Фахверковые дома что это: что это, технология и фото домов
Фахверк | это… Что такое Фахверк?
Фахверковые дома в Моншау, Германия
Фахверк (нем. Fachwerk — (каркасная конструкция, фахверковая конструкция) — тип строительной конструкции, при котором несущей основой служит пространственная секция из наклонных (под различным углом) балок из древесины хвойных пород. Эти балки видны с наружной стороны дома и придают зданию характерный вид; пространство между балками заполняется глинобитным материалом, кирпичом, иногда также деревом. Фахверк появляется в XV веке в Германии и становится очень популярным в Европе, особенно в северной части (от Бретани до Польши). В XX веке этот стиль переживает новый расцвет благодаря средневековому колориту и эффекту натуральности строительных материалов.
Содержание
|
История
Наиболее древним из дошедших до нас деревянных зданий каркасной конструкции является храм в Японии, построенный из кедра свыше 1300 лет назад[источник не указан 115 дней]. Вообще, каркасный метод в этой стране использовался довольно широко, в частности, для строительства крепостей (а «каркасно-бумажный» тип жилого здания позволял жильцам выжить в случае тайфуна или землетрясения). В Германии существуют исторические сооружения, построенные в XIV веке, один из которых, датируемый 1347 годом — в Кведлинбурге.
В Европе особое развитие каркасного строительства пришлось на средневековье. По некоторым историческим источникам, в Европе фахверковые дома встречались уже в XI веке. Постепенное накопление опыта строительства, повышение мастерства плотников (чему немало способствовало развитие кораблестроения), а также стремление к экономии древесины и другие факторы привели к широкому распространению в Германии и Франции фахверкового метода строительства. (нем. Fachwerk, от нем. Fach — панель, секция, и нем. Werk — сооружение). Дом, построенный по фахверковой технологии, называется фахверкхаус.
Эволюция
Дома такой каркасной конструкции, которые можно увидеть сегодня в Старой Европе, стали строиться в Средние века. Однако история его простирается гораздо дальше в глубину столетий. Каркасные дома человек строил везде, где только произрастали леса, и где уровень культуры и технического развития создавали благоприятные условия для этого. Фахверк появляется в XV веке на территории современной Германии и становится очень популярным в Европе, особенно в северной части (от Бретани до Польши). Исторические источники сообщают о существовании построек фахверкового типа уже в X—XI веках, а к XVI веку плотницкое мастерство в строительстве домов достигло своего совершенства. Массовая застройка продолжалась до XVIII века включительно, а в наши дни этот вид строительства возродился из-за тенденции к экологическим материалам и практичности конструкции.
Вначале это была простая столбчатая конструкция, где деревянные столбы закапывали в землю, а сверху на них вешали прогоны. На прогоны укладывали стропила и соломенную кровлю. Пол чаще всего был земляной или глиняный. Всё — в полном соответствии с технологиями того времени. Так как изготавливать стойки и балки прямоугольного сечения тогда ещё не умели, то поэтому использовали во всех строениях бревна и жерди. Заполнение каркасных стен делали из самана (глина, армированная соломой или камышом).
Впоследствии столбы перестали закапывать в землю, чтобы предотвратить гниение. Стойки каркаса теперь ставятся на уложенные в земле камни — по одному большому камню на каждую стойку. На смену бревнам приходят конструктивные элементы (стойки, балки и др.) прямоугольного сечения. Также экспериментальным путем было установлено, что для лучшей устойчивости сооружения в конструкцию стен необходимо добавлять наклонные элементы — распорки и подкосы.
Конструкция
Фахверковые дома имеют жёсткий несущий каркас из стоек (вертикальных элементов), балок (горизонтальных элементов) и раскосов (диагональных элементов), которые и являются основной отличительной особенностью конструкции фахверка. Раскосы придают жёсткость и прочность каркасам фахверковых домов. Пространство между элементами каркаса заполнялось смешанными с глиной камышом, ветками, соломой или различным строительным мусором; полученные панели штукатурились, при этом сам каркас обычно оставлялся на виду. Элементы каркаса визуально расчленяли белые стены и придавали облику зданий особую выразительность, которая стала главной архитектурной особенностью фахверка. Наиболее богатые горожане заполняли межкаркасное пространство деревянными резными панелями. Пик применения резных украшений пришёлся на конец XVI — начало XVII века.
Известная жёсткость и прочность каркаса фахверковых домов достигалась применением разнообразных и точных соединений деталей — на потайной шип, на шип «ласточкин хвост», врубками и др., закрепляемых деревянными нагелями. Именно так были построены сотни тысяч деревянных домов в Европе, которые стоят уже по 300—500 лет, а это лучшее доказательство надёжности технологии. Одновременно с немецким фахверком возникли аналогичные технологии каркасного строительства в Швейцарии, Франции, Англии и других странах. Все эти технологии, включая фахверк, позднее получили общее название Post & Beam — «стоечно-балочные». Однако довольно часто термином «фахверк» обозначают любые стоечно-балочные конструкции и здания.
Конструкция этажных выступов
Очень часто в фахверковой конструкции можно заметить такую особенность, как этажные выступы. Строительная техника, где этажи выступают вперед один над другим, для современного человека является чем-то непонятным и диковинным и, в попытках объяснить необходимость такого разделения этажей, нередко можно услышать различные мнения, имеющие с действительностью мало общего. Одним из таких мнений является утверждение, что посредством выступов зодчий стремился увеличить площадь каждого вышестоящего этажа. Без сомнения, такое утверждение может показаться справедливым, однако увеличение площади, которое, заметим, весьма незначительное (выступы редко достигают полуметра), является лишь полезным побочным эффектом другого обстоятельства. Дело в том, что фронтонная стена с большим количеством окон, имея наибольшую высоту по сравнению с боковыми, более всего подвержена воздействию осадков. Строя из дерева, материала, имеющего острую необходимость в защите от губительной влаги, средневековые зодчие стали использовать технику выступов, благодаря которой вода от дождя, попадая на фасад, стекала не с этажа на этаж и на фундамент, а непосредственно на землю. Такая техника защиты деревянных строений, согласно историческим исследованиям, была известна еще древним грекам. Боковые стены из-за плотного (в городах) прилегания друг к другу домов и, часто не имеющие окон, особой нужды в защите не испытывали и сооружались обычным способом. Стремление защитить фасад от чрезмерного намокания постепенно получило творческое направление, а техника выступов стала использоваться для строительства всевозможных балконов и эркеров.
Заполнение стен
Самым доступным и наиболее часто использовавшимся в качестве заполнителя фахверковых стен всегда был глиняный саман. Глину армировали (смешивая ее с соломой или камышом), чтобы та не трескалась и не распадалась на отдельные куски. Чтобы саман держался в стене и не выпадал, под него готовили плетёное основание из тонких веток, которые вставляли в заранее сделанные пазы внутри фахверковых полей. В результате высыхания глины образуются щели между заполнением и элементами каркаса. Эти щели раньше заделывались шерстью, смешанной с известью, а в современных условиях строительства их можно зашпатлевать. Затем поверхность самана оштукатуривалась известковым раствором заподлицо с деревянным каркасом и, по необходимости, окрашивалась. Чтобы не испортить внешний вид деревянных элементов фахверка, последние можно предварительно оклеить малярным скотчем.
Также каркас заполняют глиняным кирпичом, как обожженным, так и сырцом, с последующим оштукатуриванием или без него (сырец штукатурят). Применяют обычную или декоративную кладки — по выбору. Старинный способ крепления кирпича к каркасу заключался в использовании трехгранных реек, прикрепленных к внутренним поверхностям каркаса. В крайних кирпичах вырезается паз под рейку. Более простой и современный способ предполагает применение плоских металлических анкеров. В обоих случаях после трех-четырех рядов кирпичей кладку армируют по всей длине. Менее популярно заполнение натуральным камнем. Стены с каменным заполнением красивы, прочны, но тяжелы и хуже держат тепло.
См. также
- Балка Виренделя
Ссылки
- FwHaus.
ru — русскоязычный сайт о фахверковой архитектуре
Конструкция фахверка — особенности и преимущества технологии
Фахверк – это один из самых известных в Европе стилей, который зародился в XV столетии, постепенно развивался и совершенствовался, а сегодня он становится популярным и на территории России. Вопрос первоначального места появления стиля остаётся открытым, однако его родиной принято считать Германию, именно от немецкого языка и произошло название, обозначающее решетчатую конструкцию каркаса. Изначально фахверковые дома имели определенный вид и строились по заданному стандарту, но со временем стиль претерпевал различные изменения: улучшались материалы и обновлялись технологии. Современный фахверк, безусловно, отличается от тех типов построек, которые встречались ранее, но архитектурная форма и особенности внешнего вида, которые выделяют его среди других, по-прежнему остаются неизменными.
Особенности конструкции фахверкового дома
Спустя столетия качество фахверкового строительства повышалось, что происходило благодаря активной работе над совершенствованием материалов и технологий возведения зданий. На изготовление каркаса элитного фахверка идет прочный клееный брус. Вся основная тяжесть здания держится на каркасе, и, в случае ремонта, если Вы решите заменить стеновые панели, которыми заполнена деревянная конструкция, Вы можете не беспокоиться за устойчивость каркаса, т.к. это не поспособствует его ослаблению. В фахверковом строительстве практически не используются гвозди — в качестве соединения используются металлические крепежи. Специфика строения допускает использование мелкозаглубленного фундамента, что, безусловно, сказывается на сниженной стоимости готовой постройки в целом.
Преимущества стиля
- Экономичность. Во-первых, в этом типе возведения домов стены не играют роль несущих элементов, т.к. основную нагрузку берёт на себя каркасная конструкция. Эти особенности предполагают использование сравнительно недорогого мелкозаглубленного фундамента. Во-вторых, в качестве стеновых панелей используются утепленные материалы, пропитанные сэндвич-панели и энергосберегающие стеклопакеты, что позволяет сэкономить теплоэнергию.
- Являются экологически безопасными.
- Каркас выполняет не только функцию основной конструкции здания, но также он является и частью дизайнерского решения, ведь вся конструкция остаётся видимой, что относится к обязательному требованию и отличительному признаку стиля. Благодаря конструкции фасад разделяется на секции, и позволяет воплотить в жизнь любые дизайнерские решения.
- Долговечность. Благодаря специальным способам обработки материала и современным технологиям строительства, деревянные дома имеют достаточно длительный срок эксплуатации. Об этом могут повествовать постройки, сохранившиеся по прошествии нескольких столетий и не утратившие своей стойкости и прочности.
- Как правило, дома строятся за довольно короткие сроки, т.к. каркас изготавливается заранее, с использованием новейшего оборудования, после чего происходит наполнение уже готовой основы дома.
Проекты домов фахверк
Shale Style
Fachwerkhaus
Pagano Style
Стоит отметить, что помимо строительства, которое осуществляется по всем правилам и стандартам, различают также и отделку дома под стиль фахверк, которая предполагает лишь оформление фасада здания, построенного по абсолютно любой технологии. Преимущество состоит в том, что внешне фахверковый дом не будет отличаться от постройки, выполненной по всем правилам и стандартам, а также её легко можно осуществить своими силами.
Фахверковые дома Ренна Возвращение в средневековую Францию
Фахверковые дома Ренна. Фото Ричарда Варра
Ренн, живописная прибрежная столица Бретани, также является студенческим городком с 60 000 студентов. Что меня больше всего впечатляет в этом городе с его 2000-летней историей, так это его фахверковые средневековые дома и его обширный и шумный рынок Lices , второй по величине продовольственный рынок во Франции.
Фото Ричарда Варра
В центре мощеного средневекового центра Ренна сохранилось несколько сотен расписных домов с деревянным каркасом — самое большое количество в Бретани. Многие из домов 15 9С 0011-го -го по 17-й -й веков пережили масштабный пожар 1720 года, полыхавший шесть дней, уничтоживший 33 улицы и более 900 домов. Сегодня видны приглушенные красные, коричневые и желтые деревянные фасады более 280 домов, а остальные все еще покрыты штукатуркой.
«После пожара 1720 года, чтобы защитить дома, избежавшие пожара, они покрыли их штукатуркой в середине 18 го века», — объясняет экскурсовод Ренна Северин Эвен, ведя нас по узким улочкам. «В 1970-х они сняли штукатурку, чтобы обнажить свои оригинальные фасады».
Фото Ричарда Варра
Мастера находят часть первоначального цвета на домах, чтобы восстановить первоначальный вид фасадов, где деревянные балки с перекрестными и прямыми узорами часто украшаются ярко раскрашенными оконными наличниками и резьбой, особенно над дверными проемами. . Резьба включает такие мотивы, как львы и стойкие римские солдаты. Предприятия, рестораны, бары и магазины теперь занимают отреставрированные средневековые здания.
«Сейчас это тихий район, и здесь можно свободно гулять», — говорит Северин. «Странно, как Ренн все еще сохраняет эту средневековую привычку иметь много ресторанов на одной улице и другую улицу с барами — как в средневековые времена».
Ти Коз. Фото Рихарда Варра
Проходим мимо одного здания 1505 года по имени Ti Koz , залитого земляно-красной краской. «Это был ресторан, который сгорел в 1990-х годах, но был восстановлен именно таким, каким он был», — говорит Северин. «Это был дом для священников, а теперь это паб. Они сохранили все, что могли, и восстановили его. Вы можете легко увидеть старые детали, такие как статуи вокруг двери».
Сен-Пьер. Фото Ричарда Варра
Башни Реннского собора Сен-Пьер возвышаются на 44 метра над уцелевшими городскими воротами 15 th века, Portes Mordelaises, и прилегающими полуразрушенными средневековыми валами. Величественный собор, который мы видим сегодня, датируется периодом с 16 по 19 века и включает в себя орган с 5000 трубами, подаренный Наполеоном III в 1857 году. Типичный для 17 века потолок с картинами, окруженными позолоченным деревом и с гербом Бретани посередине. Еще одна интересная церковь, 15 -й -й век Часовня Сен-Ив с готической архитектурой и оригинальным потолком теперь является домом для туристического информационного центра Ренна.
Рынок вшей. Фото Ричарда Варра
Цветочный рынок. Фото Рихарда Варра
Мне посчастливилось оказаться в Ренне в субботу, в базарный день, и увидеть несколько сотен торговцев и фермеров со всего региона, которые везли тележки за прилавками, переполненные продуктами, морепродуктами и мясом. Я иду вдоль красочной какофонии витрин с жареными цыплятами, созревающими бананами и клубникой, блестящими красными перцами и цветущими цветами. В Бретани и Нормандии выращивают 120 сортов яблок, а также много сидра, отмечает Северин. «Раньше это была рыцарская площадь, но теперь у них есть рынок. Все приносят корзины для загрузки».
Городские ворота. Фото Ричарда Варра
Другие достопримечательности, которые стоит увидеть, включают ратушу Ренна 18 века на площади Мэри и Оперу на другой стороне площади. Построенная через столетие после мэрии, Опера округлой формы была разработана, чтобы дополнить изогнутый фасад мэрии. «Это как два кусочка головоломки, один из которых может вписаться в другой», — говорит Северин.
Фрагмент главной палаты парламента Бретани. Фото Ричарда Варра
Главный зал здания 17 го века Парламента Бретани, восстановленного после пожара 1994 года, украшен богато украшенными красными стенами парижским декором с потолками во французском стиле, люстрами и позолоченными панелями. На создание гобелена с рыцарем из Бретани в качестве центрального элемента ушло шесть лет. «Раньше у нас здесь были гобелены на каждой стене, — говорит Северин. «Они были спасены во время пожара 1994 года и отправлены в парижскую мастерскую».
«Но мастерская сгорела, поэтому гобелены, которые мы здесь сохранили, погибли во втором пожаре в Париже», — добавляет она. «Это была судьба».
ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ: www.tourisme-rennes.com
Замок Апинье
Замок Апинье. Фото Ричарда Варра
Этот элегантный отель на окраине Ренна находится в 10-15 минутах езды от центра города. В замке есть просторные, хорошо украшенные комнаты, которые могут придать новый смысл французской сельской местности. Во время нашего визита мы научились французскому застольному этикету у эксперта мадам Жоэль Руо.
Из Atout France: «До работы куратором музея в Нормандии Жоэль Рюо преподавала изобразительное искусство в средних школах Ренна. После выхода на пенсию она углубилась в изучение своей страсти к французскому наследию.
Мадам Жоэль Рюо. Photo by Richard Varr
Эта страсть в сочетании с точностью и усердием в работе побудили ее предложить это исследование эволюции от средневековья до современности l’art de vivre à la française по кулинарному искусству и сервировке стола. Несколько лет назад ее даже пригласили в Елисейский дворец, где она рассказала о протоколе и l’art de la table в официальной обстановке».
www.chateau-apigne.com
Замок Апинье. Фото Ричарда Варра
Нравится:
Нравится Загрузка…
Эта запись была опубликована в Путешествия, Путешествия с метками Франция, фахверковые дома, замок Апинье, рынок Лис, средневековье, здание парламента Бретани , Порт Морделез, Ренн, Ренн Отель де Виль, Ришар Варр, Северин Эвен, Собор Сен-Пьер, Ти Коз, писатель-путешественник. Добавьте постоянную ссылку в закладки.
Фахверковые дома в Труа, Шампань – Франция Новый взгляд
Фахверковые дома, maisons à colombages, в Труа. Photo GLKФахверковые дома — maisons à colombages
Одно из лучших мест, где можно насладиться очарованием пастельных тонов, — это город Труа (произносится как три по-французски, trois ), расположенный в департаменте Об в южной части региона Шампань, к северу от Бургундии и 110 миль к юго-востоку от Парижа. Труа можно посетить в рамках исследований в Шампани (мой собственный метод для целей этой статьи), или по дороге на север из Бургундии или на юг в Бургундию, или даже в рамках однодневной поездки из Парижа.
Каркас maison à colombage сделан из бревен, которые дополнительно поддерживаются различными наполнителями, такими как кирпич, мел, штукатурка и чаще всего непроницаемая смесь, называемая факелы . Torchis представляет собой смесь глины, измельченной соломы, извести и песка, которая обеспечивает относительно хорошую изоляцию. Затем заполнение или весь фасад можно покрыть грубой, деревянной или сланцевой черепицей.
В 17 веке стало модным полностью покрывать фахверковые фасады штукатуркой или штукатуркой, чтобы здание выглядело менее деревенским и более роскошным. Однако в настоящее время демонстрация бревен имеет преимущество с точки зрения очарования.
Труа оставил свой след на карте Европы в 12-м и 13-м веках благодаря крупным торговым ярмаркам, которые проводились здесь из-за привилегированного положения города на торговом пути с севера на юг (старый римский путь Агриппа) из Италии в Северную Европу. и из-за относительной независимости графов Шампани, которые в то время контролировали этот регион.
Попутные пассаты вернулись в Труа в 16 веке и позволили провести красивую реконструкцию города после разрушительного пожара 1524 года, в результате чего многие фахверковые здания можно увидеть сегодня.
Тем не менее, в менее отреставрированных зонах за торговым центром и в его нереставрированных зданиях, таких как это, сохраняется определенный деревенский шарм.
Неотреставрированное фахверковое здание в Труа. Фото GLKЧасти центра города в форме пробки Труа свободны от автомобильного движения, что позволяет совершить привлекательный визит для 2-3-часовой прогулки, если вы проезжаете этим путем, или для поездки на целый день или с ночевкой. Помимо пещерного собора, основные виды, площади и достопримечательности находятся в пробковом теле, в том числе его самый известный религиозный памятник, церковь Святой Мадлен, в которой есть несколько красивых деревянных скульптур и замысловатая каменная кладка…
… но особенно примечателен своими витражами XVI века, в том числе и этим отрывком, изображающим сотворение мира человеком с бородой.
Еще один человек с бородой и в шляпе, связанный с Труа, — это Рачи (1040–1105), выдающийся талмудист и библеист, живший в Труа. Институт Рачи примыкает к синагоге, которая занимает фахверковое здание бывшего аббатства 16-го века, в двух кварталах от Святой Мадлен.
La Maison de l’Outil et de la Pensée Ouvrière, музей инструментов, библиотека, посвященная «мыслям рабочего класса», не для всех, но вы знаете, какое мужское волнение вы испытываете, когда ищете точный винт или трепет в хозяйственный магазин? Что ж, вы найдете его в исторических пиках, посетив эту коллекцию из 10 000 инструментов, особенно из 17-го и начала 20-го веков. Это один из лучших технических музеев Франции. «Мысль рабочего класса» отражена в книгах, посвященных жизни и культуре рабочего класса, а также в технических исследованиях.
Что касается женских ощущений при выборе чулок и других трикотажных изделий, Музей чулочно-носочных изделий/чулочно-носочных изделий в Труа дает прекрасное представление о том, чем Труа был особенно известен с середины 18 века до начала 20 века.