Красные линии в градостроительстве: Что такое «красная линия»

Красные линии | это… Что такое Красные линии?

Градостроительство
СССР и России

Документация

Градостроительный кодекс  · Правила землепользования и застройки  · Генеральный план  · Проект планировки  · Проект межевания  · ГПЗУ

Основные инструменты градорегулирования

Красные линии  · ИС ОГД · Градостроительное зонирование ·
Земельный сервитут

Типы градостроительных образований

ЗАТО  · Соцгород  · Академгородок  · Рабочий посёлок  · НЭР

Планировочные единицы

Кластер  · Квартал  · Микрорайон  · Двор

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Запрос «Красная линия» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Красные линии — линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты)

[1].

Красные линии отделяют общественные (публичные) территории от земельных участков, застраиваемых частными лицами. Названы по цвету обозначения на картах проектов планировки территории[2][3][4].

Красные линии утверждаются в составе проекта планировки территории, отображаются на чертежах проектов межевания территории[5]; в генеральных планах поселений, городских округов границы зон различного функционального назначения определяются с учётом красных линий

[6]; границы территориальных зон могут устанавливаться по красным линиям[7].

Красные линии в Градостроительном кодексе Российской Федерации 1998 года

Градостроительный кодекс Российской Федерации 2004 года расширил понятие красных линий, прежде под ними понимались границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях.

Градостроительный кодекс Российской Федерации 1998 года содержал понятие линии регулирования застройки, под которыми понимались границы застройки, устанавливаемые при размещении зданий, строений, сооружений, с отступом от красных линий или от границ земельного участка[8]. Вместо прежнего понятия линий регулирования застройки в настоящем законодательстве о градостроительной деятельности в градостроительных регламентах в числе предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства устанавливаются минимальные отступы от границ земельных участков (в том числе от красных линий) в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений.

Примечания

  1. ст.1, Градостроительный кодекс РФ
  2. Азбука землепользования и застройки: Главное о Правилах землепользования и застройки в популярном изложении/ Эдуард Трутнев, Леонид Бандорин. — Москва: Фонд «Институт экономики города», 2010. — с. 48.— ISBN 978-5-8130-0150-5.
  3. Пункт 5.3.3 «РДС 30-201-98. Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации» (принят Постановлением Госстроя РФ от 06.
    04.1998 N 18-30): «Действующие красные линии показываются красным цветом».
  4. Никонов П. Н. Красная линия: «Сам термин „красная линия“ для обозначения описываемого нами феномена имеет по всей видимости чисто российское происхождение, однако возник он не сразу. В начальный период городского планирования чаще всего эксплуатировался термин „линии плана“. Далее в связи с деятельностью по перепланировке российских городов и по перепланировке уже застроенных районов Санкт-Петербурга возник термин „линии урегулирования“. В зарубежной практике, например германской или французской такие линии (границы улиц и дорог, пересечение которых образует территории подлежащие дальнейшему размежеванию между уже частными владельцами) назвались „твердые границы“. В Инструкции МВД Строительным Отделениям Губернских и Областных Правлений для руководства при начертании планов на новую обстройку городов и на изменение существующего Высочайше утвержденного городского регулирования (утвержденную и к руководству и исполнению 25.
    02.1870 г.) в п. „г“ § 9 сказано: „на плане, приготовленном согласно вышеизложенному, обозначить чертою-кармином, один только контур предполагаемых для урегулирования изменений: в кварталах, участках, улицах, площадях, казенных и общественных зданиях, направления почтовых и других дорог, городской черты, кладбищ и проч.“ Возможно практика вычерчивать улицы и кварталы красными линиями породила привычку называть эти границы „красными линиями“ сперва в профессиональном просторечии, затем это вошло и в оборот нормативных понятий. Во всяком случае, в начале XX века этот термин уже употреблялся со знакомым нам значением».
  5. Статьи 42, 43 «Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 21.04.2011).
  6. Приказ Минрегиона РФ от 13.11.2010 N 492 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов»
  7. Часть 2 статьи 34 «Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29. 12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 21.04.2011).
  8. Статья 1 «Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 07.05.1998 N 73-ФЗ.

Как оспорить красные линии и документацию по планировке территории

Правовая ситуация: Через дом и земельный участок доверителя установили красную линию. Администрация отказывала в приватизации земельного участка.

Сложность: высокая.

Полученный результат: положительный.

Доверитель: физическое лицо.

Сроки: полтора года.

Суть дела:

  • Доверителю принадлежала часть жилого дома (так учтено в ЕГРН), образованная в результате раздела индивидуального жилого дома в натуре.
  • Собственник второй части жилого дома без проблем приватизировал земельный участок под ней.
  • Доверителю же отказали в приватизации земельного участка по мотивам прохождения через участок красной линии и отнесении его к землям общего пользования.
  • Помимо земельного участка красная линия проходила и через часть жилого дома.
  • На основании этого доверителю было отказано и в реконструкции части жилого дома.
  • За красную линию было вынесено 94,5% земельного участка и половина части жилого дома.
  • Такое расположение красной линии администрация города объясняла расположением земельного участка возле автомобильной дороги, которая по генеральному плану была обозначена как автомагистраль.
  • По факту это обычная двухполосная автомобильная дорога II категории.
  • Место действия город Находка Приморского края.
  • Дело велось мной удалённо.
  • Из-за разницы во времени в 5 часов и откровенного нежелания судьи одобрять видеоконференц-связь, доверителю пришлось привлечь для участия в судебных заседаниях местного коллегу-юриста.
  • Все процессуальные документы готовились и подавались мной, коллега держал оборону на передовой.

Правовая сторона оспаривания красных линий:

Это достаточно распространенная ситуация, когда под соусом установления красных линий администрации пытаются обойти процедуру изъятия земельных участков для муниципальных нужд.

Поставить красную линию и не давать участки в собственность явно проще, чем предоставить, а потом тратить бюджет на обратный выкуп.

Однако, вопреки распространённому заблуждению, красные линии оспорить возможно. Да, это не простые споры, но при определенных обстоятельствах вполне перспективные. Главное накидать побольше судебной практики, чтобы судье было сложнее отвертеться.

Во-первых, Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 25.02.2016 № 242-О, разъяснил, что

порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик требует разработки специального проекта на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий. Данный проект подлежит утверждению органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления. По общему правилу согласование красных линий осуществляется проектной организацией одновременно с согласованием соответствующей градостроительной документации (пункт 4.

4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, принятой постановлением Госстроя России от 06.04.1998 № 18-30).

Таким образом, данное правовое регулирование не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами, а лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления данных линий, не лишено возможности оспорить в судебном порядке соответствующий административный акт либо заявить о компенсации причиненного ему ущерба в результате таких действий.

Если простыми словами, то красные линии нельзя устанавливать как хочется администрации, а при их проектировании в обязательном порядке должна приниматься во внимание сложившаяся жилая застройки. Нельзя просто взять и отнести земельный участок, на котором расположен жилой дом и который используется для его эксплуатации, к землям общего пользования.

То же самое и с объектами коммерческого назначения.

Во-вторых, я нашел свежее Определение от 22. 01.2020 г. по делу № 2а-289/2019 Девятого кассационного суда общей юрисдикции, к юрисдикции которого относится Приморский край, в котором было рассмотрено похожее дело:

В случае, если размещение улицы только планируется в месте нахождения земельных участков с кадастровыми номерами № и № в будущем, как планируется в будущем и изъятие данных земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в силу прямого указания Инструкции РДС 30-201-98 планируемые красные линии должны были отображаться в проекте планировки Краснофлотского и Кировского районов города Хабаровска чёрным цветом с указанием сопровождающих надписей, тогда как из представленных в материалы дела документов следует, что они указаны как действующие красные линии (то есть красным цветом). Здесь же необходимо отметить, что правовые последствия отнесения земельного участка к территории общего пользования отличны от правовых последствий планируемого изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

В-третьих, жилой дом доверителя был введен в эксплуатацию в 1949 г. и тогда же сформировано землепользование под ним. Поэтому оснований для его отнесения к землям общего пользования не имелось никаких.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст.26, подп. «а» п. 1 ч. 3 ст. 42, п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 ГрК РФ и Постановления Госстроя Российской Федерации от 06.04.1998 № 18-30 «РДС 30-201-98», красные линии утверждаются документацией по планировке территории.

Из этого мы понимаем, что оспаривать надо не сами красные линии, как таковые, а документацию, которой они утверждаются.

Процессуальные вопросы оспаривания документации по планировки территории:

Документация по планировке территории является нормативно-правовым актам.

Об этом хорошо написано в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2020 N 4-КГ20-40-К1:

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (часть 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Отношения, возникающие при подготовке и принятии проекта планировки и межевания территории, направлены на регулирование общественных отношений, так как градостроительная деятельность имеет целью обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения, устойчивое развитие территорий и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области, что отражено в положениях статей 42 — 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, регламентирующих вопросы подготовки и утверждения документации по планировке территории.

Проект планировки и проект межевания территории затрагивают интересы неопределенного круга лиц, поскольку распространяют свое действие не на индивидуально-определенные субъекты, а на круг лиц, объединенных общим признаком (в частности, граждан, проживающих на определенной территории), касаются соответствующего круга государственных органов, организаций, учреждений, должностных лиц, в связи с чем отвечают признакам нормативного правового акта.

Как правило, документацию по планировке территории утверждают исполнительные органы власти. Может быть в каких-то муниципальных образованиях она утверждается и представительным органом, но мне такие случаи пока не встречались.

Следовательно, оспаривать документацию по планировки территории нужно в порядке главы 21 КАС РФ путем подачи административного искового заявления в районный суд.

Если документация по планировке территории утверждается представительным органом власти, то административное исковое заявление подается в суд уровня субъекта РФ.

Срока исковой давности для оспаривания нормативного правового акта нет и с иском можно обратиться в течении всего срока его действия (п. 6 ст. 208 КАС РФ).

Основные принципы рассмотрения таких исков изложены в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48:

п. 17

при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснить порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы, форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принять нормативные правовые акты, предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.

п. 24

в случае, если суд установит, что порядок принятия оспариваемого акта соблюден, он должен проверить соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Как видно, никаких секретных схем нет.

Как рассматривалось дело:

К таким делам важно правильно подготовиться.

В первую очередь доверитель отправился добывать архивы технической инвентаризации на домовладение.

Статья 209 КАС РФ требует указания в административном иске наименования, номер, дату принятия оспариваемого нормативного правового акта, источник и дату его опубликования.

Таких сведений в нашем распоряжении не было. Я попробовал найти информацию на сайте администрации, но без точных реквизитов это оказалось делом безнадёжным.

Пришлось делать отдельный запрос в администрацию города.

Приготовления заняли полгода. Когда собрали все необходимые материалы, обратились в суд.

Я подготовил административное исковое заявление, сформировал пакет документов и подал его в электронном виде через систему ГАС «Правосудие». Иск приняли без проблем.

Надежды на видеоконференц-связь не оправдались. В аппарате суда мне недвусмысленно дали понять, что рассчитывать не на что.

Доверитель решил, что одному идти в судебное заседание страшно, поэтому пришлось привлечь местного коллегу для поддержки.

На первом судебном заседании администрация заявила следующие возражения:

  • В иске отсутствуют указания на нарушение законных прав и интересов административного истца.
  • Мы пропустили срок на обращение с иском в суд (ссылка на 22 главу КАС РФ).
  • Отсутствие нарушения законодательства при утверждении документации по планировке территории.
  • Автомагистраль утверждена генеральным планом, поэтому без оспаривания генерального плана красные линии убирать нельзя.

По каждому пункту со ссылками на судебную практику я подготовил возражения и направил их в суд.

Также мной в письменном виде было заявлено ходатайство о допросе свидетелей. Доверитель смог обеспечить явку соседей, у которых земельные участки были приватизированы. Вопросы перед свидетелями изложил в письменном ходатайства.

Видимо для судьи это было в новинку, потому что моё ходатайство с упоминанием имени было отмечено в решении суда. Обычно так не делается.

Свидетели дали объяснения, что всю жизнь живут рядом, каждый день видят забор вокруг участка доверителя и это всегда было частное домовладение, забор не двигался. Никаких земель общего пользования.

Дело рассмотрели довольно быстро, всего за 4 месяца.

Администрация безуспешно обжаловала решение в апелляционную и кассационную инстанцию. Решение оставлено без изменений.

Вместе с подготовкой к подаче иска и всеми инстанциями срок решения задачи составил полтора года.

После вступления в законную силу решения суда, доверитель обратился в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка и благополучно выкупил его за 5% кадастровой стоимости.

Я обязуюсь соблюдать конфиденциальность и не вправе разглашать персональные данные своих доверителей. Поэтому, публикую судебные акты c сокрытием любой идентифицирующей информации.

Решение суда

Красная черта и озеленение городов. Какая связь?

16 января 2020 г.

Красная черта и озеленение городов. Какая связь?

В 1970-х годах прекратилась юридическая практика выделения городских кварталов красной чертой. Но негативные последствия почти четырех десятилетий этой практики все еще ощущаются сегодня, в том числе когда речь идет о деревьях.

Новое исследование  показывает, что в районах, ранее отмеченных красной чертой, растет гораздо меньше деревьев, чем в тех, которые не были отмечены красной чертой. Таким образом, люди в районах, ранее отмеченных красной чертой, не получают пользы от многих вещей, которые деревья делают, чтобы помочь нам жить лучше, например, поглощая воду, чтобы было меньше катастрофических наводнений, и обеспечивая тень, чтобы было меньше болезней, связанных с жарой.

Красная черта была неэтичной практикой, которая делала финансовые и другие услуги недоступными для целых районов, где жили цветные люди. Его название происходит от поддерживаемой правительством практики рисования красных линий на картах, чтобы указать на предполагаемый высокий риск, связанный с тем, что банки ссужают людям деньги на покупку домов в зависимости от местоположения, а не их индивидуальной квалификации. Зеленые линии были проведены вокруг более богатых районов проживания преимущественно белых людей, родившихся в США, которые считались менее рискованными для таких инвестиций.

Социально-экономические последствия этой дискриминационной по расовому признаку жилищной практики хорошо задокументированы — например, безработица и ограниченные возможности получения высшего образования, которые все еще существуют сегодня. Но до сих пор было мало исследований, связанных с связью между красной чертой и окружающей средой.

В среднем, как показывает исследование, деревья в настоящее время покрывают примерно 23 процента районов, ранее отмеченных красной чертой (уровень D), и 43 процента районов, ранее отмеченных зеленой линией (уровень A). В исследование были включены 37 городских кварталов, отмеченных красной чертой. В двух словах, согласно исследованию, система ранжирования, использовавшаяся для оценки кредитного риска в прошлом веке, аналогична ранжированию среднего процента покрытия кронами деревьев сегодня.

Результаты исследования подтверждают необходимость работы American Forests для достижения справедливости в отношении деревьев — деревья в каждой части каждого города, чтобы все люди получали пользу от деревьев . Мы делаем это, работая с партнерами над созданием комплексных стратегий городского лесопользования, которые превращают пустующие участки в питомники, где выращивают доступные по цене деревья, создают рабочие места для посадки и ухода за деревьями в районах, которые больше всего в них нуждаются, экономят на производстве древесины из упавших городских деревьев, и более.

Почему? Потому что деревья — это больше, чем что-то красивое, на что можно смотреть или сидеть под ними. Они представляют собой инфраструктуру жизни и смерти — так же, как канализационные линии, улицы и школы. Есть много статистических данных, подтверждающих это. Вот только два из них:

  • Здоровые деревья ежегодно предотвращают примерно 1200 смертей от жары и бесчисленное количество болезней, связанных с жарой, в городах по всей стране.   Новое исследование, опубликованное на этой неделе , показывает, что температура поверхности земли на 36 градусов по Фаренгейту выше в большинстве районов, ранее отмеченных красной чертой, чем в районах, не отмеченных красной чертой. Частично это связано с ограниченным количеством деревьев в районах, ранее отмеченных красной чертой. Groundwork Род-Айленд имеет провел аналогичное исследование .
  • Здоровые деревья помогают сократить расходы на коммунальные услуги — почти 4,7 миллиарда долларов на электроэнергию и 3,1 миллиарда долларов на отопление по всей стране ежегодно — за счет затенения зданий и защиты от сильных ветров.

Такая статистика существует не случайно.

«Наши города не похожи на влажные тропические леса, которые развились сами по себе, — сказала старший управляющий Tree Equity компании American Forests Сара Лилли Андерсон. «Люди проектировали города. И, к сожалению, при этом не учитывали нужды всех. Процесс проектирования был далеко не инклюзивным». Послушайте, как Андерсон рассказывает о новых исследованиях на Национальном общественном радио на этой неделе.

Новые исследования, по ее словам, подчеркивают врожденное неравенство в нашей искусственной среде. «Просто прогуляйтесь по районам с низким доходом, где много цветных людей, и неравенство бросается вам в глаза. Часто вы увидите меньше деревьев. Люди окружены бетоном».

Компания American Forests поставила перед собой амбициозную цель в рамках инициативы Tree Equity. К 2030 году мы хотим, чтобы каждый район в 100 крупнейших городах Америки достиг проходного балла Tree Equity Score — индикатора того, что в районе достаточно деревьев в нужных местах, чтобы обслуживать всех людей, включая наиболее уязвимые группы населения.

Внедрение этой методики, которая должна начаться в конце этого года, будет основываться на кроне деревьев, климатических прогнозах и данных общественного здравоохранения в каждом районе по всей стране. Мы создали различные партнерские отношения в Детройте, Фениксе и других городах для разработки комплексных стратегий, которые приведут к более здоровому, большему и лучшему кроне деревьев. И мы  выступаем за федеральное финансирование  , чтобы помочь воплотить эти стратегии в жизнь.

Присоединяйтесь к нам в создании Tree Equity. Это наш моральный долг.

Подпишитесь на нашу рассылку новостей

Расширение красной линии пойдет на пользу всему городу Чикаго

Одри Веннинк, Столичный совет по планированию

Пешеходный мост на станции CTA Red Line 95th Street, действующая конечная остановка

  • Автор: Одри Веннинк @awennink
  • 17 ноября 2022 г.

Пришло время построить расширение красной линии (RLE) до 130 th Street. Мы говорим об этом уже более 50 лет. Чтобы это произошло, городской совет Чикаго должен утвердить Зону улучшения транспортных средств RLE или Transit TIF.

Проще говоря, MPC поддерживает этот Transit TIF, потому что он обеспечит скоростной транспорт в районе города, в котором давно ожидаются инвестиции в транспорт. Он соединит людей с рабочими местами и удобствами по всему городу и сократит время в пути до кольца на 30 минут. Это принесет пользу городу в целом, предоставив работодателям доступ к расширенному рынку труда, увеличив потенциал развития малоиспользуемых земель, увеличив налоговые поступления и помогая городу достичь транспортных целей Плана действий по борьбе с изменением климата.

MPC поддержал принятие законодательства штата, разрешающего создание зоны улучшения транзитных объектов Red Line Extension или Transit TIF. MPC не всегда поддерживает TIF: как рыночный инструмент, TIF слишком часто используются в областях, в которые разработчики уже хотят инвестировать, из-за слишком широкого определения «ухудшения». TIF слишком редко используются для финансирования проектов в областях, которые не имеют большого импульса развития из-за невозможности собрать достаточные средства. В случае расширения красной линии потенциал создания богатства в центре города и ближней южной части используется для финансирования инвестиций в исторически неосвоенные районы. Такое использование TIF сосредотачивает справедливость в процессе и согласуется с исследованиями и рекомендациями MPC по использованию финансовых стимулов для поддержки развития в экономически неблагополучных областях.

Это не только хороший способ финансировать транспорт в недостаточно обслуживаемом районе, но и в критический момент для транспортной системы Чикаго. Проблемы, с которыми сталкивается транспорт, хорошо известны членам городского совета. Этот проект и этот Transit TIF являются критически важными элементами создания службы, необходимой для того, чтобы вернуть транспорт в нужное русло. Это уникальная возможность использовать увеличенные федеральные средства, предлагаемые Законом о двухпартийной инфраструктуре, для повышения справедливости в отношении общественного транспорта в Чикаго и развития многолетних инвестиций CTA в этот проект.

Удлинение красной линии обладает огромным потенциалом в сочетании с новым постановлением города о подключенных сообществах, которое усиливает стимулы для развития на всем протяжении этого коридора. Поскольку этот проект продолжается, городу необходимо координировать эти масштабные инвестиции в инфраструктуру с жильем, розничной торговлей и пешеходными, доступными, процветающими уличными пейзажами. Городу необходимо будет использовать другие программы, такие как Invest Southwest, чтобы обеспечить динамичное справедливое, ориентированное на транзит развитие (ETOD) вокруг новых станций RLE. Мы также должны подумать о способах компенсации областей, участвующих в Transit TIF, которые также могут потребовать дополнительных инвестиций. Например, после того, как RLE будет построена, городские власти могут принять решение о создании районов TIF вокруг четырех новых станций, чтобы отразить ценность новой застройки, вызванной новыми транзитными станциями. Если это произойдет, часть этих долларов финансирования увеличения налогов (TIF) может быть перенаправлена ​​сообществам, которые внесли свой вклад в строительство линии через Transit TIF, гарантируя, что все сообщества, которым нужны инвестиции, получат их.

Это расширение железной дороги обеспечит множество важных соединений с близлежащими прибрежными районами вдоль реки Литтл-Калумет, где MPC оказывает поддержку проектным группам в реализации концепции «Наши великие реки». RLE позволит большему количеству людей посетить Beaubien Woods, лесной заповедник округа Кук с прериями, лесами и водно-болотными угодьями недалеко от озера Флэтфут. Calumet Collaborative, Openlands и Neighborspace работают над тем, чтобы привлечь внимание к богатому культурному наследию этого района с помощью таких проектов, как распространение историй сообщества, интерактивная карта водной тропы афроамериканского наследия и многое другое. Будущее 130 th St. Конечная станция Red Line Extension будет расположена в нескольких минутах езды на велосипеде от любимой фрески Major Taylor Trail в лесном заповеднике Whistler Woods. Обеспечение пешеходного доступа между этими местами назначения и новой железнодорожной станцией позволит большему количеству людей наслаждаться этими ценными природными местами.

LEAVE A REPLY

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *