Как правильно отмостка или отмосток: 5 ошибок, из-за которых получается ненадежная отмостка — ТЕХНОНИКОЛЬ
5 ошибок, из-за которых получается ненадежная отмостка — ТЕХНОНИКОЛЬ
При строительстве загородного дома будущие жильцы часто не уделяют должного внимания созданию отмостки. Ее оставляют на потом, чтобы благополучно забыть, или пытаются сэкономить и делают некачественно, потому что не понимают, зачем она вообще нужна.
Рассказываем, почему обязательно нужно делать отмостку, если хотите сохранить свой дом, и как избежать распространенных ошибок.
Главная задача отмостки – это защита фундамента от влаги. Без нее влага от грунтовых вод и сам грунт, меняющий свой объем из-за промерзания, разрушают основание дома. От этого появляются трещины и покосившиеся углы.
Отмостка – это не прихоть прораба или строительной бригады, ей нужно уделять пристальное внимание, если хотите сохранить фундамент и все здание на долгие годы.
Есть два вида отмостки – мягкая и жесткая. Для создания мягкой используют гравий, тротуарную плитку и газон, а для жесткой – бетон и асфальт.
Ошибка 1. Слишком узкая отмостка
С таким же успехом можно ее вообще не делать, ведь капли от дождя даже при отличной водосточной системе будут попадать на открытый грунт и насыщать его влагой. Эффективная отмостка обязательно должна выходить за пределы кровли примерно на 35 см.
Согласно «Нормам и правилам проектирования комплексного благоустройства на территории г. Москвы МГСН 1.02-02 ТСН 30-307-2002», ширина отмостки должна быть от 0,8 м до 1,2 м. Если дом строится в сложных геологических условиях, то еще шире – от 1,5 до 3 м. Оптимальная ширина отмостки составляет обычно 1 м.
Ошибка 2. Отсутствие уклона

По внешнему периметру отмостки также необходимо сделать сливные дренажные лотки, чтобы вода не застаивалась на месте и уходила. Это могут быть пластиковые короба, закрытые металлической решеткой, или просто распиленные вдоль трубы на надежном основании.
Ошибка 3. Изготовление бетона с нарушением технологии
В состав бетона входят цемент, щебень (фракции до 20 мм), песок и вода. В этом ошибиться сложно. Зато можно запросто совершить ошибку в порядке перемешивания – сперва необходимо смешивать сухие компоненты и только потом добавлять воду.
Также можно легко нарушить весовое соотношение компонентов. Для точного измерения достаточно использовать обыкновенное ведро. Примерные пропорции цемента, песка и щебня должны быть 1:3:5 соответственно.
Точное значение сказать сложно, потому что на практике все зависит от марки бетона и цемента, физических и химических характеристик песка и щебня.
Долго перемешивать в бетоносмесителе тоже не стоит: для сухих компонентов достаточно двух минут, после постепенного добавления воды – еще двух минут.
Чтобы исключить появление трещин, в опалубку, которая закладывается перед тем, как заливается фундамент, прокладывают тонкие деревянные бруски, которые не дают бетону расширяться и сжиматься при изменении температуры. Их также называют температурными швами. Также для обеспечения долговечности и защиты от трещин, бетонную отмостку часто армируют при помощи стальной сетки.
Ошибка 4. Отказ от утепления отмостки
Без утеплителя отмостка постепенно разрушается из-за влаги, грибка и перепадов температур. Если же ее утеплить, она не только дольше простоит без трещин, но и не даст проникнуть холоду в дом. Так вы застрахуете фундамент от воздействия перепада температур.
Для утепления отмостки отлично подходит экструзионный пенополистирол (XPS) ТЕХНОНИКОЛЬ CARBON ECO. Этот прочный материал выдерживает любые климатические условия – он не впитывает влагу и не подвержен появлению плесени, к тому же его не могут разрушить корни растений.
Пример отмостки с использованием экструзионного пенополистирола.
Ошибка 5. Отсутствие дренажного и водоотводящего слоя у мягкой отмостки
Если вы решили делать мягкую отмостку с гравием, газоном или тротуарной плиткой, то не забудьте позаботиться о надежном дренажном и фильтрующем слое, чтобы обеспечить своевременный отвод влаги от фундамента.
Обеспечить качественный дренаж и фильтрацию позволяет профилированная мембрана PLANTER Geo. Чтобы сделать дренажный слой профилированную мембрану с фильтрующим слоем укладывают на слой основания с необходимым уклоном.
Мембрана состоит из двух слоев. Нижний сделан из полиэтилена высокой плотности и имеет выступы в виде усеченных конусов – они формируют дренажный зазор для отвода воды от дома. А верхний сделан из геотекстиля Typar SF27, который фильтрует воду и не дает дренажу засориться.
Как видите, сделать качественную отмостку несложно. Придется потратить немного больше усилий, зато ваш фундамент будет надежно защищен на долгие годы.
Как правильно залить отмостку из бетона. Компания «МегаБетон-63
Что такое отмостка
Сезонные осадки, грунтовые воды и перепады температур могут понизить прочность фундамента, что может вызвать в свою очередь усадку стен и обрушение строения.
Для защиты фундамента существует специальная бетонная отмостка, проводимая по периметру дома. Отмостка представляет собой окантовочную ленту шириной в среднем 50-120 см; она прилегает к фундаменту здания или цокольному этажу с небольшим уклоном от стены. Бетонная отмостка отличается долговечностью, дешевизной и простотой в укладке.
Зачем нужна отмостка
Несмотря на то, что не все частные застройщики делают отмостку вокруг своих домов, проложить ее необходимо. Ведь по своей сути она многофункциональна и обладает рядом преимуществ:
- обеспечивает надежный сход природных осадков;
- не позволяет сорнякам разрастаться под плитами и повреждать фундамент;
- создает целостность и гармоничность конструкции;
- защищает основу здания от деформации и трещин ввиду низких температур;
- обеспечивает эффект «тротуарной дорожки» вокруг строения;
- сохраняет тепло фундамента и подвальных помещений;
- увеличивает прочность и долговечность основания;
- предотвращает возможные вспучивания почвы;
- предохраняет цокольную часть от переизбытка влаги;
Какие требования предъявляются к отмостке
Несмотря на простоту конструкции важно учесть ряд необходимых требований, предъявляемых нормативами ГОСТ и СНиП. Например, уровень заглубления отмостки не должен быть выше половины от требуемой глубины промерзания почвы (всё зависит от климатических условий).
Ширина
Ширину отмостки задают в зависимости от типа грунта и величины карнизных свесов крыши (свесы — выступающие за пределы внешней стены защитные элементы крыши). Согласно требованиям СНиП средняя ширина отмостки — 100 см. Если основание глинистое, надо увеличить толщину песчаной подушки до 30 см. При этом стоит обратить внимание на свес крыши и увеличить ширину отмостки на 20 см. Это позволит стекающей воде с крыши не размывать почву и не застаиваться. Если грунт рыхлый, минимальная ширина отмостки будет как минимум 1,5 м. При просадочной почве ширина будет на 0,2-0,3 м за границей откосов.
Устройство отмостки
Дно траншеи под отмостку очищается и застилается слоем песка и щебня. Создается своеобразная подушка толщиной в 15 см, после всё это трамбуется и укладываются защитные слои от потери влаги и тепла. Отмостка должна возвышаться над землей примерно на 5 см. Естественно, что в зависимости от типа постройки (дом, баня, коттедж, и так далее) и числа этажей требования к отмостке будут меняться. Также следует учесть, что рынок строительных технологий не стоит на месте и с годами нормативы тоже меняются, поэтому следует пользоваться свежей информацией.
Уровень уклона
Согласно нормам СНиП уклон отмостки должен быть 1%-10% в направлении от здания. Важно соблюсти оптимальную величину: уклон не должен превышать 10 см на 1 м ширины. Иначе быстрый сток воды может привести к разрушению краев. Для избежания этого на границе защитной полосы устраивают желоба-водостоки.
Как подготовиться к работе с отмосткой
В сущности отмостка состоит из двух основных слоев — подстилочного слоя и декоративного покрытия. Подстилочный слой служит для создания ровного и более плотного основания при последующей укладке отмостки. Выбор материала зависит от внешнего покрытия отмостки. В качестве подстилочного слоя строители используют глину, песок, щебень. Декоративное покрытие отмостки должно быть водонепроницаемым, поэтому материал нужно выбирать качественный. Если фундамент правильно изолировать, для декоративного устройства можно использовать щебень, брусчатку или плиты.
При самостоятельной установке отмостки из инструментов понадобятся: веревка, гвозди, киянка, рулетка, герметик, уровень, бетонная смесь, полиэтиленовая пленка, арматурная сетка, шпатель, колышки, плоскогубцы, мастерок, машина для трамбовки, опалубочные доски.
Как правильно разметить территорию для отмостки
Обустройство отмостки вокруг дома начинается с подготовки площадки для строительства. Сооружение отмостки начинают с вымойки грунта на глубину штык-лопаты (20-25 см) и ширину 1 м. Размечают периметр траншеи под отмостку с помощью колышек на расстоянии 1,5 м друг от друга. В землю вбивают колышки из дерева по углам строения, затем ставят промежуточные маяки по периметру дома и натягивают бечевку для соединения.
Как сделать песчаную подушку
Далее делается песочное основание: высыпается песок слоем в 10-15 см и тщательно утрамбовывается с помощью вибромашины. Если ее нет, можно использовать объемное бревно, оно хорошо уплотнит иллювиальный слой почвы. Песок периодически нужно поливать водой, чтобы он достаточно уплотнился. Уклон от стены делается 5% ширины, то есть 5 см на 1 м ширины. Такой уклон обеспечит наиболее надежный отвод воды.
Как проложить гидроизоляцию
Затем наносится слой герметика с примыканием к фундаментной плите, он будет служить компенсационным швом и позволит отделить отмостку от грунта. После этого формируют уклон системы с помощью траншеи, где глубина одной из сторон делается больше.
В качестве гидроизоляции предпочитают рубероид, гидростеклоизол, гидромастику, гидроцемент и так далее. В зависимости от выбранного материала, застройщик сам решает, каким способом сделать укладку: бетонным, глиняным, рулонным или окрасочным.
Как создать опалубку
После утрамбовки песка вдоль внешнего края отмостки выстраивается опалубка высотой до 20 см и толщиной 2 см, она будет удерживать бетон при заливке. Необходимо сделать специальные неформационные швы, которые будут предохранять бетон от трещин и разрывов при минусовых температурах. Поэтому каждые 2 метра ставятся деревянные рейки на ребро. По этим же рейкам и нужно выравнивать поверхность бетона.
Как осуществляется армирование
Затем укладывается утеплитель, который улучшит температурный режим около фундамента и снизит деформацию грунта под отмосткой. В качестве утеплителя используется пенополистирол толщиной 50 мм в один слой или вспененный полиуретан. Поверх утеплителя укладывается полиэтиленовая пленка, дабы избежать протекания цементного молочка при заливке бетона. Затем укладывается арматурная сетка с ячейками 100 на 100 мм и заливается бетон уровнем до 10 см.
Как выравнивать и сушить отмостку
После бетон посыпается цементом, его нужно смочить водой и разровнять мастерком. Чтобы бетон не высыхал слишком быстро в жаркую погоду, его следует накрыть полиэтиленом на 2-3 дня, периодически увлажняя. Это позволит неокрепшей отмостке избежать трещин. Бетон схватится окончательно через 25-28 дней и по нему уже можно будет ходить.
Краткие итоги и рекомендации
Отмостка выполняется по окончанию строительства дома, на пару с установкой лестницы или подъездной дорожки в гараж, однако уже после отделки фасадной части.
В качестве герметика для обработки швов лучше подойдет состав из полиуретана.
Вообще важно выбрать качественные материалы, произвести точные расчеты того же уклона, количества материала; учесть погодные условия при закладке и трамбовке и заложить 3-4 недели на сушку бетонного основания. Для качественного и прочного основания лучше обратиться к прямым поставщикам с завода, там же можно взять в аренду спецтехнику.
Проверка слепых зон – БЕЗОПАСНЫЙ ПУТЬ DRIVING ACADEMY, LLC
Всегда проверяйте слепые зоны при слиянии!
Проверка слепых зон
«Слепая зона» определяется как область, где заканчивается обзор в зеркале заднего вида, до того, как начинается обзор в зеркале бокового обзора, и периферийное зрение не видит.
Не отвлекайтесь от дороги перед вами! Чтобы проверить свою слепую зону, зеркала, обочину дороги и спидометр, практикуйте быстрые взгляды, возвращая точку фокусировки на линию прямой видимости. Ваши глаза никогда не должны отрываться от дороги более чем на одну секунду. Ваш Л.О.С. =П.О.Т.
BGE : Устранение слепых бликов
Настроив зеркала в настройках BGE (устранение слепых бликов) с зеркалами бокового обзора на 7 градусов, вы можете значительно уменьшить слепые зоны. Даже полностью устраните их при правильной настройке, но практически невозможно полностью устранить слепую зону для очень маленьких транспортных средств, мотоциклов или пешеходов, поэтому важно оглядываться через плечо. Вы можете установить выпуклое зеркало на зеркало заднего вида, но это искажает изображение и требует некоторого привыкания. По-прежнему полезно выработать привычку оглядываться через плечо, чтобы проверить наличие слепых зон для мотоцикла, велосипеда или небольшого автомобиля.
Ниже перечислены ситуации, в которых вы всегда должны проверять свою слепую зону перед выполнением.
Пять раз оглянуться через плечо для проверки слепых зон
При объезде объекта
Обязательно подать сигнал. Посмотрите в зеркало заднего вида; проверьте зеркала заднего вида и слепую зону, прежде чем свернуть, чтобы пропустить объект на дороге. Не забудьте посмотреть в зеркало заднего вида на предмет возможного столкновения сзади и нажмите на педаль тормоза перед резкой остановкой, чтобы избежать столкновения с объектом перед вами. Например, если на дороге выбежало небольшое животное и вам нужно свернуть, обязательно проверьте свою слепую зону. В этом случае вы должны определить лучший маневр, чтобы избежать столкновения с животным. Постоянное сканирование областей вокруг вашего автомобиля, чтобы быть в курсе дорожной ситуации, может помочь вам в принятии решений. Знание того, есть ли автомобиль прямо рядом с вами или позади вас, может помочь вам определить наиболее безопасный маневр в этих конфликтных ситуациях.
Поворот
При повороте направо на зеленый свет, на противоположном бордюре, пешеходы могут перейти дорогу на красный свет. Проверьте слепую зону справа на наличие пешеходов или велосипедистов, которых вы могли пропустить. Конечно, это особенно актуально в оживленных пешеходных зонах! При повороте налево быстро проверяйте слепую зону, прежде чем въезжать на полосу левого поворота, даже в начале смены полосы автомобили могут неверно истолковать ваше намерение войти в полосу и попытаться ускориться мимо вас. Проверяйте перед входом.
Перестроение
При перестроении всегда сигнализируйте, проверьте зеркало заднего вида, зеркало бокового вида, оглянитесь через плечо на слепую зону и вперед (S.M.O.G.). Если движение на полосе движения не замедляется, сохраняйте скорость или ускоряйтесь при смене полосы движения.
Согласно сводке ДТП DMV, в 2004 г. из-за неправильной смены полосы движения погибло 922 человека.
Объединение
Это тот случай, когда вам нужно проверить слепую зону более одного раза. Начните оглядываться через плечо в поисках места, где вы хотите выехать на проезжую часть, находясь в полосе ускорения, как только движение на главной дороге попадет в вашу прямую видимость (LOS), а затем ВСЕГДА проверяйте свою слепую зону непосредственно перед слиянием.
Въезд в поток с парковки
Это еще один случай, когда нужно дважды проверить слепую зону. Подайте сигнал о своем намерении выехать с места параллельной парковки, проверьте слепую зону и приготовьтесь выехать со своего места. Еще раз проверьте свою слепую зону прямо перед тем, как влиться в поток. Всегда обязательно подавайте сигнал, прежде чем выехать с места параллельной парковки, эта оплошность может привести к штрафу за нарушение трех пунктов и опасна для вас.
Какой из транспортных средств движется в чужой слепой зоне?
Всегда избегайте движения в чужой слепой зоне, если это возможно. Проверяя слепую зону на многополосной дороге, не забудьте проверить все полосы перед перестроением, убедившись, что никакое другое транспортное средство не планирует сменить полосу одновременно с вами. Если вы находитесь в ситуации, когда вы не можете избежать попадания в слепую зону другого транспортного средства, особенно больших транспортных средств, следите за передними колесами грузовика рядом с вами и приготовьте план или свободное место, куда можно сбежать. Большие грузовики имеют большие слепые зоны, особенно с правой стороны. Старайтесь избегать поездок в эти районы.
Как проверить слепые зоны во время вождения
Как водителю очень важно знать, где находятся слепые зоны на вашем собственном автомобиле, а также на транспортных средствах других водителей. Знание этого поможет защитить вас и окружающих от несчастного случая, которого легко избежать (на самом деле никто не хочет, чтобы его ударили сбоку). Знаете ли вы, где находятся ваши слепые зоны? Не могли бы вы указать их на другой машине? Подсказка: недостаточно просто использовать периферийное зрение. Каждый раз, когда вы едете за рулем, вы будете сталкиваться с множеством обстоятельств, в которых вам потребуется знать эту информацию, поэтому слушайте, и мы научим вас кое-чему о мониторинге слепых зон при вождении и перестроении.
Слепые зоны — это области по бокам вашего автомобиля, которые не видны в заднем или боковых зеркалах. Чтобы убедиться, что эти зоны свободны перед перестроением, вам придется физически повернуться и посмотреть, чтобы увидеть что за хрень там творится. Все, что вам нужно, это проверить плечо и зеркало, чтобы убедиться, что вы можете безопасно передвигаться. Беглый взгляд достаточно прост, не так ли? Вам не нужно быть продвинутым водителем, чтобы овладеть этим навыком.
безопасное вождение
Каждый раз, когда вы меняете полосу движения или сливаетесь, вы должны сначала проверить наличие слепых зон автомобиля в поле зрения водителя. Включите сигнал поворота, чтобы другие автомобили знали, что вы будете двигаться, и проверьте свои зеркала заднего вида и боковые зеркала заднего вида. Наконец, вы захотите в последний раз быстро проверить плечо. Если вы не видите никаких автомобилей в настоящее время в этих местах или автомобилей, быстро приближающихся к этим местам вокруг вас, вы можете безопасно включить этот сигнал поворота и сменить полосу движения. Обязательно держите руль неподвижно в любое время, когда вы выполняете одну из этих проверок, чтобы случайно не свернуть с полосы движения и убедиться, что берег свободен. Вы также должны следить за тем, чтобы ваши задние окна были чистыми от любых препятствий в поле зрения, когда вы едете, чтобы не создавать для себя больше слепых зон. Держите все, что вы загрузили в заднюю часть автомобиля, подальше от окон, если это возможно. Если вы едете с пассажирами, вы всегда можете попросить их помочь водителю, если они лучше видят ваши слепые зоны.
Если у вас есть автомобиль с системой обнаружения слепых зон и/или системой звукового оповещения (иногда их также называют системами предупреждения о выходе из полосы движения), это также может быть очень полезным инструментом. Эта система предупреждения о слепых зонах должна предупредить вас каждый раз, когда ваш автомобиль движется слишком близко к другому объекту. Даже с этим гаджетом мы по-прежнему рекомендуем быстро оглядываться через плечо после проверки монитора слепых зон, просто для тщательности. Удивительно, как быстро машина может оказаться рядом с вами и оказаться вне зоны видимости водителя, поэтому проверка плеч всегда является вашим самым безопасным вариантом.
Если вы приближаетесь к кому-то на шоссе, не задерживайтесь в слепых зонах со стороны другого водителя, скрытых от его поля зрения, особенно если у него включен сигнал поворота для смены полосы движения.