Малые архитектурные формы в городе: Архитектурные формы: малые, но важные

Архитектурные формы: малые, но важные

15 мая 2018 г.

Сегодня вопросы благоустройства и ландшафтного дизайна стали как никогда актуальными в России. Разобравшись с комфортабельными интерьерами и привлекательными фасадами, профессионалы, общественность и государство задумались о ценности обустроенного городского пространства, в котором важны не только здания, но и пешеходные зоны, расположенные между ними. Тенденции их развития дошли и до России. В частности, в Москве сегодня реализуется масштабная программа реконструкции улиц, благоустройства набережных.

МАФы на пляже Мулини, Хорватия, Studio 3LHD

МАФы Onda Linear Bench. Bellitalia

Парк Зарядье, Москва 

Сегодня, выходя из зданий, люди стремятся окунуться в экологичную, эстетически привлекательную среду, органично встроенную в урбанистический ритм. В связи с этим российский средовой дизайн остро нуждается в развитых решениях европейского уровня, предполагающих использование малых архитектурных форм новейших стандартов.

Диалог формы и пространства

К 1970-м годам во многих городах мира начался пересмотр качества уличной среды. Функции транзитного пространства стало недостаточно – улицы должны были выступить безопасными местами для встреч и прогулок, обмена знаниями, культурного досуга, работы. Возможно ли было настолько кардинально изменить устоявшееся пространство? Оказалось, что да, за счёт оригинального дизайна и уникальных архитектурных форм.

Этот процесс продолжается и сейчас. Архитекторы и дизайнеры по всему миру предлагают всё более необычные способы разнообразить утилитарную городскую среду. Например, в Цюрихе сидения из бетона одновременно выполняют функцию подпорной стенки, которая позволяет удерживать необходимое количество грунта для крупных деревьев.

В Италии дизайнер Лоренцо Тозолини предложил модули из восстановленного мрамора или белого гранита, которые могут составляться в разные по длине и структуре композиции. Это делает малые архитектурные формы гибкими и адаптивными к городской среде и требованиям пользователей.

Особенностью ландшафтного и дизайнерского решения важной для Венеции Piazzadi Roma, где заканчиваются все маршруты общественного транспорта, доставляющего людей в уникальный город-остров, является формирование с помощью контуров сидений чётко обозначенных зон как транзитного движения, так и сидения пешеходов в ожидании транспорта. При этом возможность двухстороннего использования скамеек поддерживается созданием зелёных островов с растительностью, которые составляют позитивное визуальное поле.

Когда речь заходит о массивных элементах, сразу вспоминаются типичные антивандальные объекты уличного дизайна из бетона, добавляющие среде тяжеловесности. Однако, из этого материала можно сделать интересные современные формы, которые способны не просто украсить ландшафт, но и сформировать городскую среду. И такими разработками сейчас серьёзно начали заниматься российские компании.  Одним из пионеров на российском рынке является компания «Городские проекты», развивающая производство разнообразных малых архитектурных форм под брендом Moony. rocks (Лунные камни). Огромные пластические возможности изделий заложены в уникальной технологии производства с использованием современных цифровых методов разработки моделей и изготовления прототипов. Уличная мебель получается весьма эстетичной, для производства используются бетон или стеклокомпозит, оба материала обеспечивают сверхпрочность и вандалоустойчивость.

Pebbles. Moony.Rocks

Solo. Moony.Rocks 

Чемпионат архитектуры

Как результат применения новых подходов к благоустройству и дизайну общественных пространств, города Европы и Америки сформировали новую среду и новое отношение к ней жителей. Сегодня её качество стало одним из конкурентных преимуществ в развитии города. Удобное, безопасное, привлекательно организованное пространство является не только лицом города и отражением уровня социального благополучия и успешности, но и отношением к людям, в нём проживающим.

Сегодня город должен быть комфортным «домом» для жителей, привлекательной площадкой для развития деловой активности и бизнеса, а также интересным местом для отдыха и самореализации горожан и пребывания гостей. До сих пор российский рынок малых архитектурных форм, позволяющих достигнуть этих целей, не был развит, а импортные элементы стали неоправданно дорогими.

Однако европейские тенденции, примиряющие человека с городским пространством, все же дошли до России – благодаря пионерам российского производства малых архитектурных форм из современных и технологичных материалов по невысокой стоимости. Функционал элементов позволяет массово применять их не только на приватных территориях, но и в публичном благоустройстве и дворовых пространствах.

Среди российских проектов, для которых современные комплексные решения уже стали реальностью, – проект польского архитектурного бюро S&P «Бульварная лента», реализующийся в Екатеринбурге в преддверии Чемпионата мира по футболу-2018. Предполагается объединить вокруг Центрального стадиона все зелёные зоны в единую пешеходную сеть, которая будет разделена на пять частей – бульвары Молодёжи, Медицины, Спорта, Цветочный и Парковый бульвары.

Каждая зона будет благоустроена: в парках появятся фонтаны, места для культурных мероприятий и организации катка в зимнее время. Их архитектурный ритм будут задавать малые формы, отвечающие современным мировым стандартам экологичности и интеграции в пространство. Например, специально для проектов благоустройства территории вблизи Центрального стадиона Екатеринбурга компания Moony.Rocks уже разработала несколько оригинальных коллекций модульных мультисценарных объектов.

В коллекцию SOCCER, предназначенную для формирования различных комбинаций зон отдыха для городских активностей, входит всего три элемента, но количество возможных композиций обеспечивается многообразием проектных решений. С помощью малых форм коллекции можно оформлять отдельно стоящие деревья, создавать дополнительное уличное озеленение. Общее архитектурно-образное решение даёт отсылку к теме спорта. Комбинаторика отдельных элементов напоминает сетчатую структуру футбольного мяча и может создавать самодостаточные формы или дополнять уже существующие.

Ещё более универсальной является коллекция HILLS, состоящая из одного элемента. Его можно использовать как уличный пуф, уличное кашпо, ограждающий модуль и велопарковку. Волнообразная пластика элемента позволяет получить эргономичные композиции различного масштаба, поэтому он подходит для универсального оформления большинства городских пространств.

Также для благоустройства «Бульварной ленты» Moony.Rocks спроектирован универсальный ландшафтный конструктор-«оригами», предназначенный для оформления крупных публичных пространств и городских зон отдыха. Эргономичные модульные элементыколлекции LINE (скамья, пуф, вазон, урна) позволяют создать завершённые архитектурные композиции различной протяжённости и вариативности. Изделия могут выполнять и роль ограждающих элементов, используемых для выделения уровней ландшафта и разделяющих движение пешеходов и транспортных средств.

Модельный ряд коллекций Moony.Rocks постоянно расширяется и уже содержит около сотни различных элементов, которые выполняются не только в бетоне, но и в композитных материалах, обеспечивающих тактильный комфорт как в теплую, так и в холодную погоду. За счет своих антивандальных и ударопрочных качеств эти малые архитектурные формы могут легко использоваться как в открытом городском пространстве, так и в общественных интерьерах: фойе, атриумах, галереях и торговых центрах.

Таким образом, в современной мировой трактовке, которую перенимают и российские дизайнеры, малые архитектурные формы, используемые в благоустройстве, становятся не только самодостаточными элементами, но включаются в сценарий развития территории как функциональная часть, с помощью которой человеку предлагается взаимодействовать с окружающим миром.  И все это уже сейчас производится в нашей стране, в Екатеринбурге, и становится как никогда доступным. 

Как работают малые архитектурные формы :: Город :: Статьи

Сделав акцент на контакт с природой, урбанисты стали искать пути использования малых архитектурных форм совместно с компонентами живой среды для обеспечения более высоких экологических и эстетических качеств городских пространств.

В новой трактовке малые формы больше не выглядят как самодостаточные элементы, а включаются в сценарий развития территории как функциональная часть, с помощью которой человеку предлагается взаимодействовать с природой. Опыт европейских стран позволяет оценить очень широкий диапазон современного дизайна малых форм, в том числе навесов и пергол, причём отметить, как постепенно большинство из них обретает зелёную трактовку. Например, в новом жилом районе Skanstes Virsotnes в Риге навесы на крыше полуподземной парковки выполнены в форме стилизованных листьев дерева и окружены модулями с живой растительностью.   В Хельсинки, в район Арабианранта сделали покрытия над велопарковкой с использованием перголы, увитой зеленью. А в центре Парижа можно встретить навесы с зеленым покрытием, под которым обустроена зона Wi-Fi. 

В попытках разнообразить городскую утилитарную среду архитекторы и дизайнеры предлагают все более необычные элементы – складывается новый тренд «город как игра». Но помимо очевидной функции – сделать городскую среду более дружелюбной для населения – такие игровые проекты зачастую становятся частью медиа пространства или бренда. К примеру, датская железнодорожная компания ProRail придумала разместить в город Утрехте трубу для спуска к остановке. Она расположена рядом с длинными ступенями на железнодорожной станции и позволяет быстро съехать вниз к поезду, если очень спешишь. Одновременно «труба» является полезным функциональным элементом и превосходной игровой конструкцией, которая пользуется популярностью у журналистов и фотографов. Свою лепту в городское планирование внесло и массовое увлечение спортом. Например, компания Adidas построила на одной из станций метро грушу для бокса, чтобы жители города могли размяться или снять стресс.

В свою очередь, нарастающий интерес к альтернативным, более экологичным вариантам передвижения в городской среде, привел к тому, что практически неотъемлемой частью городского пейзажа стали велопарковки. Тут фантазия дизайнеров не знает границ. В американском штате Вирджиния сделали велопарковки в форме карманной расчески, в испанской Валенсии свой велосипед можно разместить в цветке маргаритки, а японская компания Store MUU создает специальные парковки-столы, за которыми можно пообедать, посидеть в интернете или даже полноценно работать в с девяти утра до шести вечера.

Обновленная Триумфальная площадь в Москве отлично вписывается в этот тренд. Ее самой обсуждаемой темой стали павильоны с качелями, добавившие площади романтики, подзабытой в годы ее бурной политической истории. Сегодня на Триумфальную возвращается настроение легкого и приятного времяпрепровождения, как в бытность поэтических вечеров, устраиваемых в оттепельные времена у подножия памятника Маяковскому.  

Качели сравнительно недавно вошли в набор малых форм урбанистической среды в Москве, впрочем, уже доказали свою популярность в ряде столичных парков. Как ни странно, пожалуй, именно качели стали новым символом Триумфальной, полностью изменив ее атмосферу. «Мне кажется, качели – это такой символ умиротворения и спокойствия, который расположен как раз перед выходом из метро. Подземка у нас, наоборот, ассоциируется с движением, беспокойством, городской суетой. Поэтому это замечательная идея – сделать на Триумфальной своеобразный «оазис» спокойного времяпрепровождения, дать людям возможность «выдохнуть», ведь здесь много различных учреждений, люди в основном работают, жилых домов практически нет. Им нужна пауза, и качели максимально символизируют эту идею отдыха», – отметил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

Надо отметить, что сама идея с качелями далеко не нова. Так, в 2008 году урбанист Бруно Тейлор повесил качели на нескольких автобусных остановках Лондона. Позже инициативу подхватили городские активисты в Сан-Франциско Urban Swings, призывая добровольцев вешать качели на остановках и не только, внося спонтанную радость в жизнь горожан. А в 2011 году художники-дизайнеры в Монреале установили на автобусных остановках музыкальную инсталляцию «21 качели», своеобразный интерактивный музыкальный инструмент, где клавишами являются музыкальные качели, а музыкантами обычные прохожие. Мелодия может меняться в зависимости от темпа раскачивания, от количества движущихся качелей и от того, насколько они попадают в такт друг другу. Таким образом, участники могут взаимодействовать между собой для получения стройного музыкального звучания. Вдобавок ко всему, существует «секретная мелодия», которая играет, когда используются все качели. 

Самым ярким московским примером, демонстрирующим широкие возможности малых форм, стала, конечно, Крымская набережная. Главным архитектурным элементом здесь является волна: деревянные скамейки, пешеходные и велосипедные дорожки в форме «волн» и в таком же обрамлении крыши павильонов вернисажа. Для изготовления сидений специалисты из архитектурных бюро Wowhaus использовали дерево. Причем авторы решили сделать протяженными контуры сидений, превратив их в своеобразные «лежаки». Лавочки здесь также выступают в качестве средства обозначения границ и проходят нескончаемой волной-лентой через весь парк.

Таким образом, выбор формы и материала мест сидения зависит от того, в каком контексте они располагаются, как могут влиять на разграничение направлений движения людей и расположения сидящих прохожих, какие возможности восприятия окружающего ландшафта могут предложить для отдыхающих посетителей.

Грамотно размещенная растительность играет важнейшую роль в создании комфортного для человека пространства. Основная зеленая масса на Крымской набережной размещена за спинами сидящих, что, во-первых, дает ощущение «защитного экрана», во-вторых, позволяет разграничить открытое пространство на комфортные зоны. Также на набережной высадили высокие деревья, «спрятав» в них отдельно стоящие лавочки.  Как правило, из соображений оптимальной эргономики, высота подобных сидений составляет от 45 до 50 см, а нижняя, вертикальная часть основания сидения используется в качестве подпорной стенки, удерживающей заключенную в контуре сидения массу грунта для посадки крупномеров.

Оригинальным выполнено и освещение: декоративные фонарики установлены группами среди растений на холмах, специальная подсветка сделана на всех дорожках. Под Крымским мостом появились два амфитеатра — светящиеся изнутри лавочки из дерева и светопрозрачного искусственного камня. Эффектно подсвечивается и центральная площадь с фонтанчиками, отделенная от Москвы-реки липовой аллеей. 

МАЛЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

Автор:

Карепов Г.Е.

Липовцева С.Р.

(Карепов Г.Е., Липовцева С.Р.: Институт архитектуры и дизайна Сибирского федерального университета. Российская Федерация, г. Красноярск, ул. Свободного, 79, 660041 e-mail: g.karepov@mail. ru, [email protected] )

Материалы XXV Международной конференции ISUF «Городской облик и социальный контекст: от традиций к новейшим требованиям» (Красноярск, 5–9 июля, 2018)

Abstract:

В статье представлены результаты исследования влияния малых архитектурных форм на организацию общественных пространств Красноярска — сквер, уличная территория. Процесс благоустройства современного города включает в себя грамотную структурную организацию ландшафта и рекреационных зон. По законам градостроительства этот фактор стимулирует социальную активность, стимулирующую исторический прогресс. В рамках исследования места формирования социокультурных трансформаций в градостроительном контексте авторы исследовали способы организации рекреационных зон, специфику проектирования открытых городских пространств. Малые архитектурные формы являются одним из основных элементов ландшафтообразования. Их самодостаточность и востребованность подтверждается наличием территории реализации, применения в процессе жизнедеятельности общества. Их используют при создании камерных пространств. Это связано со способностью малых архитектурных форм создавать камерные, уютные пространства. Объемно-пространственные композиции с их участием регулярно используются на городских площадях с целью организации детских площадок, мест проведения общественно значимых мероприятий. Уже сложившаяся традиция имеет исторический контекст, позволяющий анализировать трансформацию идеологического состояния общества. Изменение характера торжеств напрямую связано с их причиной. Это сказывается на эргономичной, масштабной структурной организации рекреационных зон. Необходимо отметить влияние научно-технического прогресса, повлиявшего на способ реализации малых архитектурных форм. По результатам трансформации функций и форм общественных пространств можно судить об изменении социокультурного аспекта архитектурной среды. Он выражается в масштабности, художественном оформлении малых архитектурных форм, сезонных игровых пространств. Морфологические свойства общественных пространств, организованных с участием малых архитектурных форм, становятся активным формообразующим элементом пространства. Летом частью городского пейзажа являются также скульптуры, вертикальное озеленение. Цветочные композиции отражают тему истории мирового искусства, наполняя эстетическими и культурно-историческими особенностями городской среды. Феноменология архитектурных пространств микросооружения с их участием становится уникальной. Благоустроенная таким образом территория особенно привлекательна для жителей города. Таким образом, малые архитектурные формы активно участвуют в преобразовании значительных территорий города и отображают социокультурные тенденции развития общества. Это может выражаться в интерактивном, социально направленном, полифункциональном аспекте формирования городского пространства. Выявленные особенности планировочных единиц могут быть использованы при проектировании новых благоустроенных территорий.

Малые формы в ландшафте современных городских парков

Открытый доступ

Проблема

Веб-конференция E3S.

Том 273, 2021

XIV Международная научно-практическая конференция «Состояние и перспективы развития АПК — ИНТЕРАГРОМАШ 2021»
Номер статьи 06006
Количество страниц) 8
Секция Планирование землепользования и государственная земельная политика
ДОИ https://doi. org/10.1051/e3sconf/202127306006
Опубликовано онлайн 22 июня 2021 г.

E3S Web of Conferences 273 , 06006 (2021)

Альбина Мокина

* , Анна Мокина и Эвелина Верещагина

Южный федеральный университет, 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42, Россия

* Автор, ответственный за переписку: [email protected]

Реферат

Сегодня культура современных парков и ландшафтного дизайна актуальна и стремительно развивается. Современный парк – это не просто зеленая зона для отдыха в пространственной среде города, это зона комфорта, эстетики, экологии, инженерных инноваций, ландшафтного дизайна, спорта и прогулок, мир интересов, это гармония природа, пространство, малые архитектурные формы. В статье проанализирован ряд современных российских парков с точки зрения пространственной организации, мест массового и культурного отдыха, масштабов территорий и объемов, рекреационных зон по их целевому назначению, ландшафтного и регионального аспектов.

Также автор рассматривает приемы создания эстетически гармоничной территории, застроенной с плавными переходами от рукотворных объектов к живой природе. Задача состоит в том, чтобы выявить основные тенденции в организации пространственной среды городского парка с учетом эстетики архитектурного комплекса, проследить, насколько эффективно региональные проекты благоустройства реализуются на практике. Современный парк – это комфортное общественное круглогодичное универсальное пространство.

© The Authors, опубликовано EDP Sciences, 2021

Это статья с открытым доступом, распространяемая в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution License 4.0, которая разрешает неограниченное использование, распространение и воспроизведение на любом носителе при условии, что оригинал работа цитируется правильно.

Показатели текущего использования показывают совокупное количество просмотров статей (просмотры полнотекстовых статей, включая просмотры HTML, загрузки PDF и ePub, согласно имеющимся данным) и просмотров рефератов на платформе Vision4Press.

LEAVE A REPLY

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *