоты крыльца. Ширина ступеней выбирается таким образом, чтобы нога свободно помещалась. Тогда крыльцо будет безопасным. Также учитывается то, кто планирует по нему ходить. Если пожилые люди и дети, то высоту ступеней делают меньше, чтобы лестница была более комфортной.
    • Чтобы входная дверь не задевала поверхность пристройки, его необходимо залить на 5 см ниже порога.
    • Если крыльцо будет высоким, то следует заранее предусмотреть места для установки перил или другого ограждения.
    • Угол наклона марша – 27-45°.

    Заранее сделанный план со схемой позволит сэкономить время и правильно залить крыльцо для частного дома, так как все будет расписано пошагово.

    О том, как сделать бетонную лестницу на второй этаж, читайте в этом материале.

    Технология монтажа по шагам

    Строительство крыльца состоит из таких этапов:

    • составление чертежа со схемой;
    • подготовка места и грунта;
    • разметка;
    • сборка опалубки;
    • бетонирование.

    1. Подготовка места.

    Вне зависимости от выбранной схемы и технологии возведения, сначала следует тщательно подготовить место. Старое крыльцо полностью демонтируется и убирается мусор. Если оно было кирпичным, то кирпич можно оставить поблизости, так как он подойдет в качестве заполнителя. Если же на этом месте росли кустарники или деревья, то все полностью удаляется, причем с корнями. Если это невозможно, то рекомендуется обработать их химическими препаратами. Прорастающие растения могут повредить даже бетон.

    Перед тем как делать крыльцо из бетона, нужно рассчитать необходимый объем бетонного раствора. Потребуются вода, песок, щебень и цемент. Замешиваются компоненты в следующих пропорциях – 1:2,2:3,7 (цемент, песок, щебень). Марка цемента – М500. Тогда прочность бетона будет составлять 300 кг/см2. Также готовят арматурные прутья, проволоку для их связки, гидроизоляционный материал, доски, фанеру (листы металла), саморезы, лопату, бетономешалку, строительный уровень, шпатель и битые кирпичи.

    2. Как построить фундамент.

    Для крыльца из бетонного раствора делается прочное и устойчивое основание. Для этого выкапывается яма глубиной 30-70 см. Глубина зависит от степени промерзания грунта и пучения. Фундамент нужно построить на 20-30 см ниже уровня замерзания. Чем глубже земля промерзает в зимнее время, тем глубже яма. Ширина выкапывается на несколько см шире, чем крыльцо.

    На дне ямы необходима подложка, для этого засыпается песок и щебень. Сначала насыпается песок слоем около 10 см и утрамбовывается. После чего засыпается щебень толщиной 5 см. Благодаря такой подушке, фундамент бетонного крыльца будет защищен от грунтовых вод, и она сделает прочнее основание. Вся засыпка должна быть шире минимум на 10 см, чем фундамент будущей постройки.

    3. Инструкция по сборке опалубки.

    Опалубку делают так, чтобы она могла выдержать нагрузку от тяжести бетонного раствора. Каркас должен полностью повторять форму будущего крыльца. Для сборки опалубки используются доски, фанера, металлические листы и кирпич. Доски должны быть прочными и не пересушенными, иначе под тяжестью бетона они лопнут, ширина – 200 мм, толщина – 20 мм.

    Монтируются боковые стороны, устанавливаются подпорки и доски для каждой ступени. В местах соединения не должно быть щелей, чтобы вода из бетонного раствора не вытекала. Дополнительно укрепить боковые стороны можно с помощью прутьев арматуры, воткнув их в грунт. Внутрь опалубки укладываются арматурные прутья с шагом 20 см. Снаружи каркас примерно на 10 см подсыпается грунтом и утрамбовывается. После этого приступают к бетонированию.

    4. Технология заливки бетона.

    Для повышения прочности конструкции используются не только арматурные прутья, но и битые камни и кирпич. К тому же они помогают уменьшить расход бетона. Укладывают их под арматуру. Для замешивания лучше всего использовать бетономешалку, так как необходимо большое количество смеси, и ее качество будет выше. Как только раствор готов, его сразу же заливают, так как он быстро схватывается.

    Заливать бетон начинают с нижней ступени. Каждую ступень обрабатывают виброустановкой. Она поможет удалить воздух и равномерно распределить бетон по всей площади опалубки. После чего его трамбуют и разглаживают правилом. Ровность поверхности проверятся строительным уровнем. Как только бетон немного застыл, начинают заливать вторую ступень и так дальше поднимаются выше. Опалубку можно демонтировать примерно через неделю.

    Заливаем полукруглое крылечко

    Соорудить круглое или полукруглое крыльцо из бетона своими руками несколько сложнее, чем квадратное или прямоугольное. Основную сложность составляет обустройство опалубки для бетонирования. Сначала следует провести расчеты и сделать чертежи. Ширина площадки для полукруглого крыльца должна быть минимум на 50 см шире входной двери. Тогда 2 человека смогут пройти, не столкнувшись.

    Средней точкой, от которой проводятся все измерения, считается середина входной двери. Именно от нее на чертеже циркулем наносятся линии расположения ступеней. Высота ступенек для крыльца – по 16-18 см. Выше не рекомендуется, так как подниматься по такой лестнице будет некомфортно и небезопасно. Ширина проступей должна быть от 26 до 30 см, тогда на них будет удобно вставать. Именно это число каждый раз добавляется на чертеже, когда намечаются следующие ступеньки. Угол наклона крыльца лучше делать меньше 40°.

    Чтобы сделать полукруглое крыльцо, понадобятся опалубка, арматура и бетонный раствор. Замешивать смесь лучше в бетономешалке. Чтобы построить полукруглую опалубку, необходим гибкий и прочный материал. Подойдет фанера или листовой оцинкованный металл. Чтобы придать фанере изгиб, ее замачивают в воде и сгибают до нужного угла. После чего оставляют высыхать. Но так как этот процесс занимает много времени, чаще используется листовой металл – он гибкий и прочный.

    Полукруглое крыльцо имеет большие размеры и вес, поэтому требуется надежное основание. Выкапывается яма, на дно которой засыпается песок и щебень. После этого укладывается арматура. Фундамент крыльца должен быть соединен с основой дома. Поэтому в стенах просверливаются отверстия, и в них вставляются прутья арматуры от каркаса крыльца. После этого проводится бетонирование. Через несколько дней, когда бетон достаточно затвердел, его закрывают гидроизоляцией и переходят к возведению ступеней.

    Монтируется изогнутая опалубка к каждой ступени. Для прочности устанавливаются подпорки. Главное – чтобы вся конструкция выдержала вес бетонного раствора. В опалубку укладывается арматура и заливается бетон. Для большей плотности он обрабатывается виброустановкой, после чего все разравнивается правилом и оставляется затвердевать.

    Варианты отделки крыльца и рекомендации

    После того как бетон полностью набрал прочность, приступают к финишной отделке. Сначала поверхность шлифуется, чтобы убрать все неровности и выпуклости.

    Наиболее подходящим отделочным материалом для крыльца, созданного из бетона, считается клинкерная плитка с шероховатой и противоскользящей поверхностью. Она выдерживает и большие нагрузки, и перепады температуры. Не боится как морозов, так и жары. Когда ее поверхность влажная, можно спокойно по ней ходить, не боясь поскользнуться. Укладывается плитка на клей, который нужно разводить только по инструкции производителя.

    Также подойдет бетонная или тротуарная плитка. Она имеет невысокую цену, но со временем начинает крошиться. Отделочный материал из древесины чаще всего используется для отделки крылец деревянных домов.

    Чтобы правильно построить самому бетонное крыльцо для частного дома, необязательно владеть строительными навыками. Достаточно следовать заранее составленному плану и инструкции по монтажу.

    После заливки бетона в течение 3 или 4 недель его необходимо опрыскивать (поливать) водой, чтобы лучше набирал прочность. Если он будет слишком быстро высыхать, то часть цемента не успеет вступить в реакцию с водой, из-за чего снизятся прочностные характеристики всей конструкции. К тому же из-за чрезмерно быстрого испарения воды бетон неравномерно садится. В итоге на его поверхности появляются трещины. Каждую новую ступень рекомендуется заливать только после затвердевания предыдущей – примерно через 4-5 дней.

    Марки бетона — Классификация бетонов по маркам

      • Маркировка бетона
      • Что означает марка бетона
      • Применение в строительстве
      • Плотность бетона
      • Водонепроницаемость
      • Морозостойкость
      • Истираемость
      • Удобоукладываемость
    • Расшифровка марки бетона
    • Бетон марки M 100 (B7,5)
    • Бетон марки M 200 (B15)
    • Бетон марки M 300 (B22,5)
    • Как проверить марку бетона
    • Марка бетона для фундамента
    • Марки бетона для отмостки

    Для систематизации рецептур в зависимости от места применения, разработаны государственные стандарты, определяющие основные классификации типов бетона, благодаря которым застройщик подбирает оптимальный состав, придавая определенные свойства исходному материалу и оптимизируя затраты. Правильный выбор обеспечит изделию высочайшее качество и длительную эксплуатацию объекта.

    Согласно основным положениям ГОСТ 25192 бетоны классифицируются:

    • по назначению (конструкционные, специальные — теплоизоляционные, радиационностойкие, декоративные),
    • по стойкости к видам коррозии (без риска коррозии, коррозия под действием хлоридов, коррозия под действием замораживания и оттаивания и прочие),
    • по виду вяжущего (цементные, известковые, шлаковые, гипсовые),
    • по виду заполнителя (плотные, пористые, специальные),
    • по условиям твердения (твердеющие в естественных условиях, в условиях тепловой обработки при атмосферном давлении, при тепловой обработке и давлении выше атмосферного),
    • по структуре (плотные, поризованные, ячеистые, крупнопористые),
    • по прочности (средней прочности с классом при сжатии до В50, высокопрочные с классом более В60),
    • по скорости набора прочности (быстротвердеющие, медленнотвердеющие),
    • по средней плотности (особо легкие, легкие, тяжелые, особо тяжелые),
    • по морозостойкости (низкой морозостойкости — менее F50 , средней — более F50 до F300, высокой — более F300),
    • по водонепроницаемости (низкой водонепроницаемости — менее W4, средней — от W4 до W12, высокой — более W12),
    • по истираемости (низкой, средней, высокой).

    Расшифровка условного обозначения

    Пример условного обозначения бетонной смеси тяжелого бетона класса B25, марки по удобоукладываемости П1, марки бетона по морозостойкости F200 и водонепроницаемости W4:

    БСТ В25 П1 F200 W4 ГОСТ 7473-2010.

    Пример обозначения такой же бетонной смеси мелкозернистого бетона:

    БСМ В25 П1 F200 W4 ГОСТ 7473-2010.

    Такой же раствор легкого бетона класса В12,5, марки по удобоукладываемости П2, марок бетона по морозостойкости F200, водонепроницаемости W2, средней плотности D900:

    БСЛ В12,5 П2 F200 W2 D900 ГОСТ 7473-2010.

    Основным показателем бетона является — прочность. Она зависит от качества наполнителей, технологии производства, сорта сырья. Чем выше качество исходных компонентов, тем дороже и крепче получается готовый бетон.

    Что такое марка бетона на прочность?

    Марка прочности на сжатие – усредненная характеристика, показывающая какую нагрузку до разрушения способен выдержать образец на площади 1 см² через 28 дней после затворения. Обозначается буквой «М» с индексом. Например, бетон марки М350 выдерживает нагрузку в 350 кг/см².

    В чем различие между классом и маркой. Таблица классификации

    Марки бетона и их характеристики в таблице

    Марка бетона (М), кг/м3Класс бетона (B), МПаМорозостойкость (F), цикловВодонепроницаемость (W)
    М 100B-7,5F50W2
    М 150B-12,5F50W2
    М 200B-15F100W4
    М 250B-20F100W4
    М 300B-22,5F200W6
    М 350B-25F200W8
    М 400B-30F300W10
    М 450B-35F200-F300W8-W14
    М 550B 40F200-F300W10-W16
    М 600B 45F200-F300W12-W18

    В таблице ниже приведена сфера использования бетонов исходя из классификации по марке.

    МаркаСредняя прочность (кг/ см²)ПрименениеГде используется
    М50

    М75

    45,8

    65,5

    подготовительные работы— черновая заливка (подготовка основания перед заливкой фундамента), подушка под фундамент, подбетонка),

    — заполнение пустот конструкций,

    — защита от коррозии

    М100

    M150

    98,2

    131

    в частном и дорожном строительстве— подготовка основания под фундамент, выравнивание поверхностей, пол в помещении или подвале (а также теплый пол), фундамент под теплицу, фундаменты с малой нагрузкой в одноэтажных домах, дачах, гаражах, банях, стяжка черновых полов,

    — заливка садовых дорожек и террас, обустройство отмостки (гидроизоляции) вокруг дома, столбы забора, фундамент несущих элементов забора, изготовление крыльца

    — бордюры для дорог и тротуаров, подготовка основания под фундамент,

    —  создание декора для ландшафтного дизайна

    M200

    M250

    196,5

    261,9

    для загородного строительства— ленточные фундаменты для небольших загородных домов (например, каркасных) и хозпостроек, фундамент гаража и бани

    — изготовление балок, ригелей перемычек, лестничных маршей, бетонных площадок и перекрытий с малой нагрузкой, несущих стен, фундаментных блоков, столбов забора

    — тротуары, тротуарная плитка, дренажные системы

    M300294,7для частного строительства— фундамент под одноэтажный кирпичный или деревянный дом с мансардой, фундамент двухэтажного или трехэтажного дома из пеноблоков, свайный фундамент

    — плиты перекрытия, ЖБИ, монолитные и опорные стены, заливка пола

    M350360,2самые распространенные, универсальные марки для жилищного и промышленного многоэтажного строительства— заливка фундамента под тяжелые монолитные здания (кирпичные 2-х этажные дома)

    — возведение несущих стен, колонн, изготовление перекрытий, бетонных балок,

    — формирование чаш бассейнов

    — производство плит для аэродрома, покрытие автомагистралей

    M400

    M450

    392,9

    458,4

    бетон повышенной прочности для регионов с резкими перепадами температур— многоэтажное строительство (основания и перекрытия), монолитный фундамент многоэтажного дома, промышленного предприятия, стяжка пола в служебных помещениях (цехах),

    — несущие конструкции лестниц,  лестничные марши

    — автомобильные и железнодорожные мосты, опоры мостов и путепроводов, автомобильные, железнодорожные магистрали

    M500

    M600

    M700

    523. 7

    589,4

    720,3

    тяжелые бетоны, для особо важных строений с повышенными требованиями к прочности и долговечности постройки— монолитные гидротехнические и электротехнические сооружения: дамбы, плотины, пролеты мостов, шлюзы

    — специальные объекты:  метро, тоннели, аквапарки, бассейны

    — аэропорты, военные и промышленные объекты

    M800

    M900

    М1000

    М1300

    785,8

    916,8

    1047,7

    1309,6

    — объекты военной инфраструктуры: бомбоубежища

    — сооружения энергетической промышленности: энергоблоки, атомные реакторы

    — шахты, плотины

    В проектной строительной документации используется такое понятие, как класс бетона. Класс отображает уровень прочности бетона в ходе эксплуатации. Значения марки и класса взаимосвязаны, поэтому маркировку для конструкций используют преимущественно парную. Понятием класс оперируют, в основном, профессионалы.

    Таблица соответствия классов и марок. Узнать подробнее

    Тип бетонаСредняя плотность, кг/м3МаркаКлассЗаполнителиОсновное назначение
    особо легкий бетон
    (с очень низкой плотностью, с большим содержанием воздушных ячеек)
    До 800До М75До В5керамзит, перлитдля теплоизоляции (утепление стен и перекрытий, защита трубопроводных систем), изготовление пено- и газобетонов
    легкий, облегченный
    (ячеистый бетон с пониженной плотностью)
    800-2000М100-М200В7,5-В15пенобетон, газобетон, пескобетонконструкционно-теплоизоляционный с хорошими теплосберегающими характеристиками (малоэтажное строительство, ограждающие конструкции)
    тяжелый
    (высокая плотность)
    2000-2500М200-М400В15-В30гранитный или гравийный щебень, карьерный или речной мелкий песок без глиныконструкционный (монолитные фундаменты, несущие конструкции, блоки, панели перекрытия аэродромные и дорожные покрытия, гидротехнические объекты, сборные конструкции)
    особо тяжелый
    (очень высокая плотность)
    Более 2500М400 и болееВ30 и болеестальные, чугунные, магнетитовые элементыконструкционный (специальные сооружения типа атомных электростанций с защитой от радиоактивного излучения, хранилищ, бункеров, высоконагруженных опор для эксплуатации в водонасыщенных грунтах)

    Марка по истираемостиПрименение
    G1, низкаяДля эксплуатации в условиях сильной загруженности — дорожное полотно на магистралях, аэродромные покрытия
    G2, средняяДля изготовления покрытия из бетона в подземных переходах; на лестницах; производственных, торговых и общественных сооружениях
    G3, высокаяДля сооружений и участков дорог с низкой транспортной и пешеходной нагрузкой (дороги, тротуары, лестницы, перекрытия в жилом секторе)

    Марки по удобоукладываемости

    Норма удобоукладываемости раствора

    Расплыв конуса, смОсадка конуса, смЖесткость, секКоэффициент уплотнения
    Растекающиеся смеси
    Р1Менее 35
    Р235-41
    Р342-48
    Р449-55
    Р556-62
    Р6Более 62
    Подвижные смеси
    П11-4
    П25-9
    П310-15
    П416-20
    П5Более 20
    Жесткие смеси
    Ж15-10
    Ж211-20
    Ж321-30
    Ж431-50
    Ж5Более 50
    по коэффициенту уплотнения
    КУ1Более 1,45
    КУ21. 45-1.26
    КУ31.25-1.11
    КУ41.10-1.04
    КУ5Менее 1.04

    Материал стен одноэтажного домаСлабопучинистый грунтПучинистый грунт
    Сэндвич-панели (деревянные каркасные и щитовые дома)М 200 (В 15)М 250 (В 20)
    Брус, бревно (срубы домов из бревен)М 250 (В 20)М 300 (В 22,5)
    Газобетон, газоблоки, пенобетон, керамзитобетон, другие облегченные бетоныМ 300 (В 22,5)М 350 (В 25)
    Кирпич, натуральный камень, монолитный бетонМ 350 (В25)М 400 (В 30)