На каком расстоянии можно строить дом от красной линии: Прокуратура разъясняет: о застройке дачных и садовых участков
Красные линии. Как расположить дом на участке?
8 ноября 2019
время чтения 3 минуты
При посадке дома на участок необходимо учитывать два наиболее важных фактора:
- соблюдение регламентов по посадке дома на участок, которые предусмотрены в вашем
поселении; - архитектурное понимание того, как правильно расположить дом по сторонам света, где
правильно организовать выездную зону, а где зона отдыха и личное пространство;
Итак, сперва нужно поговорить о красной лилии. Красная линия – это виртуальная полоса, которые занесена в базу Росреестра, и которую видит только геодезист при помощи специального оборудования. Именно красные линии показывают реальные границы каждого участка. Поворотные точки можно выгрузить из базы и передать их геодезисту. Далее он сможет точно вынести все углы участка на реальную местность, вбив колышки и натянув ленту.
Казалось бы, все просто. С какими проблемами можно столкнуться? Часто перед началом строительства на границе участка уже стоит забор соседа, но отталкиваться от него неправильно – сосед при выноске своих границ мог либо ошибиться, либо поставить забор на глазок, либо намеренно отхватить немного вашей территории. И, если при начале строительства строители привяжутся только к этому забору, при окончании строительства может всплыть факт, что забор соседа смещён на полметра-метр от реальной красной линии. Соответственно, расстояние между вашим фундаментом и настоящими границами может не попасть в нормативный размер. В лучшем случае владелец получит штраф за несоблюдение нормативного размера по привязке к соседскому участку, а в худшем случае дом просто не поставят на учёт. Соответственно, у хозяина дома возникнут большие сложности с подключением к энергосетям, канализации, водоснабжению. Такой дом будет сложно также зарегистрировать и продать.
Какие цифры вы должны держать в уме? Санитарный норматив говорит о том, что вы не можете застроить более 40% территории вашего участка. От вашего жилого дома до границы с соседом должно быть расстояние не менее 3 метров. Расстояние от дома до дороги должно быть не менее 5 метров, если же к вашему участку прилегает проезд, от него необходимо отступить также не менее, чем на 3 метра.
Помимо санитарного норматива существуют ещё противопожарные регламенты. Ниже в таблице мы привели основные пункты, действующие в Ленинградской области.
Противопожарный норматив регламентирует расстояние между жилыми домами на соседних участках не менее 6 метров. При этом нежилые строения (гараж, баня) могут располагаться ближе – на расстоянии 4 метров от жилого дома. Противопожарный норматив можно немного обойти, но в рамках закона. Допустим, вы купили участок, где соседи справа и слева построили дома близко к границе с вашим участком. Участок зачастую неширокие, 20-30 метров шириной, и при соблюдении противопожарного норматива с обеих сторон у вас остается очень узкая полоса, в которой вы должны поставить свой дом. В таком случае, деревянный дом можно покрыть огнезащитным материалом, позволяющий поставить дом ближе, или же возвести более массивный забор, который при возникновении пожара на соседнем или на вашем участке защитит от воспламенения соседнее здание.
Кому-то может показаться, что соблюдение противопожарных и санитарных нормативов является необязательным, и ими можно пренебрегать. Тем не менее, когда вы после окончания строительства пойдёте регистрировать свой дом, его могут просто не поставить на учет. Инженеры компании «Фундамент-СПб» встречали такие случаи в своей практике. Бывали случаи, что, когда мы строили нашим клиентам фундамент, дома их соседей, которые стояли либо близко к забору, либо вообще по границе участка, были незаселены. Их не разрешили подключать к газу и инженерным сетям.
Если вы чуть-чуть нарушили норматив, допустим, построили дом не в 3, а в 2,5 метрах от границы, то вы сможете поставить дом на учет с поправкой, что переделаете недочет в ближайшее время. Но если вы не будете ничего переделывать, или это в целом невозможно, то процедура переподписания такого соглашения будет повторяться ежегодно, а это влечет за собой дополнительные хлопоты и затраты.
Архитектурные решения
Теперь давайте поговорим про архитектуру вашего дома и вашего участка. В этом мне поможет Андрей Лебедев, наш коллега-архитектор, с которым мы плотно работаем на многих объектах.
Прежде всего, нужно понимать, что под «домом» архитекторы подразумевают не только его «тёплую часть» (то есть само строение), а весь участок.
Любой участок подразделяется на три части: приёмная пространство, из которого мы должны обязательно попадать в общесемейное пространство, где собираются все члены семьи и гости. Третья группа это личное пространство – оно должно быть тихими, и гость не должен проникать туда в первую очередь.
Это деление распространяется также и на саму землю. Отсюда следует множество факторов, которые они учитывают.
- Во-первых, все внутренние пространства дома должны быть связаны с участком.
- Во-вторых, дом должен располагаться таким образом, чтобы соблюдать нормы инсоляции, то есть чтобы личные пространства (спальня, кухня) были развернуты на восток.
- Общесемейное пространство (гостиная) обращена на запад, и при этом нужно сделать так, чтобы участок не был отрезан от внутренних пространств, и чтобы хозяева внутри дома могли ощущать весь участок, будь он размеров в 6 соток или гектар.
Всё пространство должно быть использовано максимально эффективно.
Размер дома не влияет на то, хороший он или плохой. Всё заключается в его структуре – и именно структурная составляющая делает дом просторным либо тесным. Архитекторы учитывают также любые складки местности, любые особенности участка, и используют их в своих проектах. Проявив все лучшие качества участка, они заставляют сам дом «работать» непосредственно с участком. Этого эффекта невозможно добиться при типовом проекте, где дом оторван от реальной местности.
Задать вопрос
На каком расстоянии от «красной линии» можно строить дом?
На участке в 13 соток хотим построить дом,но согласно ГПЗУ выходит, что надо строить только в 5 метрах от красной линии, мы не хотим это близко к дороге это законно? И как обойти этот пункт.
, ВАЛЕНТИНА, г. Екатеринбург
Елена Калякина
Адвокат, г. Краснодар
Здравствуйте. В строительстве используется такое понятие, как «красная линия». Точное определение приведено в пп. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.Жилой дом следует располагать не ближе, чем 5 метров от линии улицы и не ближе 3 метров от линии проезда.
В нормативном документе СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан. Здания и сооружения» указываются конкретные расстояния, которые необходимо выдерживать при строительстве жилых и иных строений. Так жилое строение (или дом) должно отстоять от красной линии улиц не менее чем на5 м, от красной линии проездов — не менее чем на3 м(п.6.6*). При этом между домами, расположенными на противоположных сторонах проезда, должны быть учтены противопожарные расстояния. Расстояние от хозяйственных построек до красных линий улиц и проездов должно быть не менее5 м(п.6.6*).В нормативном документе СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства» даются аналогичные указания по расположению жилых строений (или домов) на приусадебном участке. Усадебный, одно/двухквартирный дом должен отстоять от красной линии улиц не менее чем на5 м, от красной линии проездов – не менее чем на3 м. Расстояние от хозяйственных построек до красных линий улиц и проездов должно быть не менее5 м(п. 5.3.2).
Похожие вопросы
Договорное право
И можно ли вообще так поступить?
Здравствуйте,у меня просрочен паспорт ( исполнилось 20 лет) Хотел бы арендовать жильё по договору, естественно никто не поймет, что он просрочен,но если вдруг после,это вскроется,не будет ли у меня проблем ? Есть ли да,то какие ? И можно ли вообще так поступить? Заранее спасибо за ответ,я буду очень благодарен.
, вопрос №3464479, Андрей, г. Москва
Семейное право
Можно ли через суд погасить мою задолженность 150 000 р
Мы в разводе. После развода супруга подала в суд о разделе дома и автомобиля. суд дом разделил на две доли а за автомобиль я должен выплатить супруге 150 000 р. Половину дома супруга хочет продать мне моя доля в доме не нужна. Продать пол дома в деревне большая проблема, продать дом целиком препятствует супруга из каких соображений не знаю. Можно ли через суд погасить мою задолженность 150 000 р. моей половиной дома. Кадастровая стоимость дома немногим более 400 000 р. Продать дом целиком можно за 350 000 р.
, вопрос №3463752, Александр, г. Москва
Гражданское право
Я являюсь акционером АОЗТ завод Красная Заря, предприятие ликведировано в августе 2005 года, я бы желал
Я являюсь акционером АОЗТ завод Красная Заря, предприятие ликведировано в августе 2005 года, я бы желал получить дивиденты по акциям, но внешний управляющий, Саркисов Александр Михайлович, для связи не доступен, номер телефона, который указан, не зарегестрирован в сети.
, вопрос №3463224, Михаил, г. Санкт-Петербург
25 советов, которые вы должны знать о красных линиях и исполнительных чертежах
Блог > Строительство > 25 советов, которые вы должны знать о красных линиях и исполнительных чертежах
Хуан Родригес 5 комментариев
Исполнительные чертежи требуются почти в каждом проекте, и это обычная практика для использования в будущем. Запись состояния строительства и соблюдение чертежей красных линий во время строительства может быть препятствием, которое необходимо устранить перед получением окончательного платежа или освобождением удержания.
В этой статье представлены некоторые передовые методы, рекомендованные генеральными подрядчиками и строителями, которые облегчат процесс сборки для вашей компании и бригад в полевых условиях.
Кто отвечает за исполнительные чертежи?
Регистрация исполнительных чертежей является обязанностью генерального подрядчика в процессе строительства. Полевые бригады будут собирать данные и информацию по мере выполнения работ, фиксируя все изменения и модификации во время строительства. Очень важно выделить немного денег из вашего бюджета, чтобы завершить процесс, но следование этим советам может сэкономить вам деньги и значительно повысить эффективность вашего проекта.
Но прежде чем мы начнем, важно прояснить пару вещей:
- Спрашивайте уровень точности при заключении договора переговоров
- Убедитесь, что формат требуется для встроенного
- Убедитесь, что к чертежам добавлено соответствующее заявление
25 Советы по исполнительным чертежам
Для улучшения управления исполнительными чертежами предлагаются следующие рекомендации:
- Не ожидайте, что архитектор или дизайнер поставит печать и подпись на чертежах. Они не несут окончательной ответственности за изменения, внесенные в процессе установки или в директивах на местах. Им за это не платили.
- Избегайте использования таких слов, как подобный, эквивалентный, и замените их правильной и подробной информацией, которая является частью оборудования, установленного в проекте.
- Если вам нужно нарисовать и добавить подробную информацию о проекте, рекомендуется использовать тот же масштаб в исполнительной документации, что и масштаб оригинального чертежа проекта.
- Не удаляйте и не удаляйте исходные размеры и измерения. На исполнительных чертежах должны быть изменены размеры путем зачеркивания или использования знака «Х» поверх исходного размера. Затем запишите новое значение и окружите его облаком, чтобы продемонстрировать изменение.
- Если контракт позволяет, добавьте информацию об изготовлении, монтаже, установке и заводских чертежах в исполнительную документацию.
- Все новое оборудование и используемые материалы должны содержать спецификацию местоположения, размеры, тип материала и другие соответствующие сведения.
- Если специальное оборудование установлено другими подрядчиками, четко обозначьте эту информацию как часть исполнительных чертежей.
- Подземные коммуникации должны иметь данные о высоте, типе материала, наземном покрове, глубине, диаметре и направлении потока, если это необходимо.
- Предоставьте фотографии и информацию обо всех препятствиях в этом районе.
- Каждое примечание и документ должны иметь отметку о времени и дате, указывающую, когда примечание было добавлено к чертежу.
- Убедитесь, что все чертежи датированы после завершения красных линий. Будьте последовательны в расположении даты, чтобы убедиться, что все знают о дате пересмотра.
- Некоторые чертежи и детали дизайна должны быть проштампованы и запечатаны тем, кто делал внешний дизайн.
- Добавить все примечания на определенном листе в один чертеж. Это облегчит завершение сборки и уменьшит количество ошибок.
- Иногда в чертежи необходимо добавлять листы. Если это так, вы можете попросить AEC предоставить вам порядковый номер в соответствии с набором чертежей и использовать тот же масштаб и легенду, что и в оригинальном проекте.
- Исполнительные чертежи должны храниться на месте в течение всего процесса строительства.
- Исполнительные чертежи должны находиться под контролем одного лица, управляющего доступом к чертежам.
- Используйте цветные карандаши следующим образом: красный цвет указывает на удаленные элементы; зеленый цвет отражает дополнения проекта или новое оборудование; в то время как синий указывает на то, что предоставлена конкретная информация или подробности.
- При необходимости объясните изменения и используйте четкие надписи. Примечания и исправления рекомендуются.
- Используйте ту же легенду, что и на исходных чертежах.
- Рабочие чертежи и другую информацию для подачи можно добавить в качестве приложений и добавить примечание к соответствующему разделу чертежа.
- Если для конкретного чертежа не требуется никаких изменений, укажите это и пометьте их как выполненные.
- Добавьте индексный лист, если необходимо, к окончательному исполнительному пакету.
- Добавьте имя подрядчика, дату и четко обозначьте чертежи как «чертежи с красными линиями только для целей исполнительной подготовки.
- Отсканируйте и сохраните чертежи в облаке для дальнейшего использования.
- Документ о завершении проекта и дате подачи.
Как вы храните и записываете исполнительные чертежи и чертежи Redline для проекта? У вас есть советы, чтобы добавить? Оставьте комментарий ниже.
Рубрики: Строительство
О Хуане Родригесе
Хуан Родригес является специалистом по управлению проектами (PMP) и зарегистрированным профессиональным инженером в Иллинойсе, Нью-Йорке и Пуэрто-Рико с более чем 21-летним опытом управления крупными строительными работами, энергетикой проекты генерации и возобновляемой энергетики. Он имеет международный опыт работы в США, Канаде и странах Карибского бассейна. Г-н Родригес также предлагает свои услуги в качестве консультанта строителям, подрядчикам и специалистам, связанным со строительством. Хуан — отличный оратор и настоящий лидер, который знает, как совместить простую старую школу с новыми технологиями, чтобы добиться максимальных результатов для вашей организации. Хуан внесет свой вклад благодаря своему глубокому пониманию корпоративной и отраслевой практики, применимых законов, процессов, стандартов и предоставит оценку проектной деятельности. Он продемонстрировал отличные коммуникативные и межличностные навыки, великолепный контракт и деловую хватку.
Домовладельцы Дальнего Саут-Сайда задаются вопросом о влиянии расширения Red Line на стоимость недвижимости
Моник Бэнкс-МакГи пыталась продать свой семейный дом в течение нескольких месяцев, прежде чем она получила письмо, в котором говорилось, что недвижимость может быть приобретена для расширения Чикаго Транзит Красная линия власти. Каркасный дом, который она в настоящее время сдает в аренду в районе Роузленд, находится на предполагаемом пути крупного транзитного проекта.
«Мы не проводили оценку дома, но запрашиваемая цена составляет 35 000 долларов. Если вы посмотрите на рынок в этом районе, то они стоят столько же, сколько и меньше», — сказал Бэнкс-МакГи, чьи родители купили дом 50 лет назад.
Первоначальная цена покупки давно стерлась из памяти.
«Это удар для нашей семьи, потому что мы не ожидали, что рынок изменится. Дом, в котором мы выросли, жили… ничего не стоит», — сказала она. «И нас постоянно просят снизить цену, чтобы продать его».
Этот дом входит в число более чем 200 объектов недвижимости в Розленде, Вашингтон-Хайтс, Уэст-Пуллман и Ривердейл, которые могут быть приобретены CTA, чтобы освободить место для проекта стоимостью 2,3 миллиарда долларов по расширению железнодорожной линии до южной границы города.
Сегодня последний день общественного обсуждения двух предлагаемых путей расширения Красной линии. Транзитное агентство и мэр Рам Эмануэль объявили в воскресенье, что они инвестируют 75 миллионов долларов, чтобы определить местонахождение линии, что является частью требования подать заявку на получение 1 миллиарда долларов из федеральных фондов для оплаты проекта.
Некоторые жители преимущественно чернокожих общин, затронутых расширением, поддерживают проект, потому что он может расширить доступ к общественному транспорту и обеспечить рабочие места и экономическое развитие в районе, который нуждается во всех трех аспектах. Но для домовладельцев, таких как Бэнкс-МакГи, экономическая выгода неясна. История городской сегрегации жилья означает, что дома, купленные несколько десятилетий назад, мало что подорожали. Эксперты говорят, что в связи с недавним жилищным кризисом домовладельцы мало что выиграют, если их дома заберут, чтобы освободить место для расширения красной линии.
Бэнкс-МакГи и большая часть ее семьи переехали в Атланту много лет назад, но ее бывшие соседи могли пострадать.
Согласно федеральному закону, государственные учреждения, приобретающие землю для общественного пользования, должны платить за недвижимость не менее справедливой рыночной стоимости. Но справедливая рыночная стоимость мало что значит в сообществах, где стоимость недвижимости так и не выросла после жилищного кризиса. Несмотря на скромное восстановление рынка недвижимости после самых мрачных дней, дома в Роузленде, Оберн-Грешэме и соседних общинах продаются сегодня по ценам середины 2001 года, согласно историческим данным Института жилищных исследований Университета ДеПола.
Стоимость домов по всему городу в Чикаго составляет примерно три четверти их пиковой стоимости в эпоху пузырей – и этот разрыв неуклонно сокращается. Но дома в Дальнем Саут-Сайде восстанавливаются гораздо медленнее и продаются всего за половину того, что стоили бы десять лет назад.
Цены на жилье в Роузленде, Ривердейле и других районах Дальнего Саутсайда еще больше упали во время жилищного кризиса и восстанавливались медленнее, чем в остальной части Чикаго. На этой линейной диаграмме показано относительное изменение цен на жилье с 2000 года, что указывает на то, что городу придется платить исторически низкие цены за недвижимость в связи с расширением Красной линии. (Роузленд входит в группу Auburn Gresham/Chatham. )
Источник: Институт жилищных исследований Университета ДеПола
Ситуация может принести пользу CTA, но не домовладельцам, которые мало что получат от своих инвестиций и мало что могут оставить своим детям.
«Один из способов, которым мы можем разделить богатство, — это оставить наследство нашим детям, и это наследство будет заключаться в владении домом», — сказала Маргарет Вутен, старший директор Чикагской городской лиги по жилищным вопросам и финансовым возможностям. «Ценность дома — это часть наследия, которое вы оставляете потомкам».
Справедливая рыночная стоимость в обесценивающемся районе
Шари Родители Генри купили семейный дом в 1970 году после того, как покинули жилищный комплекс Дирборн Хоумс.
Шари Генри живет со своей матерью в их давнем семейном доме, который будет приобретен и снесен в соответствии с одним предложением о расширении Красной линии. «Это был первый дом моих родителей», — сказала Генри, которая вернулась в Чикаго девять месяцев назад после смерти мужа. «Для них переезд стал большим достижением. Это было в то время, когда многие семьи переезжали дальше на юг в свои собственные дома после проживания в государственном жилье, и мои родители были одной из таких семей».
Дом, в котором выросли Генри и его младшая сестра, находится на восточной стороне железнодорожных путей Union Pacific; Красная линия может быть построена по обе стороны от путей. На восточной стороне больше жилой недвижимости; на западной стороне больше коммерческой недвижимости.
Генри получила письмо от CTA о собственности, но она задается вопросом, правильное ли решение построить линию. По ее словам, этот район потерял население: школы полупустые, а для продления линии требуется несколько предприятий. По ее словам, скоростной автобусный транспорт может быть более экономичным вариантом.
«Это не тот район, который процветает, он отчаянно нуждается в транспорте», — сказал Генри. «Поэтому меня беспокоит разрушение дома из-за чего-то ненужного».
Она не уверена, как проект повлияет на стоимость ее собственности. Сейчас это не беспокоит ее или ее мать, поскольку CTA еще не принял окончательного решения о размещении линии. Но Генри знает, что дома в этом районе обесценились, и она винит в этом упадок и множество заброшенных домов.
«Налоги моей мамы меньше 10 долларов. Она старше, но это действительно показывает, насколько упала стоимость недвижимости в этом районе», — сказал Генри.
Сотрудник CTA и житель указывают на карту, на которой отмечены объекты, отмеченные как «перемещенные здания», во время публичных слушаний по проекту расширения красной линии, состоявшихся 1 ноября 2016 года в миссионерской баптистской церкви Св. Иоанна. Сразу за путями Бонни Кэннон вздохнула с облегчением. Ее дом был спасен благодаря травянистому бульвару, который мог быть местом для варианта с западной стороны линии. Тем не менее Кэннон беспокоится о своих соседях, многие из которых являются пожилыми пенсионерами и владеют своими домами десятилетиями. Одиннадцать лет назад Кэннон купила кирпичное бунгало за 159 долларов. 000, но она сказала, что рыночная стоимость сейчас на 20 000 долларов меньше, чем она заплатила за дом.
«Они не получат столько, сколько заплатили за дом», — сказал Кэннон о давних соседях, чьи дома могут быть куплены для расширения Красной линии. «Некоторые могут получить стоимость дома, потому что тогда они не платили так много. Те, кто покупают сейчас, не получат это обратно. Я знаю, что если мы продадим наш дом сегодня или завтра, мы не получим того, за что заплатили».
Транспортному агентству еще далеко до приобретения недвижимости, но чиновники заявили, что надеются договориться с жителями о покупке недвижимости. Федеральный закон требует справедливой рыночной стоимости на момент покупки, а в некоторых случаях — первоначальной покупной цены, заявили представители транзита. Закон также требует расходов на переезд для любого перемещенного домовладельца, арендатора или владельца бизнеса.
«Если есть недвижимость, рыночная стоимость которой значительно ниже первоначальной цены покупки, есть способы компенсировать разницу при приобретении недвижимости, но это, опять же, в каждом конкретном случае». сказал Брайан Стил, представитель Чикагского транзитного управления. «Мы так далеки от этой фактической точки зрения, что трудно сказать, какое влияние это окажет на такие переговоры».
Влияние транзита на стоимость имущества
Исследования показали, что в среднем стоимость недвижимости вблизи транспортных магистралей имеет тенденцию к увеличению, но это зависит от различных рыночных сил, говорит Дена Белзер, президент Strategic Economics Inc., калифорнийской консалтинговой фирмы по городской экономике, специализирующейся на развитии транспортных сетей.
В 2008 году ее группа провела исследование, которое показало, что стоимость домов на одну семью рядом с транзитом увеличилась на 2-32 процента.
«Я не думаю, что есть что-то среднее», — сказала она. «Я думаю, более реалистично сказать, что транспорт в целом оказывает положительное влияние на стоимость недвижимости, но величина этого увеличения весьма изменчива».
Районы, в которых в течение длительного времени наблюдается низкая стоимость жилья, могут не увидеть немедленного подъема. Вместо этого стоимость жилья может неуклонно расти в течение многих лет.
Это произошло, когда линия легкорельсового транспорта была проложена в многонациональном районе Лос-Анджелеса со смешанным доходом. По словам Белзера, железная дорога была построена в 1980-х годах, но в этом районе только сейчас наблюдается рост стоимости недвижимости.
Транспорт сам по себе не увеличивает стоимость недвижимости. По ее словам, необходимо скоординированное планирование и политика, дополняющие транзит. Города должны иметь эффективную политику зонирования, которая позволяет жилой застройке с более высокой плотностью населения стимулировать развитие, ориентированное на транзит. Чтобы максимизировать общественный транспорт, станции должны быть безопасными, чистыми, удобными для пешеходов и велосипедистов, а также обеспечивать удобную высадку пассажиров. Белзер сказал, что частота поездов, которые связывают пассажиров с местами назначения, не составляет труда.
Для населенных пунктов Дальнего Саутсайда, таких как Ривердейл, которые отрезаны от общественного транспорта, продление красной линии может улучшить доступ жителей к рабочим местам. С другой стороны, расширение может спровоцировать джентрификацию, которая может привести к перемещению постоянных жителей. Это произошло в Портленде, штат Орегон.
Портленд построил транзитную линию через экономически депрессивное чернокожее сообщество, что привело к «росту цен на жилье или увеличению масштабов». Черные семьи были вытеснены, и «появились белые хипстеры», — сказала Джанет Л. Смит, содиректор и доцент Центра Натали П. Вурхиз, который выступает за всестороннее развитие сообщества.
Трудно сказать, могло ли это случиться с Розлендом, заметил Смит.
«Вы должны предвидеть, что [стоимость имущества] может вырасти, что повлияет на семьи», — сказала она. «Положительно, потому что они могут продать свой дом и заработать немного денег. Отрицательно, у них нет дохода, чтобы покрыть более высокие налоги».
Но есть способы, которыми жители могут сохранить доступное жилье: налоговые льготы для домовладельцев, ограничение налога на недвижимость, особенно для лиц с фиксированным доходом, и субсидии на аренду.