Как правильно отмостка или отмосток: как правильно сделать, преимущества и последовательность работ
как правильно сделать, преимущества и последовательность работ
После постройки здания и отделки его фасадов перед владельцем становится вопрос «Как сделать отмостку?». Ее целесообразно делать вокруг всех строений, имеющих фундамент.
Отмостка — это конструктивный элемент, примыкающий к фундаменту или цоколю здания со всех сторон и выполняющий несколько функций. Его ширина может составлять 0,6−1,2 м. В сторону грунта делается уклон.
Она состоит из подстилающего слоя и верхнего покрытия. Подстилающий слой необходим для выравнивания основания и удобства дальнейшей укладки покрытия. Его средняя толщина составляет 20 см. Покрытие выполняет функцию защиты от воды и является декоративным элементом.
- Для чего нужна отмостка
- Виды отмостки
- Устройство морозостойкой отмостки
- Порядок выполнения работ
- Преимущества отмостки
Для чего нужна отмостка
Отмостка вокруг дома выполняет несколько функций.
- Декоративная.
Здание с выполненной отмосткой вокруг смотрится архитектурно завершенным. Верхний слой подбирается в соответствии с отделкой здания.
- Защитная. Защищает фундамент здания от избыточного увлажнения и предотвращает прорастание под домом растений и деревьев.
- Практичная. Используется, как дорожка вокруг дома.
- Сохранение тепла. Уменьшает вероятность промерзания грунта.
Виды отмостки
Отмостки выполняются из разных строительных материалов:
- Глиняная. Самый дешевый вид, который использовали еще в старину. Для устройства необходимо:
- выкопать траншею вокруг дома глубиной 10−15 см;
- заполнить глиной, предусмотрев уклон в сторону от дома;
- хорошо утрамбовать, периодически увлажняя для создания водоупорного слоя.
- Бетонная. Применение бетона дает возможность создания монолитной поверхности без щелей. Минимальная толщина отмостки 7−10 см.
Такое покрытие обязательно нужно отделять от стен компенсационным швом, а через каждые 2−3 м длины, а также в углах здания делать температурные швы. В качестве декора может быть использована галька.
- Из щебня. Проста в выполнении. Подходит для местности с наличием грунтовых вод. Альтернативой щебню выступают галька, гравий, керамзит. Перед укладыванием материала на землю ложится геотекстиль.
- Из бетонной брусчатки. Самый распространенный вид отмостки. Брусчатка бывает различных форм, размеров, цветов и позволяет создавать красивые орнаменты. Выдерживает низкие температуры и не боится перепадов. Укладывается брусчатка на слой песка или щебня. Этим же материалом заполняются швы.
- Из каменной брусчатки. В качестве исходного материала используется гранит (серый, красный, желтый) или черный базальт. Брусчатка бывает пиленой и колотой. Под низ и в швы трамбуется песок или мелкий щебень.
- Из тротуарных плит.
- Асфальтная. В утрамбованную траншею засыпается щебень толщиной 15 см. Сверху укладывается асфальтное покрытие толщиной 3 см. Отмостка из асфальта сложна в исполнении. Кроме того, при ее нагревании в атмосферу выделяются вредные вещества.
Устройство морозостойкой отмостки
Морозостойкой считается мягкая отмостка. Она не требует ремонта, но является дорогим вариантом. Для ее выполнения роется траншея с уклоном, трамбуется. Затем в нее укладываются:
- рулонный гидроизолирующий материал — полиэтиленовая пленка высокого давления или рубероид;
- слой песка толщиной 5 см;
- геотекстиль, обладающий высокой водопропускной способностью;
- щебень, с размерами фракций 10 см.
Заменителями могут быть галька, керамзит или гравий;
- второй слой геотекстиля;
- слой гальки или песка толщиной 10 см.
Сверху можно уложить легкую тротуарную плитку, между которой засыпать мелкий песок.
- должна быть сделана по всему периметру здания;
- ширина должна быть больше, чем выступ крыши, минимум на 20 см;
- от дома в сторону грунта делается уклон, от 2 до 10 градусов.
Порядок выполнения работ
Качественная бетонная отмостка делается в следующем порядке:
- Разметка территории.
- Снятие верхнего слоя грунта и трамбовка. Глубина зависит от вида будущей отмостки.
- Монтирование опалубки. Для создания деформационных швов (каждые 2−3 метра) используются рейки (обмазанные отработанным маслом или битумом), устанавливаемые на ребро.
- Укладка небольшого слоя глины, трамбовка.
Укладка слоя песка (достаточно 10 см).Для лучшего уплотнения песок необходимо увлажнить.
- Укладка щебня толщиной 6−7 см.
- Армирование. Для этой цели используется сетка для армирования с шагом более 100 мм.
- Выполнение компенсационного шва. Этот шов предотвращает разрушение отмостки и цоколя в случае осадки грунта. Ширина шва — 1−1,5 см. Промежуток заполняется битумом, мастикой или смесью гравия и песка. Также можно в качестве шва использовать жгут из вспененного полиэтилена, два слоя рубероида, или герметик.
- Железнение — присыпка бетона сухим цементом (слой 2−3 мм) и заглаживание с помощью штукатурной лопатки. Необходимо для увеличения водонепроницаемости.
Бетон будет подсыхать в течение недели, все это время его лучше держать накрытым тканью и периодически смачивать водой для предотвращения высыхания.
Преимущества отмостки
Отмостка, сделанная вокруг дома, имеет ряд преимуществ:
- является удобной пешеходной дорожкой;
- защищает фундамент от воздействия дождей и талых вод;
- является декоративным элементом;
- предотвращает прорастание по периметру дома деревьев.
Чтобы сделать отмостку из искусственных материалов понадобятся:
- лопата;
- рулетка;
- строительный уровень;
- емкости;
- ручная трамбовка;
- тележка;
- резиновая киянка.
Для создания бетонного покрытия также необходимо иметь:
- емкость для замеса бетона;
- кирку, мастерок;
- нарезанную арматуру;
- проволоку для связывания арматуры;
- сетку для армирования;
- доски для постройки опалубки.
Не следует пренебрегать постройкой отмостки. Работы по ее сооружению необходимо сделать до наступления холодов.
Отмостка, выполненная правильно, надежно защитит фундамент здания от преждевременного разрушения.
Как правильно делается отмостка своими руками: руководство для работ
Отмостка у фундамента – это специальное сооружение, которое защищает фундамент от попадания под него атмосферных вод и последующего его разрушения. Кроме того, в некоторых регионах России грунтовые воды могут настолько подниматься, что свободно проникают к фундаменту, и в итоге баня в таких местах постоянно подмывается, причем неравномерно, отчего и в ее фундаменте появляются трещины. Еще более жуткий вариант – ели баня была построена на беспокойном пучинистом грунте. Так что, если вы желаете, чтобы ваша баня прослужила не один десяток лет – позаботьтесь об обустройстве вокруг нее качественной отмостки. А мы расскажем, как отмостка своими руками получается выгодной и времени на нее уходит минимум!
Содержание
1 Зачем вообще нужна отмостка?
2 6 стандартных этапов строительства отмостки
2.1 Этап I. Очерчиваем границу и готовим основание
2.2 Этап II. Утепление и гидроизоляция
2.3 Этап III. Установка температурных рассечек
2.4 Этап IV. Заливка бетона
2.5 Этап V. Железнение
2.6 Этап VI. Декорирование
3 Подбираем конструкцию отмостки: 6 лучших вариантов
3.
1 Бетонная отмостка – самый популярный вариант
3.2 «Мягкая отмостка» — для пучинистых грунтов
3.3 С рубемастом – для гидроизоляции
3.4 С геотекстилем – от сорняков
3.5 Отмостка по-фински – «по-умному»
3.6 Отмостка по-русски – «по-хитрому»
Зачем вообще нужна отмостка?
У отмостки вот такие функции:
- Декоративная. Это логическое завершение архитектурного образа здания, а потому его принято делать неотъемлемой частью общего экстерьера. Особенно этот момент ценен для современных ландшафтных дизайнеров.
- Практичная. Нередко отмостка еще служит своего рода дорожкой, а потому к ней есть и такие требования, как устойчивость к истиранию и твердость.
- Функция утепления и гидроизоляции. Это – ее главные функции.
Если ничего подобного не предпринималось во время строительства фундамента, то побеспокоиться о том, как сделать отмостку, нужно не позже окончания облицовки цоколя бани. Иначе вода станет размывать прилегающий грунт и подмывать фундамент, в стенах появятся трещины.
Прежде всего решите, из какого материала будет делаться отмостка. Она может быть сделана из таких материалов, как:
- асфальт;
- булыжники;
- кирпичи;
- железобетонные плиты;
- бетон;
- плитка;
- древесина.
У любой отмостки есть два слоя: покрытие и специальный под ним слой: песок, гарцовка, глина или мелкий щебень.
Строят отмостку обычно одновременно с фундаментом. Но, если у новой приобретенной бани ее не оказалось – придется достроить. Главное правило создания отмостки: она должна быть больше на 20-25 см свеса карниза здания. В общем, это где-то 80-100 см, и чем шире отмостка, тем лучше она отводит воду от дома. Стандартный уклон отмостки – 3-7˚С. Вместе с ней обычно строится дополнительно ливневый отвод – небольшая канавка по периметру для дренажа.
6 стандартных этапов строительства отмостки
Итак, вот как правильно сделать отмостку для бани:
Этап I. Очерчиваем границу и готовим основание
Желательно первым делом полностью уничтожить корни растений под отмосткой. Сделать это можно обычной штыковой лопаткой – ею снимаем верхний слой грунта, чтобы потом корни растений или кустов не смогли разрушить отмостку. Еще грунт дополнительно обрабатывают гербицидами
Далее по этому периметру ставим ограничительные доски, чтобы не вытек потом раствор.
Теперь засыпаем в этот небольшой ров песок, хорошо трамбуем его и заливаем водой. Далее – щебень или кирпичный бой. И все это желательно по возможности уплотнить виброустановкой.
Этап II. Утепление и гидроизоляция
Если в бане есть погреб или цокольный этаж, то отмостку утеплять обязательно. В качестве материала можно взять пеностекло, пеноплекс или пенополистирол. Утеплять бетонную отмостку нужно так, чтобы под ней оказалась ощутимая прослойка воздуха – до 15 см.
В качестве материалов для гидроизоляции отмостки больше других подходят ПВХ-пленка, рубероид и битум, а как утеплитель лучше использовать пеностекло, пенополистирол и подобные им.
Этап III. Установка температурных рассечек
Для этой цели хорошо подойдет плоский шифер и ливневые лотки.
Еще один важный момент: в местах соединения отмостки со стеной дома нужно оставить компенсационный шов. Это может быть специальный герметик, рубероид или два слоя битума – кому что уже больше нравится.
Этап IV. Заливка бетона
Следующим шагом готовим и заливаем раствор из бетона – постепенно, соблюдая все правила. Марку лучше брать М-300 – отмостка получится крепкой и долговечной. Бетон для изготовления отмостки можно сделать самостоятельно по такому рецепту: три части песка, одна часть цемента, четыре части щебня и половина части воды.
Вот как делается эта процедура:
- В бетономешалке перемешиваем воду и цемент – пока не образуется клеящаяся смесь.
- Частями добавляем песок и щебень.
- Бетон готов, когда масса на вид становится однородной.
Этап V. Железнение
Через 15 минут после того, как будет залит бетон, производят железнение – посыпают отмостку сухим раствором цемента и заглаживают его шпателем. Теперь влага в отмостку проникнуть не сможет, а сама она будет гладкой и эффектной на вид. Правда, если дальше по плану – плитка, то этот этап нужно пропустить.
Этап VI. Декорирование
А теперь – наиболее приятная часть работы. Декорируем камешками, сажаем по периметру многолетние карликовые кустики, кладем, если задумали, плитку.
Один только важный момент: если для устройства отмостки используются пористые материалы, как искусственный камень, например, их сначала обязательно нужно обработать водоотталкивающим средством.
Подбираем конструкцию отмостки: 6 лучших вариантов
Самый быстрый способ построить отмостку – использовать готовые бетонные плиты. Их достаточно уложить на подготовленную специально поверхность и залить жидким битумом.
Становятся популярными и так называемые дренажные профилированные мембраны – их кладут прямо на грунт под слой щебня с песком. Наверх – любое покрытие. А вот наиболее современные способы могут еще более качественно обеспечить фундаменту защиту от воды:
Бетонная отмостка – самый популярный вариант
В России чаще всего строятся бетонную отмостку, которую располагают на глине 15 см толщиной. Если почва в этих местах пучиниста, не помешает еще слой песка в 6-8 см.
Из одного только бетона отмостку сооружать нельзя – она быстро разрушится. Здесь важно сделать так называемые деформационные швы – расположить через каждые 2,5-3 метра деревянные рейки, обмазанные битумом. Их ставят на ребро, между ними укладывается бетон и его поверхность по ним же и проверяется. Еще один вариант организовать такие швы – использовать арматурную сетку и уложить ее в областях соединения с большим нахлестом.
А чтобы поверхность такой отмостки совершенно не впитывала воду, ее при завершении засыпают несколько раз цементом, а потом заглаживают железным мастерком. Далее накрывают мокрой тканью и оставляют так на десять дней, не забывая периодически поливать водой.
Но, несмотря на свою распространенность, бетонная отмостка вокруг бани – далеко не самый лучший вариант. Потому что, во-первых, трудоемко, во-вторых – дорого: бетона уходит немеряно. Единственный ее существенный плюс – по ней потом можно будет ходить, и все.
«Мягкая отмостка» — для пучинистых грунтов
Еще бетонная отмостка подходит только для непучинистого основания. Для самых беспокойных грунтов есть свой вариант мягкой отмостки:
- Шаг 1. Вокруг фундамента кладем глину под небольшим наклоном от бани.
- Шаг 2. Поверх нее – гидроизоляция. Это может быть стеклоизол, пленка 250-300 микрон или старый баннер.
- Шаг 3. Гидроизоляцию снова присыпаем глиной слоем до 10 см и прямо по ней – мелкий гравий.
С рубемастом – для гидроизоляции
- Шаг 1. По периметру бани устанавливаем опалубку с обрезной доски и засыпаем внутрь небольшой слой песка. Сама траншея внутри должна быть идеально горизонтальной, а уклон уже обеспечивается песком.
- Шаг 2. Песок закрываем рубемастом, загибая его излишек на стену.
- Шаг 3. Полученное корыто заполняем ПГСом – до уровня опалубки.
- Шаг 4. Кладем брусчатку и по такой отмостке уже можно будет ходить.
С геотекстилем – от сорняков
А вот как делается отмостка с геотекстилем:
- Шаг 1. Размечаем будущую отмостку и выкапываем траншею под нужным уклоном.
- Шаг 2. Кладем геотекстиль – рулонный материал, который применяют при строительстве дорог. Его плюс в том, что он воду пропускает, а вот сорнякам расти не дает. Да и служит он более 20 лет, что не может не радовать. А накатывать геотекстиль правильно с небольшим нахлестом на фундамент.
- Шаг 3. Засыпаем первый слой щебня – лучше брать тот, что с фракцией 10-20. Кладем его прямо на текстиль и разравниваем граблями.
- Шаг 4. Готовим бордюр – высотой около 20 см. Устанавливаем его на песчаную подушку – а для этого на край отмостки насыпаем побольше речного песка.
- Шаг 5. Оставшуюся внутреннюю часть траншеи засыпаем щебенкой, слоем 10 см.
Отмостка по-фински – «по-умному»
Очень интересно делают свои отмостки соседи-финны – если можно сказать, что их вообще можно сравнивать с классическими. Итак:
- Шаг 1. По периметру фундамента укладывается сливная труба – гофрированная, с отверстиями.
- Шаг 2. Все это засыпается гравием, поверх кладется пенопласт внахлест, и засыпается грунтом.
- Шаг 3. Труба под уклоном соединяется со сливными колодцами.
- Шаг 4. Уже на расстоянии 40 см от фундамента засыпается щебень, поверх него – красивая галька.
Вот так, вода уходит хорошо, фундамент не промерзает и нет никаких забот типа трещин на отмостке.
Отмостка по-русски – «по-хитрому»
Есть и такой замечательный способ совершенно недорого и эффективно обустроить крепкую отмостку вокруг бани. Итак:
- Шаг 1. Укладываем не слишком толстую подушку из песка, поверх него – тонкий слой бетона.
- Шаг 2. Погружаем во все это обычные стеклянные бутылки – только не впритык, и снова заливаем все это бетоном.
- Шаг 3. Теперь армируем, и покрываем еще раз бетоном.
В чем плюс – никаких температурных швов делать не нужно, бетона уходит мало, а бутылки прекрасно заменяют утеплитель и раздобыть их не составит труда никому. Очень выгодно!
А ведь отмостка сама по себе – это еще и декоративный архитектурный элемент бани, так что лучше уже ее сделать на славу!
- Автор: Владимир
- Распечатать
Оцените статью:
(2 голоса, среднее: 5 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Путеводитель по «слепым зонам» для начинающих водителей
Обучение вождению — увлекательное, но и сложное занятие. В конце концов, вы перемещаете механизм весом в несколько тонн рядом с другими механизмами, иногда на высоких скоростях. Вождение заставляет вас держать глаза и уши открытыми, чтобы обращать внимание на множество разных вещей одновременно.
Одной из самых сложных вещей, которую должен освоить новый водитель, является слепая зона. Он есть у каждого автомобиля, и, как правило, чем больше автомобиль, тем больше слепая зона. Но что это, где это и как с этим бороться? Вот что вам нужно знать.
Какова ваша слепая зона?
Когда учителя вождения говорят о слепых зонах, они говорят о машине, а не о вас. Слепые зоны — это две области рядом с вашим автомобилем, которые вы, как водитель, не можете видеть в зеркала.
Чтобы понять слепую зону и почему она существует, полезно представить себя за рулем. Когда вы смотрите вперед, вы можете видеть все перед собой. Вы также можете легко повернуть голову вправо или влево, чтобы посмотреть в боковые окна и увидеть машины, которые находятся прямо рядом с вами. Ваше зеркало заднего вида помогает вам видеть прямо позади вас, а ваши боковые зеркала помогают вам видеть машины позади вас, приближающиеся с обеих сторон.
Но — и это большое но! — эти боковые зеркала не все ловят. От задних боковых панелей по обеим сторонам автомобиля отходит область, которую не видно ни в боковом зеркале, ни в зеркале заднего вида. Это слепые пятна.
Почему так важны ваши слепые зоны?
В общем, вам не нужно беспокоиться о слепых зонах, когда вы едете по городским улицам и дорогам с односторонним движением. Но когда вы едете по многополосной трассе, крайне важно проверить свои мертвые зоны, прежде чем перестроиться в другую полосу. Если рядом с вами в вашей слепой зоне едет другой автомобиль, вы не сможете увидеть его, только взглянув в зеркала, и он достаточно близко, чтобы столкнуться с ним, если вы перестроитесь в другую полосу, не глядя. Если вы едете на высокой скорости, это может привести к смертельной аварии.
Также важно знать, когда вы можете оказаться в чужой слепой зоне — вы не хотите задерживаться там надолго, если можете, потому что они вас не видят. В общем, вы можете оказаться в чьей-то слепой зоне, если вы находитесь в полосе рядом с ними, а передняя часть вашей машины находится на уровне их бампера или почти до середины их машины. Вы должны находиться в этой зоне только несколько секунд, когда вы проходите мимо кого-то или когда они проходят мимо вас, чтобы свести к минимуму опасность.
Совет: у больших грузовиков слепые зоны намного больше. Если ты не видишь боковые зеркала полуводителя, они тебя тоже не видят!
Как проверить свою слепую зону
Перед съездом или перестроением на шоссе вы всегда должны проверить свою слепую зону. Для этого вам нужно наклонить свое тело и повернуть голову так, чтобы вы могли смотреть через плечо. Вы хотите посмотреть в заднее пассажирское окно, чтобы проверить область рядом с вашим бампером на наличие автомобилей, едущих в вашей слепой зоне.
Для начинающих водителей проверка слепых зон может показаться пугающей, поскольку вам нужно ненадолго отвести взгляд от дороги перед вами, чтобы оглянуться через плечо. Лучше сначала потренироваться на парковке. Полезно, чтобы партнер стоял в вашей слепой зоне, чтобы вы могли попрактиковаться в поиске, пока машина неподвижна. Делая это, запоминайте, куда именно вам нужно смотреть, чтобы их увидеть.
Затем попробуйте медленно двигаться вперед по прямой, проверяя слепую зону в обоих направлениях. Как только вы освоитесь, делая это на низкой скорости, у вас будет больше уверенности, чтобы попробовать это на шоссе с вашим инструктором по вождению.
Нужна дополнительная помощь за рулем? Зайдите на IDriveSafely.com, чтобы пройти курсы обучения водителей и обучение вождению, чтобы подготовиться к успешной сдаче экзамена по вождению.
Как проверить слепые зоны во время вождения
Как водителю очень важно знать, где находятся слепые зоны на вашем собственном автомобиле, а также на транспортных средствах других водителей. Знание этого поможет защитить вас и окружающих от несчастного случая, которого легко избежать (на самом деле никто не хочет, чтобы его ударили сбоку). Знаете ли вы, где находятся ваши слепые зоны? Не могли бы вы указать их на другой машине? Подсказка: недостаточно просто использовать периферийное зрение. Каждый раз, когда вы едете за рулем, вы будете сталкиваться с множеством обстоятельств, в которых вам потребуется знать эту информацию, поэтому слушайте, и мы научим вас кое-чему о мониторинге слепых зон при вождении и перестроении.
Слепые зоны — это области по бокам вашего автомобиля, которые не видны в заднем или боковых зеркалах. Чтобы убедиться, что эти зоны свободны перед перестроением, вам придется физически повернуться и посмотреть, чтобы увидеть что за хрень там творится. Все, что вам нужно, это проверить плечо и зеркало, чтобы убедиться, что вы можете безопасно передвигаться. Беглый взгляд достаточно прост, не так ли? Вам не нужно быть продвинутым водителем, чтобы овладеть этим навыком.
безопасное вождение
Каждый раз, когда вы меняете полосу движения или сливаетесь, вы должны сначала проверить наличие слепых зон автомобиля в поле зрения водителя. Включите сигнал поворота, чтобы другие автомобили знали, что вы будете двигаться, и проверьте свои зеркала заднего вида и боковые зеркала заднего вида. Наконец, вы захотите в последний раз быстро проверить плечо. Если вы не видите никаких автомобилей в настоящее время в этих местах или автомобилей, быстро приближающихся к этим местам вокруг вас, вы можете безопасно включить этот сигнал поворота и сменить полосу движения. Обязательно держите руль неподвижно каждый раз, когда вы выполняете одну из этих проверок, чтобы случайно не свернуть с полосы движения и убедиться, что берег свободен. Вы также должны следить за тем, чтобы ваши задние окна были чистыми от любых препятствий в поле зрения, когда вы едете, чтобы не создавать для себя больше слепых зон. Держите все, что вы загрузили в заднюю часть автомобиля, подальше от окон, если это возможно. Если вы едете с пассажирами, вы всегда можете попросить их помочь водителю, если они лучше видят ваши слепые зоны.
Если у вас есть автомобиль с системой обнаружения слепых зон и/или системой звукового оповещения (иногда их также называют системами предупреждения о выходе из полосы движения), это также может быть очень полезным инструментом. Эта система предупреждения о слепых зонах должна предупредить вас каждый раз, когда ваш автомобиль движется слишком близко к другому объекту. Даже с этим гаджетом мы по-прежнему рекомендуем быстро оглядываться через плечо после проверки монитора слепых зон, просто для тщательности. Удивительно, как быстро машина может оказаться рядом с вами и оказаться вне зоны видимости водителя, поэтому проверка плеч всегда является вашим самым безопасным вариантом.
Если вы приближаетесь к кому-то на шоссе, не задерживайтесь в слепых зонах со стороны другого водителя, скрытых от его поля зрения, особенно если у него включен сигнал поворота для смены полосы движения.