Малые архитектурные формы в городе: Малые архитектурные формы в городе: стилевые и функциональные особенности

Малые архитектурные формы в городе: стилевые и функциональные особенности

Говоря о городских малых архитектурных формах, чаще всего подразумевают декоративные сооружения, украшающие парки, скверы и улицы. Однако это понятие намного шире, и в действительности данные объекты выполняют множество функций. Малые архитектурные формы в черте города – не только его украшение, но и элементы, создающие комфортные условия проживания и отдыха, культурный облик пространства.

Виды малых архитектурных форм

По назначению малые архитектурные формы можно разделить на :

  • функциональные – лестницы, мостики, скамейки, урны;
  • мемориальные – обелиски, памятники, стелы;
  • декоративные – вазоны, скульптуры, фонтаны.

Каждый из перечисленных элементов присутствует в любом городе. С их помощью благоустраивают территорию, делают облик улиц и площадей более привлекательным. В образе малых архитектурных форм очень важно грамотное сочетание практичности и декоративности. Например, обыкновенные парковые скамейки могут стать не только местом отдыха горожан, но и изящным украшением аллей и площадок, стилевым акцентом общего фона. Правильное применение подобных объектов позволит обойтись без дополнительных украшений.

МАФ из камня и его производных

Сегодня в оформлении городского пространства используется множество материалов. Это камень, дерево, стекло, различные пластмассы и металл.

Все они по-своему интересны и актуальны. Однако если рассматривать такие характеристики, как прочность, долговечность и устойчивость к негативным воздействиям, безусловным фаворитом являются каменные сооружения.

Натуральный камень – универсальный материал, всегда эффектный и привлекательный.

Среди его преимуществ:

  • большой выбор цветов и фактур;
  • высокая прочность к ударам;
  • устойчивость к влаге и морозу;
  • отличная сочетаемость с металлом, стеклом, деревом.

Из камня и каменной крошки можно изготовить не только скульптуры и стелы, но и скамейки, урны, вазоны. Сочетание каменных и металлических деталей образует долговечную, прочную и практичную декоративную конструкцию.

Стилистика городского ландшафта

В оформлении городского пространства, как правило, присутствует смешение стилей. Здания и жилые дома, прилегающие к ним комплексы созданы в разное время и имеют свои особенности. Таким образом, новые объекты должны внедряться крайне осторожно и максимально естественно. Это может быть новая композиция ландшафтного дизайна, являющаяся отдельной художественной единицей, либо декоративный элемент, гармонично вписывающийся в окружающую обстановку.

Основой создания мемориалов служит то или иное историческое событие, актуальное для конкретного города. Кроме того, МАФ может воплотить облик литературного персонажа, героя местной легенды и т.д. Основная задача дизайнера в данном случае – точно реализовать идею, обеспечить целостность композиции. Грамотно подобранные предметы архитектуры становятся не просто украшением города, но и создают особый колорит, отражают характерные особенности культуры и быта, делают его узнаваемым и привлекательным в туристической среде.

Как работают малые архитектурные формы :: Город :: Статьи

Сделав акцент на контакт с природой, урбанисты стали искать пути использования малых архитектурных форм совместно с компонентами живой среды для обеспечения более высоких экологических и эстетических качеств городских пространств.

В новой трактовке малые формы больше не выглядят как самодостаточные элементы, а включаются в сценарий развития территории как функциональная часть, с помощью которой человеку предлагается взаимодействовать с природой. Опыт европейских стран позволяет оценить очень широкий диапазон современного дизайна малых форм, в том числе навесов и пергол, причём отметить, как постепенно большинство из них обретает зелёную трактовку. Например, в новом жилом районе Skanstes Virsotnes в Риге навесы на крыше полуподземной парковки выполнены в форме стилизованных листьев дерева и окружены модулями с живой растительностью.  В Хельсинки, в район Арабианранта сделали покрытия над велопарковкой с использованием перголы, увитой зеленью. А в центре Парижа можно встретить навесы с зеленым покрытием, под которым обустроена зона Wi-Fi. 

В попытках разнообразить городскую утилитарную среду архитекторы и дизайнеры предлагают все более необычные элементы – складывается новый тренд «город как игра». Но помимо очевидной функции – сделать городскую среду более дружелюбной для населения – такие игровые проекты зачастую становятся частью медиа пространства или бренда. К примеру, датская железнодорожная компания ProRail придумала разместить в город Утрехте трубу для спуска к остановке. Она расположена рядом с длинными ступенями на железнодорожной станции и позволяет быстро съехать вниз к поезду, если очень спешишь. Одновременно «труба» является полезным функциональным элементом и превосходной игровой конструкцией, которая пользуется популярностью у журналистов и фотографов. Свою лепту в городское планирование внесло и массовое увлечение спортом. Например, компания Adidas построила на одной из станций метро грушу для бокса, чтобы жители города могли размяться или снять стресс.

В свою очередь, нарастающий интерес к альтернативным, более экологичным вариантам передвижения в городской среде, привел к тому, что практически неотъемлемой частью городского пейзажа стали велопарковки. Тут фантазия дизайнеров не знает границ. В американском штате Вирджиния сделали велопарковки в форме карманной расчески, в испанской Валенсии свой велосипед можно разместить в цветке маргаритки, а японская компания Store MUU создает специальные парковки-столы, за которыми можно пообедать, посидеть в интернете или даже полноценно работать в с девяти утра до шести вечера.

Обновленная Триумфальная площадь в Москве отлично вписывается в этот тренд. Ее самой обсуждаемой темой стали павильоны с качелями, добавившие площади романтики, подзабытой в годы ее бурной политической истории. Сегодня на Триумфальную возвращается настроение легкого и приятного времяпрепровождения, как в бытность поэтических вечеров, устраиваемых в оттепельные времена у подножия памятника Маяковскому.  

Качели сравнительно недавно вошли в набор малых форм урбанистической среды в Москве, впрочем, уже доказали свою популярность в ряде столичных парков. Как ни странно, пожалуй, именно качели стали новым символом Триумфальной, полностью изменив ее атмосферу. «Мне кажется, качели – это такой символ умиротворения и спокойствия, который расположен как раз перед выходом из метро. Подземка у нас, наоборот, ассоциируется с движением, беспокойством, городской суетой. Поэтому это замечательная идея – сделать на Триумфальной своеобразный «оазис» спокойного времяпрепровождения, дать людям возможность «выдохнуть», ведь здесь много различных учреждений, люди в основном работают, жилых домов практически нет. Им нужна пауза, и качели максимально символизируют эту идею отдыха», – отметил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

Надо отметить, что сама идея с качелями далеко не нова. Так, в 2008 году урбанист Бруно Тейлор повесил качели на нескольких автобусных остановках Лондона. Позже инициативу подхватили городские активисты в Сан-Франциско Urban Swings, призывая добровольцев вешать качели на остановках и не только, внося спонтанную радость в жизнь горожан. А в 2011 году художники-дизайнеры в Монреале установили на автобусных остановках музыкальную инсталляцию «21 качели», своеобразный интерактивный музыкальный инструмент, где клавишами являются музыкальные качели, а музыкантами обычные прохожие. Мелодия может меняться в зависимости от темпа раскачивания, от количества движущихся качелей и от того, насколько они попадают в такт друг другу. Таким образом, участники могут взаимодействовать между собой для получения стройного музыкального звучания. Вдобавок ко всему, существует «секретная мелодия», которая играет, когда используются все качели. 

Самым ярким московским примером, демонстрирующим широкие возможности малых форм, стала, конечно, Крымская набережная. Главным архитектурным элементом здесь является волна: деревянные скамейки, пешеходные и велосипедные дорожки в форме «волн» и в таком же обрамлении крыши павильонов вернисажа. Для изготовления сидений специалисты из архитектурных бюро Wowhaus использовали дерево. Причем авторы решили сделать протяженными контуры сидений, превратив их в своеобразные «лежаки». Лавочки здесь также выступают в качестве средства обозначения границ и проходят нескончаемой волной-лентой через весь парк.

Таким образом, выбор формы и материала мест сидения зависит от того, в каком контексте они располагаются, как могут влиять на разграничение направлений движения людей и расположения сидящих прохожих, какие возможности восприятия окружающего ландшафта могут предложить для отдыхающих посетителей.

Грамотно размещенная растительность играет важнейшую роль в создании комфортного для человека пространства. Основная зеленая масса на Крымской набережной размещена за спинами сидящих, что, во-первых, дает ощущение «защитного экрана», во-вторых, позволяет разграничить открытое пространство на комфортные зоны. Также на набережной высадили высокие деревья, «спрятав» в них отдельно стоящие лавочки.  Как правило, из соображений оптимальной эргономики, высота подобных сидений составляет от 45 до 50 см, а нижняя, вертикальная часть основания сидения используется в качестве подпорной стенки, удерживающей заключенную в контуре сидения массу грунта для посадки крупномеров.

Оригинальным выполнено и освещение: декоративные фонарики установлены группами среди растений на холмах, специальная подсветка сделана на всех дорожках. Под Крымским мостом появились два амфитеатра — светящиеся изнутри лавочки из дерева и светопрозрачного искусственного камня. Эффектно подсвечивается и центральная площадь с фонтанчиками, отделенная от Москвы-реки липовой аллеей. 

МАЛЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

Автор:

Карепов Г.Е.

Липовцева С.Р.

(Карепов Г.Е., Липовцева С.Р.: Институт архитектуры и дизайна Сибирского федерального университета. Российская Федерация, г. Красноярск, ул. Свободного, 79, 660041 e-mail: g.karepov@mail. ru, [email protected] )

Материалы XXV Международной конференции ISUF «Городской облик и социальный контекст: от традиций к новейшим требованиям» (Красноярск, 5–9 июля, 2018)

Abstract:

В статье представлены результаты исследования влияния малых архитектурных форм на организацию общественных пространств Красноярска — сквер, уличная территория. Процесс благоустройства современного города включает в себя грамотную структурную организацию ландшафта и рекреационных зон. По законам градостроительства этот фактор стимулирует социальную активность, стимулирующую исторический прогресс. В рамках исследования места формирования социокультурных трансформаций в градостроительном контексте авторы исследовали способы организации рекреационных зон, специфику проектирования открытых городских пространств. Малые архитектурные формы являются одним из основных элементов ландшафтообразования. Их самодостаточность и востребованность подтверждается наличием территории реализации, применения в процессе жизнедеятельности общества. Их используют при создании камерных пространств. Это связано со способностью малых архитектурных форм создавать камерные, уютные пространства. Объемно-пространственные композиции с их участием регулярно используются на городских площадях с целью организации детских площадок, мест проведения общественно значимых мероприятий. Уже сложившаяся традиция имеет исторический контекст, позволяющий анализировать трансформацию идеологического состояния общества. Изменение характера торжеств напрямую связано с их причиной. Это сказывается на эргономичной, масштабной структурной организации рекреационных зон. Необходимо отметить влияние научно-технического прогресса, повлиявшего на способ реализации малых архитектурных форм. По результатам трансформации функций и форм общественных пространств можно судить об изменении социокультурного аспекта архитектурной среды. Он выражается в масштабности, художественном оформлении малых архитектурных форм, сезонных игровых пространств. Морфологические свойства общественных пространств, организованных с участием малых архитектурных форм, становятся активным формообразующим элементом пространства. Летом частью городского пейзажа являются также скульптуры, вертикальное озеленение. Цветочные композиции отражают тему истории мирового искусства, наполняя эстетическими и культурно-историческими особенностями городской среды. Феноменология архитектурных пространств микросооружения с их участием становится уникальной. Благоустроенная таким образом территория особенно привлекательна для жителей города. Таким образом, малые архитектурные формы активно участвуют в преобразовании значительных территорий города и отображают социокультурные тенденции развития общества. Это может выражаться в интерактивном, социально направленном, полифункциональном аспекте формирования городского пространства. Выявленные особенности планировочных единиц могут быть использованы при проектировании новых благоустроенных территорий.

Малые формы в ландшафте современных городских парков

Открытый доступ

Проблема

Веб-конференция E3S.

Том 273, 2021

XIV Международная научно-практическая конференция «Состояние и перспективы развития АПК — ИНТЕРАГРОМАШ 2021»
Номер статьи 06006
Количество страниц) 8
Секция Планирование землепользования и государственная земельная политика
ДОИ https://doi. org/10.1051/e3sconf/202127306006
Опубликовано онлайн 22 июня 2021 г.

E3S Web of Conferences 273 , 06006 (2021)

Альбина Мокина * , Анна Мокина и Эвелина Верещагина

Южный федеральный университет, 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42, Россия

* Автор, ответственный за переписку: [email protected]

Реферат

Сегодня культура современных парков и ландшафтного дизайна актуальна и стремительно развивается. Современный парк – это не просто зеленая зона для отдыха в пространственной среде города, это зона комфорта, эстетики, экологии, инженерных инноваций, ландшафтного дизайна, спорта и прогулок, мир интересов, это гармония природа, пространство, малые архитектурные формы. В статье проанализирован ряд современных российских парков с точки зрения пространственной организации, мест массового и культурного отдыха, масштабов территорий и объемов, рекреационных зон по их целевому назначению, ландшафтного и регионального аспектов.

Также автор рассматривает приемы создания эстетически гармоничной территории, застроенной с плавными переходами от рукотворных объектов к живой природе. Задача состоит в том, чтобы выявить основные тенденции в организации пространственной среды городского парка с учетом эстетики архитектурного комплекса, проследить, насколько эффективно региональные проекты благоустройства реализуются на практике. Современный парк – это комфортное общественное круглогодичное универсальное пространство.

© The Authors, опубликовано EDP Sciences, 2021

Это статья с открытым доступом, распространяемая в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution License 4.0, которая разрешает неограниченное использование, распространение и воспроизведение на любом носителе при условии, что оригинал работа цитируется правильно.

Показатели текущего использования показывают совокупное количество просмотров статей (просмотры полнотекстовых статей, включая просмотры HTML, загрузки PDF и ePub, согласно имеющимся данным) и просмотров рефератов на платформе Vision4Press.

LEAVE A REPLY

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *