Как делать правильно проект: Оформление школьного проекта — образец 2022

Содержание

Как организовать проектную деятельность в начальной школе? Советы эксперта


Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая

Как делать проекты, от которых в восторге будут и ученики, и учителя?  Какова роль учителя в этом процессе? Какие типы проектов подойдут для «началки»?.  Отвечаем на эти вопросы вместе с экспертом курса Учи.ру «Проекты в начальной школе» кандидатом педагогических наук, старшим преподавателем кафедры начального образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Юнонной Архиповой.

Что такое проектная деятельность

В педагогической теории это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, которая имеет общую цель, методы, способы и направлена на достижение общего результата. 

Несмотря на такое скучное определение, сама работа над проектами куда более увлекательна. Она формирует необходимые исследовательские и практические навыки: дети учатся решать важную для себя проблему, выполняя определенные шаги, а на выходе получают конкретный продукт.

Чем отличается от творчества

Творчество — это создание нового. В этом смысле оно, конечно, связано с проектной деятельностью. Но чтобы творчество «превратилось» в проект, необходимо:

  • определить цель;
  • четко представлять себе результат, который мы хотим получить;
  • проработать этапы реализации замысла;
  • выделить определенное количество времени на эту деятельность. 

Например, спонтанное создание уникальной открытки на 8 марта — это творческая деятельность ученика. А создание 20 праздничных открыток к Дню учителя за неделю — проектная. 

Чем отличается от исследования

Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, лично или социально значимой проблемы. Это отличает его от исследования. 

Исследователь ищет ответы на вопросы: Из чего состоит объект? Какие его свойства? Откуда он взялся? Каково его место в общей картине мира? Результатом исследования становятся новые знания.  

Исследование может быть частью проектной деятельности. Например, ученик найдет информацию, как гусеница превращается в бабочку — это будет исследовательской работой. А затем на основе новых знаний выполнит проект — вырастит бабочку из гусеницы в домашних условиях. 

Какие типы проектов можно реализовать в начальной школе

Творческий

Результат проекта — творческий продукт.

Например, дети могут создать пригласительные билеты для новогоднего праздника. В этом случае проблема проекта такова: как создать понятное и привлекательное приглашение, какой придумать текст и как расположить его. Цель — разработать макет пригласительного билета, который содержит полную информацию о празднике.

Информационный

Результат проекта — база знаний.

Учителю иногда приходится решать профориентационные задачи в начальной школе — например, рассказывать о разных профессиях. Для этого можно реализовать проект «Что мы знаем о профессиях своих родителей», цель которого — составить картотеку профессий, в которых работают родители учеников класса.  

Исследовательский

Результат проекта — выводы, полученные в ходе исследования.

На «Окружающем мире» дети часто проводят микроисследования, это можно сделать и в рамках других учебных предметов. Например, обратить внимание школьников на поговорки и пословицы и поставить такую проблему: какое место занимают пословицы в жизни современного человека? Вместе с учениками сформулируем гипотезу: большинство пословиц и поговорок играют важную роль в жизни современного человека. Целью проекта станет подтверждение или опровержение гипотезы. 

Из каких этапов состоит проектная деятельность

Чтобы создать проект, нужно определить проблему, найти способы ее решения, применить их и подвести итоги. 

1. Определение проблемы

Окружающий мир состоит из сплошных тайн: почему в холодильнике холодно, как работают поезда, что такое лодка-дом. Далеко не обо всем можно узнать из учебников — о многом приходится размышлять. 

В начале проекта нужно определить проблему. Хорошо, если это будет вопрос, который занимает самих школьников и основан на противоречии между тем, что существует реально, и представлении о том, что хочется получить. Например: 

Вода — замечательное явление природы! Почему ее рисуют художники, почему о ней пишут поэты? Почему звери, птицы и растения, как и люди, погибают без нее? Проблема: как узнать больше о воде. 

 2. Поиск способов решения проблемы

Цель отвечает на вопрос «Что должно быть изменено в реальной ситуации, чтобы она совпала с идеальной». От цели проекта зависит, каким путем идти в решении проблемы, а также каким будет вид проекта и его продукт. 

В информационном проекте ученики собирают и анализируют информацию об объекте или явлении и в итоге создают книгу, газету или картотеку. 

В исследовательском проекте школьники определяют методы исследования, выдвигают гипотезу, анализируют результаты. Итогом проекта может стать письменное сообщение — например, об играх, в которые играют на переменах ученики начальной школы.  

В творческом проекте дети учатся решать нетиповые задачи, развивают художественные способности. В итоге они создают поделки, ставят спектакль, проводят конкурсы. 

3. Подведение итогов

Важный этап работы над проектом — презентация его перед другими учениками и учителем. При подготовке к выступлению нужно учитывать интересы аудитории — что ей будет интересно узнать, посмотреть. Перед подготовкой презентации ученик должен ответить на вопросы: «Зачем я рассказываю о проекте?», «Для кого я это делаю?», «Что мне для этого необходимо?». Важно, чтобы школьники готовили презентацию заранее: писали текст, создавали презентации, определяли, какое оборудование им понадобится. 

Но подведение итогов — это еще и возможность каждому ученику оценить свою работу и свои личные достижения. На этом этапе школьник делает вывод о результатах работы: решена ли проблема, достигнута ли цель. Учителю важно задавать ребятам вопросы о том, что получилось и не получилось при реализации проекта, как они работали, смог ли каждый проявить себя. Эти вопросы помогут ученикам оценить свои силы и без страха и сомнений приступить к следующему проекту. 

Как организовать проектную деятельность в начальной школе

Поддерживать самостоятельность учеников. Проекты помогают школьникам проявлять свои исследовательские качества: им приходится предлагать идеи, высказывать свое отношение к проблеме, оценивать предложения одноклассников. Учителю важно поддерживать активность учеников, даже если идеи пока сложны в реализации. Не стоит давить авторитетом — нужно задавать правильные вопросы, чтобы школьники поняли, получится ли у них реализовать проект, так как они задумали. 

Не забывать о социальной и личной значимости проекта. Важно, чтобы проект не превращался в формальность. Ученикам важно работать, хорошо представляя себе «заказчиков» — тех, на кого ориентирован проект: создавать стенгазету, которую прочитают ребята из других классов, придумывать концерт для ветеранов. Также важно, чтобы проект стал личностно значимым для каждого ученика, вызывал эмоции. Дети могут понимать, что концерт нужен ветеранам, но быть к нему равнодушными. Тогда стоит обсуждать значимость проекта, чтобы школьники «зажглись» и не потеряли интерес в процессе работы. 

Обсуждать проект всем классом. Если учитель ведет диалог только с несколькими учениками, то проектная деятельность теряет смысл. Если время или количество детей не позволяет услышать каждого, делите класс на микрогруппы. Но важно уделять внимание каждой группе, чтобы контролировать степень участия каждого ученика и у всех ли есть возможность высказаться. 

Что почитать по теме

  • Александр Горячев. Все узнаю, все смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2–4 классы).

Рассказывает учителям и родителям об основах проектной деятельности в начальной школе. Помогает выстроить все этапы и получить желаемый продукт.

  • Катерина Поливанова. Проектная деятельность школьников.

Автор рассказывает учителям, как организовать проектную деятельность в классах, опираясь на ФГОС. В книге описана структура проектной деятельности и подробно раскрыты этапы.

  • Нинель Пахомова. Проектная деятельность (серия книг).

Серия разбита на классы: от второго до четвертого. Учителям-предметникам объясняют, как выстроить работу над проектом. К каждой книге в комплекте идет рабочая тетрадь, чтобы применять все знания на практике с учениками

  • Курс »Проектная деятельность» на Учи.ру. 

Бесплатный курс, рассчитанный на четыре недели обучения. Проходит в дистанционном формате. За время обучения учителям объяснят и покажут на примерах, как разработать проекты по школьной программе по русскому языку, математике и окружающему миру. Начать можно в любое время: нужно зарегистрироваться на сайте и начать прохождение. Все материалы останутся навсегда, а еще по итогам каждого модуля можно получить сертификат от Учи.ру.


Материалы по теме:

  • Александра Теплицкая: «Если в школе проектируют, значит в ней есть жизнь»

  • Зачем нужны проекты на удаленке


     

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться


Партнерский материал

Лекция 2. Как определить проблемы, цели проекта, общие задачи и результаты?

Когда вы ее пишите, все начинается с проблемы.

Поэтому я советую вам начать составлять проектную заявку с анализа проблемы.

Анализ проблемы напрямую влияет на планирование проекта, поскольку он является неотъемлемой частью планирования всех его возможных мероприятий.

Одним словом, наш проект должен быть решением существующей проблемы, например:

Итак, давайте набросаем несколько этапов наших действий:

1. Определите основные проблемы, которые существуют в конкретной ситуации;

2. Попытайтесь установить иерархию:

— В связи с чем возникла основная проблема?

— К каким последствиям она приводит?

Таким образом, анализ проблемы поможет нам определить цель проекта, общие задачи и результаты.

Что нам нужно делать?

— Превратить негативные аспекты анализа проблемы в решения, выраженные как «положительные достижения».

Что нам нужно помнить об определении критически важных элементов нашей анкеты?

Цель проекта предлагает конкретное решение обозначенной проблемы.

Она должна быть сформулирована как изменение сложившейся ситуации: чего мы хотим достичь?

— Увеличить количество мероприятий в сфере искусства для публики.

— Разработать новую комплексную учебную программу для менеджеров в сфере культуры.

Обычно для осуществления изменений нужны процессы, а чтобы описать их, мы используем определенный тип глаголов, например, улучшать, укреплять, наращивать потенциал, дорабатывать, развивать, сокращать, минимизировать или максимизировать и т. д.

Мы не сможем решить общих задач проекта за период его реализации.

Наш проект будет оказывать общее влияние, но не сможет обеспечить его в полной мере.

Поэтому описание общих целей должно показать ситуацию, которой мы хотим достичь с помощью нашего проекта.

— Существенное присутствие аудитории на культурных мероприятиях и ее активное участие в них.

— Высокий уровень управления качеством в творческих организациях и учреждениях.

Результаты — непосредственные следствия, способствующие реализации цели проекта, которые показывают:

Что мы должны делать/что нужно сделать для достижения этих целей?

— Больший выбор для аудитории, который оправдает их надежды.

— Новые возможности для обучения менеджеров в сфере культуры.

Большая часть вашей анкеты будет посвящена подробному описанию деятельности, которую нужно построить в соответствии с логикой:

Деятельность — результаты — цель проекта — общие цели

Деятельность — это конкретные задачи, которые нужно решить в ходе проекта:

— Провести опрос, чтобы определить потребности и предпочтения аудитории.

— Разработать пилотную программу обучения для менеджеров в сфере культуры.

Вы должны включить Javascript в вашем браузере для оптимальной работы сайта и отображения разделов полностью.

5 советов для успешных проектов

Лучшие практики | Мэтью Шифф | Минуты времени чтения

Нам постоянно напоминают, что подавляющее большинство проектов завершается с превышением бюджета, с превышением желаемого срока и за пределами первоначального объема. Лучшие практики управления проектами напоминают нам, что если мы успешно инициируем, планируем, выполняем и закрываем наши проекты, наши показатели будут показывать более высокие результаты. Однако в управлении проектами есть нечто большее, чем простая методология. Имея это в виду, вот пять простых советов, как завершить этот сложный процесс и улучшить результаты вашего проекта.

1. Знайте и понимайте цель вашего проекта

Первый совет кажется простым. Однако слишком часто я приходил в организации или разговаривал с руководителями проектов и спрашивал их: «Почему вы беретесь за этот проект?» Там ответ предсказуем — «Потому что мне тоже так-то и так-то сказали». Способность понять, почему ваш проект имеет решающее значение для миссии вашей организации и как он вписывается в общий стратегический план, является ключевым компонентом ее успеха. Возможность связать успех вашего проекта со всеми организационными целями и стратегиями — это простой способ повысить самоотверженность членов команды, моральный дух и чувство важности. Кроме того, понимание цели проекта или понимание того, как он связан со стратегическим планом, показывает, что руководство заинтересовано в проекте. Кроме того, если проектная группа получает постоянную поддержку на высшем уровне, у нее больше шансов иметь адекватные ресурсы, необходимые для завершения проекта и, таким образом, успешного завершения инициативы 9.0006

2. Сохраняйте четкое представление о реальности

Очень часто организации берутся за крупные проекты, которые вызывают воодушевление и тревогу у всех заинтересованных сторон. Например, строительство нового бейсбольного стадиона или открытие международного офиса в Лондоне. В подобных ситуациях очень легко позволить всему волнению и эмоциям затуманить суждение, и поэтому трудно иметь четкие, реалистичные ожидания в отношении бюджета, графика или объема.

3. Убедитесь, что роли и обязанности четко определены

Футбольная команда успешна только тогда, когда каждый ее член успешно выполняет свои обязанности и стратегии, а также в управлении проектами. Каждая заинтересованная сторона играет определенную роль и ключевую роль в общем управлении проектом. Определение роли и ответственности каждого участника является одним из первых шагов к успеху. Ниже я представил схему основных ролей и обязанностей заинтересованных сторон проекта.

2

4. ПОЛНОСТЬЮ используйте свою структуру декомпозиции работ (СДР)

Структура декомпозиции работ представляет собой иерархическое представление проекта с подробным описанием основных результатов, которые необходимо выполнить, в хронологическом и удобном для просмотра формате. [Совет: создайте свою WBS с помощью заметок на флип-чарте или доске, чтобы легко переключаться между результатами и создать идеальный поток для вашего проекта.] Однако большинство проектных групп не получают полной отдачи от своих WBS. Он не только используется для завершения оценки графика и продолжительности проекта, но и является отличным инструментом, помогающим в оценке стоимости проекта и бюджетном процессе. Поскольку проект разбит на более мелкие части, более точно и легко составить бюджет по результатам, а затем сложить эти оценки для более точного предложения по бюджету проекта.

5. Управление проектами — это не «огнетушитель»

Из пяти советов, описанных в этой статье, организациям сложнее всего применять этот на практике. Управление проектами — это не «огнетушитель», когда проект тонет быстрее, чем «Титаник». Это не великая панацея, используемая для борьбы с ошибочным планированием, которое было выполнено. Вместо этого управление проектами представляет собой конкретную методологию, которую необходимо использовать в масштабах всей организации. Неспособность использовать лучшие практики управления проектами во всех проектах организации, независимо от их размера и денежной стоимости, приведет только к снижению эффективности. Наконец, управление проектом настолько хорошо, насколько хорошо люди, которые его выполняют, а люди, которые его выполняют, — это люди, которые слышат и узнают об этом. Продемонстрируйте ценность управления проектами высшему руководству и убедите их принять методологию — это единственный способ гарантировать улучшенные и устойчивые результаты.


Мэтью Шифф в настоящее время является директором Центра управления проектами в The Performance Institute. С вопросами и/или комментариями с ним можно связаться напрямую, отправив электронное письмо по адресу [email protected]. Performance Institute — беспристрастный аналитический центр, работающий над повышением эффективности организации. Для получения дополнительной информации посетите веб-сайт www.performanceweb.org

10 эффективных советов о том, как управлять проектом от начала до конца

Управлять проектом от начала до конца – сложная задача – или любое количество задач в этом отношении . Обычно такие проблемы возникают из-за того, что человек не имеет сертификатов управления проектами. В другом случае я также видел много сертифицированных людей, у которых не было опыта, несмотря на то, что у них были соответствующие полномочия.

Вам знакомы масштаб проекта, метод критического пути, процесс проекта, Prince2 и Scrum? Если да, то эта статья поможет вам управлять проектом с самого начала и до конца, даже если вы еще не профессионал.

Правда в том, что каждый должен знать концепции управления проектами, даже если вы не являетесь профессиональным менеджером проектов. Это помогает легче достичь целей вашего проекта, поскольку каждый работает над тем, чтобы сделать свою «задачу» огромным успехом.

Что такое процесс управления проектом?

На самом деле проекты могут быть сложными, но они следуют общему процессу управления проектами. В качестве альтернативы может существовать множество процессов. Этот материал варьируется от проекта к проекту и/или от отрасли к отрасли. Взгляните на прилагаемые советы.

1. Концепция проекта и инициация

Самый первый шаг в процессе управления проектом – это согласование концепций проекта и инициирование его идеи. Этот этап «инициации» может начинаться с листа бумаги и ручки, чтобы помочь вам нарисовать идею вашего проекта о том, что необходимо сделать. Лучше провести небольшое исследование вашего проекта, записать основные моменты и получить одобрение от заинтересованных сторон.

На этом этапе разрабатывается устав вашего проекта. Устав проекта — это документ, в котором вы определяете общий объем проекта, цели и управление командой.

Ознакомьтесь со статьей, чтобы узнать больше об уставе проекта: Как написать эффективный устав проекта?

Совет профессионала: Вы сталкиваетесь с проблемами при настройке вех для своих задач и проектов? Не беспокойтесь! Вы можете сделать это в несколько кликов с помощью nTask | Программное обеспечение для управления работой. Пришло время расставить все точки над I и скрестить Т до совершенства!

2. Определение проекта и планирование

На этом этапе процесса проекта вам необходимо определить план проекта и перечислить всю работу, которую необходимо выполнить в рамках проекта. Вам нужно будет ответить: Кто, что, где, когда и как вашего проекта.

Успех вашего проекта зависит от планирования проекта. Чем лучше план, тем лучше будет результат вашего проекта. Профессиональные руководители проектов расскажут вам об успехе вашего проекта, ознакомившись с планом вашего проекта. В этом они очень дотошны.

На этом этапе процесса управления проектом вам также необходимо определиться с бюджетом проекта, графиком проекта и управлением ресурсами. Эти элементы могут измениться в ходе выполнения вашего проекта, но рекомендуется планировать все заранее.

Совет для профессионалов: Планируйте интуитивно, давайте описания проектов, управляйте проектной документацией, планируйте ресурсы, управляйте рабочими процессами с помощью Канбана и визуализируйте прогресс с помощью диаграмм Ганта в совершенно новом nTask. Начните бесплатную пробную версию прямо сейчас .

3. Выполнение и сдача проекта

Это стартовая стадия вашего проекта. Вы начнете свой проект, собрав все необходимые ресурсы на начальном этапе и сосредоточившись на выполнении поставленных задач. На этом этапе вам придется управлять коммуникацией, проектной командой, качеством и доставляемостью проекта.

Лучше провести совещание по запуску проекта, чтобы определить темпы реализации проекта. Во время встречи вы будете сотрудничать со своей командой; для обсуждения поставленных задач, обязанностей по графику проекта и других отклонений.

4. Мониторинг и контроль выполнения проекта

Двигаясь дальше, вы должны убедиться, что все работает нормально для вас и убедиться, что план проекта соблюдается, и вы избегаете расползания масштаба. Это делается постоянно на протяжении всей временной шкалы проекта от начала до конца. Это помогает в измерении производительности проекта и сопоставлении результатов с поставленными целями.

Вам нужно будет установить соответствующие ключевые показатели эффективности проекта на этапе планирования проекта, а также отслеживать и контролировать свои действия для достижения желаемых целей.

Ознакомьтесь с общими ключевыми показателями эффективности управления проектами здесь: 60 важных бизнес-показателей, которые должен знать ваш бизнес.

5. Закрытие и оценка проекта

На этом этапе вам необходимо завершить проект после выполнения его задач. Если ваш проект завершен с полным удовлетворением, вы должны перейти к следующему проекту. Если нет, то вам нужно работать над улучшением результатов и достижением цели вашего проекта.

На этапе закрытия проекта вы оцените выполнение своего проекта с помощью индексов KPI, достигнуты цели или нет. Проект будет оцениваться на основе качества, скорости, точности и доставляемости. После успешной оценки проекта считается хорошей практикой узнать о компетенции вашей проектной команды. Кроме того, вы можете решить, как работать, чтобы получить лучшие результаты в вашем следующем проекте.

10 эффективных советов о том, как управлять проектом

Теперь я выделю наиболее эффективные советы о том, как управлять проектом от начала до конца, как профессионал:

1. Определите масштаб проекта

Это это самый первый шаг в любом проекте, который возникает на этапе инициации проекта. В рамках проекта вы узнаете, чего хотите достичь? Установите цели проекта и выделите моменты, которые не входят в объем.

Лучше всего записывать все важное на листе бумаги или в цифровом документе. Думайте с широкой точки зрения, чтобы увидеть, где вы будете реализовывать свои идеологии, связанные с проектом, в ближайшем будущем.

Этот шаг выполняется в самом начале этапа проекта. При разработке масштаба вашего проекта вы должны начать с большого и сузить фокус вашего проекта. Представьте масштаб своего проекта генеральному директору и другим заинтересованным сторонам и посмотрите, что получится.

2. Знайте свой график

Определение графика вашего проекта очень важно. Когда ваш проект будет завершен? Сколько времени вы будете выделять на каждый проект? На этом этапе вам потребуется ответить на эти вопросы. В то время, когда вы создаете свой план проекта, вы можете оценить время для каждой задачи вместе с вашим проектом, но крайний срок проекта фиксирован и обычно не меняется.

3. Оцените имеющиеся ресурсы

Определение доступных ресурсов поможет вам подготовиться к запуску проекта. Оценка имеющихся человеческих ресурсов, инвестиций, машин и оборудования необходима для выявления узких мест в реализации вашего проекта.

Однако, как правило, вы не имеете прямого контроля над своими ресурсами. Некоторые люди работают лучше, чем другие, поэтому результат варьируется от проекта к проекту. Как менеджер проекта, вы обязаны управлять всеми недостатками и рисками в вашем проекте. Возможно, пришло время попробовать приложения для управления рисками.

4. Создайте план проекта

Получите обратную связь по всем трем вышеуказанным шагам; объем проекта, график проекта и доступные ресурсы от высшего руководства, чтобы помочь создать план проекта. План проекта включает расписание проекта и рабочий процесс задачи, ресурсы, критический путь и сетевую диаграмму.

5. Общение с командой

После утверждения плана проекта вы должны собрать свою команду на совещание по проекту и проинформировать их о мельчайших деталях. Документируйте протоколы собраний, назначайте участников собрания и назначайте повторяющиеся собрания с помощью программного обеспечения для управления собраниями.

6. Делегирование работы в соответствии с доступными ресурсами

Если вы руководитель группы, менеджер проекта или владелец бизнеса, это не означает, что вы должны выполнять всю работу самостоятельно. Установите практику делегирования своей работы своей команде, чтобы вы могли больше сосредоточиться на мониторинге и контроле.

Попробуйте делегировать задачи своей команде в соответствии с их навыками и возможностями. Изучите сильные стороны своей команды и используйте их себе во благо.

7. Документируйте все!

У вас может быть хорошая память, но вам все равно нужно документировать все от начала до конца проекта, чтобы ничего не упустить. Безопасно хранить каждую запись.

Всякий раз, когда вы вносите коррективы в свои проекты или в выполнение вашего проекта включается новое требование, вы должны вести учет таких отклонений, чтобы быть на шаг впереди. Это поможет вам проанализировать свой проект до окончательной контрольной даты проекта.

8. Следите за ходом проекта

После того, как ваш проект запущен, вы должны следить за ходом выполнения задач проекта, поставок, команды и всего, что влияет на ваш проект. Установите KPI с запланированными целями, чтобы вы могли соответствующим образом сопоставить фактические результаты с запланированными.

9. Используйте программное обеспечение для управления проектами nTask

Если вы хотите вывести свой проект на новый уровень, используйте программное обеспечение для управления проектами и задачами nTask. Это инструмент «все-в-одном», обладающий богатейшими функциями, отвечающими всем потребностям вашего проекта.

Лучше всего то, что nTask поможет с вашими проектами от начала до конца. Вы можете создавать задачи, элементы списка дел, сотрудничать, создавать диаграммы Ганта, управлять проблемами и рисками, а также управлять бюджетом проекта на одной и той же платформе nTask.

Попробуйте nTask бесплатно и сделайте свои проекты лучшим инструментом.

10. Последующие действия и оценка

Вы должны быть проинформированы о статусе вашего проекта, встретившись с вашей командой, поставщиками и другими заинтересованными сторонами. Если кто-то отстает от графика проекта, вам нужно подбодрить его, чтобы вернуться на правильный путь.

LEAVE A REPLY

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заинтересованная сторона Ответственность
Менеджер проекта Управляет проектом, создает планы проекта, создает различные планы управления, связанные с проектом, измеряет эффективность проекта, предпринимает корректирующие действия, контролирует результаты проекта, управляет командой проекта и сообщает о состоянии проекта
Спонсор проекта Руководитель, который инициирует и контролирует проект. Выступает в качестве советника руководителя проекта
Функциональные менеджеры Отвечает за выполнение работ по проекту и получение результатов
Заказчик Предоставляет требования к проекту. Утверждает результаты проекта и проверяет их соответствие требованиям
Команда проекта Отвечает за выполнение работ по проекту
Поставщики Предоставление товаров или услуг для помощи команде проекта в завершении проекта 4