Дренажные воды: ДРЕНАЖНЫЕ ВОДЫ | это… Что такое ДРЕНАЖНЫЕ ВОДЫ?
Статья 1 \ КонсультантПлюс
Статья 1
Внести в Водный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст. 2381; N 50, ст. 5279; 2008, N 29, ст. 3418; 2009, N 52, ст. 6441; 2011, N 1, ст. 32; N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590, 4594, 4596, 4605; N 48, ст. 6732; N 50, ст. 7359; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 19, ст. 2314; N 27, ст. 3440) следующие изменения:
1) пункт 19 статьи 1 изложить в следующей редакции:
«19) сточные воды — дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.»;
2) в пункте 2 части 2 статьи 11 слова «сточных вод и (или) дренажных вод» заменить словами «сточных, в том числе дренажных, вод»;
3) в статье 22:
а) в части 3:
в абзаце первом слова «сточных вод и (или) дренажных вод» заменить словами «сточных, в том числе дренажных, вод»;
в пункте 1 слова «сточных вод и (или) дренажных вод» заменить словами «сточных, в том числе дренажных, вод»;
в пункте 2 слова «сточных вод и (или) дренажных вод» заменить словами «сточных, в том числе дренажных, вод»;
в пункте 3 слова «сточных вод и (или) дренажных вод» заменить словами «сточных, в том числе дренажных, вод»;
б) дополнить частью 4 следующего содержания:
«4. В случаях, предусмотренных пунктами 2 — 12 части 2 статьи 11 настоящего Кодекса, предельный срок водопользования на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование не может составлять более чем двадцать лет.»;
в) дополнить частью 5 следующего содержания:
«5. Решение о предоставлении водного объекта в пользование в случаях, предусмотренных пунктами 2 — 12 части 2 статьи 11 настоящего Кодекса, на срок, который превышает предельный срок водопользования, указанный в части 4 настоящей статьи, считается принятым на срок, равный предельному сроку водопользования.»;
4) в статье 24:
а) пункт 14 после слов «определение порядка осуществления» дополнить словом «федерального»;
б) пункт 17 дополнить словами «, а также в отношении водных объектов, по которым проходит Государственная граница Российской Федерации»;
в) пункт 21 признать утратившим силу;
5) пункт 13 статьи 25 признать утратившим силу;
6) в пункте 3 части 9 статьи 26 слово «надзор» заменить словом «контроль», слова «о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий» заменить словами «о привлечении должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий, в установленном порядке к дисциплинарной ответственности, в том числе освобождению от замещаемой должности»;
7) в статье 30:
а) пункт 1 части 3 после слова «прогнозирования» дополнить словами «негативного воздействия вод, а также»;
б) пункт 1 части 4 дополнить словами «, зон затопления, подтопления»;
в) в пункте 4 части 5 слова «сточных вод и (или) дренажных вод» заменить словами «сточных вод»;
8) в части 4 статьи 31:
а) в пункте 6 слова «сточных вод и (или) дренажных вод» заменить словами «сточных вод»;
б) пункт 8 после слов «прибрежных защитных полосах,» дополнить словами «зонах затопления, подтопления и»;
9) в части 4 статьи 35 слова «сточных вод и (или) дренажных вод» заменить словами «сточных, в том числе дренажных, вод»;
10) в статье 36:
а) часть 1. 1 после слов «проведения мероприятий по контролю на водных объектах» дополнить словами «и в их водоохранных зонах»;
б) пункт 1 части 5 дополнить словами «, а также запрашивать у лиц, находящихся на водных объектах и в их водоохранных зонах и осуществляющих использование водных объектов и (или) деятельность в их водоохранных зонах, документы, подтверждающие право этих лиц на осуществление водопользования и (или) деятельности в водоохранных зонах водных объектов, и проверять эти документы при проведении мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах и в их водоохранных зонах»;
в) дополнить частью 9 следующего содержания:
«9. Мероприятия по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах и в их водоохранных зонах проводятся должностными лицами органов государственного надзора, указанными в части 5 настоящей статьи, при патрулировании водных объектов и их водоохранных зон на основании плановых (рейдовых) заданий в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора. Порядок оформления плановых (рейдовых) заданий на проведение указанных мероприятий и содержание этих заданий определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.»;
11) в статье 37 слова «сточных вод и (или) дренажных вод» заменить словами «сточных, в том числе дренажных, вод»;
12) в пункте 5 части 2 статьи 39 слова «сточных вод и (или) дренажных вод» заменить словами «сточных, в том числе дренажных, вод»;
13) в статье 44:
а) в наименовании слова «сточных вод и (или) дренажных вод» заменить словами «сточных, в том числе дренажных, вод»;
б) в части 1 слова «сточных вод и (или) дренажных вод» заменить словами «сточных, в том числе дренажных, вод»;
в) в абзаце первом части 2 слова «сточных вод и (или) дренажных вод» заменить словами «сточных, в том числе дренажных, вод»;
г) в абзаце первом части 3 слова «сточных вод и (или) дренажных вод» заменить словами «сточных, в том числе дренажных, вод»;
д) в части 4 слова «сточных вод и (или) дренажных вод» заменить словами «сточных, в том числе дренажных, вод»;
14) в статье 65:
а) часть 13 после слова «полосы» дополнить словом «реки,»;
б) в части 15:
в пункте 1 слова «для удобрения почв» заменить словами «в целях регулирования плодородия почв»;
в пункте 3 слова «вредителями и болезнями растений» заменить словами «вредными организмами»;
дополнить пунктом 5 следующего содержания:
«5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;»;
дополнить пунктом 6 следующего содержания:
«6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;»;
дополнить пунктом 7 следующего содержания:
«7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;»;
дополнить пунктом 8 следующего содержания:
«8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19. 1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 «О недрах»).»;
в) часть 16 изложить в следующей редакции:
«16. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:
1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;
2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;
3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;
4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов. «;
г) дополнить частью 16.1 следующего содержания:
«16.1. В отношении территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, размещенных в границах водоохранных зон и не оборудованных сооружениями для очистки сточных вод, до момента их оборудования такими сооружениями и (или) подключения к системам, указанным в пункте 1 части 16 настоящей статьи, допускается применение приемников, изготовленных из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду.»;
15) в статье 67:
а) в наименовании слова «, предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация его последствий» исключить;
б) части 2, 3 и 4 признать утратившими силу;
16) главу 6 дополнить статьей 67.1 следующего содержания:
«Статья 67.1. Предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация его последствий
1. В целях предотвращения негативного воздействия вод (затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания) и ликвидации его последствий проводятся специальные защитные мероприятия в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
2. Размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются.
3. В границах зон затопления, подтопления запрещаются:
1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов;
3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами.
4. Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
5. Собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 — 27 настоящего Кодекса.».
Дренажные трубы в строительстве инженерных сооружений статья в блоге
Специалисты утверждают, что дренаж успешно решает основную задачу — регулирование водного баланса почвы, обеспечивает отвод избыточной влаги, препятствует заболачиванию и создает комфортные условия на земельном участке как для растений, так и непосредственно для объектов недвижимости. Как правило, дренаж это разветвленная система связанных друг с другом труб, которые располагаются вокруг или вдоль защищаемой от влаги постройки или участка. Стекающая по грунту вода, поступает в дренажные трубы, которые имеют в своих стенках сеть отверстий, расположенных по всей окружности трубы. Однако понятие дренажа более широкое, и виды дренажных систем очень разнообразны.
Ранее для решения проблем водопонижения использовались водоотводные канавы и каналы, что приводило к необоснованному выводу из хозяйственного оборота значительных площадей и существенным затратам по эксплуатации системы (выкашивание склонов и прочистка русла). Позднее для дренажа применялась гравийно-галечная отсыпка в открытие траншеи и засыпка водонепроницаемым грунтом.
До середины 80-х годов XX века в дренажных системах повсеместно применяли асбестоцементные и керамические трубы. Перед укладкой в них делались пропилы или сверлились дыры, что отнимало непропорционально много времени. Кроме того, к недостаткам труб из этих материалов относятся быстрое засорение отверстий, необходимость частой промывки и небольшой срок службы. Сохранность керамических труб при их транспортировке на объект оставляла желать лучшего. 20-30% керамических труб не попадали на объект из-за боя. Были попытки производства дренажных витых труб из профиля ПВХ. Соединение витков профиля, для свободного прохода грунтовой воды, осуществлялось по типу черепицы — внахлест, поэтому трубы также имели плачевный результат при транспортировке и разгрузке.
В последние годы, которые характеризуются значительным увеличением объемов строительства в столице и крупных городах, на отечественном рынке появились дренажные трубы, изготовленные из полимерных материалов, снабженные в качестве фильтрующей оболочки геотекстильным нетканым материалом, образующим пористую среду вокруг трубы. Грунтовые воды почти повсеместно распространены в природе. В России есть регионы, где большая часть занимаемой ими площади требует проведение мероприятий по водопонижению. Наиболее характерными являются такие области как: Московская, Тверская, Владимирская, Вологодская, Ярославская, ряд районов Сибири и другие, где уровень грунтовых вод достаточно высок.
Пристенный дренаж инженерных сооружений
Фундамент любых строительных сооружений даже на небольшой глубине в 1,5–2 м подвергается воздействию грунтовых вод. В состав грунтовых вод входят компоненты, обладающие разрушающими свойствами. Даже гидроизоляция не защищает в этой ситуации. Высокий уровень грунтовых вод приводит к разрушению фундаментов зданий, затоплению подвальных помещений, возникновению грибковых образований и тд.
Конструкции пристенного дренажа обычно выполняют в традиционном решении с фильтрующими песчано-гравийными обсыпками и с использованием геотекстилей. При трассировании дренажа целесообразно прокладывать дрены с минимальными уклонами, увязывая с отметками заглубления водостока.
Предохранение фундамента дома и прилегающей к ней территории от разрушительного действия воды важно с точки зрения состояния дома, так и с точки зрения условий жизни проживающих в нем людей. Дренажная и водосточная системы собирают в области фундамента всю оказывающую разрешительное действие воду (дождевую, грунтовую и верховодку). Кроме того, в случае необходимости дренаж предотвращает подъем грунтовых вод слишком близко к основанию дома. Вред, наносимый влагой фундаментам, не ограничивается затоплением подвала и постепенным разрушением бетона.
Пристенные дренажи часто устраивают с профилактической целью, т.е. при отсутствии видимых подземных вод. Их проектируют для подвалов зданий и других подземных сооружений, заложенных в глинистых грунтах, обладающих выраженными капиллярными свойствами сочетании с другими местными системами дренажа. Дренаж обычно прокладывают по контуру зданий с наружной стороны, ниже пола подвала, обычно на отметке подошвы фундамента. Конструкция должна быть способна перехватить любые воды, притекающие «сбоку» и отвести за пределы сооружения. Это особенно важно, когда подземные воды обладают агрессивными свойствами или же имеются близкорасположенные к защищаемому зданию канализационные и водопроводные сети.
Мелиорация и сельское хозяйство
Высокий уровень грунтовых вод приводит к загниванию и вымерзанию плодовых деревьев, возникновению грибковых заболеваний растений и заболачиванию местности. При необходимости осушения болот и переувлажненных участков эффективно применять полиэтиленовые гофрированные трубы, которые обеспечивают быструю и дешевую прокладку дренажной системы. Дренажная система, смонтированная даже на равнинных участках, снимает подпор грунтовых вод и заметно снижает их уровень.
Дорожное строительство
Вода в конструкции дороги может привести не только к снижению несущей способности основания, но и вызвать фатальные нарушения всей конструкции. Динамические нагрузки от транспорта обладают эффектом насоса, за счет чего грунтовая вода поднимается в конструктивные элементы дороги. Колебание горизонта грунтовых вод приводит к изменению несущей способности основания, что вызывает нарушение дорожного покрытия (образование трещин).
Проблемы дренажа
Перед строительством дренажных систем необходимо тщательно изучить состав почвы. Если грунты песчаные то можно использовать дренажную трубу с предфильтром из геоткани. Однако большинство грунтов, особенно в центральном районе, содержат глинистую фракцию. И при использовании дренажных труб в геоткани, буквально в течении одного сезона вокруг трубопровода скапливается подрасстворенная глина, уплотняется и образует так называемый глинобетон. Система перестает работать. Это явление специалисты называют кольматация. Для сохранения дренажных функций в подобных случаях следует конструктивно решить обустройство дренажных каналов. В целях избежания этого явления необходимо увеличить поверхность контакта дренажной трубы с грунтовыми водами. Примерные рекомендуемые схемы:
Факты об управлении дренажными водами | Общество охраны почв и водных ресурсов
Описание практикиУправление дренажными водами (DWM) помогает контролировать количество и время отвода воды с сельскохозяйственных полей через линии плитки. DWM работает, добавляя структуры управления водой к существующим сетям плиток, чтобы поднять или опустить уровень грунтовых вод до желаемой отметки в зависимости от потребностей урожая.
DWM лучше всего работает на равнинной местности и, согласно Стратегии снижения содержания питательных веществ штата Айова, может снизить потери нитратов и азота через линии плитки в среднем на 33%.
Практические преимущества- Управление влажностью почвы
- Уменьшение выщелачивания питательных веществ
- Повышение содержания углерода в почве (уменьшение окисления органического вещества почвы)
- Повышение урожайности (примерно от 50 до 70 бушелей с акра кукурузы и от 20 до 25 бушелей с акра соевых бобов)
Изображение предоставлено USDA NRCS. |
- Ориентировочная стоимость от 40 до 110 долларов за акр (при условии, что земля достаточно ровная, чтобы одна структура могла контролировать 20 акров)
- Совместимость с существующими федеральными и государственными программами разделения затрат, поэтому фермеры, внедряющие DWM, могут возместить часть своих затрат
NRCS/SWCS Фото Линн Беттс. |
- https://www.flickr.com/photos/151012306@N08/albums/72157695593730612 : Пошаговое наглядное руководство по управлению дренажными водами. Эти фотографии были сделаны на реальных фермах по всей Айове и являются частью библиотеки Conservation Media Library.
- https://vimeo.com/291575807 : видео об управлении дренажными водами в Айове, которое является частью библиотеки Conservation Media Library.
- https://www.nrcs.usda.gov/wps/portal/nrcs/main/national/water/manage/ : Общая информация от Службы охраны природных ресурсов Министерства сельского хозяйства США о DWM, включая видео и информацию о доле затрат.
- https://transformingdrainage.org/ : Склад для исследований DWM от совместной исследовательской группы в восьми штатах.
- https://www.iovalearningfarms.org/page/webinars : 19 октября 2016 г. Iowa Learning Farms провела вебинар по контролируемому дренажу от исследователей Гэри Сэндса, Тони Томпсона и Мэтта Хелмерса.
- https://vimeo.com/101558889 : видео о консервационном дренаже, созданное Центром устойчивого сельского хозяйства Леопольда в Университете штата Айова.
Этот проект является частью библиотеки консервации.
Медиатека консервации была поддержана грантом инноваций в области консервации Айовы, финансируемым NRCS, для Общества сохранения почвы и воды. Чтобы узнать больше о библиотеке и получить доступ к другим ресурсам, посетите сайт www.swcs.org.
Консервационная дренажная система – управление дренажными водами
Что такое управление дренажными водами?
Управление дренажными водами – это практика использования водорегулирующих сооружений в главном, вспомогательном или иногда боковом дренаже для подъема стока дренажа на различную глубину. Это позволяет фермерам лучше контролировать дренаж. Выходная или управляющая структура, показанная на рисунке выше:
- Выращивают после сбора урожая до ранней весны, чтобы ограничить дренажный сток и уменьшить попадание нитратов в канавы и ручьи в межсезонье. (Рисунок 1)
- Опущен, чтобы дренаж мог свободно течь перед полевыми операциями, такими как посадка или сбор урожая. (Рисунок 2)
- Вновь поднимается после посадки и весенних полевых работ, чтобы создать потенциал для хранения воды, которая может быть использована культурой в середине лета. (Рисунок 3)
Потенциальные выгоды от урожайности: При надлежащем управлении сооружениями и своевременном дождевании существует потенциал для повышения урожайности, помимо типичной реакции культур на дренаж. Однако результаты полевых исследований агрономических преимуществ этой практики очень ограничены и неубедительны.
Продемонстрированные преимущества качества воды: Опубликованные исследования показали снижение годовой нагрузки нитратов в дренажном стоке примерно на 15-75%, в зависимости от местоположения, климата, типа почвы и методов возделывания сельскохозяйственных культур. Нитратная нагрузка уменьшается примерно на тот же процент, что и дренажный сток, поскольку большинство исследований выявило незначительные изменения концентрации нитратов в дренажном стоке.
«Золотое правило дренажа»: сливайте только то количество воды, которое необходимо для обеспечения условий движения для полевых работ и обеспечения аэрации корневой зоны сельскохозяйственных культур. Любой дренаж сверх этого, вероятно, уносит нитраты и воду, которые больше не доступны для поглощения растениями. — Приписывается д-ру В. Скаггсу
Понимание управления дренажными водами
Вопросы и ответы об управлении дренажными водами для Среднего Запада — региональная дополнительная публикация 10 специалистов, отвечающая на вопросы об урожайности, качестве почвы и воды и управлении системой. Также доступен в формате html.
Управление дренажными водами: практика снижения содержания нитратов в подземных дренажных системах – Обзор из публикации Симпозиума по бассейну Миссисипи, включая возможности и ограничения.
Подробнее
Информация о проекте
Карта подходящих территорий, основанная на свойствах почвы и топографии, разработанная геопространственными аналитиками NRCS
Стандарты практики сохранения NRCS: Управление дренажными водами (CPS 554 — Стандарт, Техническое задание, Структура для управления водными ресурсами ( CPS 587) План деятельности по сохранению дренажных вод (CAP 130)
Подробнее
Финансовые поощрения
Управление дренажными водами имеет право на получение финансовой помощи в рамках Программы поощрения качества окружающей среды NRCS и Программы обеспечения безопасности природоохранной деятельности для тех, кто соответствует требованиям. Суммы варьируются в зависимости от штата.
Подробнее
Преимущества качества воды
Управление дренажными водами снижает содержание нитратов в дренажных системах, которые вызывают гипоксию в Мексиканском заливе.