Асфальтобетонная отмостка технология: Отмостка из асфальта 👉 преимущества и технология работ

Содержание

Устройство отмостки из асфальта своими руками – технология

Строительство любого дома или сооружения подразумевает обустройство отмостки. Это требование приводится в пункте 3.182 Пособия к СНиП 2.02.01-83 «Основания зданий и сооружений».

  • Устройство отмостки из асфальта своими руками
  • Требования к отмостке из асфальта
  • Ширина отмостки
  • Глубина и конструкция отмостки
  • Уклон отмостки
  • Материалы для обустройства отмостки
  • Технология устройства отмостки из асфальта
  • Шаг 1 – расчет количества материалов
  • Шаг 2 – подготовка траншеи
  • Шаг 3 – обустройство подстилающих слоев
  • Шаг 4 – укладка асфальта
  • Ремонт отмостки из асфальта
  • Можно ли укладывать асфальт на бетонную отмостку?

Такая конструкция выполняет ряд функций:

  • Защищает грунт около фундамента от размытия дождевой водой и переувлажнения, которое приводит к снижению его несущей способности
  • Снижает глубину промерзания грунта возле фундамента (при условии дополнительного утепления)
  • Обеспечивает дополнительную гидроизоляцию цоколя и фундамента

Люди, не имеющие большого опыта строительных работ, обычно доверяют обустройство отмостки специалистам. Но сама по себе технология не такая уж и сложная. Если ваш дом стоит на нормальном грунте, то с этим вполне можно справиться самостоятельно и тем самым сэкономить.

Достаточно надежными грунтами для строительства считаются:

  • Скальные
  • Песчаные
  • Супеси

К слабым грунтам относятся суглинки, глинистые и торфянистые разновидности. Они подвержены переувлажнению и морозному пучению. Если ваш дом построен на таком грунте, перед началом работ лучше проконсультироваться с местными специалистами в области строительства. Они подскажут, какие особенности обустройства отмостки будут конкретно в вашем случае.

Отмостки делают из разных материалов: асфальта, бетона, тротуарной плитки, гравия, щебня и других. В каждом случае есть свои нюансы и особенности. В этой статье мы рассмотрим конкретно укладку и ремонт отмостки из асфальтобетона, подробно опишем технологию. А если вы хотите больше узнать о плюсах и минусах этого материала, то ознакомьтесь с нашей статьей Асфальт для отмостки – отмостка из асфальта.

Требования к отмостке из асфальта

Планирование работ по обустройству отмостки осложняется тем, что единого норматива конкретно для них нет. Чтобы сделать все по уму, нужно перелопатить кучу противоречивой информации и разобраться, что к чему. И времени на это может уйти больше, чем на саму укладку.

Чтобы облегчить вам задачу, в этом разделе мы собрали все основные параметры, которые нужно знать и учитывать в ходе подготовительных работ. Часть из них устанавливается официальными документами, а часть взята из реальной строительной практики.

Мы рассмотрим такие характеристики отмостки:

  • Ширина
  • Конструкция и глубина
  • Уклон
  • Используемые материалы

Давайте остановимся на каждом пункте отдельно.

Ширина отмостки

Четкие требования предъявляются к отмосткам зданий, построенных на просадочных грунтах. Они даны в пункте 3.182 Пособия к СНиП 2.02.01-83.

В документе устанавливаются такие нормы по ширине отмостки:

Грунтовые условияХарактеристикиШирина отмостки
II тип по просадочностиГрунт может давать просадку от собственного веса, глубина просадки – больше 5 см2 м
II тип по просадочности (при полном устранении просадочных свойств грунта)Были проведены мероприятия по укреплению основания: трамбовка, обустройство грунтовой подушки, силикатизация или другие1,5 м
II тип по просадочности (при прорезке грунта)В толще грунта были установлены сваи, передающие нагрузку от фундамента на нижележащие непросадочные слои
I тип по просадочностиГрунт просаживается под нагрузкой от здания, просадка от собственного веса отсутствует или не превышает 5 см

Для вашего удобства, ниже мы разместили эту таблицу в виде картинки:

Для отмосток на непросадочных грунтах этот параметр особо не нормируется.

Главное, чтобы соблюдались следующие условия:

  • Ширина отмостки превышает ширину пазух фундамента не менее чем на 0,4 м
  • Ширина отмостки достаточна для отвода дождевой воды с крыши от фундамента (для малоэтажных частных домов обычно берут цифру в 20 см от края кровли)

Отсюда получаем минимальную рекомендуемую ширину – 60-80 см. А если вы планируете использовать отмостку в качестве дорожки вокруг дома, то стоит увеличить цифру до 1 м, чтобы по ней было комфортнее ходить.

Глубина и конструкция отмостки

Какой глубины выкапывать траншею для обустройства отмостки? Однозначного ответа на этот вопрос нет и не может быть. Все зависит от того, какую конструкцию вы выбираете.

Единых требований к составу слоев отмостки нет. Их набор будет зависеть от конкретных грунтовых условий.

Чаще всего укладывают такой типовой «пирог»:

  1. Песчаная подушка (10-20 см)
  2. Утеплитель (3-10 см)
  3. Щебень (10-15 см)
  4. Асфальтобетон (3-4 см)

Это конструкция утепленной отмостки. Мы приводим именно ее, потому что она более актуальна для российских условий. Дело в том, что на территории нашей страны распространены глинистые и суглинистые грунты, которые пучинятся при замерзании. А поскольку зимы во многих регионах морозные и долгие, то и на фундаментах такие деформации сказываются очень сильно.

Отказаться от утепления отмостки можно, если:

  • Основание дома – скальный или песчаный грунт с нормальной степенью увлажнения (коэффициент увлажнения – не более 0,8-0,9)
  • Здание стоит на незаглубленном или мелкозаглубленном фундаменте, погруженном в землю не более чем на 10 см (на таких обычно возводят бани, хозяйственные и другие небольшие постройки, реже – жилые дома)

Для утепления отмостки проще всего использовать плиты из экструдированного пенополистирола. Они легко укладываются и не боятся влаги (последним, кстати, грешат многие другие теплоизолирующие материалы). Поэтому в качестве утеплителя в нашем типовом «пироге» мы возьмем именно их.

Глубина траншеи под отмостку должна быть такой, чтобы кромка верхнего покрытия была вровень с землей вокруг дома или немного выступала. Так, под приведенную выше конструкцию нужно будет снять слой грунта в 25-50 см – то есть примерно на длину штыка лопаты.

Более глубокая траншея выкапывается в таких случаях:

  • Дом стоит на пучинистом грунте
  • Фундамент не утеплен
  • Фундамент расположен выше уровня промерзания грунта

При таких условиях нужно снимать как минимум 40 см грунта и делать подстилающие слои отмостки более толстыми.

Уклон отмостки

В пункте 6.26 СП 82.13330.2016 «Благоустройство территорий» приводятся общие требования к уклону отмосток вокруг домов: от 1% до 10% (от 0,6° до 5,7°).

Мы рекомендуем обустраивать уклон в 3-5% (или 2-3°). С одной стороны, такого наклона достаточно, чтобы на отмостке не задерживалась вода. С другой стороны, он достаточно пологий, чтобы по верхнему покрытию было комфортно ходить. Это важно, если вы планируете использовать отмостку в качестве дорожки.

Как соблюсти нужный уклон по всей длине отмостки вокруг дома? Самый простой вариант – воспользоваться уровнем, который уже может быть у вас в хозяйстве. Главное, чтобы он имел либо деления для обозначения наклона, либо поворотный глазок для выставления углов.

Если уровня-угломера под рукой нет, придется вспомнить школьную математику. Допустим, вы засыпаете песчаную подушку, толщина которой у края отмостки – 10 см. Ширина отмостки – 1 м. Если мы берем уклон в 5%, это значит, что с каждым метром ширины слой утолщается на 0,05 м (5 см). То есть толщина отсыпки у цоколя будет 15 см.

Это можно выразить в виде формулы:

Остается только сделать отсыпку нужной высоты с обеих сторон траншеи и разравнять слой так, чтобы переход между двумя точками был плавным. И так – по всему периметру здания.

Материалы для обустройства отмостки

Мы разобрали основные моменты, касающиеся ширины, глубины и уклона отмостки.

Теперь давайте подробнее остановимся на материалах, которые составляют ее конструкцию.

Вам понадобятся:

  • Геотекстиль (опционально)
    Он используется при обустройстве отмостки на грунтах с низкой несущей способностью. Его функция – не давать песку и щебню уходить в землю, чтобы конструкция в целом не проседала. Кроме того, через слой геотекстиля не пробьются ростки сорняков, если их семена остались в траншее под отмостку. Брать рекомендуется иглопробивной текстиль марки по плотности от ДСТ-200 (для плотных грунтов) до ДСТ-400 (для рыхлого и связного песка).
  • Песок крупно- или среднезернистый
    Для укладки песчаной подушки необязательно использовать дорогой песок высшего качества. Для этого подойдет и более дешевый карьерный вид. Главное, чтобы в нем не было большого количества глинистых и пылевидных примесей. Если в вашем регионе мало доступного песка, его можно на крайний случай заменить отсевом фракции 0-5.
  • Щебень фракции 20-40
    Щебень для отмостки должен быть достаточно крепким, чтобы выдерживать трамбовку и укатку вышележащего слоя асфальта. Рекомендованная марка по прочности – не менее М600-800. Лучше брать материал из магматических или метаморфических пород – например, гранита, диорита, серпентинита и других. Не подойдет для этих целей известняковый, мраморный и другие малопрочные виды щебня.
  • Битумная эмульсия
    Она используется для проливки щебня и улучшения сцепления асфальта с подстилающим слоем.
  • Асфальт
    Это материал для укладки финишного покрытия. Оптимальным вариантом будет горячая песчаная смесь (тип Г или Д), а самым дешевым – асфальтовая крошка (она же срезка асфальта). Подробнее о разных видах асфальтобетонных смесей и их особенностях мы писали в статье Асфальт для отмостки – отмостка из асфальта.

Теперь вы имеете представление обо всех ключевых параметрах, которые нужно учитывать при строительстве водозащитной отмостки. В следующем разделе мы дадим пошаговую инструкцию для этого вида работ.

Технология устройства отмостки из асфальта

Сразу отметим, что горячий асфальт – это материал в известной степени «капризный». Его нужно укладывать сразу после доставки, пока он имеет температуру в районе 100°С. Если в работе произошла заминка и асфальт остыл, дальше использовать его уже не получится.

Кроме того, работы нужно проводить в определенных условиях:

  • Температура воздуха не ниже 5°С весной и не ниже 10°С осенью
  • Сухая, ясная погода
  • Отсутствие осадков в течение как минимум 1-2 дней после укладки

Менее прихотливы холодный асфальт и асфальтовая крошка. Их можно укладывать при температурах до -5°С. Но качество отмостки из таких материалов оставляет желать лучшего.

В этом разделе мы пошагово рассмотрим процесс обустройства самого типового «пирога» отмостки из асфальта с пенополистиролом, схему которого мы приводили выше.

Вам понадобятся такие инструменты и оборудование:

  • Колышки и веревка для разметки
  • Строительный уровень (опционально)
  • Лопата для выкапывания траншеи и выкладывания асфальтовой смеси
  • Тележка для подвоза асфальта
  • Гребок для асфальта или обычные грабли
  • Виброплита весом от 75 до 140 кг

Обустраивать подстилающие слои (песок, щебень) можно и в одиночку, но для укладки асфальта вам понадобятся помощники – хотя бы пара человек. Организовать это можно так: двое укладывают смесь на щебенку, а третий сразу же уплотняет ее виброплитой.

Обустройство асфальтовой отмостки состоит из таких шагов:

  1. Расчет необходимого количества материалов для заказа
  2. Подготовка траншеи
  3. Обустройство подстилающих слоев и утепления
  4. Укладка асфальта

Давайте подробно остановимся на каждом из них.

Шаг 1 – расчет количества материалов

Перед заказом материала нужно обязательно посчитать, сколько его потребуется для выполнения работ. Иначе вы рискуете оказаться в такой ситуации, когда строительство идет полным ходом, а у вас внезапно кончается песок или щебень. Или, что еще хуже – асфальт.

Посчитать необходимый объем песка, щебня, асфальтобетонной смеси можно по такой формуле:

Ориентировочные значения k для песка и щебня вы можете посмотреть на странице Коэффициент уплотнения. Для асфальтобетонной смеси можно взять цифру 1,3.

Почему мы советуем брать именно максимальную толщину слоя, а не среднюю или минимальную? Так у вас будет запас материала на случай, если его потребуется больше, чем вы изначально планировали.

Для вашего удобства на нашем сайте есть калькулятор, с помощью которого вы можете быстро посчитать нужный объем и перевести его в тонны.

Число рулонов геотекстиля и плит пенополистирола считается так:

Полученное число округлите до целых в большую сторону.

Примерный объем битумной эмульсии определяется так:

Эмульсию тоже стоит брать с приличным запасом. Ведь оборудования для ее дозированной подачи у вас, скорее всего, нет. А значит, велика вероятность перерасхода.

Шаг 2 – подготовка траншеи

По всему периметру дома отмерьте желаемую ширину отмостки (от 60 см до 1-2 м) и отметьте ее колышками, вбитыми в землю на равном расстоянии друг от друга. Натяните между ними ленту или бечевку. Затем снимите слой грунта нужной толщины (от 20-40 см) между цоколем и линиями разметки.

Лопатой срежьте края ямы под прямым углом. Затем уплотните дно траншеи, пройдясь по нему виброплитой или трамбовкой.

Если вы используете геотекстиль для дополнительного усиления отмостки, уложите его на дно траншеи так, чтобы один его край заходил на цоколь дома. Чтобы материал не отходил от стены, прижмите его рейкой. Отдельные отрезы геотекстиля укладывайте друг на друга с нахлестом не менее 30 см.

Шаг 3 – обустройство подстилающих слоев

На дно траншеи засыпьте песок и разравняйте его, соблюдая нужный уклон. Если вы делаете толстую песчаную подушку (от 20 см), то сначала засыпьте слой толщиной 10-15 см, как следует его утрамбуйте и только потом отсыпайте следующий.

Пролейте песок водой из ковшика или лейки. Затем уплотните его при помощи виброплиты или трамбовки. Уплотнять подушку нужно до тех пор, пока инструмент не перестанет оставлять следы на слое песка.

Если вы хотите дополнительно утеплить отмостку, то выложите плиты пенополистирола на песчаную подушку, подгоняя их вплотную друг к другу и к цоколю дома. При необходимости плиты можно легко обрезать ножом.

Сверху засыпьте слой щебня, также соблюдая необходимый уклон. Утрамбуйте его виброплитой или вручную.

Шаг 4 – укладка асфальта

За 1-6 часов до укладки асфальта необходимо пролить щебень битумной эмульсией. Чтобы розлив получился более равномерным, можно использовать пластиковую бутылку с проделанными в крышке дырками (или взять какую-нибудь старую лейку, если ее не жалко).

Как мы уже отмечали, в качестве покрытия отмостки может использоваться горячий или холодный асфальт, а также асфальтовая крошка.

В их укладке есть такие нюансы:

  • Горячий асфальт доставляется в готовом к использованию виде. Но укладывать и трамбовать его нужно оперативно и в один заход, пока материал еще горячий. Желательно делать это хотя бы в 2-3 пары рук.
  • Холодный асфальт можно сразу высыпать из мешка на подготовленное основание, он не требует нагрева или предварительной подготовки. Но перед этим нужно в течение суток выдержать его при температуре не ниже 10°C, чтобы «активировать» вяжущий битум.
  • Асфальтовую крошку можно укладывать так же, как холодный асфальт – без нагрева. Но если вы хотите получить более крепкое и надежное покрытие, то ее нужно либо растопить, либо добавить к ней битумную эмульсию. В первом случае можно использовать газовую горелку или железную тару, установленную над костром. Замешать крошку с битумом можно в бетономешалке.

В остальном схема укладки одинакова.

Процедура выглядит так:

  1. Выложите подготовленный материал на щебеночное основание. Толщина слоя должна быть примерно 5-6 см, чтобы после трамбовки получились необходимые 3-4 см.
  2. Разравняйте слой асфальта при помощи граблей, гребка (гладилки) или старой швабры. На худой конец сойдет и лопата. Следите, чтобы при этом соблюдался нужный уклон.
  3. Уплотните слой асфальта виброплитой или ручной трамбовкой. Следите, чтобы покрытие исправно поливалось водой – иначе асфальт будет прилипать к инструменту. Если виброплита не оснащена встроенной системой орошения, аккуратно поливайте покрытие из ковшика.

В среднем для уплотнения асфальтобетона хватает 4-6 проходов виброплитой. Ручная трамбовка занимает больше времени. В этом случае готовность покрытия определяется визуально. Если после удара инструментом на нем не остается видимых следов – значит, асфальт в этом месте максимально утрамбован.

Если вы хотите сразу начать ходить по отмостке, то присыпьте готовое покрытие песком. Так оно не будет липнуть к обуви.

Ремонт отмостки из асфальта

Со временем даже самая качественная отмостка потребует ремонта. Если оперативно устранять появляющиеся дефекты, вы сможете значительно продлить срок службы покрытия.

В асфальтовой отмостке могут появляться такие повреждения:

  • Трещины
  • Щель между отмосткой и цоколем

Они опасны тем, что через них в толщу покрытия и грунт около фундамента может попадать вода. Это значит, что отмостка перестает выполнять свою главную функцию. Кроме того, трещины в асфальте приводят к его быстрому разрушению.

Для устранения таких дефектов могут использоваться:

  • Горячий битум
  • Битумная мастика
  • Полимерный герметик

Как и укладка асфальта, его ремонт осуществляется в сухую погоду, при температуре не ниже 5°C.

Процедура обработки выглядит так:

  1. Щель или трещина очищается от мусора, вычищается щеткой или продувается воздуходувкой.
  2. В очищенную полость заливается ремонтный материал, разравнивается скребком или шпателем.
  3. Поверхность трещины посыпается песком, чтобы материал не налипал на обувь.

Если щель между отмосткой и цоколем очень большая, в нее можно засыпать холодный асфальт и утрамбовать его вручную. Для дополнительной гидроизоляции промажьте его битумной мастикой.

И в завершении давайте разберемся с таким необычным вопросом как укладка асфальта на бетонную отмостку.

Можно ли укладывать асфальт на бетонную отмостку?

Такой вопрос иногда можно встретить на строительных форумах. Например, вы купили уже готовый дом, отмостка которого залита бетоном, а вы бы предпочли асфальтовое покрытие. Или если старая отмостка начала разрушаться, а полностью демонтировать ее не хочется.

Ответить на него можно двояко:

  • Если бетонная отмостка в хорошем состоянии (без крупных трещин, сколов, раскрашивания) – да, на нее можно уложить асфальт. Но особого смысла в этом нет. Она уже отлично выполняет свою функцию. В такой ситуации тратить деньги на достаточно дорогой асфальт – нерационально. Если вас не устраивает внешний вид отмостки, проще будет покрасить бетон или уложить на него сверху плитку.
  • Если старая отмостка отошла от цоколя, растрескалась, начала крошиться – укладывать на нее асфальт не следует. Из-за ненадежного основания он сам долго не продержится и скоро придет в негодность.

Технически асфальт можно укладывать на бетонное основание. Более того – это значительно повышает прочность и долговечность покрытия. Именно так строят самые загруженные трассы по всему миру. Но в бытовом строительстве это, как правило, не нужно.

Если же по какой-то причине вам нужно уложить асфальт на бетон, порядок действий будет такой:

  1. Очистите поверхность отмостки от мусора и грязи, хорошенько ее просушите.
  2. Если в бетоне есть небольшие трещины – заделайте их цементно-песчаной смесью и дайте ей затвердеть.
  3. Воспользуйтесь нашей инструкцией по обустройству отмостки из асфальта, сразу переходя к шагу 4.

Подведем итог.

Обустройство отмостки из асфальта – это относительно простая задача, с которой можно справиться самостоятельно. Главное – тщательно соблюдать технологию строительства.

Типовая отмостка имеет такие параметры:

  • Ширина – от 60 см до 2 м
  • Глубина траншеи – от 25 до 40 см
  • Уклон – от 3 до 5%
  • Толщина песчаной подушки – 10-20 см
  • Толщина щебеночной подушки – 10-15 см
  • Толщина асфальта – 3-4 см

Устройство асфальтовой отмостки включает в себя такие шаги как подготовка траншеи, засыпка и трамбовка песка, засыпка и трамбовка щебня, укладка финишного покрытия из асфальта. При необходимости она может также утепляться плитами из пенополистирола.

Ремонт такой конструкции подразумевает своевременную заделку трещин и щелей между цоколем и отмосткой. Для этого используются битум, битумные мастики или полимерные герметики.

Если вам интересно узнать о других вариантах использования асфальта, рекомендуем ознакомиться с нашими статьями по теме:

  • Применение асфальтобетона
  • Асфальт для строительных работ
  • Асфальт для отмостки
  • Асфальт для крыш
  • Асфальт для пола
  • Асфальт для благоустройства территории
  • Асфальт для детских и спортивных площадок
  • Асфальт для дорожек и тротуаров
  • Асфальт для парковки
  • Асфальт для дорожных работ
  • Асфальт для строительства дорог
  • Асфальт для ямочного ремонта
  • Стоимость строительства дороги из асфальта
  • Технология укладки срезки асфальта
  • Технология укладки холодного асфальта
  • Технология ямочного ремонта асфальта
  • Укладка горячего асфальта

Если вы хотите узнать больше о разновидностях асфальта, рекомендуем к прочтению следующие страницы:

  • Виды асфальтобетона (асфальта)

О том, как и из чего делают асфальт, читайте здесь:

  • Производство асфальтобетона

Если вы хотите подробно прочитать о свойствах асфальтобетона, рекомендуем следующие страницы:

  • Характеристики и свойства асфальтобетона
  • Водно-физические свойства асфальтобетона
  • Водопроницаемость асфальтобетона
  • Водостойкость асфальтобетона
  • Набухание асфальтобетона
  • Водонасыщение асфальтобетона
  • Класс опасности асфальтобетона
  • Механические свойства асфальтобетона
  • Деформативность асфальтобетона
  • Колееобразование асфальтобетона
  • Ползучесть асфальтобетона
  • Прочность асфальтобетона
  • Сдвигоустойчивость асфальтобетона
  • Общефизические свойства асфальтобетона
  • Плотность и масса асфальтобетона
  • Пористость асфальтобетона
  • Радиоактивность асфальтобетона
  • Теплофизические свойства асфальтобетона
  • Температурное расширение асфальта
  • Теплоемкость асфальтобетона
  • Теплопроводность асфальтобетона
  • Технологические характеристики и свойства асфальтобетона
  • Однородность асфальтобетонной смеси
  • Сегрегируемость (разделимость) асфальтобетона
  • Удобоукладываемость (подвижность) асфальтобетонной смеси
  • Уплотняемость (формуемость) асфальтобетона
  • Уплотнение асфальтобетона
  • Химические свойства асфальтобетона
  • Эксплуатационные свойства асфальтобетона
  • Горючесть асфальтобетона
  • Износостойкость асфальтобетона
  • Морозостойкость асфальтобетона
  • Срок службы асфальтового покрытия
  • Трещиностойкость асфальтобетона
  • Чем заделать трещины в асфальте
  • Шероховатость асфальтобетонного покрытия

В компании Грунтовозов вы можете приобрести следующие виды асфальта:

  • Горячий асфальт
  • Холодный асфальт

Также у нас в продаже есть срезка асфальта (асфальтовая крошка).

Если вы хотите купить асфальт конкретной фракции:

  • Крупнозернистый асфальт
  • Мелкозернистый асфальт

Если вы хотите купить горячий асфальт, обратите внимание на следующие его разновидности:

  • Горячий крупнозернистый асфальт
  • Горячий мелкозернистый асфальт

Также у нас в продаже имеется холодный асфальт:

  • Холодный мелкозернистый асфальт

    Обустройство асфальтовой отмостки вокруг частного дома

    Обустройство отмостки – один из завершающих этапов строительства, своеобразное связующее звено между собственно возведением здания и благоустройством придомовой территории. Отмостку устраивают после отделки фасада здания и одновременно с сооружением въезда в гараж и наружной лестницы. Эти архитектурные элементы тесно взаимосвязаны между собой.

    Отмосткой называют декоративно-защитный элемент в виде полосы, которая прилегает к цоколю или фундаменту по периметру строения с уклоном 1-10 см на 1 м (1-10%) от стены. Ширина отмостки от 0,6 до 1,2 м.

    Для чего нужна отмостка

    Функционально отмостка относится к системе водоотведения. Этот элемент защищает основание фундамента от разрушительного воздействия талых и дождевых вод. Благодаря уклону полотна отмостки поверхностные стоки направляются в систему водоотведения.

    Полотно отмостки сдерживает рост культурных и сорных растений, предотвращает их произрастание непосредственно у стен. Это помогает избежать переувлажнения и возможных повреждений фундамента мощными корнями кустарников и молодой поросли деревьев.

    Отмостка может служить дорожкой, в некоторых дизайнерских решениях она логично продолжается мощеной зоной отдыха или перетекает в систему садовых тропинок. Отмостка придает облику здания стилистически законченный вид и визуально подчеркивает жилую зону.

    Кроме этого, отмостка способствует стабилизации газового режима слоев грунта, непосредственно прилегающих к фундаменту, и ослабляет воздействие сил морозного пучения. Пучение грунта создает боковые нагрузки на фундамент, что со временем приводит к его деформациям и разрушению здания.

    Конструкция отмостки

    Срок службы отмостки должен быть сопоставимым со сроком эксплуатации самого фундамента и строения в целом. Конструктивно она состоит из подстилающего и декоративного слоев.

    Подстилающий слой обеспечивает опору для наружного покрытия. В зависимости от геологических особенностей участка, архитектурного решения строения, материала внешнего покрытия и финансовых возможностей застройщика, основным материалом для его обустройства может быть глина, гравий, щебень, песок или комбинация этих материалов.

    Декоративный слой

    Для покрытия отмостки применяют водонепроницаемые и устойчивые к размыванию материалы. В сравнительно недавнем прошлом отмостка полностью выполнялась из глины. В современном строительстве глиняный слой отмостки выглядит анахронизмом. Глину целиком и полностью вытеснил бетон и материалы на его основе. Бетонный слой дольше служит, не нуждается в уходе, не пачкает ноги и в процессе укладки может быть предварительно окрашен в цвет, соответствующий художественному замыслу. Бетон – идеальное решение в случаях, когда есть сомнения в надежности гидроизоляции фундамента. В зависимости от использования бетона отмостка подразделяется на мягкую и твердую. Среди возможных вариантов выбора покрытия есть смысл обратить внимание на асфальтобетон.

    Асфальтобетон

    Это искусственный композитный материал, состоящий из вяжущего органического компонента с минеральными наполнителями. Асфальтобетон применяется в строительстве как материал для обустройства защитных покрытий, начиная от дорожного полотна и заканчивая полами крупных промышленных зданий. Асфальтовая отмостка обходится сравнительно недорого, она неприхотлива и долговечна. Основной недостаток материала – выделение дурно пахнущих летучих компонентов при сильной жаре, особенно в первые годы эксплуатации.

    Сооружение отмостки

    При сооружении асфальтобетонной отмостки следует руководствоваться СНиП 2.02.01 83 и СНиП III-10-75. В первом упомянутом документе прописаны общие моменты, в частности, особенности расчета деформаций. В СНиП III-10-75 предоставляется более подробная информация.

    Расчет уровня цоколя

    Уровень цоколя определяется в зависимости от физических свойств покрытия отмостки. Гравий, щебень, скрытая отмостка позволяют ограничить высоту цоколя 30-35 см. При выборе в пользу твердых покрытий рекомендуется увеличить высоту цоколя до 50 см.

    Расчет ширины отмостки

    При расчете ширины отмостки учитываются вынос карнизного свеса и свойства грунта. При этом учитываются предполагаемые условия ее эксплуатации. Основной параметр грунта – его склонность к проседанию. Для грунтов, не проседающих под собственным весом, рекомендованная ширина отмостки составляет не менее 70 см. На грунтах, проседающих под собственной тяжестью – не менее 100 см.

    Ширина отмостки считается достаточной, если она превышает вылет кровли на 20 см для нормальных грунтов и на 60 см для глинистых просадочных грунтов.

    Окончательное решение принимается исходя из особенностей назначения отмостки. Следует учесть, что на разных участках периметра дома функции отмостки могут несколько разниться, соответственно допускаются различия в ширине. Основная функция защиты фундамента может сочетаться с эпизодическим или интенсивным пешеходным движением либо с эпизодическим движением автомобиля.

    Протяженность отмостки

    Соответствует длине периметра дома. Отмостка должна быть непрерывной, за исключением места обустройства крыльца.

    Высота (толщина) отмостки

    В нормативных документах высота отмостки из асфальтобетона не указана, исходя из строительной практики, рекомендуется ориентироваться на минимум 70 мм. Наиболее оправданной считается толщина 100-150 мм. Отмостка должна возвышаться над уровнем грунта не меньше, чем на 50 мм. Основание рассчитывают исходя из предполагаемой эксплуатационной нагрузки.

    Уклон

    Уклон отмостки обеспечивает сток воды. Чем круче уклон, тем лучше водоотведение, но неудобнее для перемещения. Рекомендованный уклон асфальтовых отмосток – 3-5%, т. е. 3-5 см на 1 м ширины.

    Компенсационный зазор

    Между полотном отмостки и стеной обязательно должен оставаться зазор шириной 1-2 см. его заполняют герметиком, экструдированным полистиролом или песком. Этот зазор нужен для компенсации термических деформаций элементов конструкции и грунта. Основное назначение шва – защита гидроизоляции подвальных стен и облицовки цоколя от повреждений.

    Дренаж

    Обеспечить практически полный отвод воды от фундамента возможно при ширине отмостки не менее 3 метров. Это не всегда возможно и не всегда целесообразно. Гораздо более оправданное решение – обустройство дренажа и ливневой канализации.

    Асфальтобетонная отмостка оснащается поверхностным линейным дренажом. Можно использовать готовые дренажные лотки с отводной трубой и защитными решетками или соорудить водоотводящие канавки из труб, распиленных пополам.

    Устройство отмостки

    К укладке отмостки приступают, когда все работы, которые могли бы ее повредить, уже закончены. В первую очередь, подразумеваются:

    • обустройство кровли с карнизными свесами и входными козырьками;
    • установка креплений водосточной системы;
    • обустройство оконных сливов.

    Затем устанавливается две линии колышков. Колышки первой линии служат для фиксации уровня примыкания отмостки к цоколю. Их устанавливают по углам здания и натягивают шпагат вдоль всего периметра. Второй линией колышков с натянутым шпагатом обозначается расположение и высота наружного края отмостки.

    Первый этап подготовки к укладке отмостки – удаление всей растительности на глубину до 15 см. При этом следует убрать все корни, в противном случае молодые побеги могут разрушить покрытие.

    Затем по периметру строения отрывается траншея (корыто) для обустройства основания отмостки. Дно корыта плотно утрамбовывают. На дно насыпается слой крупного песка и утрамбовывается. Толщина рыхлого слоя сыпучего материала больше проектной на коэффициент разрыхления. При трамбовке песок увлажняют. В местах, недоступных для механизмов трамбовка производится вручную.

    По периметру траншеи укладывают бордюрные камни. Поверх подготовленной песчаной подушки насыпают слой щебня, соблюдая то же принцип соотношения между рыхлым и проектным слоями. В этом слое формируется проектный уклон. Щебень трамбуют до потери подвижности его частиц в верхнем слое. Толщина щебневого основания под асфальтобетонную отмостку – не менее 15 см.

    По подготовленному основанию укладывают асфальт. Толщина покрытия – 3 см. Укладка финишного слоя производится только в сухую погоду, при температуре не менее +10 градусов осенью и не менее +5 весной и летом. Используется горячая смесь, приготовленная в заводских условиях.

    Решения по сохранению асфальтобетонного покрытия для дорог

    Наша миссия

    Открытие, распространение и применение экологически безопасных технологий, которые продлевают срок службы и улучшают характеристики асфальтовых и бетонных дорог, автомагистралей, мостов и взлетно-посадочных полос.

    Наши основные ценности

    • Реальная наука
    • Полное тестирование
    • Строгие спецификации
    • Выполнение обязательств
    • Реальные результаты

    Наша история

    Когда Колин Дюранте услышал об исследованиях мальтена, проведенных Фрицем Ростлером в 1971 году, и основанной на них технологии защиты дорог Reclamite ® 1 , он установил отношения дистрибьютора на востоке Миссисипи с первоначальным производителем продукта, компанией Witco. Корпорация. К 1972 году в Кливленде, штат Огайо, была официально основана компания Pavement Technology, Inc., основным продуктом которой был реагент для восстановления асфальта Reclamite. Мы по-прежнему являемся основным дистрибьютором и аппликатором для его нынешнего владельца, Ergon, Inc., ежегодно обновляя тысячи миль дорог, мостов и аэропортов с помощью омолаживающего средства Reclamite.

    В 1992 году Колин инвестировал в производственное предприятие D&D Emulsions Inc. в Мэнсфилде, штат Огайо. Благодаря этому совместному предприятию мы уже более полувека производим технологию Reclamite в строгом соответствии с ее первоначальными спецификациями.

    Наше сотрудничество с D&D Emulsions немедленно дало нам доступ к набору продуктов Golden Bear, которые теперь принадлежат Tricor Refining, LLC, компании Ergon. Несколько лет спустя материалы для обслуживания и консервации дорог от DAI Emulsion Inc. стали частью нашего портфолио благодаря совместному предприятию с D&D.

    Совсем недавно Колин начал сотрудничать с Делбертом Доусоном из D&D Emulsions в разработке собственных запатентованных материалов и технологий. Первым был выпущен стабилизатор швов асфальта JOINTBOND ® , который успешно применяется на дорогах по всей Америке.

    После обширных исследований, испытаний и разработок в 2017 году мы выпустили серию продуктов, основанных на еще одной запатентованной технологии. Семейство решений фотокаталитической технологии P lus Ti ™ представляет собой уникальные материалы для консервации, использующие диоксид титана для превращения асфальтовых и бетонных дорог в союзников в борьбе Америки за снижение загрязнения воздуха, связанного с выбросами транспортных средств.

    Сегодня PTI использует наш опыт и знания в области обслуживания и консервации асфальта и бетона для разработки, распространения и применения устойчивых, продлевающих жизнь решений, которые улучшают жизнь сообществ, которым мы служим.

    Asphalt Preservation Company Distribution

    Наши запатентованные технологии, стабилизатор продольных швов JOINTBOND ® и семейство фотокаталитических технологических решений P lus Ti ™, которое включает A.R.A.-1 Ti ® средство для восстановления асфальта, уменьшающее загрязнение и нагревание, Litho1000 Ti ® , уменьшающее загрязнение и тепловое излучение герметик/отвердитель для бетона, JOINTBOND Ti ® , уменьшающий коэффициент излучения, рассеивающий воду стабилизатор продольных швов и Ti-Intro CME ® универсальный пенетрант, уменьшающий загрязнение и тепло, распространен в США, включая Аляску и Гавайи.

    Как компания по консервации асфальта, Pavement Technology, Inc. применяет многие, но не все технологии, которые мы продаем, включая Reclamite ® омолаживающее средство для асфальта. С географической точки зрения, большая часть нашей прикладной работы выполняется к востоку от Миссисипи, но иногда мы выезжали и на Азорские острова, так что не стесняйтесь спрашивать нас. Если мы не можем выполнить работу самостоятельно, наш головной офис с радостью направит вас к официальному дистрибьютору в вашем регионе, а также к надежному источнику технической помощи.

    Чтобы запросить контактную информацию местного представителя, напишите [email protected] или позвоните по телефону 1-800-333-6309., или заполните нашу контактную форму.

    Хотите больше информации?

    1. RECLAMITE ® является зарегистрированным товарным знаком Ergon, Inc.

    Rolling Out Pavement Technologies | FHWA

    Инновационные подходы к строительству и обслуживанию дорожных покрытий могут сэкономить деньги и повысить производительность. FHWA способствует их использованию по всей стране.

     

    WisDOT

    Департамент транспорта штата Висконсин строит экспериментальные участки шоссе № 21 недалеко от Неседа, штат Висконсин, в рамках демонстрационного проекта по оценке характеристик асфальтовых покрытий с повышенной плотностью уплотнения. Здесь транспортное средство для перегрузки материалов помогает перемещать асфальтобетонную смесь от грузовика к асфальтоукладчику при постоянной температуре.

     

    Сегодняшние пользователи автомагистралей ожидают качественного путешествия по безопасным и ухоженным дорогам с минимально возможными задержками. Федеральное управление автомобильных дорог играет ведущую роль в обеспечении развертывания и внедрения инновационных технологий, которые могут повысить безопасность и производительность транспортной системы, на дорогах страны.

    Одним из направлений деятельности FHWA является программа ускоренного внедрения и развертывания технологий дорожного покрытия (AID-PT). Конгресс учредил программу в 2012 году в соответствии с Законом о движении вперед к прогрессу в 21 веке (MAP-21). Цель состоит в том, чтобы задокументировать, продемонстрировать и внедрить инновационные технологии дорожного покрытия, включая их применение, производительность и преимущества. В 2015 году Конгресс продолжил программу AID-PT в рамках Закона об исправлении ситуации с наземным транспортом в Америке (FAST), при этом финансирование доступно до 2020 финансового года9.0005

    Центральное место в программе AID-PT занимают различные мероприятия по передаче технологий и информационно-разъяснительной работе, которые позволяют транспортному сообществу делиться информацией, опытом и практиками с помощью значимых и экономически эффективных стратегий, начиная от обзоров объектов, демонстраций и вебинаров и заканчивая руководящими документами. Транспортные агентства внедрили ряд технологий в таких областях, как бетонные покрытия, долговечность асфальтового покрытия и устойчивость.

    Текущие инициативы

    В своем годовом отчете AID-PT за 2016–2017 годы FHWA освещает тематические исследования, в которых обсуждаются ожидаемые долгосрочные улучшения в области экономии средств, сроков реализации проекта, устранения заторов, повышения безопасности и улучшения характеристик дорожного покрытия благодаря программе. В частности, FHWA принимает участие в различных мероприятиях по улучшению материалов для дорожного покрытия и предоставляет рекомендации, помогающие дорожным службам более эффективно проектировать и строить как асфальтовые, так и бетонные покрытия.

    Примеры текущих инициатив включают следующее:

    • Поощрение внедрения методологии, описанной в Механическо-эмпирическом руководстве по проектированию дорожного покрытия , опубликованном Американской ассоциацией государственных служащих автомобильных дорог и транспорта. Четырнадцать дорожных ведомств внедрили порядок асфальтирования покрытий, еще 31 планируют внедрить. Что касается бетонных покрытий, то 13 агентств внедрили, и еще 32 планируют это сделать.
    • Расширение использования и применения переработанного бетонного заполнителя в новых и реконструированных покрытиях и использование шинной резины в асфальтовых покрытиях. Эти методы не только позволяют сэкономить на затратах, но и поддерживают общее внимание к устойчивости и уменьшают воздействие дорожных покрытий на окружающую среду.
    • Улучшение процессов строительства асфальтовых покрытий, в частности, использование более эффективных методов уплотнения, обеспечивающих более длительный срок службы покрытий при незначительных дополнительных затратах или вообще без них.
    • Продвижение и продвижение подходов к разработке асфальтобетонных и бетонных смесей для дорожных покрытий, ориентированных на повышение производительности и долговечность.

    При активной поддержке заинтересованных сторон программа AID-PT обеспечивает ряд преимуществ: от более коротких сроков реализации проекта и уменьшения заторов до экономии средств и снижения числа смертельных случаев на дорогах.

    Завоевание позиций

    FHWA выделяет бетонные покрытия в своем отчете AID-PT из-за их растущей популярности как надежного и экономичного решения для обслуживания и сохранения дорожных покрытий. Использование бетонного верхнего слоя для восстановления существующего дорожного покрытия дает такие преимущества, как продление срока службы, увеличение несущей способности конструкции, сокращение затрат на техническое обслуживание и снижение затрат в течение жизненного цикла.

    Образец результатов программы AID-PT

    Программа AID-PT оказывает значительное влияние на правила дорожного движения:

    • В результате демонстрационного проекта по плотности 7 из 10 государств-участников пересматривают свои спецификации, чтобы улучшить характеристики асфальтовых покрытий.
    • Сорок четыре государственных дорожных агентства теперь разрешают использование переработанного бетонного заполнителя для различных применений, от гранулированного основания и заполнения насыпи до крупного заполнителя.
    • Доказано, что тонкие асфальтовые верхние слои эффективны для сохранения конструкций асфальтового покрытия, обеспечивая экономию до 30 процентов по сравнению с традиционными смесями.
    • Продолжает расширяться использование бетонных покрытий для восстановления существующих бетонных и асфальтовых покрытий: в 2016 году было уложено более 4 миллионов квадратных ярдов (3,3 миллиона квадратных метров).

     

    Программа FHWA по применению бетонных покрытий в полевых условиях, администрируемая Национальным центром технологии бетонных покрытий (CP Tech Center) в Университете штата Айова, отвечает на вопросы, часто возникающие в отношении этой технологии, в том числе когда и где использовать бетонные покрытия, а также соображения по проектирование и строительство.

    «Цель программы — оказание технической помощи агентствам в общем процессе укладки бетона, от выбора проектов-кандидатов до проектирования и строительства самого проекта», — говорит Дейл Харрингтон, инженер-строитель Snyder and Associates. , фирма, курирующая программу CP Tech Center.

    Другими словами, цель состоит в том, чтобы повысить осведомленность и знания среди государственных департаментов транспорта и местных агентств, подрядчиков и инженеров-консультантов о том, как успешно наносить бетонные покрытия.

     

    Дейл Харрингтон, Технический центр CP

    В рамках программы полевых работ по бетонным покрытиям были организованы семинары, техническая поддержка и выезды на объекты в этих местах по всей территории Соединенных Штатов.

     

    Типы покрытий

    Бригады могут наносить как связанные, так и несвязанные бетонные покрытия поверх существующих асфальтовых, композитных и бетонных покрытий. Если существующее дорожное покрытие находится в хорошем структурном состоянии, склеенные бетонные верхние слои могут устранить поверхностные повреждения или повысить прочность конструкции. Этот подход требует, чтобы бригады предпринимали определенные шаги для приклеивания нового верхнего слоя к существующему дорожному покрытию, чтобы оно вело себя как единая конструкция.

    Если существующее дорожное покрытие изношено от умеренного до сильного, для восстановления прочности конструкции можно использовать несвязанные бетонные покрытия. Новый верхний слой отделяется от существующего покрытия, чтобы гарантировать, что повреждения нижележащего покрытия не повлияют на характеристики нового верхнего слоя.

     

    Дейл Харрингтон, Технический центр CP

    Пик использования бетонных покрытий пришелся на 2009 г. , и этот показатель продолжает расти гораздо более высокими темпами, чем в предыдущее десятилетие.

     

    Наблюдение за результатами

    Участники программы по применению бетонных покрытий в полевых условиях получают непосредственные знания о решениях для наложения покрытий, что позволяет их агентствам получать как технические, так и финансовые дивиденды.

    «В рамках Программы технической помощи по бетонному покрытию был рассмотрен проект протяженностью 17 миль [27 км] на автомагистрали I-85 в Северной Каролине, — говорит Кларк Моррисон, инженер-конструктор дорожного покрытия штата в Департаменте транспорта Северной Каролины (NCDOT).

    Существующее дорожное покрытие представляло собой 50-летний бетонный шов с многочисленными асфальтовыми вставками. NCDOT выбрал несвязанный бетонный верхний слой. Группа технического центра CP посетила объект и провела семинар с инженерами NCDOT. По итогам семинара были выработаны две рекомендации: (1) оставить большую часть существующих асфальтовых заплат на месте и (2) использовать дренажную ткань вместо водопроницаемого асфальтового дренажного слоя, что привело к значительной экономии как затрат на строительство, так и времени. По оценкам Моррисона, экономия затрат только на капитальном ремонте составила не менее 3,25 миллиона долларов.

     

    Виктор (Ли) Галливан, Gallivan Consulting Inc.

    Департамент транспорта Пенсильвании использовал эти три катка с вибрационными стальными колесами, работающие кулисой, для достижения целей повышенной плотности на своих демонстрационных испытательных участках.

     

    Использование бетонных покрытий растет и в других дорожных агентствах, по словам Харрингтона из CP Tech Center. «За последние несколько лет мы наблюдаем значительный рост использования бетонных покрытий, — говорит он. «С сентября 2013 г. по сентябрь 2016 г. 11 DOT различных штатов, которые прошли обучение по укладке бетонных покрытий, построили более 115 проектов укладки бетонных покрытий, что составляет более 750 миллионов долларов строительных затрат».

    По мере того, как все больше агентств получают практические знания о бетонных покрытиях и опыт работы с этой технологией, официальные лица FHWA ожидают, что ее использование в качестве альтернативы для сохранения и восстановления дорожного покрытия будет расширяться.

    Доступен ряд ресурсов, которые помогут дорожным службам оценить и применить бетонные покрытия. Руководства, технические описания, документация по конкретным случаям и обучение — это лишь некоторые из доступных ресурсов, которые охватывают все аспекты бетонных покрытий — от выбора до проектирования и строительства — и для целого ряда применений, включая автомагистрали, городские улицы и парковки. .

    Для получения дополнительной информации посетите сайт www.cptechcenter.org/research/research-initiatives/overlays.

    Повышенная плотность, повышенная износостойкость

    В ежегодном отчете FHWA AID-PT также подчеркивается важность плотности асфальта на более чем 9,6 миллионах полос движения (15,4 миллиона километров), составляющих сеть автомобильных дорог США — одну из самых крупнейшие активы страны. Поддержание системы в рабочем состоянии обходится дорого. В своем отчете Конгрессу 2015 Состояние автомобильных дорог, мостов и общественного транспорта страны: условия и эффективность  (FHWA-PL-17-001), FHWA оценивает среднегодовые инвестиции, необходимые в период с 2013 по 2032 год для поддержания состояния и производительности системы автомобильных дорог страны как в целом составляет 89,9 миллиарда долларов.

    Любые улучшения в работе конструкций дорожного покрытия помогут снизить величину требуемых ежегодных инвестиций. Одним из простых, прямолинейных и относительно недорогих способов улучшения характеристик асфальтовых покрытий является достижение более высоких уровней плотности во время строительства. Более высокие уровни плотности асфальта повышают износостойкость дорожного покрытия, продлевают срок его службы и отсрочивают будущие работы по восстановлению и реконструкции.

     

    Источник: FHWA.

     

    Привлекательность уплотнения

    За прошедшие годы инновации и усовершенствования в оборудовании, методах и технологиях позволили повысить характеристики дорожного покрытия и снизить затраты. Сегодня инженеры знают, что сочетание контролируемого уплотнения с более высокой плотностью дорожного покрытия на месте может оказать существенное влияние на характеристики асфальтового покрытия.

    Исследования показали, что увеличение плотности и уменьшение содержания воздушных пор в асфальтовых покрытиях приводит к снижению водопроницаемости, повышению устойчивости к растрескиванию и колееобразованию под нагрузкой и, в конечном счете, к увеличению срока службы покрытия. Например, одно исследование, проведенное исследователями из Национального центра асфальтовых технологий в Обернском университете, показало, что увеличение уплотнения, приводящее к уменьшению содержания воздушных пустот на 1 %, может обеспечить увеличение усталостной долговечности на 8–44 %. От 7 до 66 процентов увеличения эффективности гона, как на основе лабораторных, так и полевых данных.

    Сравнение предполагаемой стоимости жизненного цикла верхнего слоя асфальтового покрытия, построенного с плотностью 92 процента от максимальной теоретической, с аналогичным верхним слоем, построенным с плотностью 93 процента, показывает потенциальную экономию, которая стала возможной за счет увеличения минимальной требуемой плотности на месте всего на 1 процент. Используя консервативное 10-процентное увеличение срока службы, в спонсируемом FHWA отчете Улучшенное уплотнение для повышения долговечности и продления срока службы дорожного покрытия: литературный обзор (отчет NCAT № 16-02) приводится экономия затрат в чистой текущей стоимости 88 000 долларов на проект мощения стоимостью 1 миллион долларов.

     

    MnDOT

    Министерство транспорта Миннесоты использовало показанные здесь роликовые катки, оснащенные интеллектуальными приборами для уплотнения, для контроля уплотнения тестовых участков.

     

    Подрядчики могут добиться более высокой плотности за счет увеличения уплотнения, но чрезмерное уплотнение может повредить дорожное покрытие. К счастью, недавние усовершенствования, такие как технологии теплой асфальтобетонной смеси (которые улучшают удобоукладываемость смеси), интеллектуальное уплотнение, высокотехнологичные асфальтоукладчики и процессы контроля качества, позволили достичь более высокой плотности на месте, избегая этого риска. И, в отличие от других методов достижения улучшенных характеристик дорожного покрытия, которые требуют более дорогих материалов или методов строительства, дополнительная плотность дорожного покрытия на месте не приводит к значительному увеличению стоимости для достижения существенного улучшения характеристик.

    FHWA запускает демонстрационный проект

    В 2016 году, признав важность плотности на месте для строительства экономичных и долговечных асфальтовых покрытий, FHWA инициировала демонстрационный проект под названием «Повышение долговечности за счет увеличения плотности покрытия на месте». . Цель состояла в том, чтобы продемонстрировать, что плотность на месте, необходимая для улучшения характеристик асфальтового покрытия, может быть достигнута без значительного увеличения затрат на строительство. В процессе подачи заявок FHWA выбрало 10 штатов для строительства тестовых участков и участия в демонстрации.

    На каждом демонстрационном участке бригады построили одну стандартную секцию в качестве контрольной и одну или две опытные секции с повышенной плотностью. Каждое государство также построило дополнительные испытательные участки с альтернативными подходами к повышению плотности дорожного покрытия. Эти альтернативы включали в себя ряд недавних технологических усовершенствований, таких как теплый асфальт, интеллектуальное уплотнение, измерители плотности прокатки и инфракрасное изображение. Другие испытанные альтернативы включали более традиционные изменения в практике, такие как дополнительные катки, транспортные средства для транспортировки материалов и улучшения в составе асфальтобетонных смесей, выборе материалов и планах обеспечения качества.

    Судя по всему, демонстрационный проект удался. Ключевой вывод заключался в том, что бригады могли эффективно повысить плотность на месте: 8 из 10 штатов добились увеличения плотности по крайней мере на 1 процент в своих проектах.

     

    Источник: FHWA/APTech​​​​​​.

     

    Выявленные методы достижения повышенной плотности были разделены на пять основных категорий, которые могут служить контрольным списком для изучения дорожными службами:

    1. Улучшить спецификации, включив в них стимулы или усилить существующие стимулы для подрядчиков для достижения более высокой плотности на месте.
    2. Скорректируйте состав смеси, чтобы получить немного более высокое содержание асфальта.
    3. Стремитесь к большей согласованности температуры смеси, скорости асфальтоукладчика и рисунка расположения катков.
    4. Следуйте передовым методам строительства.
    5. Используйте новые технологии, такие как теплый асфальт, инфракрасное изображение, измерители плотности прокатки и интеллектуальное уплотнение.

    Семинары по передовому опыту

    Ключом к успеху демонстрационных проектов было партнерство, которое FHWA установило с промышленностью, а также государственными дорожными агентствами и подрядчиками в участвующих государствах. Национальный центр технологии асфальтобетона и Асфальтовый институт организовали семинары, помощь в проектировании смесей и совещаниях перед началом строительства, мониторинг строительства и поддержку документации. Основная цель семинаров заключалась в том, чтобы представить передовой опыт уплотнения дорожного покрытия, не прибегая к использованию дополнительного уплотняющего оборудования или более дорогостоящих технологий уплотнения.

    Отзывы государств-участников об однодневном семинаре были настолько положительными, что позднее семинар был проведен еще в 18 государствах. В общей сложности более 1400 участников из федеральных и государственных транспортных агентств и отраслевых организаций прошли обучение.

    «Финансирование и семинар, предоставленные FHWA, сыграли важную роль в [Министерстве транспорта штата Висконсин (WisDOT)] приоритизации демонстрационного проекта повышенной плотности», — говорит Барри Пей, главный инженер по материалам в WisDOT, один из участников демонстрационного проекта FHWA. . «Информация, полученная из этой демонстрации, позволила WisDOT обновить наши спецификации плотности для строительного сезона 2017 года, на год или два раньше, чем мы планировали изначально. Увеличение плотности на 1–1,5 процента приведет к увеличению срока службы дорожного покрытия на 10 или более процентов. Возврат от поощрения FHWA в размере 50 000 долларов и семинара будет отличным для Висконсина».

    Для получения дополнительной информации о результатах демонстрационных проектов посетите http://eng.auburn.edu/research/centers/ncat/files/technical-reports/rep17-05. pdf.

    На пути к устойчивым тротуарам

    Еще одним важным моментом в ежегодном отчете AID-PT является Программа экологически безопасных дорожных покрытий FHWA. Эта программа поддерживает дорожные агентства, поскольку они работают для достижения экологических, социальных и экономических целей. Программа направлена ​​на расширение знаний и практики проектирования, строительства и обслуживания более устойчивых дорожных покрытий посредством взаимодействия с заинтересованными сторонами, обучения и разработки руководств и инструментов.

    Программа определяет устойчивое дорожное покрытие как покрытие, соответствующее местоположению и климату, по возможности с использованием местных материалов и отвечающее требованиям агентства по дизайну и характеристикам. С помощью технической рабочей группы Программа устойчивого дорожного покрытия FHWA претворяет знания в жизнь. Вот подробнее некоторые из основных мероприятий программы.

    Привлечение заинтересованных сторон

    В основе программы лежит Техническая рабочая группа по экологичным покрытиям. Рабочая группа, состоящая из 20 членов, представляющих федеральные, государственные и местные транспортные агентства, а также отраслевых и академических партнеров, и более 300 «друзей», вносит общий технический вклад в программу и помогает повышать осведомленность специалистов по дорожному покрытию о проблемах устойчивого развития.

    Группа собирается два раза в год для обмена информацией посредством технических презентаций, обзоров технической документации, а также дискуссий в группах и за круглым столом. На недавних встречах были затронуты такие темы, как оценка жизненного цикла дорожного покрытия и взаимодействие дорожного покрытия с транспортным средством.

    По словам Лейфа Уотне, исполнительного вице-президента Американской ассоциации производителей бетонных покрытий и члена рабочей группы, «Программа экологически безопасных покрытий оказалась чрезвычайно плодотворной, объединив заинтересованные стороны и ведя содержательный диалог по всем вопросам, связанным с устойчивостью покрытий.

    Определение игрового поля

    Чтобы предоставить передовой опыт и практическое руководство, FHWA выпустила множество справочных материалов и возможностей обучения. Отличительным результатом программы является «На пути к устойчивым системам дорожного покрытия: справочный документ » (FHWA-HIF-15-002). В документе   представлен обзор основных концепций и рекомендации   о том, как сделать укладку более экологичной. Например, он побуждает агентства учитывать весь жизненный цикл, от добычи материалов и их транспортировки на площадку до этапов проектирования, строительства, использования и окончания срока службы дорожного покрытия. Он также советует агентствам признать, что не существует универсального подхода к устойчивости дорожного покрытия; найти компромисс между экономическими, экологическими и социальными факторами; и стремиться к повышению устойчивости от проекта к проекту в долгосрочной перспективе.

    Программа устойчивого дорожного покрытия также разработала основу для оценки воздействия систем дорожного покрытия на окружающую среду в течение всего жизненного цикла. Жизненный цикл дорожного покрытия   Схема оценки  (FHWA-HIF-16-014) является важным первым шагом в реализации и принятии принципов оценки жизненного цикла. Дорожные агентства и специалисты по дорожным покрытиям и материалам используют этот документ, чтобы помочь в разработке инструментов оценки жизненного цикла.

    Например, Амлан Мукерджи, доктор философии, адъюнкт-профессор гражданской и экологической инженерии в Мичиганском технологическом университете, использовал этот документ для подготовки правила категории продукта и экологической декларации продукта для производства асфальтового покрытия. «Система оценки жизненного цикла определяет все взаимосвязанные компоненты, имеющие отношение к проектированию, строительству и обслуживанию дорожных покрытий», — говорит Мукерджи. «При проведении оценки жизненного цикла асфальтобетонных смесей система использовалась для учета всех факторов, относящихся к асфальтовым покрытиям. Это гарантирует, что декларации об экологических продуктах асфальта могут быть легко интегрированы с другими компонентами оценки жизненного цикла дорожного покрытия и, в конечном счете, позволяют агентствам использовать их для целей проектирования дорожного покрытия и принятия решений по строительству».

    Дорожная карта на будущее

    FHWA недавно разработало стратегическую дорожную карту Программы устойчивого дорожного покрытия (FHWA-HIF-17-029)   , в которой определены конкретные направления на 2015–2020 годы. Дорожная карта освещает темы и результаты   , которые могут оказать существенное влияние на   , продвигая соображения устойчивого развития в сообществе дорожных покрытий. Содержание организовано по четырем широким целевым областям, каждая из которых включает процессы и действия, которые продвигают состояние практики к устойчивости. Для получения дополнительной информации посетите www.fhwa.dot.gov/pavement/sustainability/hif17029..pdf.

     

    APTech

    Двухслойное бетонное покрытие, как показано здесь, использует более высокий процент переработанного или маргинального заполнителя в более толстом нижнем слое, при этом более прочный материал резервируется для более тонкого поверхностного слоя. Этот метод повышает устойчивость дорожного покрытия без ущерба для его эксплуатационных характеристик.

     

    Применение знаний на практике

    Внедрение более устойчивых практик дает множество преимуществ не только для окружающей среды, но и для финансовых результатов агентств. Например, при реконструкции платной дороги Мемориала Джейн Аддамс (I–90), платная дорога Иллинойса задокументировала повторное использование почти 1,2 миллиона тонн (1,1 миллиона метрических тонн) переработанных материалов, включая заполнители, а также асфальтовые и бетонные покрытия с проектной площадки. Точно так же Департамент транспорта Иллинойса задокументировал переработку более 2 миллионов тонн (1,8 миллиона метрических тонн) материалов в течение строительного сезона 2015 года. Переработка и повторное использование материалов снижает спрос на первичные материалы и связанные с этим транспортные и энергетические затраты.

    Повторное использование материалов также обеспечивает значительные экологические преимущества и экономию затрат на национальном уровне. Согласно опросу, проведенному FHWA и Национальной ассоциацией асфальтовых покрытий, в течение строительного сезона 2016 г. было утилизировано более 76,9 млн тонн (69,7 млн ​​метрических тонн) регенерированного асфальтового покрытия и почти 1,4 млн тонн (1,3 млн метрических тонн) переработанной битумной черепицы. используются в новых покрытиях в Соединенных Штатах, экономя налогоплательщикам более 2,1 миллиарда долларов по сравнению со стоимостью использования традиционных материалов для мощения. Кроме того, по оценкам Американской ассоциации строителей дорог и транспорта, использование летучей золы — побочного продукта угольных электростанций — в качестве замены цемента в бетонных смесях для дорожного покрытия сэкономило 2,3 миллиарда долларов за 5-летний период.

    Программа «Экологичные тротуары» продолжит оказывать поддержку дорожным агентствам, поскольку они учитывают принципы устойчивого развития в своей повседневной деятельности. В ближайшем будущем FHWA планирует подготовить дополнительные руководящие документы, создать простой калькулятор оценки жизненного цикла и разработать тематические исследования, посвященные передовым методам создания устойчивых дорожных покрытий.

LEAVE A REPLY

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *