Дренажные воды: ДРЕНАЖНЫЕ ВОДЫ | это… Что такое ДРЕНАЖНЫЕ ВОДЫ?

Статья 1 \ КонсультантПлюс

Статья 1

Внести в Водный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст. 2381; N 50, ст. 5279; 2008, N 29, ст. 3418; 2009, N 52, ст. 6441; 2011, N 1, ст. 32; N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590, 4594, 4596, 4605; N 48, ст. 6732; N 50, ст. 7359; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 19, ст. 2314; N 27, ст. 3440) следующие изменения:

1) пункт 19 статьи 1 изложить в следующей редакции:

«19) сточные воды — дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.»;

2) в пункте 2 части 2 статьи 11 слова «сточных вод и (или) дренажных вод» заменить словами «сточных, в том числе дренажных, вод»;

3) в статье 22:

а) в части 3:

в абзаце первом слова «сточных вод и (или) дренажных вод» заменить словами «сточных, в том числе дренажных, вод»;

в пункте 1 слова «сточных вод и (или) дренажных вод» заменить словами «сточных, в том числе дренажных, вод»;

в пункте 2 слова «сточных вод и (или) дренажных вод» заменить словами «сточных, в том числе дренажных, вод»;

в пункте 3 слова «сточных вод и (или) дренажных вод» заменить словами «сточных, в том числе дренажных, вод»;

б) дополнить частью 4 следующего содержания:

«4. В случаях, предусмотренных пунктами 2 — 12 части 2 статьи 11 настоящего Кодекса, предельный срок водопользования на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование не может составлять более чем двадцать лет.»;

в) дополнить частью 5 следующего содержания:

«5. Решение о предоставлении водного объекта в пользование в случаях, предусмотренных пунктами 2 — 12 части 2 статьи 11 настоящего Кодекса, на срок, который превышает предельный срок водопользования, указанный в части 4 настоящей статьи, считается принятым на срок, равный предельному сроку водопользования.»;

4) в статье 24:

а) пункт 14 после слов «определение порядка осуществления» дополнить словом «федерального»;

б) пункт 17 дополнить словами «, а также в отношении водных объектов, по которым проходит Государственная граница Российской Федерации»;

в) пункт 21 признать утратившим силу;

5) пункт 13 статьи 25 признать утратившим силу;

6) в пункте 3 части 9 статьи 26 слово «надзор» заменить словом «контроль», слова «о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий» заменить словами «о привлечении должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий, в установленном порядке к дисциплинарной ответственности, в том числе освобождению от замещаемой должности»;

7) в статье 30:

а) пункт 1 части 3 после слова «прогнозирования» дополнить словами «негативного воздействия вод, а также»;

б) пункт 1 части 4 дополнить словами «, зон затопления, подтопления»;

в) в пункте 4 части 5 слова «сточных вод и (или) дренажных вод» заменить словами «сточных вод»;

8) в части 4 статьи 31:

а) в пункте 6 слова «сточных вод и (или) дренажных вод» заменить словами «сточных вод»;

б) пункт 8 после слов «прибрежных защитных полосах,» дополнить словами «зонах затопления, подтопления и»;

9) в части 4 статьи 35 слова «сточных вод и (или) дренажных вод» заменить словами «сточных, в том числе дренажных, вод»;

10) в статье 36:

а) часть 1. 1 после слов «проведения мероприятий по контролю на водных объектах» дополнить словами «и в их водоохранных зонах»;

б) пункт 1 части 5 дополнить словами «, а также запрашивать у лиц, находящихся на водных объектах и в их водоохранных зонах и осуществляющих использование водных объектов и (или) деятельность в их водоохранных зонах, документы, подтверждающие право этих лиц на осуществление водопользования и (или) деятельности в водоохранных зонах водных объектов, и проверять эти документы при проведении мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах и в их водоохранных зонах»;

в) дополнить частью 9 следующего содержания:

«9. Мероприятия по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах и в их водоохранных зонах проводятся должностными лицами органов государственного надзора, указанными в части 5 настоящей статьи, при патрулировании водных объектов и их водоохранных зон на основании плановых (рейдовых) заданий в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора. Порядок оформления плановых (рейдовых) заданий на проведение указанных мероприятий и содержание этих заданий определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.»;

11) в статье 37 слова «сточных вод и (или) дренажных вод» заменить словами «сточных, в том числе дренажных, вод»;

12) в пункте 5 части 2 статьи 39 слова «сточных вод и (или) дренажных вод» заменить словами «сточных, в том числе дренажных, вод»;

13) в статье 44:

а) в наименовании слова «сточных вод и (или) дренажных вод» заменить словами «сточных, в том числе дренажных, вод»;

б) в части 1 слова «сточных вод и (или) дренажных вод» заменить словами «сточных, в том числе дренажных, вод»;

в) в абзаце первом части 2 слова «сточных вод и (или) дренажных вод» заменить словами «сточных, в том числе дренажных, вод»;

г) в абзаце первом части 3 слова «сточных вод и (или) дренажных вод» заменить словами «сточных, в том числе дренажных, вод»;

д) в части 4 слова «сточных вод и (или) дренажных вод» заменить словами «сточных, в том числе дренажных, вод»;

14) в статье 65:

а) часть 13 после слова «полосы» дополнить словом «реки,»;

б) в части 15:

в пункте 1 слова «для удобрения почв» заменить словами «в целях регулирования плодородия почв»;

в пункте 3 слова «вредителями и болезнями растений» заменить словами «вредными организмами»;

дополнить пунктом 5 следующего содержания:

«5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;»;

дополнить пунктом 6 следующего содержания:

«6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;»;

дополнить пунктом 7 следующего содержания:

«7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;»;

дополнить пунктом 8 следующего содержания:

«8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19. 1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 «О недрах»).»;

в) часть 16 изложить в следующей редакции:

«16. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:

1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;

2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;

3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;

4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов. «;

г) дополнить частью 16.1 следующего содержания:

«16.1. В отношении территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, размещенных в границах водоохранных зон и не оборудованных сооружениями для очистки сточных вод, до момента их оборудования такими сооружениями и (или) подключения к системам, указанным в пункте 1 части 16 настоящей статьи, допускается применение приемников, изготовленных из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду.»;

15) в статье 67:

а) в наименовании слова «, предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация его последствий» исключить;

б) части 2, 3 и 4 признать утратившими силу;

16) главу 6 дополнить статьей 67.1 следующего содержания:

«Статья 67.1. Предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация его последствий

1. В целях предотвращения негативного воздействия вод (затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания) и ликвидации его последствий проводятся специальные защитные мероприятия в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

2. Размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются.

3. В границах зон затопления, подтопления запрещаются:

1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;

2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов;

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами.

4. Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

5. Собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 — 27 настоящего Кодекса.».

Дренажные трубы в строительстве инженерных сооружений статья в блоге

Специалисты утверждают, что дренаж успешно решает основную задачу — регулирование водного баланса почвы, обеспечивает отвод избыточной влаги, препятствует заболачиванию и создает комфортные условия на земельном участке как для растений, так и непосредственно для объектов недвижимости. Как правило, дренаж это разветвленная система связанных друг с другом труб, которые располагаются вокруг или вдоль защищаемой от влаги постройки или участка. Стекающая по грунту вода, поступает в дренажные трубы, которые имеют в своих стенках сеть отверстий, расположенных по всей окружности трубы. Однако понятие дренажа более широкое, и виды дренажных систем очень разнообразны. 

Ранее для решения проблем водопонижения использовались водоотводные канавы и каналы, что приводило к необоснованному выводу из хозяйственного оборота значительных площадей и существенным затратам по эксплуатации системы (выкашивание склонов и прочистка русла). Позднее для дренажа применялась гравийно-галечная отсыпка в открытие траншеи и засыпка водонепроницаемым грунтом.

До середины 80-х годов XX века в дренажных системах повсеместно применяли асбестоцементные и керамические трубы. Перед укладкой в них делались пропилы или сверлились дыры, что отнимало непропорционально много времени. Кроме того, к недостаткам труб из этих материалов относятся быстрое засорение отверстий, необходимость частой промывки и небольшой срок службы. Сохранность керамических труб при их транспортировке на объект оставляла желать лучшего. 20-30% керамических труб не попадали на объект из-за боя. Были попытки производства дренажных витых труб из профиля ПВХ. Соединение витков профиля, для свободного прохода грунтовой воды, осуществлялось по типу черепицы — внахлест, поэтому трубы также имели плачевный результат при транспортировке и разгрузке.

В последние годы, которые характеризуются значительным увеличением объемов строительства в столице и крупных городах, на отечественном рынке появились дренажные трубы, изготовленные из полимерных материалов, снабженные в качестве фильтрующей оболочки геотекстильным нетканым материалом, образующим пористую среду вокруг трубы. Грунтовые воды почти повсеместно распространены в природе. В России есть регионы, где большая часть занимаемой ими площади требует проведение мероприятий по водопонижению. Наиболее характерными являются такие области как: Московская, Тверская, Владимирская, Вологодская, Ярославская, ряд районов Сибири и другие, где уровень грунтовых вод достаточно высок.

Основная область применения гофрированных дренажных труб: в сельском хозяйстве – дренаж полезных аграрных площадей; в строительстве – кольцевой дренаж зданий и сооружений, системы водопонижения в аэропортах, спортивных площадках, а также дренаж вдоль автодорог.

Пристенный дренаж инженерных сооружений

Фундамент любых строительных сооружений даже на небольшой глубине в 1,5–2 м подвергается воздействию грунтовых вод. В состав грунтовых вод входят компоненты, обладающие разрушающими свойствами. Даже гидроизоляция не защищает в этой ситуации. Высокий уровень грунтовых вод приводит к разрушению фундаментов зданий, затоплению подвальных помещений, возникновению грибковых образований и тд.

Конструкции пристенного дренажа обычно выполняют в традиционном решении с фильтрующими песчано-гравийными обсыпками и с использованием геотекстилей. При трассировании дренажа целесообразно прокладывать дрены с минимальными уклонами, увязывая с отметками заглубления водостока.

При этом линия дренажа может быть разрывной, но в пределах радиуса действия дрены. Особенности проектного решения пристенных дренажей определяются конкретными условиями проектирования. Стекающая с крыш дождевая вода также как и дренажные воды могут выводиться в коммунальную канализацию, в овраг или водоем с последующей автоматической откачкой и т.д. Дождевую воду нельзя выводить в полнодренажную трубу у которой отверстия для проникновения воды располагаются по всей окружности (полная перфорация).

Предохранение фундамента дома и прилегающей к ней территории от разрушительного действия воды важно с точки зрения состояния дома, так и с точки зрения условий жизни проживающих в нем людей. Дренажная и водосточная системы собирают в области фундамента всю оказывающую разрешительное действие воду (дождевую, грунтовую и верховодку). Кроме того, в случае необходимости дренаж предотвращает подъем грунтовых вод слишком близко к основанию дома. Вред, наносимый влагой фундаментам, не ограничивается затоплением подвала и постепенным разрушением бетона.

Промерзая, насыщенная влагой глинистая почва вспучивается и приподнимает фундамент, а колоссальное горизонтальное давление вызывает его сдвиг, а значит, растрескивание и разрушение стен. Статистика доказывает, что до 90% повреждений в подвальных помещениях причиняются влагой. Поэтому обязательно требуются монтаж дренажной системы при возведении фундамента здания.

Пристенные дренажи часто устраивают с профилактической целью, т.е. при отсутствии видимых подземных вод. Их проектируют для подвалов зданий и других подземных сооружений, заложенных в глинистых грунтах, обладающих выраженными капиллярными свойствами сочетании с другими местными системами дренажа. Дренаж обычно прокладывают по контуру зданий с наружной стороны, ниже пола подвала, обычно на отметке подошвы фундамента. Конструкция должна быть способна перехватить любые воды, притекающие «сбоку» и отвести за пределы сооружения. Это особенно важно, когда подземные воды обладают агрессивными свойствами или же имеются близкорасположенные к защищаемому зданию канализационные и водопроводные сети.

Мелиорация и сельское хозяйство

Высокий уровень грунтовых вод приводит к загниванию и вымерзанию плодовых деревьев, возникновению грибковых заболеваний растений и заболачиванию местности. При необходимости осушения болот и переувлажненных участков эффективно применять полиэтиленовые гофрированные трубы, которые обеспечивают быструю и дешевую прокладку дренажной системы. Дренажная система, смонтированная даже на равнинных участках, снимает подпор грунтовых вод и заметно снижает их уровень.

Дорожное строительство

Вода в конструкции дороги может привести не только к снижению несущей способности основания, но и вызвать фатальные нарушения всей конструкции. Динамические нагрузки от транспорта обладают эффектом насоса, за счет чего грунтовая вода поднимается в конструктивные элементы дороги. Колебание горизонта грунтовых вод приводит к изменению несущей способности основания, что вызывает нарушение дорожного покрытия (образование трещин).

Избежать подобных негативных явлений позволяет организация дренажной системы.

Проблемы дренажа

Перед строительством дренажных систем необходимо тщательно изучить состав почвы. Если грунты песчаные то можно использовать дренажную трубу с предфильтром из геоткани. Однако большинство грунтов, особенно в центральном районе, содержат глинистую фракцию. И при использовании дренажных труб в геоткани, буквально в течении одного сезона вокруг трубопровода скапливается подрасстворенная глина, уплотняется и образует так называемый глинобетон. Система перестает работать. Это явление специалисты называют кольматация. Для сохранения дренажных функций в подобных случаях следует конструктивно решить обустройство дренажных каналов. В целях избежания этого явления необходимо увеличить поверхность контакта дренажной трубы с грунтовыми водами. Примерные рекомендуемые схемы:


Факты об управлении дренажными водами | Общество охраны почв и водных ресурсов

Описание практики

Управление дренажными водами (DWM) помогает контролировать количество и время отвода воды с сельскохозяйственных полей через линии плитки. DWM работает, добавляя структуры управления водой к существующим сетям плиток, чтобы поднять или опустить уровень грунтовых вод до желаемой отметки в зависимости от потребностей урожая.

DWM лучше всего работает на равнинной местности и, согласно Стратегии снижения содержания питательных веществ штата Айова, может снизить потери нитратов и азота через линии плитки в среднем на 33%.

Практические преимущества
  • Управление влажностью почвы
  • Уменьшение выщелачивания питательных веществ
  • Повышение содержания углерода в почве (уменьшение окисления органического вещества почвы)
  • Повышение урожайности (примерно от 50 до 70 бушелей с акра кукурузы и от 20 до 25 бушелей с акра соевых бобов)

Изображение предоставлено USDA NRCS.

Практика Экономика
  • Ориентировочная стоимость от 40 до 110 долларов за акр (при условии, что земля достаточно ровная, чтобы одна структура могла контролировать 20 акров)
  • Совместимость с существующими федеральными и государственными программами разделения затрат, поэтому фермеры, внедряющие DWM, могут возместить часть своих затрат

NRCS/SWCS Фото Линн Беттс.

Другие ресурсы
  • https://www.flickr.com/photos/151012306@N08/albums/72157695593730612 : Пошаговое наглядное руководство по управлению дренажными водами. Эти фотографии были сделаны на реальных фермах по всей Айове и являются частью библиотеки Conservation Media Library.
  • https://vimeo.com/291575807 : видео об управлении дренажными водами в Айове, которое является частью библиотеки Conservation Media Library.
  • https://www.nrcs.usda.gov/wps/portal/nrcs/main/national/water/manage/ : Общая информация от Службы охраны природных ресурсов Министерства сельского хозяйства США о DWM, включая видео и информацию о доле затрат.
  • https://transformingdrainage.org/ : Склад для исследований DWM от совместной исследовательской группы в восьми штатах.
  • https://www.iovalearningfarms.org/page/webinars : 19 октября 2016 г. Iowa Learning Farms провела вебинар по контролируемому дренажу от исследователей Гэри Сэндса, Тони Томпсона и Мэтта Хелмерса.
  • https://vimeo.com/101558889 : видео о консервационном дренаже, созданное Центром устойчивого сельского хозяйства Леопольда в Университете штата Айова.

Этот проект является частью библиотеки консервации.

Медиатека консервации была поддержана грантом инноваций в области консервации Айовы, финансируемым NRCS, для Общества сохранения почвы и воды. Чтобы узнать больше о библиотеке и получить доступ к другим ресурсам, посетите сайт www.swcs.org.

Консервационная дренажная система – управление дренажными водами

Что такое управление дренажными водами?

Управление дренажными водами – это практика использования водорегулирующих сооружений в главном, вспомогательном или иногда боковом дренаже для подъема стока дренажа на различную глубину. Это позволяет фермерам лучше контролировать дренаж. Выходная или управляющая структура, показанная на рисунке выше:

  • Выращивают после сбора урожая до ранней весны, чтобы ограничить дренажный сток и уменьшить попадание нитратов в канавы и ручьи в межсезонье. (Рисунок 1)
  • Опущен, чтобы дренаж мог свободно течь перед полевыми операциями, такими как посадка или сбор урожая. (Рисунок 2)
  • Вновь поднимается после посадки и весенних полевых работ, чтобы создать потенциал для хранения воды, которая может быть использована культурой в середине лета. (Рисунок 3)

Потенциальные выгоды от урожайности: При надлежащем управлении сооружениями и своевременном дождевании существует потенциал для повышения урожайности, помимо типичной реакции культур на дренаж. Однако результаты полевых исследований агрономических преимуществ этой практики очень ограничены и неубедительны.

Продемонстрированные преимущества качества воды: Опубликованные исследования показали снижение годовой нагрузки нитратов в дренажном стоке примерно на 15-75%, в зависимости от местоположения, климата, типа почвы и методов возделывания сельскохозяйственных культур. Нитратная нагрузка уменьшается примерно на тот же процент, что и дренажный сток, поскольку большинство исследований выявило незначительные изменения концентрации нитратов в дренажном стоке.

«Золотое правило дренажа»: сливайте только то количество воды, которое необходимо для обеспечения условий движения для полевых работ и обеспечения аэрации корневой зоны сельскохозяйственных культур. Любой дренаж сверх этого, вероятно, уносит нитраты и воду, которые больше не доступны для поглощения растениями. — Приписывается д-ру В. Скаггсу

Понимание управления дренажными водами

Вопросы и ответы об управлении дренажными водами для Среднего Запада — региональная дополнительная публикация 10 специалистов, отвечающая на вопросы об урожайности, качестве почвы и воды и управлении системой. Также доступен в формате html.

Управление дренажными водами: практика снижения содержания нитратов в подземных дренажных системах – Обзор из публикации Симпозиума по бассейну Миссисипи, включая возможности и ограничения.

Подробнее

Информация о проекте

Карта подходящих территорий, основанная на свойствах почвы и топографии, разработанная геопространственными аналитиками NRCS

Стандарты практики сохранения NRCS: Управление дренажными водами (CPS 554 — Стандарт, Техническое задание, Структура для управления водными ресурсами ( CPS 587) План деятельности по сохранению дренажных вод (CAP 130)

Подробнее

Финансовые поощрения

Управление дренажными водами имеет право на получение финансовой помощи в рамках Программы поощрения качества окружающей среды NRCS и Программы обеспечения безопасности природоохранной деятельности для тех, кто соответствует требованиям. Суммы варьируются в зависимости от штата.

Подробнее

Преимущества качества воды

Управление дренажными водами снижает содержание нитратов в дренажных системах, которые вызывают гипоксию в Мексиканском заливе.

LEAVE A REPLY

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *